Феномен игры

Влад Бабаев (пользователь)

Разбираемся, что такое игра, какова её культурная ценность, и в чём её изначальный смысл?

Игра, как проявление человеческой культуры, считается самой первой формой духовного самовыражения человека. В современном мире она занимает одно из центральных мест, и её роль в становлении и развитии общества очень значительна. Игра является одним из сильнейших инструментов общественных отношений, методом познания и конструирования социальной реальности. Она выступает одним из наилучших способов получения и передачи самого разнообразного человеческого опыта. В данном фичере я предлагаю вместе рассмотреть игру как феномен культуры, взглянуть на некоторые из её аспектов и попытаться понять почему же мы получаем такое удовольствие, играя.

От игры до тренировки один шаг

Изначально игра, как способ взаимодействия и общения, появилась задолго до того, как мохнатая ступня нашего предка ступила на землю. Природа не стала дожидаться «человека разумного» и задолго до его появления подарила всем животным уникальную возможность общаться, передавать опыт, оттачивать навыки посредством игры. В своей книге «Человек играющий» Йохан Хейзинга объясняет: «Животные играют точно так же, как люди. Все основные черты игры уже воплощены в играх животных. Стоит лишь понаблюдать, как резвятся щенята, чтобы в их веселой возне приметить все эти особенности. Они побуждают друг друга к игре посредством особого рода церемониала поз и движений. Они соблюдают правило не прокусить друг другу ухо. Они притворяются, что до крайности обозлены. И самое главное: все это они явно воспринимают как в высшей степени шуточное занятие и испытывают при этом огромное удовольствие.»

Вскоре после появления первых признаков интеллекта, человек стал применять игру в качестве тренировки, начал оттачивать боевые навыки, реакцию и ловкость. Таким образом, можно предположить, что игра послужила импульсом к прогрессу всего нашего вида. Забегая вперёд, скажу, что в конце XIX века возникла целая область математики – «теория игр», в которой изучались и разрабатывались модели оптимальных решений для самых разных областей человеческой жизни.

Да вы, сударь, эстет!

Но давайте попробуем разобраться с самой сущностью игры. На первый взгляд из-за отсутствия утилитарной ценности (то есть по завершению самого игрового действа человек не получает никакого осязаемого результата) игра не имеет никакого смысла. Но при этом она приносит эстетическое наслаждение, то есть удовольствие от самого процесса: игра ради игры, если угодно. Эдакое непродуктивное и нерациональное действие, придуманное самой природой. Природа дала нам не физиологический, а интеллектуальный, духовный инструмент разрядки, расслабления и подготовки к последующей суровой жизни, а также компенсации неосуществлённых желаний.

Как дети малые...

Для правильного понимания роли игры в процессе передачи опыта стоит обратиться к понятию «модель». Во время игры человек оказывается в искусственной, смоделированной ситуации, в обстоятельствах которой наиболее продуктивно отрабатываются навыки и умения. Вспомните себя в детстве. Игра — вот что приносило нам дикое удовольствие, заставляло нас верещать от радости. Для ребёнка это был самый увлекательный и единственный возможный способ познания мира. Прятки – мы учились двигаться незаметно. Бег наперегонки – развивали скорость и реакцию. Даже девичьи игры в куклы были моделированием социальных отношений. Любая детская игра учила тому или иному навыку и таким образом участвовала в нашей социализации.

К сожалению, с возрастом человек начинает поглощать информацию другими, более рациональными способами: школа и учебники, институт и конспекты. Когда все необходимые теоретические знания получены, наступает период практического применения этих знаний. В этот момент у многих происходит концентрация на сугубо деловых целях и финансовых ценностях. В погоне за благосостоянием уже во взрослом человеке теряется «внутренний ребёнок» — тяга к приключениям, авантюрам, новым ощущениям. А средство для пробуждения этого самого «ребёнка» лежит на поверхности.

Видеоигры!

Ведь не случайно все те, кто так или иначе имеют отношение к игровой индустрии, всегда свежи, бодры и полны энтузиазма. Видеоигры возвращают те ощущения, активизируют те рецепторы мировосприятия, которые были давно забыты, потеряны или подавлены. Они дарят удивительную возможность пережить, например, обычному офисному работнику эпос космической саги Mass Effect, пройти Первую мировую, а за одно получить пару уроков истории посредством душевного рассказа Valiant Hearts: The Great War, а после прохождения Bioshock: Infinite заставят присесть минут на двадцать за чашкой кофе в тёмной кухне и задуматься о мироздании в целом. Видеоигры способны моделировать такие ситуации, в которых вряд ли кто-то сможет оказать за всю свою реальную жизнь, и в некоторых случаях это, возможно, «плюс»(никому не пожелаю пережить события The Binding of Isaac). Некоторые из игр ставят нас перед сложным моральным выбором, предлагают принять решение, а потом нести за него, пусть и виртуальную, но ответственность (как, например, в Fallout 3, где вы могли определить судьбу целого города). Иногда игра заставляет сомневаться в правильности решения, принятого главным героем, просто вынуждает поставить себя на его место, и принять собственное, пусть и неправильное, но честное решение (The Last of Us). В играх намного проще добиться признания, стать тем героем, который проявил отвагу и победил зло, как, например, в серии Crysis, где каждый из игроков мог ощутить себя самостоятельной боевой единицей, олицетворял собой силу и мощь, противостоящую целой армии врагов и недругов. В видеоигре можно быстро добиться успеха, получить моральное удовлетворение путём «выбивания» разных ачивментов и «прокачивая» своего персонажа, зарабатывать деньги и репутацию, покупать особняки и суперкары, как, в Grand Theft Auto. В виртуальном мире человек имеет возможность удовлетворить свои первобытные инстинкты, жестоко расправиться с обидчиками (Manhunt) или увидеть «мир в огне» (Call of Duty: Black Ops 2). Так же, игра способна пробудить теплые чувства по отношению к выдуманным, но от этого не мене живым персонажам, будь то Элли (The Last of Us), которая становится чуть ли не родной после всех тягот, выпавших на ваши плечи, или Элизабет (Bioshock: Infinite) побуждающая к заботе и самопожертвованию.

В итоге хочу сказать, что игры вообще, и видеоигры в частности — это отличный способ получения нового опыта, а главное новых ощущений и эмоций, придуманный самой природой и доработанный человеком. Это возможность пережить массу увлекательных жизней и примерить на себя множество интересных ролей. Популярность видеоигр можно воспринимать, как индикатор информационной развитости общества. Они показывают, что сейчас, как в принципе и всегда, человек нуждается в эстетическом удовлетворении своих потребностей разнообразными способами, одним из которых и являются видеоигры

Смотрите также
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Главные анонсы BlizzCon 2016
Фичер
Главные анонсы BlizzCon 2016
Лучшие игры ноября 2016
Фичер
Лучшие игры ноября 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться