Этюд в оранжево-синих тонах

bee_dee (пользователь)

Легендарный милитари-шутер с образцовым мультиплеером и претензией на крепкий синглплеер

Я не люблю рецензии. Довольно странно начинать рецензию с этих слов, но я не люблю рецензии. Это весьма ограниченный формат, который обязует тебя анализировать игру в соответствии с более-менее адекватными и общепринятыми стандартами, облачив при этом свой текст в определенную форму. Простор для творчества не так уж и велик, согласитесь?

И вы, вероятно, спросите: зачем тогда мы здесь сегодня собрались? Понимаете, тут такая штука: я не писал этой рецензии. Она буквально выросла сама из многочисленных заметок, которые я спонтанно оставлял под впечатлением от игры, а затем уже восполнял пробелы чуть более подробным анализом. Именно поэтому, кстати, я несколько запоздал с актуальностью рецензии. И именно поэтому я чуть-чуть превысил лимит рецензии в 10к знаков, но из песни слов не выкинешь — поэтому я позволил себе замахнуться на фичер.

Сразу оговорюсь, что рецензия будет неполной, потому как я не расскажу о мультиплеерной составляющей игры. А она, как известно, не просто основополагающая часть серии Battlefield, но её бренд, её икона – её всё. Но мне кажется, что рецензирование онлайн-перфоманса — вещь настолько ответственная, что требует экспертных профессионалов в области с тысячью наигранных часов за спиной. И наверняка это будет скучная аналитика про баланс техники и оружия, дизайн карт и специфику игровых режимов, какую вы встретите в тысячи гайдов, в обилии разбросанных по всем просторам интернета.

Я хочу поговорить о, в общем-то, уязвимом месте серии – о кампании. Да, были довольно неплохие Bad Company и Bad Company 2, но часть с четвёркой в названии поднимает новую планку и становится своеобразной вехой в истории Battlefield. Ну, поехали.

Вы, наверное, удивитесь, но кампания в Battlefield всегда имела существенные отличия от онлайн-игры. Четвёртая часть охотно впитала в себя опыт предыдущих, но провела существенные работы над ошибками.

Главным новшеством в этом плане стала полнейшая свобода действий. Разумеется, об огромной открытой территории на отшибе мира а-ля ARMA речи не идёт, но вариабельность прохождения увеличилась в разы. Маленькие коридорчики соединяют между собой части локации, как правило, существуя для подачи порций сюжета. Но в остальном игрок волен удовлетворять свои самые извращённые (в рамках игры) фантазии: можно одолжить почти любой транспорт посреди боя и укатить в Акапулько, а можно, например, подстрелить надоедливый вражеский вертолет, и он грохнется прямо посреди сюжетных декораций. Это привносит освежающую нотку в безумно скучный парад милитари-шутеров, где право взорвать вертолёт строго регламентировано сюжетом, а в транспортном средстве доверяют только место за стационарным пулемётом. Мол, не дорос ещё.

Вы, возможно, помните «Небесный крюк», который подобрал героя с земли прямиком на самолёт в «Тёмном рыцаре»? Тут есть один.

Местами тебе просто дают объемный кусок территории с кучей врагов и техники на нем: как пойти — решай сам, рамки нам не писаны. Угони танк, займи вышку и «отснайпери» территорию или методично вырежи весь отряд отработанными ударами ножа в спину, лишь бы потом дитя не плакало на форумах об «ужасно линейных рельсах сюжета». Ах, да – нам завезли стелс-элементов, со всеми прилагающимися индикаторами скрытности и инстант-киллами.

Местами геймплей становится похож на мультиплеерный режим один-в-один — только противники, в отличие от настоящих, набегают порционными кучками, меньше боятся танков и гранат и реже награждают игрока меткой пулей без претензий на «ну как так, ну в который раз, ну читер по-любому же».

Для более эффективных и координированных действий игроку в распоряжение даётся бинокль, с помощью которого вы сможете изучить и оценить обстановку, найти наиболее выгодные позиции и, что важнее, отметить супостатов на карте для более лёгкого прицеливания. Кроме того, вы можете отдать приказ напарникам или иногда выдающейся по сюжету дружественной технике – и они устроят свинцовый дождь по месту дислокации соперника и не успокоятся, пока последняя вражья душонка не покинет тело.

А тут Battlefield 4 немножечко Far Cry 3: отметил противников и устроил тактику. Возможен стелс.

В общем, прекрасная до невозможности и элегантная в исполнении идея, которая работает приятно и безотказно. Некогда что-то подобное было в Crysis — только здешняя свобода действий не бутафорская, а тактическая оценка периодически даже имеет смысл.

Что-что, а визуальный ряд четвёртой части хорош до неприличия — Фростбайт на Фростбайте и Фростбайтом погоняет. Если не самый красивый «графон» игровой индустрии, то определённо серебряный призёр: на огромных локациях нашлось место декоративно потрескавшейся городской архитектуре, от величавых поднебесных высоток до массивных дамб и висячих мостов – буквально всё можно «прощупать» лично. На задниках виднеются прекрасные природные планы – горы, леса, поля – которые, несмотря на то, что вставлены постольку поскольку, выглядят потрясающе. Они даже включили в одиночную игру эту пресловутую динамическую смену погоды, которая уютно чувствует себя в онлайне.

Конечно, самый смак происходит в непосредственной близи игрока, незримый режиссёр каприза ради играется с окружением и так, и эдак. Отсюда и зрелищность, которой игра щеголяет, как одним из главных козырей. Главный конкурент, конечно, пытается аргументировать той же монетой в ответ – но давайте признаемся самим себе: тамошняя зрелищность – лишь оправдание владельцам маломощных компьютеров, потому как ни в какое сравнение с Battlefield идёт. Это словно рабочий тандем Антона Павловича Чехова и Майкла Бэя: если в поле зрения появляется что-то, что, как вам кажется, неплохо разрывается на части, то вскоре оно обязательно разорвётся.

Вышел в горы величавы на графон смотреть прекрасный

Некоторые критики в своих отзывах к такому подходу оппонируют: дескать, своим движком DICE пускает пыль в глаза. Причём, как фигурально, так и буквально: не преминут блеснуть чудесами движка то тут, то там – то искр напустят, то туману погуще, то десяток-другой зданий за пять-семь секунд на кирпичики разберут. Суть таких претензий, на мой взгляд, гораздо абстрактнее, чем полотна Малевича: среднестатистический – да и вообще любой – любитель милитари-шутеров может и должен ожидать от игры именно этого. Остальное пойдёт приятным дополнением.

Кстати, отдельно хорошим словом стоит упомянуть лицевую анимацию, которая тоже очень, очень и очень заметно похорошела по сравнению с третьей частью (это та, где точка, точка, запятая – вышла рожица кривая). В некоторые моменты это выглядит настолько хорошо, что L.A.Noire нервно докуривает блок «Мальборо», беспокойно качая головой. Только ракурсы тут похуже – как-никак, милитари-шутер, и постоянная фокусировка на морде напарника будет вызывать только стресс, головную боль и желание по этой самой морде хорошенечко вмазать.

Ну а теперь настал черёд перемыть косточки сюжетной составляющей игры. Сам по себе сюжет не предлагает никаких откровений. Это типичная для жанра история про то, как на пути к мировому господству некие злодеи были остановлены наследием дядюшки Сэма. В этот раз выбор пал на китайцев: тамошний адмирал Чанг устраивает государственный переворот, в чём его, разумеется, тут же поддерживает Россия, помогая в борьбе с американскими освободителями. Что ж… очень может быть.

После небольшой вступительной миссии, которая становится своеобразной презентацией всей предстоящей игры, формируется непосредственно наша команда – бравые напарники, которые почти полным составом будут сопровождать вас до победного конца и периодически пытаться нарушить субординацию, устраивая друг другу сцены.

Герой – аки вуайерист: в командные разборки не лезет, но за всем наблюдает с первых рядов.

Состав получился этнически толерантный: два американца, китаянка, афроамериканец и ирландец, причем, последние двое — один человек. Напарники рушат устоявшиеся закономерности: движет ими не только борьба за справедливость и американскую мечту – за каждым закреплён определённый багаж из грузного прошлого, формирующий пусть не многослойный, но всё равно довольно непростой характер.

Пак – полевой медик, который помешан на дисциплине и чётком соблюдении приказов. Ещё до выхода игры новостные сайты почему-то приписали ему Мэтта Леблана в качестве актёра мокапа – но это наглая ложь, да и особого сходства между ними нет.

Ирландец – темнокожая звезда компашки, великой души человек, раздражающий всех поголовно своим нытьём про «своих не бросаем». На нём в основном и держится весь благоприятный эффект от отношений между персонажами. Ирландец шутит, блестит белоснежными зубами, строптиво срывается на повышенные тона, если его беспокоят.

Ханна – агент секретной службы Китая, всю семью которой убил главный антагонист… так что, так и быть, она как раз движима борьбой за справедливость. Но, как и подобает агенту секретной службы, ведёт она себя загадочно, а истинные цели покрыты мраком, что прибавляет «перчинки» в сюжетное повествование.

Второплановые персонажи тоже подаются с большой толикой оригинальности. Например, оперативный агент ЦРУ, который ведёт себя беспощадно и то и дело дерзит команде, при случае грозясь трибуналом – типичный парень «я_предам_тебя_в_конце» — внезапно драматично погибает, напоследок отдавая долг отчизне. Или острая на язычок майор, массивная женщина, командующая остатками отрядов США на боевой точке и гоняющая подчинённых ей мужчин, словно

личных миньонов — всё это очень жизненные образы, в которые охотно веришь и проникаешься.

Вот насколько на самом деле похож на Мэтта ЛеБлана тот чувак. BUSTED.

Немалую роль в этом сыграла, конечно, лицевая анимация. Да и вообще, над мокапом поработали очень и очень хорошо: когда начинается какая-либо сюжетная болтология, персонажи расхаживают по мизансцене, разводят руками и набрасываются друг на друга – в общем, корчат из себя заядлых театралов, да так, что местами хочется рукоплескать. Скромно так рукоплескать, милитари-шутер же всё-таки.

Кроме прочего, чтобы разбавить хорошие, но со временем приедающиеся пострелушки, ребята начинают поднимать бытовые темы, что очень приятно сказывается на восприятии персонажей. Например, один уговаривает другого позвонить жене покойного товарища, чтобы сообщить трагичные новости, а тот упирается и пытается отсрочить момент, потому что душевный груз для него слишком велик. И эта уютная «бытовуха» красной нитью проходит через весь сюжет. Мол, на войне как на войне, но все мы люди. Не всё про «Стингеры» и ядерное оружие болтать.

И вот – концовка: момент истины, момент последнего аккорда кульминации, момент, когда игрок с облегчением понимает, что стрелять ему больше не придётся. И тут все похвалы в адрес DICE накрываются медным тазом, ибо нам предлагают абсолютно бессмысленный выбор из трёх равнозначных концовок (дежа вю), которыt, в конечном итоге, ведeт к дешевой десятисекундной финальной заставке и «философскому» подведению итогов. С таким потенциалом можно Шекспира ставить, а получилось...! Получилось, что получилось.

Наеврное, картинка была бы неполной без отношения DICE к деталям, которые украсили четвёртую часть, как новогоднюю ёлку. Вот такой пример: героя прижимает автомобилем к ограждению на краю моста. Напарники пытаются его высвободить, убрав машину. И – внимание — они не сразу начинают толкать её в сторону, а сначала снимают с ручника!

Конечно, это всего лишь мелочь, но, согласитесь, мелочь приятная. В конце концов, в игре, в которой небоскрёбы падают, а линкоры тонут, наблюдать за подобными мелкими деталями – большое удовольствие.

К приятным деталям можно добавить и музыкальное сопровождение. Во-первых, оно очень гармонично ложится на происходящее, подчёркивая, где надо взгрустнуть, а где – побалдеть от эпичности происходящего. А во-вторых — таки да, главная тема (которая, модифицируясь, кочует из игры в игру и уже давно приобрела статус интернет-мема). Она прекрасна.

Но есть, конечно, и свои косяки. Вот скажите, вас не достали немые главгерои? Эти жертвы послевоенного синдрома, которые от шокирующих событий напрочь забыли все основы разговорной речи? Но DICE копнули глубже: недостаточно просто сделать протагониста молчуном, нужно ещё и периодически провоцировать его на разговоры! «Какие будут приказы, сержант?». «Я хочу услышать эти слова от человека, которому доверяю!». Садисты.

Кстати, с репликами вообще периодически какая-то беда, причём, преимущественно, с репликами женщины. «В тебя стреляют!» – большое спасибо, конечно, но индикаторы здоровья справляются с этой работой лучше тебя. «Хороший выстрел, капитан!» — не пытайся подольститься, куколка, я его ножом убил.

Это, конечно, совсем не вредит полноценному погружению в игру, скорее – так, даёт лишний повод похихикать, протискиваясь среди гор патетичности и военных реалий.

Выбор, бессмысленный и беспощадный.

Battlefield 4 задался целью не только поддержать планку качества мультирлеера, но и преуспеть в том, что его коньком никогда не являлось. Удалось ему это или нет – вопрос достаточно спорный, но однозначно то, что суть DICE уловили прекрасно, создав один из лучших милитари-шутеров не только последних лет, но и за всё время вообще. Остаётся надеяться, что положительная динамика компании в этом направлении продолжится, и в будущем Battlefield поразит игроков ещё большей динамикой, зрелищностью и накалом страстей.

Смотрите также
Главные онлайн-события октября 2016
Фичер
Главные онлайн-события октября 2016
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Фичер
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Главные анонсы BlizzCon 2016
Фичер
Главные анонсы BlizzCon 2016
Дата выхода

Battlefield 4

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360, PlayStation 4, Xbox One
8.5
Оценка редакции
Читать рецензию
8.5
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Electronic Arts
Режимы игры
одиночный режим, игра в интернете, кооператив
Модель распространения
розничная продаж, цифровая доставка
Дата выхода
(PlayStation 4), (Xbox One)
(Xbox One), (PlayStation 4)
(PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360)
Системные требования
Минимальные
Windows Vista, AMD Athlon X2 2,8 ГГц, ОЗУ: 4 ГБ, 30 ГБ HDD, AMD Radeon 3870 или выше
Рекомендуемые
Windows 8, шестиядерный процессор AMD, ОЗУ: 8 ГБ, 30 ГБ HDD, AMD Radeon 7870 или выше
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться