Главное, что нужно знать о BioShock, самом умном шутере на свете

Андрей Поповцев (редакция)

До выхода BioShock Infinite остается совсем чуть-чуть: мы решили напомнить, за что следует любить эту серию

Во вторник, 26 марта, должен наконец-то выйти несколько раз отложенный шутер BioShock Infinite. Это уже третья по счету часть знаменитой серии, но лишь вторая, над которой работают создатели «настоящего» BioShock, студия Irrational Games во главе с Кеном Левином, одним из лучших дизайнеров и сценаристов в индустрии. По такому случаю мы решили вспомнить, чем же именно был так хорош первый BioShock, и посмотреть, что же осталось от него в новом проекте Irrational.

Великолепная история

Главное, что делало BioShock по-настоящему великой игрой, — это сюжет. История краха рукотворной утопии, подводного города Восторг, была одновременно величественной, пугающей и трогательной. Авторы выбрали не самый популярный способ подачи сюжета: через спрятанные на уровнях аудио-дневники. И не зря — заставив игрока самостоятельно складывать разрозненные кусочки головоломки, разработчики сделали его почти полноправным участником творческого процесса. В результате, когда вы не без удовольствия созерцали законченную картину событий, приведших к гибели Восторга, то чувствовали вдобавок удовлетворение от хорошо проделанной работы.

Кроме того, BioShock был чуть ли не первым на свете «философским шутером». Мало кто знает, что основой для сюжета первой части игры послужила книга «Атлант расправил плечи», написанная американкой русского происхождения Айн Рэнд (при рождении — Алиса Зиновьевна Розенбаум). Достаточно прочесть синопсис этого трехтомного романа, чтобы заметить сходство.

Ни богов, ни королей! Лишь человек! Даже странно, что город, построенный на столь благородно звучащих принципах, постигла столь печальная участь

В BioShock богач по имени Эндрю Райан создает подводный город, где, по его задумке, должны собраться лучшие умы человечества, уставшие от гнета мировых правительств и «мелочной человеческой морали». В «Атланте» гениальный инженер Джон Голт собирает в скрытой от посторонних глаз долине «людей разума»: тех, кто движет вперед прогресс и на чьих плечах покоится, по мысли автора, все человечество. Он уговаривает их свернуть всю свою деятельность и покинуть внешний мир, который, оставшись без сильных, независимых и работоспособных людей, стремительно катится к краху.

Для Рэнд «Атлант» был каналом, через который она пыталась донести до широкой публики азы сформулированной ею философии объективизма. Для авторов BioShock игра стала способом покритиковать эту философию. Если Джон Голт добивается успеха и наглядно демонстрирует населению Земли, кто в доме хозяин, то у Эндрю Райана все выходит далеко не так безоблачно. «Великая цепь» свободного рынка, которой поклоняется создатель Восторга, оказывается бессильна против человеческого коварства, а «здоровый эгоизм» в конце концов оборачивается жаждой абсолютной власти.

Сюжет BioShock Infinite обещает быть как минимум не слабее, чем в оригинальной игре. Как мы выяснили, ознакомившись с пресс-версией третьей части, сценаристам удалось создать историю, полную тайн и загадок, которые подаются ненавязчиво, но не дают спокойно спать. Кроме того, разработчики не просто сочинили увлекательный сюжет: им действительно есть, что сказать. Просто на этот раз объектом их критики стал не объективизм, а национализм и религиозный фанатизм.

Отличный сеттинг

Название Восторг, которое получил в русской версии BioShock город Rapture, может на первый взгляд показаться неудачным. В оригинале у этого слова есть религиозный подтекст, один из вариантов его перевода — «вознесение». Но есть в не совсем точном переводе и своя правда. Потому что именно восторг испытываешь, когда спускаешься впервые на батискафе в океанские глубины и видишь воздвигнутые на дне башни и небоскребы. В них есть даже что-то призрачное, будто авторы таким образом намекают нам: лучшие дни подводного мегаполиса давно позади, и перед нами лишь скелет этого когда-то могучего создания. Скелет, с которого объедают последние ошметки плоти паразиты-сплайсеры, бывшие великие умы, превратившиеся в уродливых наркоманов.

Летающий город Колумбию, который станет местом действия BioShock Infinite, мы в начале игры увидим в самом расцвете, но впечатление, которое он производит на игрока, ничуть не слабее. Тут тоже забываешь закрыть рот от восторга и подолгу пялишься вдаль, разглядывая титанических размеров статую ангела, именем которого названа Колумбия. Мы писали об этом в последнем превью, но не грех и повториться: ощущение такое, будто действительно самый настоящий ангел господень сошел из райских чертогов и склонился над городом, с любопытством наблюдая за копошением его жителей. В каком-то смысле, Колумбия даже интереснее Восторга: здесь перед вам предстает не остывший уже труп города, а еще живой организм, полный энергии. Вот только энергия эта вам враждебна.

Незабываемые герои

Третий столп, на котором покоился оригинальный BioShock — это великолепно выписанные персонажи. Все центральные герои в нем были без преувеличения незабываемы, будь то хитроумный деляга Фонтейн (он же Атлас), раскаявшаяся создательница Маленьких сестричек доктор Бригитт Тененбаум или безумный художник Сандер Коэн. Но настоящим бриллиантом в короне игры блистал крестный отец Восторга, Эндрю Райан. Даже оставаясь за кадром и, большую часть сюжета, присутствуя в нем лишь в качестве бестелесного голоса, отстраненно вещающего о гибели города, он был одним из самых мощных игровых персонажей за многие годы. А уж от кульминационной сцены, в которой Райан доказывал верность собственным идеалам, совершая самоубийство руками главного героя, и вовсе волосы вставали дыбом.

В Infinite есть как минимум один не менее сильный персонаж, даже немного похожий на Райана. Это создатель и правитель Колумбии, отец Комсток. Уже в первые минуты игры можно понять, что это очень непростой человек. Жители города почитают его как пророка, верят, что Комсток видит будущее и готовы, как нам очень скоро демонстрируют, отдать за него жизнь. Да и сам Комсток кажется не просто опереточным злодеем, а человеком, который действительно верит в то, что говорит, и готов, как и Райан, идти до конца во имя своих принципов. А еще в Infinite есть Элизабет, невероятно харизматичная и открытая. Чем-то она напоминает Аликс из Half-Life 2, только гораздо более живую и бойкую.

Это, конечно, далеко не все достоинства BioShock. Мы полюбили оригинальную игру еще и за отличный визуальный дизайн, за мастерскую работу со звуком, за таинственность, короче говоря за тысячу разных мелочей, которые в итоге сложились вместе, чтобы подарить нам абсолютно незабываемый опыт. И для всего этого тоже нашлось место в Infinite. Поэтому, если вы еще помните, как прогуливались по подводным залам и коридорам и какое разочарование испытали, попробовав сиквел, то, возможно, всего через пару дней вы будете свидетелями возращения «настоящего» BioShock. Того, которого мы ждали последние пять лет.

Смотрите также
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Фичер
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Фичер
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться