Гендер Гендеру рознь

Doctor Who (пользователь)

Сексизм в видеоиграх и в видеоигровом сообществе — правда или вымысел?

2014 год для видеоигровой индустрии был очень насыщенным. Эти и первый полноценный год консолей нового поколения, и год релиза крупных и долгожданных проектов, вроде «Destiny» и «Dragon Age: Inquisition», и, что совершенно не удивительно в современных реалиях, год громких скандалов, всколыхнувших все игровое сообщество.

Один из главных таких скандалов – пресловутый «геймергейт», до России, правда, добравшийся с опозданием, затронул одну из главных и животрепещущих тем последних лет – тему феминизма и сексуальной объективации женщин в массовой культуре и массовом сознании. Тему настолько животрепещущую, что о ней, кажется, в 2014 году говорили буквально все – начиная от ярой феминистки Эммы Уотсон и заканчивая, уж простите, бабушками у подъезда. И удивительно то, что тема эта, наложенная на призму видеоигр, своей сути, в общем то, кардинально не поменяла. «Геймергейт», похоже, несмотря на всю свою нелогичность и одиозность, имел и благоприятные последствия для индустрии – которая в глазах общественности все больше приближается к категории искусства, и в очередной раз напоминает, что видеоигры сейчас – на самом-то деле очень важная часть жизни миллионов людей по всему миру.

Но речь в сегодняшней статье пойдет не об этом. Автор сего текста, чего душой кривить, весьма иронично относится к некоторым требованиям и постулатам феминисток – эти социально-активные женщины в погоне за справедливостью, кажется, окончательно потеряли связь с реальностью – история с ученым Мэттом Тейлором, которого буквально загнобила общественность за рубашку с эротическими рисунками героинь комиксов — лишнее тому подтверждение. В свете подобных казусов, сегодняшняя статья расскажет о гендерных ошибках и проблемах в видеоиграх, которые, по мнению феминисток, имеют место быть. Также автор постарается привести аргументы в защиту феминисток и определить, кто же в конечном итоге прав – феминистки или их противники? И что же всем нам с этим делать?

Внимание: следующие строки будут наполнены взглядами феминистического сообщества, и наоборот, антифеминистического. Это будет освещение проблемы с обеих точек зрения. Поэтому некоторым особо впечатлительным просьба читать материал с осторожностью.

И да — в статье есть спойлеры

Самый свежий, и кажется, самый странный изъян, который нашли в видеоиграх феминистки, касается вечного вопроса отцов и детей. Как вы помните, сразу две великолепные игры прошлого года – «The Last of Us» и «Bioshock: Infinite», касались его на прямую. Персонажи творений Naughty Dog и Irrational Games были прописаны с беспрецедентным для видеоигр качеством, и что самое важное – почти отцовской любовью. Казалось бы, два удивительно продуманных проекта, работа над которыми велась не один год – отличные диалоги, запоминающиеся характеры, прекрасное техническое исполнение. К чему же можно придраться?

Как вы помните, что Элизабет из «Bioshock», что Элли из «The Last of Us» — не совсем обычные девушки. Первая может открывать порталы в пространстве и времени, у второй есть иммунитет к опасному вирусу, который выкосил или превратил в монстров большую часть человечества. И вот по мнению феминисток в этом кроется одна большая неувязка. Почему, дескать, настолько сильные и независимые женщины, в конечном счете, все-таки зависят от мужчин? Почему Элизабет сидит в тюрьме и не бежит оттуда, а покорно ждет, пока ее освободит Букер? Почему Элли, орудующая своим ножом как Леголас луком, расплакалась при Джоэле после убийства Дэвида?

По мнению феминисток, внимание этих двух замечательных видеоигр сосредоточено на мужчинах. Почему, если их единственное преимущество – «два шара между ног», они становятся центром повествования таких сложных и проработанных вселенных (внимание – данное высказывание практически точная цитата одной известной феминистки)? И почему же, в конце концов, гонимые чувством потери близкого человека (женского пола, в обоих случаях), они ищут новый объект заботы? «Папа все решит» — вот весь смысл данных видеоигр. Повторюсь, по мнению феминисток (как же мне уже надоело это слово, но в сегодняшней статье я буду употреблять его очень часто).

Как же надо:

Положительный пример отношений между отцом и дочерью в видеоиграх, по мнению феминисток, можно увидеть в «The Walking Dead» от Telltale. Мол, маленькая Клементина там действительно беззащитна и не может противостоять ужасам апокалипсиса.

P. S. от автора:

Милые женщины, а не кажется ли вам подобный пример слегка лицемерным? Значит, материнский инстинкт по отношению к Клементине заставляет вас «забить» на собственные убеждения?

Женщин в роли главных героев видеоигр феминистки вообще ненавидят. Взять к примеру Лару Крофт из «Tomb Raider» и Самус Аран из серии «Metroid». Лара сочетает в себе очевидную внешнюю привлекательность для противоположного пола с интеллектом и физическими способностями. Самус же – ходячий танк, который не оставит ничего живого вокруг себя в радиусе пятидесяти метров. Королевы видеоигр тех времен – самые настоящие «strong woman», какими их представлял великий поэт Некрасов.

Какой же подвох в этот раз нашли феминистки? Чтобы ответить на этот вопрос, обратим свой взгляд на перезапуск «Tomb Raider» 2013 года. Главная героиня в нем, помимо того, что значительно потеряла в обхвате бюста, стала намного плаксивее, и (о нет!) женственнее. Она заливает горькими слезами и все свои многочисленные синяки, и трупы поверженных злодеев. Всхлипывает буквально по поводу и без.

Логика феминисток же становится следующей: «Мы, конечно, понимаем, что это перезапуск, и что Лара здесь стала моложе, чем раньше. Но все же, вспомните молодого Индиану Джонса из «Поисков утраченного ковчега». Разве он вытирал слезы об свою великолепную кожаную куртку? Разработчики говорят, что хотели возбудить в игроках чувство жалости и потребность защитить девушку. Да не хочу я ее защищать! Я хочу сказать ей: «Собери все свое дерьмо и вперед». Я хочу вместе с ней пройти все испытания. Вот просто представьте себе на секунду молодого слюнтяя Мастера Чифа или Дюка Нюкема. Не можете? То-то.», — одна неизвестная феминистка с Reddit.

А теперь поговорим о Самус, самой задорной женщине в видеоиграх. Она в одиночку может истребить целый инопланетный вид или уничтожить огромную планету — ну просто «Звезда смерти» в юбке. А, как вам? Но эта бесстрашная девушка, тем не менее, не может ослушаться приказов своего командира мужчины, который к тому же называет ее «леди». Экий сексизм!

Что еще более раздражительно, Амус очень ответственна перед детьми и обладает невероятно развитым материнским инстинктом.

Феминисткам это тоже не понравилось, представьте себе! О ужас – побыстрее поговорим о чем-нибудь другом.

Как же надо:

Да похоже, никак ни надо. Сколько бы я не изучал сайты феминисткой направленности, читал форумы и смотрел видео – не нашел ни одного примера главной героини женщины в видеоигре, которая бы понравилась феминисткам.

P. S. от автора:

Интересно, а как же наши социально активные женщины относятся к Эллен Рипли или Эми из прошлогодней «Исчезнувшей»? Нервно ерзают на стуле? Ох, не знаю, не знаю.

Над традиционным стереотипом «принцесса в башне» не издевался, кажется, уже только самый ленивый. Но в видеоиграх образ девушки, нуждающейся в своем рыцаре-спасителе до сих пор нещадно эксплуатируется.

Именно образ девушки в беде нещадно разбивала в пух и прах феминистка Анита Саркисян, яростно доказывающая, что представительницы слабого пола, в общем-то, сами могут за себя постоять.

Наиболее противен феминисткам образ Эшли Грэм из «Resident Evil 4». Этот неприкрыто сексуальный персонаж, мало того, что нуждается в защите главного героя и буквально шагу не может ступить без помощи игрока, так еще и использует свои выдающиеся во всех смыслах параметры в весьма корыстных целях. Что для девушки, в общем-то, и без феминисток понятно, весьма непозволительно.

Как же надо:

Читайте пункт выше. Хотя…

P. S. от автора

Все же мы любим первого «Шрэка»?

С точки зрения феминисток (ну простите) в современной культуре насильственное поведение в отношение к женщине уже стало чем-то нормальным и не табуированным.

Каждый раз, когда в реальной жизни происходят подобные случаи, общественность в первую очередь пытается приписать виновность жертве – либо она была слишком вызывающе накрашена, либо надела слишком короткую юбку, либо вообще «Лучше бы сидела дома, читала Достоевского и пила чай, а не пойми где шлялась». Да и к тому же – за плохие щи неплохо бы и по лицу съездить.

В общем и целом, понятно, почему такая позиция не нравится феминисткам. Действительно, отношения к жертвам сексуального насилия женского пола, по крайней мере в России, действительно странное. Показателен пример одной московской проститутки, которую двое мужчин средних лет вызвали к себе на дом, привязали к батареи и насиловали на протяжении всей ночи. Данная история широко освещалась в СМИ и даже добралась до удивительного и мистического российского телевидения. Девушку позвали, кажется, на программу вроде «Пусть говорят», правда на канал НТВ. И что вы думаете? Все «эксперты» в самых «различных» областях поголовно начали обвинять девушку и говорить, что она сама виновата. Кто-то даже предположил – а почему она, собственно, не выпрыгнула в окно, ей что, нравилось происходящее? Все разумные доводы потерпевшей разбивались об запущенный стадный механизм – поэтому дело до того, что девушка была привязана, да и вообще, что в таких ситуациях быстро сообразить сложно, уже было никому не нужно.

Данный пример – позорный для общества. Он показывает разумное зерно феминизма, о котором будет сказано ниже. Но давайте теперь посмотрим, как обстоит с вопросами сексуального и физического насилия в видеоиграх.

Во-первых, градус насилия в них, за редкими исключениями, всегда снижен, для того чтобы не шокировать игрока.

Во-вторых, практически всегда насилие направлено в сторону женщин. Часто мы даже не можем повлиять на исход сложившейся, морально противной нормальному человеку ситуации. Вспомните знаменитый сон из «Heavy Rain», в ходе которого на главную героиню нападает мужчина в маске. Да, игра предусмотрела вмешательство игрока и оставила элементы QTE, но предопределила исход поединка, который в любом случае закончится смертью героини. Конечно, лишь только во сне. Но все равно, выглядит некрасиво – согласитесь.

А в недавней демоверсии «Hotline Miami 2: Wrong Number» сексуальное насилие над женщиной вообще представляется юмористической ситуацией. О чем думали разработчики – решительно непонятно.

Видеоигры, конечно, кишат стереотипами и прочей шелухой, доставшейся им в наследство от всего искусства. Вы никогда не задумывались, что условное деление персонажей на классы с различными способностями и начальными характеристиками, до жути условны? И все эти архимаги, чернокнижники и им подобные – еще куда не шло. Но женщина как отдельный игровой класс в военной стратегии – это, кажется, уже перебор. А ведь именно такое деление присутствует в довольно старой видеоигре «Army Men: Sarge’s Heroes».

Еще плачевней ситуация обстоит в «Portal Runner» для 3DO. Дело в том, что в игре есть два вида юнитов – мужчина и женщина. Если у вас умирает один мужчина, вы можете «создать» нового мужчину, если умирает женщина, вы можете создать – думаете женщину? Ан нет, мужчину. Количество женщин строго определенно в начале партии, и изменить в положительную сторону его никак нельзя. Чем продиктовано подобное решение — неизвестно.

«Покажи лучший изгиб тела» и так далее, тому подобное – как часто приходится слышать такие фразы девушкам, которые играют в онлайн-игры.

Согласно опросу, проведенному сайту Kotaku, большая часть женщин, которые увлекаются видеоиграми в онлайне, вынуждена скрывать свой пол во избежание травли и подколов. Несмотря на то, что данная проблема, казалось бы, для современных онлайн-развлечений, где каждый знает, как зовут маму его противника, или хотя бы желает знать, не выходит за рамки обыденного, сложившаяся ситуация, несомненно, отталкивает некоторых девушек от видеоигр.

В связи с этим среди представительниц слабого пола складывается стереотип об анонимных геймерах, предстающих в фантазии обиженных девушек «толстыми, прыщавыми уродами» (опять же цитата).

Разумеется, все это не повышает положительный статус субкультуры геймеров в глазах общественности. Вот признайтесь, вам это надо?

Ничто так не заставит поверить в сексизм игрового сообщества, как, непосредственно, сам «геймергейт».

Какие бы гендерные стереотипы не преследовали нас в видеоиграх, насколько бы они не размусоливались общественностью, поражают вовсе не это, а та реакция, которая следует следом.

Угрозы в сторону Аниты Саркисян – главного идеолога женского феминизма, ошеломляют своей агрессивностью и глупостью. Да, я уже говорил выше, что как и любое радикально настроенное течение общественных меньшинств, феминизм нельзя назвать идеальным и хорошим явлением. Но то, как геймеры-мужчины отреагировали на заявление Аниты, на самом деле заставляет задуматься.

Странное мнение о том, что девушки играют в игры лишь для того, чтобы привлечь мужское внимание, так и вообще заставляет вспомнить средневековые нравы, когда девушка в глазах «высокодуховной» и «религиозной» общественности воспринималась лишь как «придаток» мужчины и выполняла лишь сугубо сексуальные функции.

В конечном итоге, наша стремительно развивающаяся индустрия и субкультура геймеров вокруг нее должна наконец-то понять, какие проблемы были верно указаны феминистками. Умение отсеивать информационную шелуху и находить зерна истины в современном обществе, как мне кажется, играет определяющую роль. И как бы порой не казались безумны идеи феминисток, необходимо помнить – все люди равны и свободны. В своих убеждениях, предпочтениях, интересах и мнениях. И ограничивать их – величайшая ошибка.

Смотрите также
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Фичер
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Безумное веселье в Battlefield 1
Фичер
Безумное веселье в Battlefield 1
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться