Городская мистика, психоаналитика по Юнгу и оживший Гитлер

Наталья Одинцова (редакция)

Почему серия Persona интересна даже тем, кто никогда не ходил в японскую школу

Cначала ты — обычный подросток, щекочешь себе нервы байками про потусторонние силы и соглашаешься поучаствовать в гадании, потому что это звучит модно. Но проходит совсем немного времени и оказывается, что демоны теперь и вправду караулят жертв в каждом туалете, ведь все те неприятные эмоции и злые мысли, которые копили в себе люди, вырвались на волю, приняв облик существ из мифов и легенд народов мира. Так начинается самая первая Persona, вышедшая в 1996 году, — ролевая игра, в которой есть место и городским легендам, и психоанализу.

C какого выпуска ни приобщайся к серии, везде найдешь отсылки к швейцарскому психиатру Карлу Густаву Юнгу. Согласно Юнгу, каждый человек, адаптируясь к миру и окружающим людям, защищает свое «я» Персоной — набором самых разных масок. За ней он прячет свои слабые стороны, в том числе Тень — чувства и качества, от которых хочет избавиться. Это не всегда что-то плохое: например, детская непосредственность для кого-то может быть так же нежелательна, как и зависть или жадность. Юнг не призывал избавляться от Тени — напротив, он считал, что возможно перенаправить ее энергию в другое русло и научиться жить в мире с самим собой.

Persona — ответвление серии Shin Megami Tensei, но на Западе она появилась первой. Локализаторы сочли, что теории Юнга куда безопаснее богоборческих мотивов из основных SMT

И Персона, и Тень, как считал Юнг, — воплощения архетипов, образцов инстинктивного поведения, которые сложились в прошлом и хранятся в коллективной памяти человечества. Он не сомневался, что такая коллективная память существует, и верил, что архетипы находят отражение в верованиях народов мира. Недаром и в скандинавских сагах, и в славянских преданиях, и в китайских легендах, и даже в сказках австралийских аборигенов можно встретить, например, образ персонажа-плута, который может одурачить кого угодно (но иногда становится жертвой собственной хитрости).

Хотя в разных Persona происхождение Персон не всегда объясняют именно по Юнгу, они есть в каждом выпуске. Персоны материализуются, принимая облик самых разных богов, героев и мифических существ (здесь разработчики буквально трактуют идею Юнга о связи архетипов с мифологией), и позволяют своим владельцам использовать магию и особые приемы. Персона может стать хоть Аполлоном, хоть Зорро — причем ее облик намеренно переиначат (цепи, лаковая кожа, нестандартные пропорции фигуры — в ход идет все подряд), объясняя это так: владельцы Персон живут в наше время и видят своих помощников не так, как их изображают на античных вазах и в книжках. Актуальность — один из козырей Persona, и проявляется она не только в арт-дизайне, но и в сюжете.

Конечно, актуальность — не то слово, которое приходит на ум, когда тебе в Persona 2 рассказывают о современном городе, где материализуются самые невероятные байки, вроде слуха о том, что Гитлер сумел выжить и теперь продолжает охоту за оккультными ценностями. Или, как в Persona 3, показывают, что большинство людей из другого города в урочный час окукливаются в гробы, а местная школа мутирует в мрачное многоэтажное подземелье. Выпрыгивающий из подсознания гигантский член на колеснице (так здесь изображают буддийского Мару) — тоже как готовый материал для передачи на «Рен-ТВ». Но в то же время, здесь всегда есть персонажи, чьи переживания понятны и близки современным игрокам. Вот дочь хозяйки гостиницы решает, что ей не очень-то интересно семейное дело, хотя все вокруг считают, что она пойдет по стопам родителей. Вот продавщица из магазина нижнего белья завидует успешной подружке-журналисту и никак не может найти себе нормального парня, ведь почему-то всякий раз ей попадаются проходимцы. Каждая Persona — все равно что сеанс психоанализа для действующих лиц, и за этим сеансом очень интересно наблюдать. Происходящее не надоедает еще и потому, что от выпуска к выпуску герои и место действия меняются — так же, как, например, в Final Fantasy.

Persona 2: Eternal Punishment — пока что единственная игра цикла, в которой большинство главных героев давно закончило школу

Все вымышленные города в Persona объединяет одно — они находятся где-то в Японии. Западные локализаторы самой первой Persona попытались это исправить, переписав сценарий так, будто дело происходит в Штатах. Для большей убедительности одного из персонажей перекрасили в негра — задолго до того, как американские либеральные журналисты потребовали от СD Projekt увеличить число темнокожих героев The Witcher 3. Однако авторы Persona на протяжении многих выпусков остаются так же верны выбранной стране, как создатели Fallout — идее постапокалиптической Америки. И это тоже одна из привлекательных черт Persona — возможность побыть виртуальным туристом в Японии.

Современные Persona cильно отличаются от самых первых частей. Переломным этапом для серии стала Persona 3, вышедшая под закат жизненного цикла PlayStation 2. Начиная с нее, для серии стал нормой встроенный симулятор школьника. Мало сражаться с демонами — нужно планировать свои дни так, чтобы успевать ходить на уроки и выстраивать доверительные отношения с самыми разными людьми, чтобы набраться от них житейской мудрости, которая, в свою очередь, пригодится для быстрого развития Персон. Если отыгрывать замкнутого в себе хама, ничего хорошего не выйдет — напротив, игра учит понимать собеседников и угадывать, что уместно сказать в той или иной ситуации. Именно благодаря Persona 3 эта подзабытая серия получила такую популярность, какой у нее не было во времена PS One.

Хотя лейтмотив Persona 3 — memento mori («помни о смерти»), а герои вызывают Персон, приставляя к голове устройства, похожие на пистолеты, сама игра — о ценности жизни и вере в людей

Persona рассказывает о школе и нарисована в той же стилистике, что и многие аниме. Легко подумать, что в ней, как в аниме-сериалах про школу, тоже показывают идиллическую картину жизни японских подростков, для которых главная проблема — решить, кому подарить первый поцелуй. Но эти игры находят золотую середину между нравоучительной детской мелодрамой, которая приукрашивает реальность, и откровенной чернухой в духе российского сериала «Школа». Персонажи и их проблемы (например, совращение школьницы физруком и доведение девушки до самоубийства) понятны даже человеку, далекому от Японии, а говорят тут о них искренне и открыто. Именно поэтому на серию в целом и на вышедшую 4 апреля Persona 5 стоит обратить внимание — а не только потому, что это городское фэнтези, в котором оживают лавкрафтианские боги и другие невероятные существа.

Смотрите также
Самые самурайские игры
Фичер
Самые самурайские игры
Чей дракон? (тест)
Фичер
Чей дракон? (тест)
Nier: Automata
Рецензия
9.0 Nier: Automata
Игры бывшего СССР
Фичер
Игры бывшего СССР
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться