The Boston Major 2016 Перейти

Феномен GTA

Вадим Смирнов (пользователь)

Многие ненавидят GTA, многие возносят до небес, а многим она просто нравится и все. Почему? Каждый найдет собственный ответ, а я постараюсь собрать эту мозаику воедино

На днях вышла новая часть культовой игры от Rockstar. Ее купил миллиард человек, она принесла создателям секстиллион долларов, чтобы ее приобрести, половина Земли неделю ждала в палатках перед магазинами, а другая половина заморозила себя в горах, не в силах ждать так долго. После выхода, те, кто приобрел лицензионную копию, бежали в свои дома, чтобы скорее залить в соц.сети фотографию этого свершения, а те неудачники, которые не смогли, хватали кирпичи и выходили на охоту. И не за горами тот день, когда очередной серийный убийца сознается в любви к ГТА5. Так что же такого заложено в этой серии, что делает ее настолько популярной среди населения этого сумасшедшего шарика, наворачивающего круги вокруг Солнца?

ГТА никогда не была высокодуховной игрой

О времена, о нравы.

Да, ГТА – это игра своего времени. Времени, когда очаровательные преступники окончательно утвердились в роли положительных героев телеэкрана, а окружающий мир стал казаться все более непредсказуемым и опасным. Криминальная романтика всегда была популярна, но именно за последние два десятилетия достигла своего апогея. В этом нет ничего удивительного, в свете нарастающего желания людей сопереживать персонажам, так или иначе нарушающим общественные нормы. Это может быть бунтарь, неформал или, например, преступник. Таким был Робин Гуд, такими остаются Оушен с друзьями. И эти герои всегда будут популярны среди обычных людей, вынужденных бессильно терпеть несправедливость реального мира.

И точно такие же люди играют в компьютерные игры, в которых уровень ассоциации себя с виртуальным героем намного выше, чем в кино, поэтому ждать симулятор преступника долго не пришлось. Он появился в 1997-ом году под названием Grand Theft Auto. Это была не первая игр, предлагавшая нарушать закон, но первая, которой удалось возвести нарушение закона в абсолют: убийства полицейских, угоны и взрывы машин, ограбления банков. И при всем этом, GTA, даже для своего времени, была весьма посредственным экшеном с видом сверху, от компании, известной только головоломкой Lemmings. Это было просто веселое мясо, игра такого калибра, которые сейчас могут принести прибыль только через продажи онлайн. Но задел был создан.

И благодаря этому заделу появилась вторая часть, следующая заветам классических сиквелов: больше, выше, сильнее. Создатели поняли, что вызывает наибольший фан и приумножили это в разы. Но по своему содержанию она мало отличалась от оригинала, поэтому правильнее перейти сразу к тому, с чего и начался культ GTA: к Либерти-Сити.

Любят меня эти ребята...

Расширяя горизонты

Сам город присутствовал и в первой части, но в контексте данной статьи «Либерти-сити» — это метафорический символ безграничных возможностей ГТА. Той свободы действия, которую игрок ощущает, погружаясь в атмосферу серии. Потому что любая часть Grand Theft Auto, начиная с третьей – это прежде всего песочница. Это посредственный шутер, никудышные гонки, шаблонная и заезженная история, но всем и всегда было плевать, потому, что игра не про это. А про то, как весело можно всю ночь танцевать в клубе, угнать пожарную машину и передавить всю развращающуюся молодежь на пляже, а после уединиться с собой и наблюдать, как красиво восходит солнце на фоне догорающих автомобилей.

ГТА всегда подкупала возможностью прожить жизнь внутри жизни, почувствовать себя абсолютно свободным и одновременно важным для окружающего мира. На похожих клавишах играют ММО-игры, но там ты зависишь от сообщества игроков и администрации сервера: в песочницах игрок предоставлен сам себе.

А еще, трехмерные части ГТА жуть какие казуальные. Их невероятно легко освоить, они не требуют от игрока каких-то особых навыков или постоянной концентрации, не заставляют читать диалоги, но главное, что для получения удовольствия, игру совершенно не обязательно проходить полностью! С основной сюжетной линией там всегда были капитальные проблемы: проще говоря, она была никакой. Нет, встречались и интересные задания, но большей частью это был идейный приметив, на который накладывалась еще и слабость механики.

Но, стоило просто оставить в покое маркеры сюжетных квестов, и перед вами представала совершенно другая игра. И все прекрасно знают, что это была за игра: веселая, разнообразная, с кучей миссий и потайных уголков, которые приходилось искать по весьма немаленькой карте, с погонями от копов, гонками на самых разных машинах, танцами, развозкой пиццы, да зачем я все это перечисляю? Главное, что создателям удалось сымитировать жизнь в той степени, в которой она доставляла удовольствие, не превращаясь в рутину. Скажем, есть возможность следить за своим здоровьем, но делать это не обязательно, есть дополнительные задания, отражающие разные виды профф.деятельности, но заниматься ими игра не заставляет, и даже в процессе выполнения дает возможность «соскочить». Нам не приходится постоянно болтать по телефону, делать что-либо в определенное время (хотя, такие задания тоже есть, конечно), постоянно за чем-нибудь следить; даже персонаж становится сильнее как-то сам собой, а не путем нудного обучения. А все ради того, чтобы снять ограничения, накладываемые жизнью, но оставить то, что в этой самой жизни нас привлекает. И именно поэтому из игры так не хочется выходить.

А вы чего не танцуете?

Совершенство в деталях

Если предыдущий абзац мог вам дать подумать, что в ГТА играют исключительно люди, которых не устраивает реальность, то я уверяю: это не так. Grand Theft Auto – очень атмосферная серия. Даже если отбросить тот факт, что понятие «атмосферности» весьма размыто, нужно признавать, что эффект погружения в игре работает отлично.

Каждая из частей отражает определенную эпоху, так или иначе нашедшую свое уникальное отражение в массовой культуре, что само по себе уже является невероятно благодатной почвой для творчества. Разработчики с самого начала имеют культурный пласт, в который аккуратно врезают свою историю. Поэтому каждая часть ГТА затрагивает море разных образов и ассоциаций, существующих в голове каждого из игроков, а значит, нет никаких сомнений в том, что любая игра серии является одновременно как особенной и неповторимой, так и родной и близкой для кого угодно.

Простой пример: воссоздавая прошлое, Rockstar ориентировались на криминальные фильмы, вроде «Южного централа» или «Лица со шрамом» и им подобные, с которыми, так или иначе, знакомы мы все. С современностью все еще проще: чтобы черпать вдохновение, достаточно просто посмотреть новости. Поэтому каждая часть вбирает в себя самые яркие символы эпохи, которую отражает, а там, где яркости не хватает, добавляет от себя. Это, в сочетании с детальной проработкой всех новых игр, не только не дает серии надоесть, но и делает каждую часть интереснее предыдущей для игроков.

Но, вообще-то, GTA не стоит на месте. Вселенная растет не только вширь, но и вглубь. В четвертой части, например, изменили физику автомобилей, породив сотни летс-плеев (хотя, тогда это понятие у нас было не очень распространено) в стиле «я дриффтую в ГТА». И примерно такая же реакция была у фанатов, когда протагонист заговорил или начал дышать под водой: серия никогда не была совершенной – она изменяется со временем, растет вместе с требованиями фан-базы, а значит, нет ничего удивительного в том, что каждую следующую часть покупает больше людей, чем предыдущую. А если создатели все-таки чего-то не доложили, то игроки будут только рады компенсировать это, записав еще сотню летс-плеев в мультиплеере!

Кажется, мы начали забывать, что значит «преимущество на дороге»

Славные времена с оружием

Но, рассуждая о Grand Theft Auto, нельзя не остановиться на теме насилия. Эти игры никогда бы не были так популярны, никогда бы так не освещались в прессе, никогда не вызывали бы такого общественного резонанса, если бы в них не было жестокости. Непрекращающиеся убийства на экране являются одновременно как главной фишкой, так и бичом всей серии. Но и тут есть куча нюансов.

Во-первых, в отличие от того же Manhunt’а, где противники вполне убедительно глотают пакеты, надетые на голову и бьются в конвульсиях в момент смерти, в ГТА никогда не было натуралистичной жестокости. Поэтому воспринимать насилие в игре серьезно невозможно. С одной стороны, это правильный подход, благодаря которому серия не отталкивает массового игрока, не получающего наслаждения от расправ, и не подвергается строгой цензуре, а с другой, это плодородная почва для критики игры правозащитниками. Просто подумайте: Rockstar делают массовые убийства забавными!

Еще один важный аспект – психология. Есть такой миф, что, мол, жестокие игры порождают жестоких людей. Так вот, на мой взгляд, тут прослеживает обратная связь: это изначально жестокие люди выбирают жестокие игры. Выпустить пар, расквитаться за накопившиеся обиды, удовлетворить, в конце концов, тягу к жестокости. Поймите правильно: каждый из нас в той или иной степени является носителем негативных эмоций, с которыми так или иначе нужно бороться. Покричать в подушку, пострелять по банкам, посмотреть экшен-фильм, подраться, поиграть в игру… ГТА тут подходит идеально, совмещая в себе все плюсы игро-насилия, выступающего в роли антидепрессанта в современном улично-оффисном мире стрессов и потрясений.

А еще, благодаря жестокости и связанными с нею скандалами, о серии знает огромное количество вообще далеких от игр людей. А черный пиар – это тоже пиар. Но, в конечном итоге, убийства уже давно не являются чем-то запретным для тех, кто поставляет контент в наши мониторы, а значит people must die!

Порой удивляешься тому, как сильно может быть прав игровой персонаж

Настало время подвести итог. GTA – одна из ярчайших игровых серий. Что делает ее таковой? Свобода действия, узаконенное насилие, уникальная атмосфера, прекрасная проработка деталей и невероятный контакт разработчиков с аудиторией, благодаря которому каждая часть, включая непонятые массовым игроком, получется отличной игрой, а серия даже и не думает выдыхаться или надоедать фанатам, как некоторые другие популярные серилы. Это невероятно яркие, веселые и харизматичные игры, к которым хочется возвращаться и возвращаться. Они были такими раньше, такими остались и сейчас, до сих пор не сдав позиции и не потеряв своей привлекательности. До сих пор, но что дальше? Неужели Rockstar смогут найти для серии еще хоть что-нибудь, чего в ней сейчас нет? Побьет ли шестая часть рекорды пятой, или сегодня мы с вами слушаем лебединую песню серии? Время покажет, а пока индустрия несется на всех скоростях по магистрали успеха, ведомая Великим угонщиком машин.

Смотрите также
Все, что мы знаем о Cyberpunk 2077
Фичер
Все, что мы знаем о Cyberpunk 2077
Голосуй за будущее Revelation
Фичер
Голосуй за будущее Revelation
Самые сильные гильдии Revelation
Фичер
Самые сильные гильдии Revelation
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться