Гении маркетинга

plan B (пользователь)

Разоблачаем самые изобретательные и коварные пиар-компании – пристегните ремни и готовьте рвотный пакетик: вас укачает, я гарантирую

Сегодня игропром, подобно кинематографу – рискованный и серьезный бизнес, где крутятся миллиарды и миллионы пачек мертвых президентов. Один неверный шаг – и вот ты уже банкрот, спустивший все до нитки в никуда. Как заставить купить именно твой продукт? Как угодить и нашим и вашим? Как сотворить успешный проект, когда работать по находящимися на стадии разложения избитым до полусмерти клише не хочется, а создавать что-то с нуля – балансировка на грани фейла? Тут-то на сцену и выходят маркетологи – и плевать, что до обмана покупателя один шаг, — зато на коробке броские фразы, а завидев рекламные ролики грядущего «хита» любой голливудский режиссер прокусит локти.

Способ: Цитируем превью крупных изданий вне контекста

Издатель: Activision

Игра: Wolfenstein

Обман покупателя: присутствует

Довольно занятный конфуз произошел с ремейком великого Wolfenstein – прародителя всех шутеров. В предрелизные времена все крупные издания принялись писать превью на игру. Исключением не стал и крупнейший европейский сайт EuroGamer.ru, в котором касаемо Wolfenstein образца 1992-го года была выброшена фраза «the grand-daddy of FPS games». Боссы Activision почесали затылки и решили – чего добру пропадать, и потугами своих маркетологов-маразматиков нацарапали на коробке с игрой данную фразу. Наши переводчики конечно, как всегда постарались, и в русской версии мы и вовсе увидели: «Крестный отец всех 3D-боевиков возвращается».

Ни дать ни взять – одурачивание мирных граждан. Но подобные ухищрения, к счастью не сошли с рук издателю, ведь впоследствии он все равно потерпел колоссальные убытки, благодаря немецким цензорам, что заметили в игре фашистскую свастику.

В результате чего издателю пришлось срочно «эвакуировать» из магазинов все партии с дисками, «порочащими культурные ценности» (причем какие?!), и срочно перепечатывать весь тираж. Впрочем, даже без свастики игра бы разошлась не самым завидным тиражом – ведь к моменту релиза почти все игровые журналы/ресурсы накатали разгромные рецензии, отметку которых колебалась возле 60%.

Но на этом череда неудач у разработчиков не закончилась. В прошлом году Кармак и команда решились портировать Wolfenstein 3D на IOS, но и здесь не задалось – игру запретили в Швейцарии и Австрии и удалили из App Store – снова из-за свастики

В российское коллекционное издание входило столько всего: и фирменный шарф, и дневники разработчиков, и саундтрек, и руководство пользователя, выполненное в стиле фронтовой газеты, и даже обложка для паспорта. Как бы со всей этой мишурой не забыли про саму игру. Хотя нет. Лучше бы забыли

Способ: Эпатажный или «черный» маркетинг

Издатель: THQ

Игра:HomeFront

Обман покупателя: присутствует

Homefront – проект, побивший рекорды по предзаказам среди всех игр издательства — «документальный» рекламный ролик, несколько сотен воздушных шаров с торговой маркой игры, запущенных над Сан-Франциско, театрализованные митинги пацифистов, сценарий от Джона Милиуса (автора «Красного рассвета») – игры была разрекламирована с такой помпой, что иной голливудский блокбастер позавидует, — по сути должен был стать своего рода «спасательным кругом» для THQ — на деле оказался самым грандиозным фиаско издателя за всю его историю. И без того хлипкое положение подорвали разгромные отзывы в прессе, благодаря которым акции издателя упали на 25 процентов. Сейчас гигант кормится всего на 3-ёх основных сериях игр — Saint’s Row, Warhammer и Darksiders – боссам THQ остаётся только молиться на успех сиквелов, попутно окучивая казуальные грядки (серия Sonic).

Несмотря на убогую механику и просто отвратное техническое исполнение (а стоит отметить, что авторы, не скрывая амбиций, говорили об игре, как о полноценном конкуренте Modern Warfare), стоит отдать должное сценаристам – Homefront удалось сотворить то, на чем сломали зубы все современные милитари-шутеры – рассказать настоящую военную драму без тени иронии, цензуры, пафоса и (лично я думал, этого не случится никогда) – без плохих русских. Вообще команде разработчиков стоит отдать должное – эта игра — редкий случай, когда все – от уборщика до сценариста верят в то, что уже завтра КНДР захватят весь мир. Проще говоря – это история о том, как хороших сценаристов заставили работать плохие программисты.

Бонд одобряет

Способ: Продакт-плейсмент

Издатель: Activision

Игра: Quantum of Solace: The Game

Обман покупателя: отсутствует

Как часто вы видели рекламу в видеоиграх? Лично мне, как геймеру с не самым великим игровым стажем приходит на ум немного игр. Splinter Cell Double Agent, где подозрительно много раз в кадре мелькает продукция финской компании Nokia, Battlefield Heroes, где за счет этой самой рекламы разработчики и живут или Rockstar Games, которые обожают лепить свой логотип везде, где ни попади. И если в этих, довольно качественных играх реклама не сильно раздражает, а в том же Splinter Cell даже очеловечивает героев, то в играх не AAA-класса это просто, ну очень раздражает.

В «Кванте Милосердия» же, наоборот: телефон главного героя – Sony Ericsson, в роликах мелькает автомобиль Aston Martin, а все ноутбуки – исключительно марки Vaio, когда сами персонажи – бездушны аки манекены, сюжет беззуб настолько, что его невозможно заспойлерить, а шутерная часть просто отвратна. Но ведь нужно хоть как-то отбить деньги, заплаченные Дэниелу Крейгу, Джуди Денч и Эве Грин за озвучку?

Если на этой картинке вы не заметили ничего подозрительного, то советую навестить окулиста

Способ: Вирусный маркетинг

Издатель: Activision

Игра: Guitar Hero 5

Обман покупателя: отсутствует

Вирусный маркетинг (в простонародье – «сарафанное радио») – вид рекламы, при котором главным распространителем рекламы являются сами получатели информации. Происходит это в большинстве своем из-за того, что в самой рекламе не находится практически никаких намеков на рекламу, бренды или торговые марки, а подается это (в большинстве своем – видеороликами) в забавном и абсолютно ненавязчивом стиле, в результате чего при первом просмотре человек банально не понимает, что перед ним реклама, но спешит моментально поделится найденным видео с остальными получателями информации (читай: друзьями), ввиду его чрезмерной уморительности или абсурдности. Основное поле деятельности – социальные сети, где указанная выше схема проходит с каждым получателем, что называется «из уст в уста» и моментально набирает просмотры. Самый популярный пример вирусного ролика российского происхождения – Адская белочка.

Проторенной вирусного маркетинга дорожкой решил пойти и рекламщики из Activision – и без того невероятно популярный сериал Guitar Hero к 5-ой части обзавелся забавным роликом, что в считанные дни взорвал интернет. Собственно само видео – ниже. И да, обратите внимание на количество просмотров.

Вирусный ролик Guitar Hero 5 наглядно показывает, что хорошая провокация может разрекламировать все что угодно

Способ: Скрытый маркетинг

Издатель: Take-Two Interactive

Игра: GTA 4

Обман покупателя: отсутствует

Rockstar Games – уникальная контора. Они с регулярным постоянством игнорируют крупнейшую игровую выставку Е3, зато не прочь удивить талантом своих маркетологов. За примерами далеко ходить не придется – та же «пасхалка», оставленная разработчиками в предрелизные времена GTA 4, — огромный рекламный щит с изображением логотипа, ставшего уже для многих таким родным и милым сердцу — в самом центре Сан-Франциско, на одном из самых оживленных перекрестков города.

Но это еще не все. Сил и денег на раскрутку 4-ой части было потрачено в разы больше – еще один пример креативности разработчиков – так называемая пиар-компания под названием «Пицца от Rockstar». Суть заключалась (как не трудно догадаться из названия) в рассылке черно-белых коробок из под пиццы, в которых вас ждала… нет, не пицца, а футболка с фирменной цифрой IV и пара стикеров. В общем, оцените сами.

Когда видишь подобное – лишний раз убеждаешься в том, что каждый сотрудник компании имеет свой кусок хлеба вполне заслуженно.

***

Итак, подытожим. Маркетинг бывает разный: кто-то халтурит, впаривая геймерам шлак в глянцевой обертке, кто-то заведомо провальные проекты пичкает рекламой, а кто-то просто дурачится, снимая веселые ролики и раздавая бесплатную пиццу. В любом случае, как бы то ни было, все это – продуманные и тактически выверенные ходы, направленные на экспансию своего товара. И даже если вы бесплатно получите пиццу за 10$, знайте – этим самым издатель уже сделал на вас сумму, в разы превышающую затраты на саму акцию.

Искренне верю, что сей фичер научит вас не покупаться на маркетинговые уловки крупных издательств, броский слоган и хвалебные цитаты. Пусть они и дальше проводят свои пиар-компании, маркетинговые акции и анализируют рынок, в надежде сорвать куш. Ладно, пусть помечтают, а мы пока с усмешкой поиграем.

Смотрите также
Главные онлайн-события ноября 2016
Фичер
Главные онлайн-события ноября 2016
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Фичер
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Фичер
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться