Есть ли у вас минутка поговорить об играх?

Евгений Щукин (пользователь)

Почему в христианских играх нет ничего святого

Некоторые жанры в видеоигровой индустрии — как исчезающие виды животных — имеют в природе всего несколько десятков представителей. Симулятор бога, например, или инженерный конструктор про постройку мостов. К этому же числу редких жанров относят и христианские игры — проекты, созданные по мотивам религиозных сюжетов. Такие игры, как правило, отличаются от остальной массы «порочных» видеоигр набожными главными героями, религиозной тематикой и полным отсутствием физического насилия. Христианские платформеры, бродилки и шутеры призваны обратить внимание аудитории к вопросам нравственности и веры, указать или хотя бы намекнуть на важность соблюдения заповедей, ежедневных молитв и т.д. Однако, как показывает практика, большинство христианских игр являются не только плохими духовными наставниками, но и плохими играми.

«Устройство храма»

Несмотря на богатую историю православного христианства, отечественные игры по мотивам библейских сюжетов и церковного быта можно пересчитать по пальцам. Одна из немногих — обучающий квест «Устройство Храма», призванный ответить на самые распространенные вопросы подрастающих христиан. Проект представляет собой даже не столько игру, сколько интерактивную энциклопедию с оригинальной рисовкой и приятной озвучкой. «Устройство храма» в игровой форме рассказывает об истории храмостроения, традициях православия, религиозном быте и устое. Игрокам предлагается прогуляться по мультяшному храму, расспросить Звонаря и Зодчего о тонкостях их ремесла, а также узнать, что такое иконостас, и где его искать. В роли рассказчика, кстати, выступил известный российский актер Валерий Золотухин.

Забегая вперед, должен отметить, что этот ненавязчивый, образовательный проект российских разработчиков на фоне американских аналогов выглядит очень и очень прилично. Немного скучновато, но прилично

В то время как российские христиане пока только знакомятся с индустрией видеоигр, западные религиозные деятели уже давно привыкли рассматривать компьютерные развлечения как неотъемлемое направление своей проповеднической деятельности. В Америке, например, игры на христианскую тематику начали появляться почти в то же время, что и любые другие. Одним из первопроходцев в этом деле выступила компания BibleBytes, которая быстро разглядела в виртуальных развлечениях отличную платформу для популяризации своего учения. BibleBytes начала разрабатывать игры еще в далеком 1982 году для Atari 2600 и Apple II. Тогда же и было положено начало оригинальному игровому жанру — христианским видеоиграм.

Bible Adventures

Одной из самых известных христианских игр в свое время стала Bible Adventures — первый игровой проект христианской компании-разработчика Wisdom Tree на приставке NES. Как и большинство подобных игр «Библейские приключения» описывали те или иные события из истории христианства. Так, картридж Bible Adventures включал в себя сразу 3 самостоятельных приключения: «Ноев ковчег», «Дитя Моисей» и «Давид и Голиаф». Несмотря на непохожие сюжеты, все игры представляли собой простоватые платформеры, завязанные на перепрыгивании препятствий и коллекционировании предметов. «Ноев ковчег», как можно догадаться, предлагал игрокам собрать на палубе «каждой твари по паре», при этом нужно было внимательно следить за гендерным разнообразием пассажиров. А в игре про «дитя Моисея» игроки помогали сестре обреченного на гибель мальчика добраться до Нила, избегая прислужников фараона и… пауков.

Baby Moses, 1991. Столбец скрижалей в левом верхнем углу экрана — шкала здоровья

Уже при первом знакомстве с Noah's Ark из сборника Bible Adventures можно невооруженным взглядом заметить, как сильно игра похожа на другие платформеры на NES, Super Mario Bros, к примеру. Замени главного героя на итальянского водопроводчика, добавь ярких цветов в оформление уровня, и можно будет пугать геймдизайнеров Nintendo пиратской копией новой игры про Марио. В этой схожести нет ничего криминального — многие игры на NES подсматривали дизайнерские идеи друг у друга. Однако в связи с этим встает резонный вопрос: в чем же тогда заключается разница между исключительно «правильными» христианскими играми и остальным ширпотребом?

Основное отличие благочестивых игр от любых других — библейский сюжет. В качестве протагонистов чаще всего выступают известные герои христианских писаний, например, Ной или Адам. Цель игры, как правило, тоже соответствует религиозным заветам: спаси, исцели и утоли жажду страждущего. Второе главное отличие — отсутствие насилия. В одобренных церковью играх можно только спасать души грешников и добиваться раскаяния своих противников. Убивать в христианских играх разрешается только «чистых» зверюшек и только для праздничного ужина.

Bible Builder, 1992. Пожалуй, наиболее обожаемая учителями католических школ видеоигра. Цель игры — угадывать главу и стих приведенного отрывка. Благо, что за неправильные ответы не бьют по рукам указкой

Super 3D Noah's Ark

Хорошей демонстрацией боевой системы в христианских играх может служить Super 3D Noah's Ark — первая игра библейской тематики, выполненная с использованием технологии 3D. Разработкой руководила уже упомянутая организация Wisdom Tree, находящаяся тогда в авангарде католического игростроения. Компании удалось заключить договор с id Software на использование движка Wolfenstein 3D, что уже само по себе является курьезным совпадением (годом ранее на этом же движке был написан инфернальный Doom). Одного взгляда на Super 3D Noah's Ark достаточно, чтобы узнать в нем старый-добрый Wolfenstein 3D: под яркими цветами палубы ковчега любому олскульному геймеру очень просто будет разглядеть холодную каменную кладку замка Вольфенштейн. Игры действительно оказались очень похожи, различия между ними заключались только в графических модельках персонажей и сюжетной завязке. Главный герой — Ной — призван накормить и успокоить всех животных на борту ковчега. В качестве противников — козочки и овечки, в качестве оружия — рогатка, а вместо свинцовых пуль — фрукты и ягоды. Бродим по уровням, угощаем зверюшек из автоматической рогатки, отчего последние со смешными звуками проваливаются в крепкий сон. Это ли не благодать!

Замок Вольфенштейн глазами добрых праведников. Форма рогатки в руках Ноя у меня одного вызывает вопросы?

Несмотря на необычную для виртуальных развлечений тематику, количество выпущенных игр с христианским уклоном постепенно увеличивается. С появлением и популяризацией мобильных устройств стали появляться и христианские мобильные игры. И если вам вдруг покажется, что жанровый диапазон «мобилок» включает в себя только простенькие викторины и кроссворды на обозначенную тему, то не спешите делать выводы. В арсенале католической конфессии есть и полноценные классовые RPG, как Heroes: The Game, и даже шутливые, забавные аркады, как Noah's Bunny Problem, где главному герою приходится разнимать чрезмерно быстро плодящихся на борту ковчега кроликов. Большинство мобильных игр, по понятным причинам, предназначены для детского или семейного времяпровождения. Этому способствуют и доброжелательный сеттинг, и простота основных библейских сюжетов и низкий порог требовательности у детской аудитории. Одни из самых ярких и запоминающихся в этой категории: Adventures of Bible Bear и Charlie Church Mouse 3D Bible Adventures, где игрокам предлагается помочь в изучении Библии медвежонку и мышонку. Ассортимент мобильных развлечений для маленьких христиан, вполне очевидно, не так велик, однако сказать, что католическая церковь обходит видеоигры стороной, точно нельзя.

Adventures of Bible Bear. Даже у верующего мишки жизнь интереснее, чем у тебя меня

Guitar Praise, Dance Praise

Христианская музыка и песни уже давно стали неотъемлемой частью американской культуры. Любовные баллады, оркестровая музыка, рок, альтернатива, хип-хоп и даже металкор регулярно пробиваются в чарты и пользуются популярностью среди определенных групп слушателей. Использование подобающего саундтрека для религиозных игр никогда не было секретом для геймдизайнеров, однако эта традиция вышла на новый уровень с появлением таких нашумевших музыкальных хитов, как Guitar Hero, Rock Band, Dance Dance Revolution, Just Dance и т.д. Игровая механика подобных игр идеальным образом подходила для распространения христианского контента. Нужно было только заменить греховные Black Sabbath — Paranoid и Willow Smith — Whip My Hair на благочестивые BarlowGirl — I Need You to Love Me и Everyday Sunday — Let’s Go Back, а визжащих со сцены раскрашенных рокеров — на нейтральные тематические пейзажи. Таким образом на свет и появились Guitar Praise — симулятор верующего гитариста, и Dance Praise — цензурированный брат dance-симуляторов с танцевальным ковриком перед монитором. Разработкой обеих игр занималась компания с говорящим названием — Digital Praise, позже вошедшая в состав другой христианской игровой студии — Left Behind Games. Христианские аналоги Guitar Hero и Dance Dance Revolution в действительности представляли собой ограниченные и урезанные версии оригинальных проектов, без прокачки, геймплейных плюшек, таких как Star Power, или соревновательного режима (никакого азарта!) Музыкальный репертуар чуть менее, чем полностью состоял из песен про любовь, надежду и полный трудностей и испытаний путь к обретению истинной веры. К тому же, игры отличались плохой оптимизацией, нередко тормозили безо всякой причины и выглядели, как китайские клоны оригиналов. При этом даже такие существенные недостатки не отразились на количестве проданных копий и опубликованных дополнений. Dance Praise, например, расходилась так хорошо, что обзавелась целым ворохом дополнительных паков, среди которых оказались такие интересные экземпляры, как Modern Worship и God Rocks! BibleToons.

Рекламный ролик Dance Praise 2 — the ReMix. Если смотреть очень внимательно можно заметить, как танцующими людьми постепенно овладевает благодать

Как показывает история, ситуация с разработкой и публикацией христианских игр на Западе всегда была достаточно интересная. Начиная еще с Bible Adventures разработчики религиозных игр никогда не особо заморачивались с лицензиями на разработку, авторскими правами и разрешениями. Большая часть христианских игр на NES была самым настоящим бутлегом, который разрабатывался на коленке и распространялся без согласования с самой Nintendo. Система защиты от пиратских копий Checking Integrated Circuit, которой были оборудованы все оригинальные картриджи, никогда не являлась для «пиратов» значительным препятствием. Разработчики из Wisdom Tree не стеснялись пользоваться известной лазейкой в системе проверки лицензии, заключающейся в кратковременном скачке напряжения, который перегружал консоль и позволял картриджу пройти проверку на оригинальность. Nintendo, понятное дело, всячески старалась ограничить продажу «пиратских» игр. Однако значительно повлиять на объемы распространения не могла: игры Wisdom Tree и так почти не появлялись на прилавках обычных магазинов. Большая часть продукции реализовывалась через лавки христианской литературы и других религиозных товаров.

Также немаловажной причиной оставить христианских разработчиков в покое для Nintendo и других игровых компаний, которые могли бы уличить Wisdom Tree или Digital Praise в плагиате или нарушении лицензионных соглашений, было вполне оправданное нежелание связываться с таким могущественным религиозным объединением: кому захочется судиться со студией, имеющей в покровителях католическую церковь?

Guardians of Ancora — амбициозный христианский проект для iOS, разработанный командой опытных геймдизайнеров и программистов. Нужно признать, что выглядит игра как настоящая, полноценная, интересная... игра!

The Arkade

Конечно, ставить Wisdom Tree в один ряд с Activision или Ubisoft не получается. Уж слишком сильно по всем показателям продукты христианских разработчиков отстают от ААА-проектов мировых лидеров. Однако в отличие от множества даже более успешных игровых студий, в руках Wisdom Tree вот-вот может появиться значительный козырь — собственная игровая консоль! The Arkade — компактная игровая платформа, объединившая в одном корпусе все игры компании, выходившие на NES, а именно Sunday Funday, Spiritual Warfare, Joshua — The Battle of Jericho, Exodus, Bible Adventures, King of Kings и Bible Buffet. Консоль не имеет отдельного разъема для установки картриджей или дисков и представляет собой полностью закрытое самостоятельное устройство, не требующее настройки и не занимающее гнездо в сетевом фильтре. Просто достаете The Arkade из коробки, подключаете к телевизору и наслаждаетесь любимыми христианскими играми. Разве не этого ждут геймеры по всему миру?

Если вам вдруг показалось, что радужные планы Wisdom Tree по созданию собственной консоли излишне амбициозны и отдают беспочвенными надеждами, то не спешите заранее списывать The Arkade со счетов. Сейчас сбор пожертвований на создание устройства подходит вплотную к первой значимой цифре, а значит, поклонников у первой христианской консоли предостаточно. Успехи на Kickstarter уже позволяют Wisdom Tree строить планы по переизданию их самого популярного тайтла — Super Noah's Ark 3D — на другие платформы при условии, что собранная сумма перевалит за треть миллиона. Кампания продлится еще 3 недели, так что у всех заинтересовавшихся еще есть время поучаствовать.

Да, консоль выглядит, как джойстик от NES. Нет, им не стыдно

В качестве заключения хотелось бы выразить собственное мнение относительно описанных религиозных игр. При моем крайне осторожном и уважительном отношении к верующим и вере в целом, разработка и реализация подобных христианских видеоигр выглядит в моих глазах крайне неуместной и абсолютно неоправданной. Вера, как мне кажется, является одной из немногих вещей, не нуждающейся в дополнительной рекламе и пропаганде. Заявления о том, что Baby Moses или Super 3D Noah's Ark могут заинтересовать юных христиан и приобщиться к вере, выглядят уж слишком идеалистично и надуманно. Обыкновенные платформеры и шутеры с Ноем и Моисеем в роли главных героев не представляют для верующих никакой нравственной ценности, находясь на той же ступени, что и вирусный трек репера CHEF со словами «Иисус — мой президент». И уж совсем кощунственно выглядят попытки компаний-разработчиков заработать на распространении игр с христианским уклоном. Хотя кого это сегодня смущает, верно?

Смотрите также
Самые смешные пародии на «Лучший момент матча» из Overwatch
Фичер
Самые смешные пародии на «Лучший момент матча» из Overwatch
Станет ли Twitch игровой платформой?
Фичер
Станет ли Twitch игровой платформой?
Лучший косплей Overwatch: D.Va
Фичер
Лучший косплей Overwatch: D.Va
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться