Гейминг по-русски

Вакацу (пользователь)

Особенности национальной экспозаготовки

Прежде всего уточню, что слово «русский» в этой статье не носит национального характера — речь пойдет о всем нашем СНГ, о всех нас, говорящих по-русски.

Первая весенняя сыгровка евпаторийских ролевиков закончилась походом в травмопункт. Нет, вы не то подумали — просто заигравшийся "оборотень" очень неудачно зацепился ногой за корень. В итоге постанывающего хищника пришлось тащить на загривках, а поскольку все были в костюмах, то прерывать ролевождение сочли не таким уж обязательным. Что сказать... местные доктора надолго запомнят разодетую в кольчуги тусовку, притащившую им обмотанного шкурами пациента, привязанного к палке на манер добычи.

Оставив беднягу на попечение последователям Гипократа, ваш покорный вернулся домой и подсел к компу. В Dragon Nest намечался рейд по логовам, потом забег по обычным подземельям с учеником... И вот как раз на середине этого забега внезапно пошел разговор "за жизнь". Я рассказал про наши злоключения, мы вместе посмеялись и он с неожиданной тоской написал в чат — "Весело вы живете. Я бы тоже поролевил на природе, да компании нет, вот только в играх и оторваться.". Я хотел было возразить — но вовремя вспомнил три важные вещи:

  • Сор из избы не выносят.
  • Мой ученик — австриец.
  • А играем мы на глобальном сервере DN SEA.

Проблемы русского гейминга (как и большая часть других проблем) вытекают из систематического наступания на одни и те же грабли — то, до чего цивилизованная Европа доходила своим умом, мы заимствуем как есть, даже не озаботившись адаптацией под наши реалии. В итоге хорошие в целом вещи у нас появляются зачастую без необходимой культурной базы — и превращаются в черт знает что.

Осторожно! Злая собака!

CN

SEA

RuDN

Три сервера. Для Китая, СНГ и цивилизованных стран. Уловили смысл, да? Все верно — для нас и китайцев сервера отдельные. И если в случае с КНР такой подход диктует маразматичное правительство, регулярно жестоко цензурирующее все подряд, то в случае нашего СНГ причины другие — дело в том что русские ни с кем кроме себе подобных не уживаются.

Показателен на этом фоне скандал с серверами World of Warcraft. Когда-то официальных русских серверов не существовало и все играли на серверах общих... пока туда не добрался первый Русский Клан ZeRussianZ. И не начал всех просвещать по вопросу дислокации матушки хорошего парня Кузьмы. Поначалу их игнорировали, потом стали избегать — как пьяницу или стаю одичавших собак. Наши ребята к сожалению истинного положения вещей не поняли, наоборот решили, что "пиндосы" их наконец-то зауважали. "Раз боятся — значит...!". Да нет, просто боялись. И хотели как можно реже пересекаться с нашими соотечественниками. Дошло до того, что с серверов WoW, на которых появлялись русские, начинался стремительный отток игроков из цивилизованной Европы. Blizzard ситуацию поняли правильно и сделали для наших игроков отдельный загончик — русский сервер.

Как в сафари-питомнике — чтоб бешеные русские мирных игроков не покусали.

Русские не знают английский. И не хотят знать. Наши игроки скорее научат русскому матерному весь европейский сервер, чем сами выучат хотя бы грамматически правильное приветствие.

Тем более удивительно, что на русских серверах игроки общаются в основном на какой-то немыслимой смеси всех языков игры — оригинала, английского и нашего родного. Фразы а-ля "Элестра в фулл-апо в ладдере" (RuDN) или "Манип с круцем вкруг8+" (RuFFF) — это даже не самые "зашифрованные" образцы внутриигрового общения.

Нет, конечно понятно, что без сленга никак. В рейде никто не будет выпечатывать "Священник, примени на паладина Клич Ангелов и Светлое Благословение!", за это время успеют положить всю команду. А вот одного рявка "РЕБАФ!!1!" обычно хватает, чтобы зазевавшийся лекарь вспомнил о своих обязанностях.

Но кроме сленга никаких продвижений к поиску взаимопонимания от наших не видно. Более того, большинство игроков абсолютно уверено, что только так и можно, что уважение на забугорной территории зарабатывается исключительно нагибанием всех и вся на арене. Кто первый в ладдере — того и уважают!

Да нет, не уважают, а завидуют и желают взломать аккаунт такого "везунчика".

Большинство наших «ПвПшников» так бравируют своими дуэльными навыками, что невольно задумываешься, настолько ли они круты в реальности?

Plot? What plot?

Русские игроки не читают сюжет.

Согласен, сюжет в ММО большей частью весьма условный. И виноваты в этом в первую очередь сами игроки, создавшие и старательно поддерживающие стереотип "Для ММО сюжет можно не писать, его все-равно никто не читает!".

В итоге имеем картину весьма незаурядную, на самом-то деле. А именно — всепоглощающую скуку, проистекающую из неумения играть. ИГРАТЬ, а не "качаться".

Если подумать, то это вполне закономерно, ведь нашим игрокам незаметно подменили СМЫСЛ ролевой игры.

Суть ролевой системы, если абстрагироваться от всякой шелухи, с компьютерами не имеет вообще ничего общего. Да-да, ВООБЩЕ ничего. "Ролевая игра" это игра, подразумевающая отыгрывание человеком РОЛИ — роли рыцаря или мага, роли орка или эльфа, роли преступника или стража порядка. Люди играют в них, выписывая Историю — о приключениях своих персонажей, читай самих себя в выдуманном ими мире. Это игра ради творчества, как написание романа о похождениях команды приключенцев. Попутные циферки в параметрах никогда не являлись целью игры — они только помогали решать спорные ситуации.

Встретились человек и орк, у человека в графе "сила" написано "невероятно сильный", у орка — "очень сильный". И начинается... Человек орет, что раз он "невероятно", а орк только "очень", то он орка согнет в бараний рог не особо напрягаясь, орк в ответ доказывает, что для его расы "очень" — это куда больше чем "невероятно" для хрупкого человечишки... И кто прав? Вот в таких разборках и приходят на помощь численные измерения. "Сила — 12", "Сила — 9, расовый бонус +4" — сразу ясно что орк пусть немного, но сильнее.

Ролеплей как он есть

Переход в онлайн должен был дать игрокам платформу для их игр — с хорошей визуализацией, позволяющей избегать курьезов вроде "А я думал что дверь справа, а не слева!" (возникающих в текстовых ролевых довольно часто, когда ГМ забыл описать какую-нибудь незначительную деталь). Однако сама Игра как была, так и остается на плечах самих игроков. Вам по сути дали ту же D&D — только в 3D.

В Европе это знали всегда. Именно поэтому Blizzard держит два специализированных ролевых сервера, где запрещены все темы, касающиеся реальной жизни. Если твой персонаж там — эльф, будь любезен вести себя по-эльфийски!

А вот на наше СНГ ролевые игры свалились как снег на голову — и гораздо раньше самого понятия ролеплея. У нас не было обычных ролевых игр и мы не знали, как в такое ИГРАТЬ. В итоге русские ММО приспособили под себя — как арены для традиционных разбирательств, чьи в лесу шишки и кто на сервере царь горы. Естественно тут не до сюжетов — какой там сюжет, когда Генка опять в ладдере аж на три позиции выше! Надо срочно заточиться, авакнуться, купить банок, да и преподать урок нахалу. Пусть все знают, что это Вася Букин самый крутой на сервере!

А довольные игродержатели наше ошибочное мнение "ММО — это для ПвП!" старательно поддерживают. Ведь для того чтобы быть первым — нужно очень прилично вкладываться в "прокачку" персонажа. Покупать точилки, доступы в платные локации в ускоренным набором опыта, дающие бонусы костюмы... Чем больше у нас будет ПвП-игроков — тем толще станут чужие кошельки. И тем больше будет скуки на заэкранных просторах.

Остановитесь на секунду. Оглянитесь. Вокруг вас — мир. Какую часть его вы видели?

От кутюр

К сожалению, нередко чудесное Иномирье разрушают сами игродержатели — вводом в игровой магазин вещей, духу мира не соответствующих АЖ НИКАК. В свое время таким добром заполонился русский Fly For Fun — по волшебному миру летающих островов бегали телепузики, пауер-рейнджеры, жирафы, дайверы в ластах и прочие никак не вписывающиеся в атмосферу театра личности.

Отдельной темы заслуживает тяга наших игродержателей к лотереям — купи коробку, и может там окажется ценная вещь. Шанс мизерный, скорее всего там окажется ненужная никому фигня, но ты купи, вдруг повезет!

Конечно на европейских серверах такое тоже есть, но обычно с альтернативой. Например на евро-сервере Requem: Bloodymare купить ездового рино можно в магазине по его стандартной цене — или попытать счастья с лотерейным бочонком, который в 10 раз дешевле. Выбирайте сами, надеятся ли на удачу! У русских игроков такой возможности чаще всего нет — покупайте лотерею и только так.

Невольно вспоминается диалог из "Брильянтовой руки". Помните, как там?

-Кто возьмет билетов пачку, тот получит...

-Водокачку! Я покупаю билеты не ради выигрыша! *передавая лотерейные билеты помощнику* Распространите среди жильцов нашего ЖЭКа.

-А...?

-А если не будут брать — отключим газ!

Player vs Player

К ПвП у нас не просто подталкивают, а прямо таки запихивают на арену силком.

Особенно хорошо это видно в относительно новом Dragon Nest — до 40 (на данный момент максимального) уровня игрок скачет по подземелиям как укушенный, собирая экипировку и мучаясь с билдом, душу греет надежда "Ну ничего, вот прокачаюсь и как дам!". Однако на 40 его ждет неприятный сюрприз — из-за невменяемой системы "капнувшийся" игрок способен посещать подземелия... только 3 раза в сутки! Причем если игрок вылетает в середине прохода по причине обрыва связи (которые на RuDN отнюдь не редкость) то Очки Действия, необходимые для посещения подземелий, с него все-равно вычитаются, не важно, успел ли он дойти до конца и получить заслуженные трофеи.

Получается логический диссонанс — игрок вкладывает усилия и время чтобы, достигнув вершины, не иметь возможности насладится своей победой. Это все-равно что чемпиону, выигравшему мировой заезд Формулы 1, дали минуту подержаться за кубок — и тут же выставили вон. Или заперли этот кубок в сейф с правом открыть и полюбоваться только 3 раза в день по 4 минуты. И да, руками не трогать.

Очень хочется заорать ":%:(* КАКОГО ЧЕРТА?!!! Я потратил три недели на кач ради ЭТОГО?!".

Продолжая фарс — рейдовые Логова в игре ТОЖЕ лимитированы и как правило все лимиты используются в первые же дни после их отката. Что остается? Правильно, единственная нелимитированная вещь в игре — ПвП!

ПвП глазами нормального ролевика

Ну, а почему нашим игродержателям важно как можно больше игроков запихнуть на арену — я уже писал выше. На всякий случай напишу еще раз — потому что стравливание игроков и разжигание в них духа соперничества это самый быстрый способ наложить лапу на их зарплаты. Ролевику хватает заточки комплекта на +5 — ПвПшнику будет мало даже +15.

Не поймите неправильно — я не против колизеев и арен как таковых. В конце концов отыгрывать роль можно и там — от разыгрываний чемпионатов "Суперкубка О.Р.К. 2000" до смачной дуэли за руку, сердце и прочий ливер прекрасной дамы. Но когда вас ЗАСТАВЛЯЮТ превращаться в гладиатора, это как то...

Кто забыл, тем напомню — гладиаторами в Риме часто становились преступники и военнопленные, у которых не было другого выбора кроме как драться за собственные шкуры. Он жил пока сражался. А мы что, тоже?

ПвП? Спасибо, не надо!

Да отвяжитесь от меня!

Кто бы что не думал, а привязка игровых вещей к персонажу, не позволяющая передавать их другим игрокам — это чисто русское изобретение. "Не правда!!!" — сейчас заорут на меня — "В WoW она появилась еще в...". Ну да, "метельная" компания и тут оказалась впереди планеты всей, Blizzard первые ввели на сервера WoW привязку покупных вещей к аккаунту покупателя. Цель была вполне благородная — чтобы недобросовестные люди не занимались вымогательством, отбирая вещи у тех, кто за них платил. И надо сказать, это отлично работает — как минимум на вопрос "Ты где взял этого маунта?!" тамошние герои спокойно отвечают "Купил" — и это сразу срезает все дальнейшие расспросы и клянчанья "дать покататься".

Однако, вы обратили внимание на одну маленькую, но существенную нестыковку? В WoW покупные вещи привязываются к АККАУНТУ. У нас они привязываются к ПЕРСОНАЖУ.

Что это значит — понять не трудно.

Покупая маунта для гонок по Азероту, я плачу один раз — и все мои персонажи, что уже созданные, что те, кого еще и в планах нет, обеспечены транспортом на срок оплаты (или пожизненно). Удаляя надоевшего персонажа, я не теряю никаких своих приобретений — до тех пор, пока мой аккаунт принадлежит мне, все купленные вещи останутся со мной, даже если на аккаунте не останется вообще никого.

Покупая же вещь в том же RuDN, я получаю ее в единственном экземпляре и только для одного персонажа. Причем чаще всего с привязкой "намертво" — если я захочу удалить надоевшего вояку, то вещь, за которую я заплатил реальными потом и кровью, сгинет в небытие вместе с ним. Особенно обидно терять таким образом вещи уникальные, выигранные в конкурсах и турнирах, которые за деньги не купишь. Совсем смешно становится, когда "привязывать" начинают и обычные, непокупные игровые шмотки. Тут даже думать не надо чтобы понять куда ветер дует — даже если вы не горите желанием покупать костюм, раскошелится вас все-равно заставят, принцип "Вход — бесплатно, выход — 500 рублей!" во всей красе.

Игродержатели зачастую объясняют это заботой о безопасности игроков. Так вот, это — наглое вранье нам в лицо. Злоумышленник, завладевший вашим аккаунтом, не станет мелочится, перекидывая ваши шмотки на своего персонажа — он сменит пароль от аккаунта и продаст его ВЕСЬ, вместе со шмотками и персонажами. Либо же обманет вас прямо в игре, сделав так, чтобы вы сами отдали ему ценную вещь. Как видите ни в том, ни в другом случае привязка предмета не помогает предотвратить его потерю.

А вот "забота о безопасности игроков" заслуживает отдельного рассмотрения.

Хватит нас защищать! Мы играть хотим!

Защита русских игроков игродержателями больше похожа на оккупационный режим, поскольку вместо того чтобы избавлять от головной боли игроков, она по большей части перевешивает на них головную боль администраторов. О привязке вещей к персонажам я уже написал выше — ее цель не защитить имущество игрока, а заставить его покупать вещи заново на каждого нового персонажа.

Потому поговорим о реальной защите. Например о контроле чата. Blizzard в этом смысле снова на коне — когда я ради интереса матюгнулся в Азероте на корейском языке (специально чтобы матюг обошел серверный фильтр), молчанку на час мне повесили через семь минут, засекал специально. Кроме того по приватному каналу пришло предупреждение от модератора, что чат контролируется и еще одно подобное выражение обойдется мне суточным баном из игры.

На русском сервере WoW (который тоже держат сами Blizzard) реакция была аналогичная, с той лишь разницей что модератор писал мне на моем родном языке.

На серверах RuFFF и RuDN мат в чате стоит круглосуточный. Наши "решили" проблему установкой автоматического фильтра, который от ругани не спасает (достаточно заменить в слове русскую букву похожей по форме латинской или вставить в середину пробел чтобы мат прошел в чат), а только осложняет общение простым игрокам, закрашивая такие безобидные слова как "сосиска", "команда" и "мандарин".

Логика тут понятна — программа-фильтр, в отличие от живого модератора, зарплаты не требует.

Еще одно изобретение русских — добровольцы-помощники. Нигде, повторю, НИГДЕ в Европе нет такой повальной моды не платить людям за работу. На тех же серверах WoW есть хэлперы — это престижная и хорошо оплачиваемая должность, на деньги с которой реально жить и кормить семью. Так же как и модератор, хэлпер в Европе — это Работа, на которую проходят собеседование. А в вопросах собеседования может, кстати говоря, встретится и кое-что из lore, например такое — "Кем приходится Иллидан эльфийке Дэандре?". Тем, кто не играл в WarCraft 3 или играл, но не читал сюжет, на этот вопрос не ответить.

У нас же почти на каждом проекте хелперством занимаются люди, которые чаще всего сами не знают игры, не говоря уже о мире. До сих пор помню конфуз ГМа Джоугена с русского FFF — Джоу засчитал неверный ответ по миру игры на внутриигровой викторине. Учитывая, что "краткое изложение" на пол-странички можно было прочитать прямо в игре из меню помощи, это наводит на определенные мысли. Конкретно — что ГМ, то есть Game Master, то есть человек, обязанный вести игру, даже не удосужился ознакомится с ее фабулой.

В D&D такого "мастера" пустили бы на мыло после первого же хода. О какой "защите" тут может идти речь? Доверили бы вы защищать свой дом солдату срочной службы, который держит свою винтовку дулом к себе и не знает чем отличается фауст-патрон от гранаты? I don't think so.

Кстати от жалоб "Меня обманули, украли Шлем Ночных Стражей +9" наша администрация обычно имеет универсальный ответ — "За вещи, утерянные по вине пользователей, администрация ответственности не несет". О том что спланированный "развод" вообще-то под такое определение не подпадает (какое это еще "по вине пользователей", когда по любому уголовному кодексу подобное деяние проходит как "мошенничество", за которое есть статья?!) — рядовые пользователи чаще всего и не догадываются, а просвещать их конечно никто не станет.

Вот как-то так мы и играем, господа. Как всегда в отрыве от цивилизации, в своей собственной уютной песочнице.

Или это все-таки загон для зверей с подозрением на бешенство?

Oh, those Russians...

Смотрите также
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться