Феерия трэша

Дмитрий Белозеров (пользователь)

Разрушаем миф о том, что трэш — это всегда плохо.

Спросите себя, с чем у вас в первую очередь ассоциируется слово «трэш». Скорее всего, последует вполне предсказуемая реакция: что-то плохое и низкопробное. С английского языка «Trash» можно перевести как «мусор». Когда мы говорим о трэш-играх, то обычно подразумеваем проекты с оценкой ниже 6 баллов из 10, то есть то, во что мы в трезвом уме никогда играть не будем. До финансового кризиса русские разработчики очень любили изрыгать нечто подобное. Таким образом, появилось понятие «русский трэш» и чаще всего относилось оно к шутерам. Нашлись даже личности, сделавшие себе карьеру на обозревании этих чудес отечественной индустрии.

Но, как оказалось, трэш – это не только показатель качества. Некоторые талантливые люди осмеливаются использовать это понятие для обозначения стилистики своих проектов. Иными словами, существуют вполне себе хорошие игры, где трэш используется как художественный прием. Разработчики намеренно выпячивают вторичность своего детища. За примерами далеко ходить не придется. Во времена прошлого поколения консолей особенно выделился Postal 2, который запретили практически во всех странах мира, но в России он приобрел чуть ли не культовый статус. Основная проблема заключалась в том, что всего в нем было через край. Разработчики настолько увлеклись едкой сатирой, испражнениями и стрельбой через, простите, кошачий анус, что совершенно позабыли привести Postal 2 в удобоваримое состояние как игру. Но это был своего рода уникальный опыт, который не смогли повторить у нас в стране TrashMasters. Мало сделать бредовые ситуации, туалетный юмор. Нужно еще все соединить вместе. Именно это отличает вторую часть Postal (при всей своей вторичности проект чудом держит у экрана) от продолжения, в которое играть практически невозможно.

В данной статье пойдет речь о качественном трэше текущего поколения консолей. Автору этих строк посчастливилось ознакомиться с очень редкими представителями столь диковиной ниши игр, многие из них даже не заглядывали на PC. Удалось отобрать пятерку жемчужин индустрии, которые пропускать ни в коем случае не стоит.

Eat Lead: Return of Matt Hazard

Об этой игре мало что известно на территории СНГ. Несмотря на то, что издателем является Новый Диск, встретить Eat Lead за пределами Москвы практически невозможно. А если и возможно, то за неоправданно высокую цену. На западе к ней относятся скептически, но, как показала практика, иностранная пресса зачастую оценивает игры по каким-то своим критериям. Пропускать Eat Lead из-за отрицательных отзывов не стоит. Если вы играли в 80-ых и 90-ых годах, то проект станет для вас чуть ли не шедевром.

Разработчики пошли по очень непопулярному в индустрии пути – пародии. Буквально каждый момент, каждый уровень и каждый враг в Eat Lead отсылается к какой-нибудь старой или современной игре. Объясняется все это просто. Дело в том, что главный герой Мэтт Хазард не настоящий. Нам прямым текстом говорят, что это персонаж целой линейки видеоигр, прошедший путь от скролл шутеров до современных экшенов. Волей судьбы он был заброшен в новую игру, где все его пытаются уничтожить раз и навсегда. Этот сценарный ход дал разработчикам поле для маневра. То на нас ковбои в ночном клубе нападают, то русские с АК-47, то бойцы SOCOM с водяными пистолетами и винтовками. Vicious решили просто оторваться, впихнув в игру всех штамповых врагов, которые только могут быть. Позже нам встретятся и спрайтовые фашисты из Wolfenstein 3D, которые любят уворачиваться от пуль, становясь к герою ребром (плоские же).

Не обошлось и без мирных персонажей вроде толстого итальянца, исчезающего в зеленой трубе (Super Mario), загадочного Шеф-повара в силовой броне (Master Chief из Halo) и семидесятиуровневого мага, уничтожающего летательные аппараты с помощью посоха. Отдельно хочется отметить качество озвучки оных. Особенно удался сам Мэтт, постоянно пытающийся произнести свою коронную фразу “It’s Hazard time”, правда, окружающие с упорством, достойным лучшего применения, постоянно прерывают его в этот пафосный момент.

Перед вами далеко не самая абсурдная сцена

К сожалению, интерес к Eat Lead держится только на юморе и угаре. Как пародийное произведение проект заслуживает самых высоких оценок, а вот геймплей оказался достаточно вялым и банальным. Перед нами, дорогие друзья, шутер от третьего лица с укрытиями, причем, скверно сделанный. Нельзя сказать, что он неиграбелен, просто сам процесс стрельбы тут не доставляет удовольствия. Оружие плохо ощущается, хотя, нужно отдать должное разработчикам – его тут много, и каждый образец уникален. Система укрытий для своего времени была инновационной – тут и за угол можно легко переползти, и за соседнее укрытие перебежать автоматически. Враги разнообразны внешне, но тактика их уничтожения практически одинаковая. Ситуация меняется только в самом конце, когда Eat Lead начинает пародировать Death Match – противники становятся гораздо умнее, агрессивнее и отсиживаются в укрытиях для восстановления здоровья. Отдельно хочется отметить боссов, правда, запоминаются они скорее дизайном и очередной удачной отсылкой к фильмам или другим играм. Для разнообразия иногда случаются QTE-драки – они легкие и не требуют от вас какой-то запредельной реакции. А вот шутерный геймплей уже на средней сложности может попортить нервов. Врагов приходится уничтожать исключительно хэдшотами и подолгу отсиживаться в укрытиях. Тоже своего рода пародия на хардкорные экшены.

Графика в Eat Lead спорная. С одной стороны симпатичные модельки героев и неплохие эффекты, с другой – довольно бедные на детализацию уровни и эпизодические тормоза (по крайней мере, в PS3-версии). Звуковое сопровождение в целом неплохое. Как уже говорилось раньше, отличная озвучка, и приятная музыка с электронными запилами как шутерах 90-ых.

Подводим итог:

Eat Lead - совершенно необязательная для прохождения игра. Но купить ее все же рекомендую. За время прохождения вы получите массу положительных эмоций, но при условии хорошего знания английского языка – субтитры отсутствуют. Позитивный, смешной, яркий трэш-проект, который сложно испортить даже не самым лучшим геймплеем.

Оценка как трэш-произведения: 9 из 10

Оценка как игры: 6,5 из 10

Wet

Для любителей фильмов Родригеса и Тарантино есть просто потрясающий проект Wet. Стиль грайндхаус, эффект зерна и старой пленки, нарочито плохо прописанные диалоги и бредовые персонажи. Иными словами, полный набор кинотрэша в игровом воплощении.

Прежде чем садиться за Wet, спросите себя, готовы ли вы окунуться в морально устаревший геймплей. Назвать его плохим язык не поворачивается, но играется все это как проект для PS2. Разработчики явно вдохновлялись Max Payne и Tomb Raider одновременно. От первого досталось уничтожение врагов в slo-mo, от расхитительницы гробниц - женский персонаж (Руби) и акробатика, правда, все эти элементы буквально вывернуты наизнанку. Главная героиня говорит голосом актрисы Элайзы Душку, литрами хлещет текилу, ругается матом и разрезает всех длинным мечом. Также она неплохо управляется с огнестрельным оружием, но для его эффективного использования ей нужно постоянно прыгать по балкам, подкатываться и бегать по стенам, в замедлении расстреливая толпы врагов. Чем выше значение комбо-метра, тем больше дается очков на прокачку новых приемов. Если же стоять на одном месте, то героиню скорее всего быстро подстрелят, хотя с большей вероятностью зарежут. Также удастся поучаствовать в автомобильных погонях (одна из них уже в самом начале – бодрый старт), где нужно перепрыгивать с одного автомобиля на другой с помощью QTE. Есть тут и своеобразный rage-mode: картинка окрашивается в черный и красный цвет, а врагов становится раза в два больше. Кстати, это один из немногих экшенов, где есть полоска здоровья, а супостаты респавнятся из открытых дверей (перед их истреблением задраиваем все точки возрождения). Геймплей хоть и старомоден, но заставляет адреналин впрыскиваться в кровь. Единственное, что может стать препятствием для получения удовольствия – довольно дубовое управление, мешающее выполнять акробатические трюки на поздних этапах.

Руби сурова. Очень сурова

Но все это дело игралось бы не так весело без прекрасной трэш-стилистики. Выцветшая, попорченная пленка, которая закипает после смерти героини. Иногда геймплей прерывается на рекламную паузу из дурацких и от того смешных роликов. Персонажи вокруг Руби все сплошь дегенераты, преступники и просто ублюдки. Впрочем, к ней это тоже относится. Секреты в духе GTA (собери сотню чего-то там) выполнены в виде барабанящих и орущих игрушечных обезьян. Но отдельное спасибо хочется сказать за озвучку и музыку. Звукорежиссеру удалось собрать более десятка редких треков разных групп, играющих в примерно одинаковом стиле. Именно музыка по большей части задает темп экшена.

Подводим итог:

Любителям трэша Родригеса и Тарантино посвящается. Выверенная до мелочей стилистика грайндхауса, потрясающий саундрек, старомодный и в то же время адреналиновый геймплей.

Оценка как трэш-произведения: 10 из 10 (для ценителей)

Оценка как игры: 7,5 из 10

NeverDead

Эта игра оказалась самой оригинальной из описанных здесь – не грайндхаус и не пародия. Это полностью самобытный проект, который подкупает оригинальными идеями, как ни странно, больше геймплейными, чем стилистическими. Сразу же стоит отметить, что продюсированием NeverDead занимались японцы, а реализовывали разработчики из Rebellion, за всю свою карьеру сделавшие много трэша, только, к сожалению, относится это к качеству их проектов.

NeverDead гораздо лучше выглядит на бумаге, чем играется. Казалось бы, избитая тема про охотников на демонов тут выворачивается наизнанку. Доблестный рыцарь Брайс был проклят королем демонов. Проклятие дало охотнику на монстров практически полное бессмертие, так что действие игры происходит через много сотен лет после того события. Брайс вместе с сексапильной блондинкой работает на агентство по уничтожению демонов. Сначала герой вместе с напарницей просто убивает орды нечисти, но потом сюжет лихо закручивается. Не сказать, что следить за ним очень уж интересно, гораздо больший фан приносит необычный, хоть и кривоватый во всех отношениях геймплей.

Брайс обучен орудовать холодным и огнестрельным оружием. NeverDead можно было назвать самым обычным экшеном, если бы не одно, но очень важное но: любое ранение не убивает нашего альтер-эго, а расчленяет его в прямом смысле слова. Игровая механика полностью завязана на этой фиче. Конечно, модель повреждений прописана заранее – нельзя разрубить героя в произвольном месте. Но руки, ноги и голова отрываются без каких либо нареканий. Поэтому в гуще боя мы будем часто видеть Брайса, ползающим по полу и остервенело стреляющим в демонов или прыгающим на оставшейся конечности. Утерянные части тела можно как отращивать заново (требуется время для регенерации), так и подбирать с пола, делая подкат. В NeverDead важно не терять голову… в прямом смысле. Если ее засосут в себя детеныши монстров, и вы провалите QTE, то Брайс все же умрет.

Комментарии излишни

Геймплейная механика также предусматривает отделение конечностей по собственной воле. Что делать, если впереди закрытая дверь и небольшая вентиляционная шахта? Правильно, оторвать себе голову и закинуть ее в отверстие. При этом катящаяся и прыгающая «репа» обязательно осведомится о состоянии прически. Брайс довольно разговорчив, он постоянно разбрасывается шутками по поводу своих конечностей («Where is my left leg?»). Добровольной расчлененке найдется место и в бою, правда, всего лишь один раз, но оно того стоит. Разваливается, кстати, не только главный герой, но и окружение. Практически все перегородки на уровнях можно сравнять с землей. Все-таки гораздо проще обвалить на толпу демонов балкон, чем убивать каждого поодиночке.

Система боя оказалась немного недоработанной. Например, за удары меча отвечает правый стик, но в отличие от Too Human бьет Брайс только по прямой линии – учитесь быстро переключаться между целями. А вот что не получится быстро переключать, так это огнестрельное оружие. Вместо того чтобы сделать меню выбора, разработчики предлагают нам менять стволы с помощью нажатий на стрелки крестовины. Сначала это не доставляет неудобств, но когда арсенал прилично расширится, то подобное решение начнет сильно отвлекать от процесса уничтожения супостатов. Попробуй, найди вовремя гранатомет, когда он нужен.

Но все эти недоработки отходят на второй план из-за потрясающих японских CGI-роликов и отлично озвученных диалогов. Судя по всему, к этим элементам Rebellion все же не подпустили. Все очень стильно и хорошо поставлено. Выбор музыки в жанре thrash metal тоже оказался в тему. Главная композиция так вообще написана группой Megadeth. Единственная претензия – какая-то гулкость звука. Вроде бы все качественно, но на хорошей акустике звучит не так, как ожидаешь.

Подводим итог:

NeverDead – неожиданно прекрасная игра, в которой, тем не менее, некоторые геймплейные аспекты сделаны не очень качественно. Но оригинальная идея, нарочито идиотский и разваливающийся на части герой, ролики и музыкальное сопровождение (да и неплохой сюжет) вытягивают проект из бездны забвения. Хотите положительных эмоций? Добро пожаловать.

Оценка как трэш-произведения: 8 из 10

Оценка как игры: 7 из 10

Ninja Blade

Жаль, что не все заметили этот замечательный слэшер от From Software. К счастью, компания Новый Диск своими силами портировала игру на PC с Xbox 360, так что каждый из вас сможет ознакомиться с этим проектом.

Сюжет банален по своей сути, но в то же время и неплохо подан. Страшный вирус угрожает жителям Токио. Город хотят выжечь орбитальным лазером, но один из ниндзя решается очистить столицу от мутантов и спасти выживших от неминуемой смерти. Конечно, в подобном бреде сумасшедшего само понятие слова «ниндзя» не соответствует реальности. Тут главный герой бегает по стенам, седлает на лету мотоциклы и падает с небоскребов. В общем, полный набор киношных стереотипов, помноженных на десять. Так что смотреть на здешние кат-сцены можно исключительно с широко открытыми глазами и пачкой попкорна геймпадом в руках.

Помимо замечательной стилистики From Software радуют нас толковым слэшерным геймплеем, основанным, правда, по большей части на механике Devil May Cry. Ничего оригинального, зато прекрасно работает. Прибавьте к этому отлично сделанные QTE, позволяющие насладиться как процессом, так и происходящим в это время на экране.

Подводим итог:

Хороший слэшер про «нинзю», который скачет по домам и давит огромными металлическими шарами огромных инфицированных пауков. Много штампов, но играть интересно.

Оценка как трэш-произведения: 7 из 10

Оценка как игры: 7,5 из 10

Shadows of the Damned

А теперь рассмотрим, наверно, самую удачную игру в трэш стилистике. Shadows of the Damned делали три знаменитых японских разработчика. За концепцию отвечал Гоичи Суда, известный по дичайшим Killer7 и No More Heroes. Проекты, безусловно, интересные, но с геймплеем в них было не очень гладко. Именно поэтому в новой игре за него взялся Синдзи Миками, приложивший руку к Devil May Cry, Resident Evil 4 и Vanquish. Звукорежиссером и композитором стал Акира Ямаока, написавший шедевральную музыку для Silent Hill. И что же получилось у этих именитых японцев?

А получилось у них очень даже многое. Shadows of the Damned нельзя назвать выдающимся проектом, но потратить на него деньги и время совершенно не жалко. Больше всего заметно влияние Суды, который превратил игру в своего рода грайндхаус с черным и пошлым юмором. Если честно, временами просто поражаешься, насколько в Shadows of the Damned много шуток про мужские и женские половые органы. Причем многие из них достаточно тонки для понимания. Местный пистолет зовется здесь Boner. Вроде бы логично – костомет. Так ведь нет. По контексту куда больше подходит альтернативное значение – стояк. На одном из уровней нам даже предлагается пострелять из двухметрового Big Boner под вопли главного героя. Последнего зовут Garcia «Fucking» Hotspur. У молодого мексиканского охотника на демонов похищают девушку, и он отправляется в загробный мир, чтобы вызволить ее. Сопровождает Гарсию летающий череп (привет, Planescape: Torment!) Джонсон, который и в оружие превращается, и факелом служит, и даже в виде мотоцикла довозит героя до демонических врат. Кстати, на жаргоне Джонсоном называют… член. Но не удивляйтесь, тут даже полоска жизни выполнена в виде стилизованного порванного презерватива. Думаю, примеров пошлостей из Shadows of the Damned вам хватит.

Стоит благодарить Суду и за прекрасно проработанный мир демонов. Конечно, уровни нельзя назвать откровением, но общая стилистика и внимание к деталям все искупает. Чекпоинты происходят около пахучих кучек летающих… глаз с крылышками, по стенам развешаны рекламные и агитационные плакаты. Обязательно рассмотрите их поближе – услышите едкие комментарии Гарсии и Джонсона (последний называет главного демона не иначе как Dick-tator). Изредка можно встретить книги с местным фольклором (опять пошлости и расчлененка). Повсюду стоят автоматы со спиртным – в аду алкоголь пополняет здоровье.

Дизайнерам хочется аплодировать. Чертовски стильная игра

Геймплейно Shadows of the Damned очень напоминает Resident Evil 4, разве что целиться нужно правым стиком, и можно ходить во время стрельбы. Разновидностей оружия всего три – вариации на тему пистолета, дробовика и автомата. По ходу прохождения они модифицируются, так что на однообразие арсенала жаловаться не приходится. А вот различных демонов пруд пруди. Встретятся как банальные зомби, так и огроменные и не очень боссы – с каждым противником нужно вырабатывать собственную тактику и использовать определенный ствол. Разнообразия добавляет тьма, которая как и в Alan Wake материальна, но представлена в несколько ином виде. Она не просто обволакивает демонов, но и заполняет всю локацию, от чего Гарсия начинает неустанно терять здоровье. Чтобы избавиться от тьмы, нужно выстрелить световым зарядом в козью голову, висящую на стене («Все знают, что козы несут свет!» - Джонсон ©). Но победить определенных противников при свете практически невозможно, как и решить некоторые пазлы.

Расстраивает тот факт, что Миками не стал в очередной раз делать прорывной игровой процесс, а лишь взял старые наработки и привел их в современный вид. Все геймплейные откровения неожиданно привнес Гоичи Суда. Их можно назвать спорными (как всегда), но они удачно разбавляют привычную формулу и меняют темп. Например, несколько раз нам дают поиграть в эдакий двухмерный скролл-шутер, причем отлично стилизованный и неплохо сделанный. И еще вышеупомянутый тир с использованием Big Boner. Также влияние Суды заметно и в обычном экшеновом геймплее: чтобы открыть некоторые двери, нужно найти и скормить им определенную часть тела (почему клубника попала в один список с глазами и мозгами – отдельный разговор).

Что касается графического стиля, то тут все в порядке. Движок Unreal Engine 3, необычная цветовая гамма, отличные модели монстров. Отдельного упоминания заслуживает звук. Непонятно, откуда Ямаока брал демонические рыки, козье блеяние, но все это сливается в очень цельную картину, последним штрихом к которой служит прекрасный саундтрек. В наше время запоминающуюся музыку написать не так просто.

Подводим итог:

Shadows of the Damned нельзя назвать игрой для всех. Это юмористическое, чернушное и пошлое произведение. Оно может как понравиться, так и вызвать отторжение. Для тех, кто в теме, однозначные рекомендации. Остальным лучше пройти мимо. Тем не менее, это один из немногих трэш-проектов, где геймплей не просто удобоварим, но и даже хорош.

Оценка как трэш-произведения: 9 из 10 (для ценителей)

Оценка как игры: 8 из 10

Акелла промахнулся!

А теперь давайте поговорим об играх, которые по тем или иным причинам не попали в «великолепную пятерку».

Postal III

Причина:

На самом деле всю ситуацию с третьей частью этого безбашенного экшена можно описать одним предложением: «Это кусок гуано, который пытается замаскироваться под кусок гуано». Иными словами, TrashMasters сами понимали, что разработать хотя бы среднюю игру им не под силу, поэтому они так открыто выставляли трэшевость проекта на показ. Конечно же, как и в случае с одноименным фильмом Уве Болла у них ничего не получилось. Чтобы сделать продолжение Postal 2, мало быть криворукой российской студией. Наличие таланта никто не отменял.

Deadly Premonition

Причина:

Ситуация очень схожа с предыдущей игрой, но все несколько лучше. По крайней мере, потому, что нет предыдущей части – не с чем сравнивать. Автор этих строк очень хотел включить этот проект в список наравне с каким-нибудь NeverDead, но проблема Deadly Premonition в том, что он сам по себе просто плох. Хотя в данном случае все «настолько плохо, что уже хорошо». Ходят слухи о разработке доведенной до ума режиссерской версии игры. Возможно, в этом случае Deadly Premonition можно будет добавить в почетный список, но, пока что, - нет.

Earth Defense Force: Insect Armageddon

Причина:

Разработчики EDF просто не смогли на должном уровне вытянуть трэшевую стилистику своего проекта (они, между прочим, Eat Lead сделали). Конечно, идея с гигантскими инопланетными жуками, напавшими на Землю, довольно неплоха, но авторы просто ничем не подкрепляют свою задумку. Сюжета нет, нормальных миссий нет, только отстрел живности, да и тот вызывает много вопросов.

Turning Point: Fall of Liberty

Причина:

В Spark Unlimited работают безусловно талантливые люди, которые попросту не умеют делать хорошие игры. Сама идея нападения Третьего Рейха на США вызывает как минимум улыбку. И ведь начало Turning Point даже располагает к позитиву: самолеты и дирижабли со свастиками в небе над Нью-Йорком – что может быть прекраснее. К сожалению, радость быстро заканчивается, ибо начинается непосредственно игра. Жуткая графика, глючащая физика, невозможность запуска на версии PhysX выше, чем поставляется на диске, зависания на консолях... И это еще неполный список. Можно, конечно, продраться через лес ошибок и багов и даже получить какое-то подобие удовольствия, но оно вам надо?

Wolfenstein

Причина:

Наследник культового Return to Castle Wolfenstein оказался совершенно банальным и второсортным шутером. Конечно, тут есть все атрибуты предшественника в виде изучения нацистами оккультных наук, но результат получился далеко не самым лучшим. Raven слишком сильно увлеклись трэшем. Ведь идиотизма в подобных проектах должно быть в меру. Wolfenstein образца 2009 года – это как раз тот случай, когда чрезмерная вторичность уже перестает веселить и рождает вполне закономерную реакцию – WTF? Прибавьте старомодный геймплей и достаточно спорное решение с открытыми уровнями. Если хотите нацистской мистики, то лучше перепройдите Return to Castle Wolfenstein. Такие культовые игры не стареют.

Duke Nukem Forever

Причина:

Признаюсь, этот проект почти попал в почетный список, но в последний момент, проанализировав, решил, что легендарный DNF все же не заслуживает места в нем. Ситуация сложная. Игра устарела на много-много лет, но, если в случае с Wet старомодность только добавляет изюминку, то Дюк в своей новой инкарнации выглядит как минимум странно. С одной стороны DNF хочет казаться современным экшеном с регенерацией здоровья и двумя пушками (в последнем патче ПК-версия уже обзавелась четырьмя), но с другой – он постоянно скатывается в бородатые годы прошлого и позапрошлого поколения консолей. Задачки с простейшей физикой? Господа, Half-Life 2 вышел еще в 2004 году. Устаревшая версия Unreal Engine, политая для «некстгена» блестящим машинным маслом? Эра первых игр со светящимися от бампа поверхностями уже давно прошла.

Можно, конечно, посмеяться над сальными шуточками Дюка, но DNF буквально кричит нам: «Выйди я в году 2006, все были бы довольны». А сейчас тратить время на него не имеет смысла. Разве что уронить ностальгическую слезу. Hail to the King, baby!

Смотрите также
Карты, деньги, фритуплей
Фичер
Карты, деньги, фритуплей
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Фичер
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться