The Boston Major 2016 Перейти

Геймер — субкультура?

Mr Robot (пользователь)

Проведём небольшое исследование, в ходе которого разберёмся, можем ли мы считать себя субкультурой или нет

Однажды я крепко задумался над этим вопросом. Практически все мои друзья в то время принадлежали к каким-либо неформальным группировкам, а вот я был сам по себе. Друзей объединяли схожие музыкальные вкусы и примерно одинаковые взгляды на жизнь. Не знаю, как я затесался в их компанию, однако я не разделял их любви к той музыке, что они слушали, и имел другую жизненную позицию. Что же я обычно делаю? Очень много читаю и очень много играю. Такой вот нёрд. Но ведь я не один такой. И мне стало просто интересно: могу ли я считать себя частью геймерской субкультуры? Хотя, нет, не та формулировка. Можно ли считать геймеров полноценной субкультурой? О, а вот это уже другое дело.

Поэтому я решил провести маленькую исследовательскую работу по этому поводу. Естественно, все представленные факты являются максимально субъективными, а основным источником служил Интернет, так что, господа, не серчайте.

Для начала неплохо было бы узнать, что представляет собой субкультура как явление. Википедия говорит, что субкультура – это отколовшаяся часть общей культуры, которая как-то выделяется от доминирующего течения, но не противопоставляется ему, а сосуществует вместе. Сам термин был придуман американским социологом Дэвидом Рисменом в 1950 году.

Первой субкультурой считаются «денди» — выходцы из среднего класса, пропагандирующие аристократический образ жизни. Появилась она на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого века в Англии и выделялась тем, что демонстративно выдавалась за аристократизм, хотя многие денди за душой имели чуть больше, чем ничего. Характерными чертой можно назвать фирменный стиль имиджа, который подразумевал элегантность, изысканность и манерность. В современном обществе можно найти отголоски былой славы денди: метросексуалы и так называемые интеллектуальные снобы.

Постепенно образовываются новые субкультуры, причем добрая их часть возникает на почве общей любви к какому-либо музыкальному направлению. Затем появляются арт-субкультуры, а уже совсем недавно – интернет-движения.

Теперь давайте подумаем, что можно назвать субкультурой? Например, существует определенная группа людей, которые очень любят есть курицу. Они – субкультура? Скорее нет, чем да. Знакомый психолог, немного проконсультировавший меня по этому вопросу, говорит, что для создания субкультуры нужна более масштабная черта, объединяющая каких-либо людей.

Я попробую выделить основные признаки, по которым можно приравнять геймеров к субкультуре и, наоборот, признаки, по которым можно будет доказывать обратное.

True

Массовость

Факт, бесспорно неоспоримый, однако нужно разобрать его более подробно. Согласно недавним исследованиям Sony, каждый восьмой житель Земли – геймер. То бишь, легион из миллиарда человек. Сложно в это поверить, не так ли? Особенно учитывая то, что бóльшую часть населения планеты составляют люди из низкоразвитых стран, которые, возможно, даже не знают, что такое видеоигры.

Итак, по исследованиям 2011 года процент людей, которые имеют компьютеры, составляет около 5-8% от общего числа. Учитывая Великую Силу Статистики, а также то, что исследование довольно старое и туманное, округлим это число до десяти процентов. Прибавим сюда владельцев приставок, однако не забудем про тех пользователей ПК, которые используют его только в рабочих целях или же настолько консервативны, что считают видеоигры ребячеством. Сразу говорю, что цифра взята с потолка, однако в итоге мы получаем те же десять процентов.

Причем, это максимально возможный предел. На деле же это число, скорее всего, еще меньше. К тому же, Sony причесала всех под одну гребёнку: геймером может называться как хардкорщик, проводящий за компьютером/приставкой более шести часов, так и человек, изредка следящий за делами своей «Любимой Фермы». Ввиду этого я хочу создать абстрактный образ идеального геймера. Если человек зовёт себя геймером, то он должен не просто играть, но и интересоваться индустрией в целом. То есть, следить за новостями, немного знать историю и причинно-следственные связи, и, непосредственно, уделять играм достаточно времени.

Естественно, процент таковых «чистых» геймеров в разы меньше миллиарда человек. Но, в любом случае, их число намного больше, чем представителей каких-либо других субкультур. К тому же, игры не вступают в конфронтацию ни с одним другим течением и, поэтому, они вполне могут мирно сосуществовать в одном человеке. Геймеры также не имеют никаких территориальных привязок, поэтому разбросаны по всему миру. Кстати, если интересно, я упомяну, что подобное исследование Sony проводило пятью годами ранее, и тогда цифра приближалась к 300 миллионам. Растём, товарищи.

Ветвление

Миру известно не одно дробление какой-либо субкультуры на несколько дочерних. Это подразумевает сложное устройство и развитость подобной структуры субкультуры. И геймерское течение обладает этим в полной мере. Само понятие «игрок» очень сильно обобщено, так как существует десятки подвиlов этого самого игрока. Казуалы, инди, хардкорщики, ролевики и остальные. Некоторые возводят в ранг культовой продукцию какой-то определенной компании (вспомниv Мариобоев и Сонибоев). Помимо этого образуются тематические группы, форсирующие определенную тематику. Такие группы, что не являются редкостью, часто конфликтуют между собой на почве неприятия интересов. То есть, в сфере игр существуют даже субсубкультуры, если их можно так назвать.

Уникальный сленг, фэндом и юмор

Все мы сталкивались с неповторимым игровым сленгом (в некоторых случаях это вызывает не так много энтузиазма). Естественно, обычному человеку, не играющему в игры, все эти ХП, ачивменты, скиллы будут абсолютно непонятны. Такое явление свойственно практически всем субкультурам, однако геймеры в этом плане шагнули далеко вперёд. Условно можно разделить игровой сленг на три вида.

- Общий, который мало-мальски понимает любой игрок, независимо от времени, проведенному в играх.

- Жанровый, из названия которого ясно для каких групп игроков он характерен (MMORPG).

- Узкий, понимать который могут лишь поклонники определённой игры (EVE Online).

Также часто мы сталкиваемся со специфичным юмором, который был порождён в результате различных нелепых ситуациях, произошедших в играх. А количество игровых мемов уже давно превышает все мыслимые границы.

Однако самым мощным аргументом здесь является невероятно развитый фэндом. То бишь, игровая вселенная. Благодаря такому многообразию игр, мы уже успели повоевать в средневековье, покорить космическое пространство, наказать миллионы плохих парней. Причем, не один раз и не в одном времени и пространстве. Игроки очень серьезно воспринимают мир, созданный геймдизайнерами, и начинают буквально жить в нём. Именно это порождает огромное количество всевозможной фанатской деятельности: рисунки, рассказы (aka фанфики), любительские игрушки, косплей-вечеринки и многое другое. Ежедневные споры по поводу какого-либо игрового момента или характера часто перерастают в настоящую войну интересов. Но это совсем не плохо, а, наоборот, хорошо, потому что если кто-то настолько близко принимает что-то к сердцу, то это означает, что он полностью погрузился в игру. Естественно, назвать полноценным другом компьютерного персонажа нельзя, но нельзя не привязаться к ним. Однако меня немного занесло.

False

Отсутствие общего стиля

Пожалуй, этот аргумент я поставлю на первое место, так как, в большинстве случаях, субкультура заявляет о своей уникальности, прежде всего, через свой неповторимый имидж. У геймеров он отсутствует. Я даже специально проверил свой шкаф на предмет наличия какой-нибудь вещицы. Но, к сожалению, не нашёл там ни шлема Большого Папочки, ни железного шлема Довакина. А даже если бы у меня имелось что-то подобное, я бы вряд ли одел это для уличной прогулки.

Да, я был частым свидетелем, а иногда и участником различных косплейных вечеринок и встреч, но, как правило, в реальной жизни геймеры не придерживаются какого-либо определенного дресс-кода.

В настоящее время одежда с игровой тематикой стала всё чаще и чаще просачиваться в городскую моду. Футболками вроде I♥MARIO уже никого не удивишь, так как игры прочно закрепились в современной культуре. И подобная одежда никак не может относиться к фирменному стилю, так как она доступна широкому кругу людей, некоторые из которых могут вообще не знать, кто такой этот Марио.

Отсутствие общих вкусов

Я не говорю, что вы, к примеру, не сможете найти геймера, который слушает Нину Хаген. Сможете. Но это не значит, что буквально каждый игрок слушает её. У всех нас абсолютно разные вкусы в музыке, искусстве и одежде. Да и мир каждый принимает по-своему.

В центр любой субкультуры ложатся общие черты, объединяющие участников этого движения, а вот у геймеров, к сожалению, в разряд общего можно возвести лишь игры.

Необособление

Любая субкультура, так или иначе, противопоставляет себя основной культуре. Про игроков я такого сказать не могу. Как уже было подмечено, геймеры не имеют ни свойственного единого стиля, ни какой-либо масштабной философии. Проще говоря, такие люди вообще особо не выделяются. Встретив игрока на улице, мы вряд ли сразу сможем сказать, что этот человек увлекается видеоиграми. К тому же, игры не имеют никакого отношения к политике и религии, а, следовательно, полностью изолированы от нежелательных конфликтов. Да, существуют несколько скандальных игр, затрагивающих какие-либо исторические и политические ситуации, но, как правило, они немногочисленны.

И, возможно, я поторопился, поставив стиль в качестве первого аргумента. Всё-таки главная особенность любой субкультуры – её противопоставлению миру. А стиль это уже способ этого самого противопоставления.

К тому же, геймеры потихоньку становятся довольно-таки унитарным явлением, так как год за годом всё больше и больше людей открывают для себя мир видеоигр. Думается мне, что ещё десять-двадцать лет и игры станут повсеместным и широким явлением, вроде кинематографа. И лишь единицы будут достаточно прохладно к ним относиться.

[лирическое отступление]

Давайте всё же чуть-чуть углубимся в исторические реалии и попытаемся выяснить: существовала ли родительская субкультура, предшествующая геймерам? Оказывается, да, существовала. Даже более того, она существует. Но назвать её полноценной субкультурой также вряд ли получится. Наверняка, все вы когда-нибудь слышали слова «нёрд» и «гик». Так вот, именно они стали прообразом современного геймера.

В 80-ые года, когда игры только начинали своё победное шествие по планете, основной аудиторией были эти самые люди. Так как рынок в это время имел региональный характер, то основная масса нёрдов и гиков базировалась в Северной Америке. Там даже появился стереотипный образ ботаника, помешанного на видеоиграх.

Затем игры стали быстро эволюционировать, становясь достояниям широких масс. Нёрды и гики, можно сказать, потеряли одну из своих уникальных черт, но всё же продолжили существование. Некоторое время эти слова даже были сродни ругательству, однако позже потеряли это значение. Наиболее близкими русскими словами, обозначающими нёрда и гика, будут «ботан» и «задрот».

Некоторые люди думают, что оба слова означают примерно одно и то же. Однако это неправильно. Нёрдом называют человека, полностью помешанного на науке, техническом прогрессе, играх и книгах. Гик – это человек, являющийся фанатом чего-либо, и этот вид не привязан к чему-либо конкретному.

Если можно так выразиться, нёрды имели даже нечто вроде фирменного стиля. Мешковатые одежды, закрывающие тело, ставка на комфорт, а не на внешний вид и самая невзрачная цветовая гамма породили множество шуток на эту тему. Также неизменным аксессуаром были очки, ведь просиживая столько временем за компьютером, нельзя было сохранить зрение в идеальном состоянии. К тому же, ЭЛТ-мониторы тех времён совершенно не щадили глаз, в отличие от сегодняшних. Вопреки общему мнению, гигантские окуляры в роговой оправе были не настолько популярны, как это иногда описывается в некоторых фильмах и книгах.

Как и сейчас, нёрдов и гиков редко выделяли в отдельную субкультуру, это было скорее сообщество. Реакция общества была нейтральной, так как ни те, ни другие особо не заявляли о себе и не привносили ни положительных, ни отрицательных аспектов. Если же посмотреть на сегодняшнее состояние, то можно сказать, что оно практически не изменилось. Да, мы знаем некоторые нелицеприятные ситуации, связанные с видеоиграми, однако они не особо муссируются в социальной среде и достаточно быстро забываются. К тому же, игры не воспринимаются как нечто архиопасное: согласитесь, многие родители усадят своего ребёнка за компьютер, лишь бы он не шатался по ночам с сомнительными компаниями.

Однако давайте вернёмся к первоначальному объекту статьи. Мы рассмотрели аргументы, говорящие «за» или «против» принятие геймера как субкультуры. Представим на минутку, какими положительными и отрицательными качествами обладало бы подобное течение, если бы оно было признано полноценной субкультурой.

+ Как уже было сказано, течение геймеров, кроме отдельно взятых людей, полностью аполитично и не связано ни с какой религией, а, поэтому, не конфликтует с доминирующей культурой и государством. Общество не видит угрозы в геймерах и относится к ним дружелюбно. Таким образом, пресекаются различные нежелательные конфликты.

- Чтобы находиться на гребне последних тенденций и быть, так сказать, «в теме» следует постоянно находиться в курсе всех последних событий в мире игр, а также уделять достаточно времени самим играм. А это уже в некоторых случаях может подвести к зависимости от видеоигр. Не стоит пугаться и думать, что играя, люди становятся зависимыми. Отнюдь. Это грозит лишь особо впечатлительным и эмоционально нестабильным людям, которые не имеют никаких других увлечений. Однако не бывает дыма без огня, поэтому всегда стоит знать меру и не просиживать ночи перед монитором или телевизором. В конце концов, это время можно потратить на более полезные занятия. Например, на сон.

+ Игроки довольно-таки лояльны к представителям остальных субкультур и не вступают в конфронтацию с представителями других течений. Кроме того, игры могут легко сочетаться с другими субкультурами (что, кстати, может служить небольшим аргументом против принятия игроков как субкультуры).

- Если хочешь быть геймером, то, естественно, нужно играть. А чтобы играть, нужно покупать игры, за которые просят довольно-таки порядочные деньги, особенно, учитывая то, что все мы любим часто обновлять нашу коллекцию игр. Добавьте сюда различную тематическую продукцию вроде журналов, всевозможных контроллеров и аксессуаров, а также затраты на обновление компьютера или покупку новой приставки.

Предвосхищая вопросы о пиратстве, я скажу, что брал в рассчет западные страны, где сконцентрирован основной рынок видеоигр, а пиратство часто пресекается. К примеру, мой друг, живущий в Берлине, решил порадовать себя халявным сезоном «Доктора Хауса». Каково же было его удивление, когда через месяц к нему пришёл счет на две тысячи евро, в котором ему было популярно объяснено, что не стоит так делать. Справедливости ради скажу, что пристальное внимание оказывают лишь популярному медиаконтенту, да и то не всегда. К тому же, отслеживание подобной деятельности ложится на плечи самого правообладателя, так как пока не существуют каких-либо специализированных комиссий. Проще говоря, поймать вас могут, но подобные случаи редки. Кстати, в том же Берлине существуют особые юристы, которые могут уладить подобные вопросы за деньги, сумма которых намного меньше, что проставлена в счёте.

Сюда же можно отнести факт перенасыщения, когда люди, пользуясь подобной вседозволенностью, скачивают огромное количество игр за раз и быстро теряют к ним интерес, даже не пытаясь вникнуть в суть. У меня некоторое время была подобная ситуация, поэтому пришлось наложить кое-какие ограничения, дабы игры не переставали радовать меня.

+ Геймеры благодаря огромному количеству участников являются самым массовым сообществом в мире. Здесь легко найти друга или единомышленника, исходя из собственных интересов. Также течение игроков поддерживается множеством крупных компаний, которые производят всю необходимую продукцию: игры, игровые системы, периферию, фан-продукцию (игрушки, плакаты, одежда) и многое другое. Не скажу, что найти тот же магазин неформальной одежды невероятно сложно, однако павильоны, продающие игровую продукцию встречаются гораздо чаще.

Давайте подведём итоги. Под конец я спросил себя сам, считаю ли я геймеров субкультурой? Похоже, что себя я всё же не смог в этом убедить. Я считаю, что мы представляем скорее некое сообщество, чем субкультуру. Несмотря на достаточный возраст, течение геймеров не закрылось, а, наоборот, стало намного более открытым по отношению к остальному миру. Однако не мне решать. Вы можете вынести собственное решение, исходя из представленных мною аргументов, или же создать свои собственные. Я с удовольствием ознакомлюсь с вашей точкой зрения, если вы решите черкнуть пару строк в комментариях.

Благодарю за внимание.

Смотрите также
Как защищали компьютерные игры в разные годы
Фичер
Как защищали компьютерные игры в разные годы
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Фичер
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Команда Dignitas стала чемпионом EPICENTER: Moscow
Фичер
Команда Dignitas стала чемпионом EPICENTER: Moscow
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться