Гейб Ньюэлл и гостиная геймера

Роман Перов (пользователь)

Разбираемся в потенциале грядущей игровой платформы от Valve. Сможет ли старина Гейб сделать ПК-гейминг уютнее?

Как известно, практически все сообщество любителей видеоигр можно разделить на два непримиримых лагеря: одни предпочитают домашние консоли в качестве основного полигона электронных развлечений, а другие остаются верны персональным компьютерам. По поводу того, какая же из этих платформ лучше, уже было сломано копий больше, чем продано коробок с Heavy Rain и скачано нелегальных копий Crysis. Однако давайте отвлечемся от бессмысленного подзуживания и просто вспомним всем известные факты — ведь каждая из больших платформ должна быть хороша по-своему.

На ПК все еще достаточно много мощных эксклюзивов, да и играть в некоторые разновидности жанров все-таки удобнее на клавиатуре и мышке. Например, такие жанры как шутер от первого лица и стратегия, пока практическу никому не удалось подружить с геймпадом (исключение — прошлогодняя тактика XCOM: Enemy Unknown). Кроме того, в большинстве случаев PC-версии мультиплатформенных проектов получают самую красивую картинку.

Самый бессмысленный и беспощадный способ сравнения «качества» платформ

Что же касается консолей, то здесь во главу угла ставится комфорт самого гейминга. Все эти наши «шайтан-коробки» принято ставить рядом с большим телевизором, а играть садиться на мягкий диван, взяв в руки беспроводной контроллер (что также отлично подходит для шумных вечеринок). Графика же на консолях зачастую несколько слабее в силу достаточно быстрого устаревания их железной начинки, которая просто не рассчитана на какую-либо модернизацию. Тем не менее, в библиотеке игр приставок имеются и свои великие эксклюзивы, вполне способные поспорить с оными на ПК как минимум на равных: Gears of War, God of War, Heavy Rain, Gran Turismo, Uncharted, Halo и многие, многие другие.

Исходя из всего вышесказанного, можно понять, что в идеале каждому увлеченному геймеру неплохо бы иметь в наличии сразу обе разновидности больших игровых платформ: как хотя бы одну из современных консолей (а лучше — все сразу!), так и ПК. Однако на деле, позволить себе подобное безобразие могут лишь счастливые единицы. Возможно, поэтому корпорация Valve (создатели многими любимого сервиса Steam) решила в очередной раз облегчить всем жизнь, сделав свой сентябрьский анонс «системы для гостиной». А точнее — три анонса.

Явление первое. SteamOS, или «Linux с игровым привкусом»

23 сентября 2013 года состоялся первый анонс. Им оказалась SteamOS — операционная система, предназначенная для домашних электронных развлечений. Главными ее особенностями были названы абсолютная бесплатность и абсолютная открытость. Дата выхода пока неизвестна, но на странице анонса написано: «доступно скоро».

Как понятно из текста анонса, бесплатность и открытость SteamOS обусловлена тем, что новая операционка от Valve основана на архитектуре Linux. Она известна именно благодаря своей открытости и доступности всем желающим — ежегодно десятки тысяч как любителей, так и профессионалов переписывают компоненты Linux под свои нужды и создают различные вариации дистрибутивов (пакетов установки). Одним из самых популярных является Ubuntu — он наиболее дружелюбен к простым пользователям. Таким образом, можно сделать вывод, что грядущая SteamOS, условно говоря, должна являться ничем иным как аналогом одного из подобных дистрибутивов. Проще говоря — аналогом Ubuntu, заточенным под игры, кино и другие экранные увеселения.

Просто посмотрите на пингвиняшек и попробуйте вспомнить, как их зовут

Теперь нам следует попытаться выявить основные требования к системе, соблюдение которых позволит ей стать успешной у домашних пользователей. Итак, первый критерий — цена: она не должна быть слишком высокой. Однако выше уже было сказано, что SteamOS полностью бесплатна, благодаря своей Linux-архитектуре. Значит, на этот счет можно не переживать.

Второй критерий — простота установки. Насчет этого пока ничего не известно, но вряд ли вообще есть смысл выпускать операционную систему «для гостиной», при установке которой будут возникать существенные неудобства. Да и давно существующие дистрибутивы (вроде все того же Ubuntu) уже успели задать определенные стандарты, опускаться ниже которых такой серьезной конторе как Valve просто глупо.

Третий — поддержка оборудования. Еще пару лет назад ситуация с драйверами под ядро Linux была достаточно плачевна — для многих (даже вполне распространенных) «железяк» было крайне тяжело найти необходимые драйвера. На сегодняшний день все изменилось в куда лучшую сторону. Практически все самые популярные современные девайсы либо подхватываются автоматически, либо настраиваются через установку драйверов с официального сайта. Задержки между выходами версий для Windows и Linux еще остались, но стали гораздо менее существенны. Да и кто из нас, простых пользователей, покупает принтеры или видеокарты прямо в день выхода? Ну и недавняя новость о том, что Valve работала над SteamOS вместе с NVIDIA — одним из главных поставщиков графических чипов — сразу разгоняет очень многие сомнения по поводу ее совместимости с игровым железом.

Наличие геймпада и режима Big Picture вот уже год как отлично скрашивает наши игровые будни в случае со Steam

Четвертое важное требование — удобство в использовании само по себе. Данный критерий в наибольшей мере нам должна обеспечить графическая оболочка, созданная специально для SteamOS. Судя по всему, чисто внешне она будет напоминать всем известный интерфейс Steam Big Picture, который как раз и был разработан для использования на наших с вами комнатных широкоформатных телевизорах. Однако здесь нужно уточнить, что в отличие от Windows, где у каждой из версий (8/7/Vista/XP) есть своя четко заданная и единственная графическая оболочка, у Linux такого единого стандарта просто не существует. У каждого из дистрибутивов (Ubuntu, Fedora, Debian и др.) она своя, благодаря все той же открытости платформы — ведь в Linux каждый может подстроить систему под себя при определенном желании и сноровке. О подобном также было упомянуто в тексте анонса: «Пользователи смогут изменить или заменить любую часть программного обеспечения…». Таким образом, можно предположить, что SteamOS будет максимально гибкой к запросам каждого пользователя — если же его вдруг не устроит предоставленный изначально (за бесплатно!) функционал, то он всегда сможет доработать что-либо для удовлетворения своих нужд. А вот насколько сложно это будет сделать пока остается лишь гадать.

И, наконец, пятый критерий — наличие достаточно широкого выбора различного контента для электронных развлечений. В тексте анонса говорится о скором внедрении в сервис Steam музыки, телевидения и кино. Но в первую очередь нас, конечно же, интересуют видеоигры. Как сообщается в анонсе: «Сотни великолепных игр уже полностью поддерживают SteamOS. […] Весь каталог Steam, состоящий из почти 3000 игр и программ, будет доступен на SteamOS при помощи стриминга». Из данной цитаты можно понять, что в SteamOS-версии «парового» каталога на старте уже будет доступно несколько сотен игр. Общее же их количество в оригинальной Windows-версии, не считая неигровые приложения, на данный момент составляет более двух с половиной тысяч, а это, конечно же, в несколько раз больше. Получается, что вышеназванные несколько сотен игр можно будет запускать через SteamOS уже в день запуска платформы, а остальные — только с помощью, упомянутого в анонсе, стриминга.

Пока неизвестно появится ли в SteamOS классическая разновидность стриминга, при которой уже готовый видеорезультат доставляется с удаленного сервера (см. OnLive, Gaikai)

Что же касается самого стриминга (в данном случае домашнего) и того как он осуществляется, то из текста анонса на этот счет все предельно ясно: на нашем привычном компьютере c Windows или Mac OS запускается приложение Steam, в гостиной включается компьютер со SteamOS, подключенный к телевизору, и по домашней локальной сети (проводной либо Wi-Fi) передается сигнал. Зачем так изощряться? Скорее всего, чтобы не таскать мощный игровой компьютер (который чаще всего стационарный) каждый раз как захочется поиграть на реально большом экране и на мягком диване во что-то, чего пока еще нет в библиотеке SteamOS.

Однако, не переживайте — в дальнейшем ситуация обязана улучшиться, а количество игр, доступных в SteamOS, должно стать больше (а в идеале — весь каталог). О чем вполне может свидетельствовать еще одна цитата из анонса: «Релизы многих высокобюджетных игр на SteamOS в 2014 году будут объявлены в ближайшем будущем».

Подведем итог касательно грядущей SteamOS от Valve. Данная операционная система будет заточена для использования в гостиной — она должна превратить игровой компьютер в полноценный медиацентр, благодаря доступу ко всему необходимому контенту: музыке, фильмам и видеоиграм. Однако то, как домашний компьютер вообще может вписываться в окружение самой уютной комнаты в любом жилище, нам с вами пока остается не совсем понятным. Поэтому давайте прочитаем следующую главу.

Явление второе. Steam Machines, или «Компо-приставки на парỳ»

Спустя два дня, 25 сентября 2013 года, состоялся второй анонс от Valve. Им оказались игровые компьютеры под названием Steam Machines. Главными их особенностями должны стать высокая производительность, изящный внешний вид (вписывающийся в окружение гостиной), а кроме того, также как и в случае со SteamOS, абсолютная открытость в плане любых модификаций.

В анонсе говорится о том, что Steam Machines — это мощные компьютеры, подключающиеся к телевизору в нашей гостиной, на борту которых установлена та самая SteamOS. Производиться они будут несколькими партнерами Valve и поступят в продажу в 2014 году. Каждый из кандидатов должен будет пройти сертификацию у самой корпорации Гейба Ньюэлла, чтобы заслужить право носить имя Steam Machine. Тем не менее, как упоминалось выше, каждый из нас сможет абсолютно невозбранно подвергать такой компьютер любым модификациям: менять железки, распечатать на 3D принтере свой собственный корпус для аппарата, поставить другую операционную систему, создать говорящего андроида… Короче говоря, ЧТО УГОДНО — Valve все это безобразие только поощряет и предлагает всем делиться со всеми результатами своих экспериментов в специально созданном для этого сообществе.

Эта симпатичная коробочка по имени Piston поступит в продажу уже в конце ноября; однако разработчики клянутся, что не имеют НИКАКОГО отношения к Steam Machines…

Теперь нам нужно, так же как и в случае со SteamOS, выявить основные требования к нашим «компо-приставкам на парỳ». Однако в этот раз пунктов будет всего два.

Начнем с цены, а заодно и мощности. В тексте анонса об этом информации нет, но ранее, на ежегодной «Международной выставке потребительской электроники» (CES 2013), сам Гейб Ньюэлл говорил об идее трех ценовых сегментаций «Хорошая, получше, наилучшая» (англ. Good, Better, The Best). Каждая из которых отличается ценой и производительностью в соответствии с названием: «хорошая» — самое недорогое решение для малотребовательных пользователей (здесь также возможен простой приемник сигнала с основного ПК под управлением SteamOS вроде Apple TV или OnLive); «получше» — самый сбалансированный вариант по цене и производительности, который сможет запускать практически что угодно без особых проблем; «наилучшая» — их цена и мощность ничем не ограничена, а также возможны определенные «плюшки» вроде раннего доступа к некоторым релизам и т.п.

Второй, и, как и обещали, последний, важный критерий — это удобство в эксплуатации. На самом деле, на данный момент об этом известно крайне мало. Единственный достоверный факт — возможность играть во все ПК-эксклюзивы (и не только), находясь в не меньшем комфорте, чем при игре на консоли просмотре вечерних телепередач: самый большой экран в доме, тепло и уют, мягкая мебель, ящик пива чай с печеньками… Зачем так изощряться? Об этом уже говорилось в предыдущей главе.

На что готова пойти Microsoft ради теплого места возле нашего ТиВи?

Подведем итог этой главы и сделаем выводы. Steam Machines — полноценные медиацентры для нашей гостиной, которые должны идеально вписаться в ее пространство и как минимум потеснить другую аппаратуру и сервисы: Apple TV, Smart TV, различные медиаплееры, и даже грядущий Xbox One. Последний, как известно, тоже позиционируется как медиацентр в первую очередь. Однако среди козырей у Steam Machines есть не только гораздо более богатая библиотека видеоигр (исключая разве что консольные эксклюзивы), но и целых три ценовых категории на выбор: от совсем недорогой до элитной. Кроме того, наконец-то, должна быть решена вечная проблема несовместимости геймпадов с некоторыми «чисто компьютерными жанрами»: стратегиями и шутерами от первого лица. Но об этом в следующей главе.

Явление третье. Steam Controller, или «Гейбпад»

27 сентября 2013 года состоялся последний и самый неожиданный анонс — нашим глазам и умам был представлен аксессуар с незамысловатым названием Steam Cotroller. Именно данный анонс дал всем понять, что Valve настроены на революцию в сфере гейминга очень и очень серьезно. Судите сами: если операционная система для игр, кино и музыки на основе Linux и Steam звучит вполне закономерно, а компактными устройствами для игр после OUYA удивить тоже не так просто, то появление на горизонте принципиально нового устройства ввода (похожего на старый-добрый консольный геймпад) воспринимается как настоящее чудо.

Главными особенностями Steam Controller следует считать крайне непривычные органы управления. Вместо крестовины и стиков здесь две чувствительных мембраны-трекпада. Как заявляют Valve в своем анонсе: «…разрешение контроллера Steam сравнимо с разрешением мыши». Левый трекпад отвечает за перемещение в игре, а правый заменяет собой мышку. Оба они могут нажиматься (подобно стикам) и служить дополнительными кнопками. Также на корпусе «гейбпада» имеются и обычные кнопки, размещенные, тем не менее, достаточно не обычно: семь на лицевой стороне, два курка сверху и две дополнительных кнопки сзади (прямо под тремя свободными пальцами). Ну а также, по центру впаян сенсорный экранчик, заменяющий крестовину. С его помощью можно не только рыться в инвентаре, но и выполнять бесчисленное множество различных внутриигровых действий.

Один из возможных вариантов раскладки контроллера

Основными требованиями для данного аксессуара являются, конечно же, не слишком высокая цена и как можно более полная совместимость со всеми играми из ПК-каталога. Под последней подразумевается отсутствие каких-либо неудобств при игре в такие специфические жанры как шутеры от первого лица, а также стратегии. Ведь, как известно, на стандартном геймпаде в «Халфу» или «Цивилизацию» особенно не поиграешь…

Насчет цены пока не было сказано ровным счетом ничего. Поэтому и строить предположения на этот счет еще рановато. Остается лишь надеяться, что стоимость контроллера не будет чересчур завышена.

Что же касается совместимости с чисто компьютерными проектами, то здесь все очень интересно. Как пишут разработчики в своем анонсе: «Контроллер Steam был разработан таким образом, чтобы поддерживать все игры в Steam — прошлые, настоящие и будущие. Даже очень старые игры нашего каталога, а также те, которые не имеют поддержки контроллера. (Мы обхитрили старые игры. Они думают, что вы играете с клавиатурой и мышкой». Получается, что даже те проекты, к которым уже никак не прикрутить поддержку Steam Controller будут все равно с ним работать через эмуляцию мышки и клавиатуры. Учитывая же то, что разрешение трекпадов сравнимо с разрешением мыши, можно надеяться, что никаких особых проблем с управлением возникнуть не должно. Одним из доказательств можно считать слова создателей Total War: Rome II о том, что адаптация управления в этой игре под «гейбпад» займет не больше часа. А, как известно, «Рим 2» на сегодняшний день одна из самых сложных в управлении стратегий…

Достаточно убедительная демонстрация возможностей контроллера

Давайте подведем итоги главы и вспомним основные особенности Steam Controller. Во-первых, это устроство, призванное заменить не только привычные геймпады, но и мышку с клавиатурой. Оно будет иметь принципиально новый способ ввода, который и позволит избавиться от наболевших проблем в наших любимых «стрелялках» и других играх, заточенных под ПК. Кроме того, как и в случае с предыдущими анонсами, разработчики предоставляют нам полную свободу действий с любыми модификациями их устройства.

* * *

Мы рассмотрели все самые известные факты потенциального будущего ПК-гейминга в лице трех разработок от Valve. Пока слишком многое остается неизвестным, но уже можно сделать определенные выводы. Во-первых, абсолютно у всех домашних устройств электронных развлечений (от медиаплееров до консолей и ПК) появился неслабый конкурент. Во-вторых, любители ПК-эксклюзивов и шутеров от первого лица, наконец-то, смогут перестать гробить здоровье своего позвоночника. Ну а в-третьих, мы вполне рискуем избавиться не только от невероятной кучи проводов в доме, но и от переизбытка различных сервисов. Все необходимое будет доступно в одном месте — нашей любимой гостиной.

Смотрите также
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться