Геймифицируй меня полностью

Влад Бабаев (пользователь)

Геймификация, что это? Пошлое ругательство или популярное направление бизнеса и образования?

Любая деятельность становится увлекательнее, если её преподнести в игровой форме. И если в детстве, чтобы мотивировать нас убрать свою комнату, родители предлагали нам представить себя в роли расхитителя гробниц, собирающего из-под дивана древние артефакты в виде потерявшихся носков, то сегодня работодатель прибегает к аналогичным методам для увеличения КПД своих сотрудников. Помимо бизнеса, игровые механизмы стремительно проникают и в образовательные, и в рекламные и во многие другие сферы человеческой деятельности. Подобные нововведения игрового формата носят звонкое название «геймификация» и на данный момент являются наиболее перспективным вектором развития практически любого направления.

Геймификация (игрофикация) – это применение видеоигровых технологий в процессе выполнения неигровых задач. Подобный вид интерактивности способствует вовлечению пользователей в выполнение того или иного процесса, привлекает новую аудиторию и крепче захватывает прежнюю. Простыми словами, геймификация предлагает новый увлекательный подход к некогда скучным, утомительным, а иногда раздражающим действиям. Впервые этот термин был введён в ещё 80-ых годах благодаря текстовой онлайн-рпг MUD (Multi-User Dungeon), прародительнице Lineage 2 и WoW. Основной же «бум» геймификации случился несколько позже, в 2010 году. Одним из её первых апологетов стал Кевин Вербах – профессор права и бизнес-этики в университете Пенсильвании, автор книги «Вовлекай и властвуй». В своих работах он объясняет, как игровой подход может замотивировать сотрудников и привлечь новых клиентов. В лекциях профессор рассказывает о преимуществах и перспективах геймификации на самых разных примерах от приложения Nike+ до игр типа World of Warcraft. Вербах выделяет несколько неотъемлемых элементов геймификации: первое - возможность персонализации, например, аватары и кастомизация персонажа, настройка личного профиля и др. Второе - система поощрений: нематериальная мотивация в виде ачивментов, уровней «прокачки» и зарабатывания каких-либо уникальных наград. Последний столп геймификации, по мнению Вербаха, это коммуникативная функция: связь и отслеживание внутриигрового прогресса друзей, соревновательные элементы.

Игра всегда была и остаётся своеобразным культурным феноменом. На первый взгляд она не несёт в себе какой-либо утилитарной ценности, по завершению игры мы не получаем осязаемого результата. Однако, она приносит значительное эстетическое и моральное удовлетворение. Играющий получает огромное удовольствие от самого процесса игры. Таким образом, опираясь лишь на эмоциональный фидбэк, на чувство самореализации и превосходства можно получить необходимый результат. Компания Microsoft, например, геймифицировала рутинный процесс поиска синтаксических ошибок в разных языковых версиях Windows 7. Корпорация разослала копии своей ОС в огромное количество стран, оформив задание в виде соревновательного элемента. За каждую найденную текстовую ошибку иностранному подразделению Microsoft начислялись баллы. По окончанию проекта «Microsoft Language Quality Game» в соответствии с результатами таблицы лидеров были выбраны победители. Из игровых элементов в «Language Game» были использованы лишь очки за нахождение ошибок и список лидеров, отражавший позицию офиса по отношению к другим. В результате было найдено около 6700 опечаток, а также сотни серьёзных недочётов в системе, и всё это сотрудники выполняли добровольно, в погоне за чувством победы и абстрактным «пряником».

Но куда геймификация просто-таки напрашивается и всячески хочет ворваться это сфера образования. Получение опыта и знаний в игровой форме – это, на мой взгляд, самый продуктивный и естественный для человека путь развития. Для маленького ребёнка игра - единственно возможный способ познания мира. Те же самые законы работают и для уже выросшего организма. Так, для обучения детей старших классов существует образовательная ролевая онлайн игра Classcraft, в которой ученикам предлагается «прокачивать» виртуального персонажа за счёт реального прогресса в учёбе. Игра распределяет очки между школьниками за правильные ответы, «раздаёт» разные спецспособности и поощряет инициативу. Например, вы желаете проявить альтруизм и помочь однокласснику с домашним заданием? Получите за это дополнительные очки, за которые можете впоследствии, например, отказаться от одного вопроса на экзамене. Опоздали на урок? В битве с боссом вам не выстоять, и в итоге придётся задержаться в школе на пару часов. В случае с Classcarft не игровые методы внедряются в образование, а скорее, наоборот, образование переплетается с устоявшейся механикой MMO-RPG. У каждого студента имеется свой аватар, которого он настраивает под себя, шкала прогресса, уровень и разнообразные квесты на выбор. Пользователи Classcarft даже имеют возможность объединяться, действовать сообща и зарабатывать очки за работу в команде. Таким образом, процесс обучения превращается из рутинного занятия, лишенного мотивации, в самое настоящее путешествие, где ученики в погоне за всё тем же моральным удовлетворением, оформленным в виде зарабатывания нового виртуального уровня или очередной «медали за находчивость», получают практическую пользу для себя реального.

Я верю, что геймификация – это будущее образования, трудовой активности и многих других сфер деятельности. Любой процесс увлечёт, если будет подан в форме игры с подобающей мотивацией и вознаграждением. И неважно, урок ли это математики, офисная работа или очередь в поликлинику – всё это может и должно быть источником не только важных для жизни достижений, но и приятным времяпрепровождением.

Смотрите также
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Фичер
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Фичер
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться