Гении маркетинга

plan B (пользователь)

Разоблачаем самые изобретательные и коварные пиар-компании – пристегните ремни и готовьте рвотный пакетик: вас укачает, я гарантирую

Сегодня игропром, подобно кинематографу – рискованный и серьезный бизнес, где крутятся миллиарды и миллионы пачек мертвых президентов. Один неверный шаг – и вот ты уже банкрот, спустивший все до нитки в никуда. Как заставить купить именно твой продукт? Как угодить и нашим и вашим? Как сотворить успешный проект, когда работать по находящимися на стадии разложения избитым до полусмерти клише не хочется, а создавать что-то с нуля – балансировка на грани фейла? Тут-то на сцену и выходят маркетологи – и плевать, что до обмана покупателя один шаг, — зато на коробке броские фразы, а завидев рекламные ролики грядущего «хита» любой голливудский режиссер прокусит локти.

Способ: Цитируем превью крупных изданий вне контекста

Издатель: Activision

Игра: Wolfenstein

Обман покупателя: присутствует

Довольно занятный конфуз произошел с ремейком великого Wolfenstein – прародителя всех шутеров. В предрелизные времена все крупные издания принялись писать превью на игру. Исключением не стал и крупнейший европейский сайт EuroGamer.ru, в котором касаемо Wolfenstein образца 1992-го года была выброшена фраза «the grand-daddy of FPS games». Боссы Activision почесали затылки и решили – чего добру пропадать, и потугами своих маркетологов-маразматиков нацарапали на коробке с игрой данную фразу. Наши переводчики конечно, как всегда постарались, и в русской версии мы и вовсе увидели: «Крестный отец всех 3D-боевиков возвращается».

Ни дать ни взять – одурачивание мирных граждан. Но подобные ухищрения, к счастью не сошли с рук издателю, ведь впоследствии он все равно потерпел колоссальные убытки, благодаря немецким цензорам, что заметили в игре фашистскую свастику.

В результате чего издателю пришлось срочно «эвакуировать» из магазинов все партии с дисками, «порочащими культурные ценности» (причем какие?!), и срочно перепечатывать весь тираж. Впрочем, даже без свастики игра бы разошлась не самым завидным тиражом – ведь к моменту релиза почти все игровые журналы/ресурсы накатали разгромные рецензии, отметку которых колебалась возле 60%.

Но на этом череда неудач у разработчиков не закончилась. В прошлом году Кармак и команда решились портировать Wolfenstein 3D на IOS, но и здесь не задалось – игру запретили в Швейцарии и Австрии и удалили из App Store – снова из-за свастики

В российское коллекционное издание входило столько всего: и фирменный шарф, и дневники разработчиков, и саундтрек, и руководство пользователя, выполненное в стиле фронтовой газеты, и даже обложка для паспорта. Как бы со всей этой мишурой не забыли про саму игру. Хотя нет. Лучше бы забыли

Способ: Эпатажный или «черный» маркетинг

Издатель: THQ

Игра:HomeFront

Обман покупателя: присутствует

Homefront – проект, побивший рекорды по предзаказам среди всех игр издательства — «документальный» рекламный ролик, несколько сотен воздушных шаров с торговой маркой игры, запущенных над Сан-Франциско, театрализованные митинги пацифистов, сценарий от Джона Милиуса (автора «Красного рассвета») – игры была разрекламирована с такой помпой, что иной голливудский блокбастер позавидует, — по сути должен был стать своего рода «спасательным кругом» для THQ — на деле оказался самым грандиозным фиаско издателя за всю его историю. И без того хлипкое положение подорвали разгромные отзывы в прессе, благодаря которым акции издателя упали на 25 процентов. Сейчас гигант кормится всего на 3-ёх основных сериях игр — Saint’s Row, Warhammer и Darksiders – боссам THQ остаётся только молиться на успех сиквелов, попутно окучивая казуальные грядки (серия Sonic).

Несмотря на убогую механику и просто отвратное техническое исполнение (а стоит отметить, что авторы, не скрывая амбиций, говорили об игре, как о полноценном конкуренте Modern Warfare), стоит отдать должное сценаристам – Homefront удалось сотворить то, на чем сломали зубы все современные милитари-шутеры – рассказать настоящую военную драму без тени иронии, цензуры, пафоса и (лично я думал, этого не случится никогда) – без плохих русских. Вообще команде разработчиков стоит отдать должное – эта игра — редкий случай, когда все – от уборщика до сценариста верят в то, что уже завтра КНДР захватят весь мир. Проще говоря – это история о том, как хороших сценаристов заставили работать плохие программисты.

Бонд одобряет

Способ: Продакт-плейсмент

Издатель: Activision

Игра: Quantum of Solace: The Game

Обман покупателя: отсутствует

Как часто вы видели рекламу в видеоиграх? Лично мне, как геймеру с не самым великим игровым стажем приходит на ум немного игр. Splinter Cell Double Agent, где подозрительно много раз в кадре мелькает продукция финской компании Nokia, Battlefield Heroes, где за счет этой самой рекламы разработчики и живут или Rockstar Games, которые обожают лепить свой логотип везде, где ни попади. И если в этих, довольно качественных играх реклама не сильно раздражает, а в том же Splinter Cell даже очеловечивает героев, то в играх не AAA-класса это просто, ну очень раздражает.

В «Кванте Милосердия» же, наоборот: телефон главного героя – Sony Ericsson, в роликах мелькает автомобиль Aston Martin, а все ноутбуки – исключительно марки Vaio, когда сами персонажи – бездушны аки манекены, сюжет беззуб настолько, что его невозможно заспойлерить, а шутерная часть просто отвратна. Но ведь нужно хоть как-то отбить деньги, заплаченные Дэниелу Крейгу, Джуди Денч и Эве Грин за озвучку?

Если на этой картинке вы не заметили ничего подозрительного, то советую навестить окулиста

Способ: Вирусный маркетинг

Издатель: Activision

Игра: Guitar Hero 5

Обман покупателя: отсутствует

Вирусный маркетинг (в простонародье – «сарафанное радио») – вид рекламы, при котором главным распространителем рекламы являются сами получатели информации. Происходит это в большинстве своем из-за того, что в самой рекламе не находится практически никаких намеков на рекламу, бренды или торговые марки, а подается это (в большинстве своем – видеороликами) в забавном и абсолютно ненавязчивом стиле, в результате чего при первом просмотре человек банально не понимает, что перед ним реклама, но спешит моментально поделится найденным видео с остальными получателями информации (читай: друзьями), ввиду его чрезмерной уморительности или абсурдности. Основное поле деятельности – социальные сети, где указанная выше схема проходит с каждым получателем, что называется «из уст в уста» и моментально набирает просмотры. Самый популярный пример вирусного ролика российского происхождения – Адская белочка.

Проторенной вирусного маркетинга дорожкой решил пойти и рекламщики из Activision – и без того невероятно популярный сериал Guitar Hero к 5-ой части обзавелся забавным роликом, что в считанные дни взорвал интернет. Собственно само видео – ниже. И да, обратите внимание на количество просмотров.

Вирусный ролик Guitar Hero 5 наглядно показывает, что хорошая провокация может разрекламировать все что угодно

Способ: Скрытый маркетинг

Издатель: Take-Two Interactive

Игра: GTA 4

Обман покупателя: отсутствует

Rockstar Games – уникальная контора. Они с регулярным постоянством игнорируют крупнейшую игровую выставку Е3, зато не прочь удивить талантом своих маркетологов. За примерами далеко ходить не придется – та же «пасхалка», оставленная разработчиками в предрелизные времена GTA 4, — огромный рекламный щит с изображением логотипа, ставшего уже для многих таким родным и милым сердцу — в самом центре Сан-Франциско, на одном из самых оживленных перекрестков города.

Но это еще не все. Сил и денег на раскрутку 4-ой части было потрачено в разы больше – еще один пример креативности разработчиков – так называемая пиар-компания под названием «Пицца от Rockstar». Суть заключалась (как не трудно догадаться из названия) в рассылке черно-белых коробок из под пиццы, в которых вас ждала… нет, не пицца, а футболка с фирменной цифрой IV и пара стикеров. В общем, оцените сами.

Когда видишь подобное – лишний раз убеждаешься в том, что каждый сотрудник компании имеет свой кусок хлеба вполне заслуженно.

***

Итак, подытожим. Маркетинг бывает разный: кто-то халтурит, впаривая геймерам шлак в глянцевой обертке, кто-то заведомо провальные проекты пичкает рекламой, а кто-то просто дурачится, снимая веселые ролики и раздавая бесплатную пиццу. В любом случае, как бы то ни было, все это – продуманные и тактически выверенные ходы, направленные на экспансию своего товара. И даже если вы бесплатно получите пиццу за 10$, знайте – этим самым издатель уже сделал на вас сумму, в разы превышающую затраты на саму акцию.

Искренне верю, что сей фичер научит вас не покупаться на маркетинговые уловки крупных издательств, броский слоган и хвалебные цитаты. Пусть они и дальше проводят свои пиар-компании, маркетинговые акции и анализируют рынок, в надежде сорвать куш. Ладно, пусть помечтают, а мы пока с усмешкой поиграем.

Смотрите также
Карты, деньги, фритуплей
Карты, деньги, фритуплей
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться