Grand Theft Auto - как это было...

Иван Белоглазов (пользователь)

Вспомним хорошие времена

О да, все мы знаем эту серию. Эта серия имеет много фанатов, но и немало ненавистников. Даже если вы являетесь ярым ненавистником данной серии, глупо отрицать её влияние на игровое сообщество и развитие игр в целом. После себя она породила множество клонов, как хороших, так и не очень. Да, я говорю про серию игр Grand Theft Auto. У каждого свои причины любить или ненавидеть игру, и каждая из сторон по-своему права. Я поклонник серии, и хорошо понимаю её значение. Помимо того, что игра сыграла роль в развитии индустрии, также она стала объектом многих нареканий со стороны властей. Существует множество доказательств и фактов, что наигравшись в данную игру, люди представляли себя великим автоугонщиком и шли наводить беспорядки в своём городе. Благо, что я не слышал не об одном подобном случае в Восточной Европе или России. В основном, подобные случаи происходят на Западе. Даже не знаю, с чем это может быть связано.

Началось всё с компании DMA Design. Сейчас данной компании не существует. Из её пепла родилась Rockstar North. DMA Design была основана в Шотландии одним энтузиастом, Дэвидом Джонсом. Сначала Дэвид лишь косвенно интересовался разработкой игр, делая наброски в свободное от работы время. Он начинал программировать в своей спальне, в доме родителей. Тогда он даже не подозревал, что из этого получится одна из самых значимых компаний в индустрии. Но я не буду сильно углубляется в историю, а просто подробно опишу каждую часть серии. Предупреждение: в связи с подробным описанием, статья получилась очень длинной. Так что было бы неплохо, если бы вы не писали об этом в комментариях.

Grand Theft Auto

Когда Дэвиду Джонсу стала доступна новая концепция про полицейских и угонщиков, они стали разрабатывать игру. Но по ходу разработки становилось понятно, что это немного скучно и однообразно. Тем не менее, разработка продолжалась. И вот, когда игра была практически готова, они сдали её на тестирование. Дэвид был, мягко говоря, разочарован результатами. Вместо того чтобы благотворить его игру, игроки в ярости кричали, что игра «ацтой». Тогда он в срочном порядке собрал всю свою команду разработчиков, и сказал, что нужно что-то решать. Концепция с наблюдением из вертолёта хороша, но этого явно не достаточно. Они пришли к выводу, что игроку будет намного интереснее играть за преступника, а не за охранника порядка. Каждый человек внутри хочет немного побеспредельничать, и они решили дать игрокам эту возможность. Но этого тоже было мало. И тогда ребята обратились к другому своему проекту Body Harvest. DMA сохранили наработки этой игры, и поместили их в свой новый продукт. Они позаимствовали оттуда свободу действий и открытый мир. В совокупности с преступлениями и погонями, открытый мир давал взрывную смесь. Так на свет и появляется оригинальная Grand Theft Auto.

Разработчики воссоздали 3 довольно большие города. Они были срисованы с оригиналов. Liberty City – это Нью-Йорк, San Andreas – Сан-Франциско, а Vice City – Майами. Это было сделано для того, чтобы избежать в будущем каких-либо проблем. Они пытались сделать всё максимально выдумано, и по-настоящему одновременно. GTA состоит из нескольких уровней. Но для того чтобы перейти на другой уровень, требуется собрать определенную сумму денег, ну или очков. Но деньги нужны не только для перехода на новый уровень, ещё и на другие нужды. Например, чтобы оторваться от полицейских с помощью перекраски вашей машины. И поэтому игроку надо решать, что же всё-таки важнее.

Игроку доступен большой открытый мир, в котором он может делать всё, что ему заблагорассудится. Можно, например, собирать оружия, разбросанные по городу, и убивать простых граждан, а то и полицейских. Игрок также может одолжить любую машину, которая ему приглянулась, даже бес последующего возращения. Многие игроки именно этим и занимаются, а не выполняют миссии. Игра и без миссий уже была бы хороша. Но всё же для прохождения и открытия новых возможностей требуется выполнять всевозможные задания. Но в первых частях они всегда сводятся к одному и тому же: догнать, убить, сопроводить. Игрок сам волен выбирать как будет выглядеть его игра. Либо он как монстр будет проноситься по улицам города, либо он так пройдет, что его присутствие вряд ли кто-то заметит. Это и есть одна из основных фишек игры.

Очки можно добывать разными способами: угонять машины, таранить другие машины, убивать людей. При выполнении миссий очков даётся ещё больше. И так до того времени, пока вас не пустят на другой уровень. Миссии игрок может получать разными способами. Например, через телефонный аппарат или же сев в чужую машину. В игре присутствует несколько видов оружия, начиная от простого пистолета, и заканчивая гранатомётом. Оно тут есть на любой вкус. Помимо этого, здесь встречаются бонусы, которые могут увеличить вашу скорость или очки. Ваше правонарушение в городе ни в коем случае не останется без внимания. Вам постоянно нужно остерегаться полиции. Достаточно пару раз кого-нибудь задавить или врезаться, и они сядут вам на хвост. Отцепиться от них не так легко. Для этого нужно удрать от них естественным путем, или найти значок, или опять же перекрасить машину за деньги. Чем больше правонарушений вы совершаете, тем больше полиции за вами гоняется. Они начинают перекрывать дороги и десятками гнаться за вами. Их целью является ваша поимка, но им никто не помешает вас убить. После поимки, вы окажетесь возле полицейского участка, где отберут все ваши амуниции, и это очень грустно.

В игре представлен обширный автопарк, который не ограничивается простыми легковыми автомобилями. Каждая машина ведёт себя по-разному, в зависимости от её габаритов. Либо вы будете ездить, и таранить всех подряд, или же быстро промчитесь на спортивной машине, но тоже можете врезаться, потеряв при этом контроль. В игре была использована система радиостанций. В каждой машине играет своя музыка. Например, садясь в простенькую машину, играют деревенские мотивы, а если в супер кар, то соответственно что-то более пафосное. Графика в игре была не самой сильной стороной. И если окружающий мир выглядел ещё хоть как-то нормально, то машины и люди были ужасны. Но это не мешало игрокам развлекаться.

К первой части вышло 2 красивых и стилизованных дополнения, London 1969 и London 1961. Мы переносимся в 1969 год, в центр Лондона. Дополнения полностью отображают стиль классической Англии середины ХХ-века. Всё выглядит очень строго и элегантно. Вас попытались поместить в тело человека, по внешности и поведению который очень похож на Джеймса Бонда. Помимо антуража и окружения, в игре поменялся и саундтрек на музыку стилизованную под популярные хиты того времени. Затем вышло дополнение London 1961. Там рассказывается о том, что происходило до событий 1969 года.

Вот такой и стала GTA.Она получила просто шквал фанатов, которые требуют ещё и ещё. Игру издала компания BMG Interactive, позже переименованная в Rockstar Games. Да, да, GTA придумали не Rockstar. Они лишь купили права на серию, а позже и саму DMA. Многие заблуждаются, говоря, что GTA придумали Rockstar. Нет, это не так. В 1997 DMA была куплена британским издателем Gremlin Interactive. Они издали несколько игр, после чего права на DMA переходят издателю Infogrames. Но была небольшая проблема, права на серию GTA принадлежали издателю BMG. После того, как BMG была переименована в Rockstar и куплена в Take Two, они покупают DMA, истинного создателя GTA, и переименовывают в Rockstar North. А сам Дэвид Джонс покинул DMA Design. Но, тем не менее, вторая часть GTA была разработана всё ещё теми же DMA Design.

Grand Theft Auto 2

Как оказалось, GTA была не самой доброй игрой по отношению к игровым персонажам. Игроку приходилось совершать кучу внутри игрового насилия, такое вы вряд ли могли когда-то встретить в то время. К тому же игрок убивал не каких-нибудь пришельцев, а обычных граждан. По этому поводу в прессе было много шумихи, мол, вот до чего докатились компьютерные игры. Но, сами того не подозревая, они делали лучшую рекламу игре. Людей это не отпугивало, а наоборот привлекало. Ещё бы, в игре можно совершать то, что в реальной жизни аморально, и ни в коем случае не допустимо. Игра просто взрывалась от сортирного юмора. Это стал второй крупный успех DMA после леммингов. Тут они опять поймали волну и решили не терять успех, а просто сделать вторую часть. Видимо горький опыт с леммингами их ничему не научил, и придётся им делать GTA всю свою жизнь. Но как ни странно, от этого игра не становилась хуже. Ко второй части они решили отнестись более серьёзно. Ведь это был не просто эксперимент, а крупный спланированный проект, который не может провалиться.

DMA развернули крупную рекламную компанию, плюс пресса активно им в этом помогала. Кстати, пресса в течении всей жизни серии будет яростно с ней бороться. И не только пресса, но и многие политики, а также борцы за права людей. К выходу игры был снят небольшой короткометражный фильм, в котором снялись реальные актёры. В этом фильме нам показывают парня, который убегает от неких бандитов. В ходе погони, он угоняет машину одной группировки, в которой, надо полагать, находились наркотики. Позже с ним будут происходить разные действия. Скорее всего, нам показывают нашего главного персонажа. Нарезка из этого видео является опенингом к самой игре.

Игра вышла спустя 2 года после выхода первой части, в 1999 году. Игра не подверглась большим изменениям. Разработчики в принципе не хотели ничего менять. В первую очередь, следовало доработать движок. Движок хоть и работал по тому же принципу, зато картинка была более насыщенная. Теперь разработчики уделяли больше внимания деталям, игра была более глубокой. Например, если персонаж долго будет стоять без дела, тогда он закурит или займётся какой-нибудь ерундой. В игре появилось куча разных дополнительных персонажей и банд. Ещё увеличился боевой арсенал. Оружие теперь можно устанавливать не только на пожарную машину, но и на любую другую. В игре, как и в последующих частях, существует много разных приколов. О них рассказать я просто не смогу, ведь их очень много.

Действия игры разворачиваются в городе Anywhere City. До сих пор не известен прототип данного города, и вряд ли он вообще существует. Игра переносит нас в будущее, в 2013 год, которое для нас уже прошлое. Город по-прежнему состоит из трёх уровней. Играем мы за парня по имени Клод Спид. Сюжет в первой части был стёбным, и он не имел никакого смысла. Теперь ребята стали относиться к нему более серьёзно. Задания игрок по-прежнему получает через телефонную будку, но теперь они существуют в трёх разновидностях, в зависимости от сложности самого задания. Ещё существуют телефоны голубого цвета, чтобы игрок мог получить информацию о бандах, и дальше более разборчиво делать свой выбор. На каждом уровне существуют 22 задания. Для перехода на следующий уровень, игрок по-прежнему должен заработать определенную сумму денег. По мере прохождения уровней, могут возникнуть проблемы, поэтому необходимы сохранения. Здесь это реализовали довольно неплохо. Для сохранения, игрок должен зайти в церковь и заплатить $50.000. После чего какой-то голос скажет: «Аллилуйя! Ещё одна душа спасена». Если денег не достаточно, тогда он говорит: «Проклятье! Нет подношения – нет спасения». Это не двусмысленно намекает на алчность церкви. Это всё-таки не совсем корректно.

Жизнь города хорошо разнообразили. Прохожие не являлись обычной текстуркой, они были такими же активными участниками игры, как и вы. Они садились в такси, дрались друг с другом, угоняли машины. Вы могли наблюдать, как между собой в схватке сталкиваются 2 банды или же банда с законом. Кстати, при нарушении правил, за вами гонялись не только полицейские, а также ФБР, спецназ и военные. ТИ каждый пытается изловить вас своими методами. Чем выше уровень угрозы, тем больше силы закона будут направлены на вас. Игрок мог немного разнообразить геймплей, поработав водителем за деньги. Но вы сами понимаете, что миллионы долларов заработать не удастся.

игре присутствует пара тройка банд, таких как якудза, русская мафия и деревенщины. Каждая из банд использует своё транспортное средство и вооружение. Каждую банду можно узнать по их внешнему виду. Каждая банда имеет свои жизненные принципы. Игрок выполняет задания за одну из банд, но при этом может ухудшить отношение с другой. Поэтому стоит тщательно выбирать друзей в игре. Помимо банд, как я уже говорил, есть маленькие преступники. Например, автоугонщики или грабители. Автоугонщики соответственно угоняют машины, а вот уличные бандиты не прочь помахать кулаками и выбить денег из простых прохожих.

Оружие в игре, как обычно, самое разнообразное. Тут вам и пистолеты, и электрошоки. В игре снова присутствуют бонусы, и в этот раз их стало больше. Позже игру старались сделать более реалистичной, и эти бонусы трудно вписываются в игру с пометкой «реалистично». В GTA 2, как и в последующих частях, есть всевозможные награды за убийства или трюки. Саундтрек в игре снова выражается в виде радиостанций. Музыка стала более бодрой и современной. Теперь мир стал более интерактивный и интересный, по сравнению с первой частью. Тут действует рейтинг фракций. Если у вас хорошие отношения с бандой, то они с радостью помогут вам удрать от полиции. Игра получилась большой. И в ней, как и любой другой большой игре, соответственно нашли себе место множество пасхалок. Например, в игре существует атомная электростанция, которая называется «Чернобл». Это почти прямая отсылка к чернобыльской АЭС. Босса русской мафии называют Comrade Jerkov. А Jerkov переводится как онанист. Но почему-то у нас перевели его как «Хренов». Подобное количество пасхалок на 1км2 игрового пространства мало где можно встретить. После того, как GTA 2 ушла на пенсию, её не забыли. И есть множество других отсылок к этой великой игре в других играх, ещё и в фильмах. В игре Manhunt есть такая же банда отморозков, как в GTA 2, и выглядят они точно также. Вот такой вот большой получилась вторая часть GTA. Она умножила всё лучшее, что было в GTA 1. В следующий раз ребята решили пойти ещё дальше: улучшить все наработки, а также перенести игру на новый современный 3D-движок.

Grand Theft Auto III

Игрокам вполне хватало GTA в том виде, в котором она существовала, может и не всем, но многим. Но разработчики понимали, что сейчас век 3D. И если они быстро не перенесут свою игру в красивое 3D-измерение, они могут многое потерять. Вполне вероятно, что другие разработчики сделали бы это за них. Поэтому DMA взялись за работу как можно раньше и очень торопились. Но эта поспешная разработка никак не повлияла на качество игры, ну почти.

Первым делом, разработчикам надо было выбрать движок. Они остановились на движке Render Ware от британской студии Criterion Games. Выбрали этот движок они не случайно, он сам по себе прост в разработке и уже содержит в себе все необходимые инструменты для создания хорошей игры. В нём уже тогда находился физический движок, звуковой движок и не самый худший ИИ. Но главная особенность движка — это огромная обработка пространств и одновременно находившихся в кадре объектов. Но ускоренная обработка всё-таки принесла свои плоды, игра была довольно требовательна. Связано это было с тем, что движок обрабатывал не только находящиеся в кадре объекты, но и то, что было за этими объектами. По всей видимости, разработчики это не учли. Например, когда в кадре было много зданий, движок должен был загрузить только эти здания, но загружалось и то, что находилось за этими зданиями. В следующих GTA третьего поколения разработчики разобрались с этой проблемой, и компьютер работал только над тем, что находилось в кадре.

Движок потрясал воображение также благодаря погодным эффектам и динамической смене дня и ночи. В те времена, это было большой редкостью для компьютерных игр. И люди, разумеется, приходили в изумление при виде тех удивительных эффектов. Движок был не только простой в разработке, но и удивительно гибким. Это доказано множеством модов и дополнений от простых игроков. Что только не вытворяли умельцы с бедной GTA 3: делали свои миссии, изменяли модели главного героя, внедряли в игру множество своей техники, которая по графике сильно превосходила машины, нарисованные разработчиками. Помимо этого, энтузиасты вносили в игру много интересных локаций, свои погодные эффекты и прочее, прочее. Это играло разработчикам только на руку. Ведь благодаря этим модам, игроки проводили в игре всё больше и больше времени. Некоторые и вовсе играли только лишь в GTA.

Разработчики также не забыли и об игроках старой школы. С любовью была внедрена возможность поменять вид на просмотр с высоты птичьего полёта. Игрок, при желании, мог переключить камеру в старый добрый вид сверху. Камера в игре тоже получила новую жизнь. В прошлых частях серии она была практически статичной. Здесь же она принимала самые великолепные ракурсы и полностью показывала ваше влияние. В некоторых случаях можно было менять вид камеры. Теперь над разработкой трудились не только специалисты из DMA, но и многие другие талантливые разработчики, и это пошло игре на пользу. Теперь она стала более серьёзной, и не такой шуточной, как раньше. Хотя, с трудом можно назвать реалистичным то, что происходит в игре.

Игра была практически готова к выходу, но выход пришлось немного отложить из-за терактов 11 сентября. В связи с этой катастрофой, капитальной цензуре подверглись игры, фильмы, передачи и всё, что может попасть в широкие массы. Сама GTA 3 подверглась множеству изменений, и все плохие кадры из игры были удалены. В игре должен был быть террорист, которого уже доработали и озвучили. Он должен был давать вам разные террористические задания, типа убийства людей или подрыву инфраструктуры. Разумеется, его убрали, хоть некоторые миссии после него и остались. Например, ярость: игрок берёт в руки оружие и идёт убивать и взрывать всё, что движется. Довольно странно, что цензура не запретила такие миссии. Также игра получила запрет на стариков и детей, был вырезан школьный транспорт. Впервые в игре появился самолёт, но и тот пришлось немного подрезать. Была это прихоть властей, или же самих разработчиков, неизвестно. Самолёт выглядел как обычный кукурузник, только с обрезанными крыльями. На этом самолёте практически невозможно было летать. Также изменению подверглась полиция Liberty City из-за того, что уж слишком сильно она напоминала полицию Нью-Йорка. Ещё больше досталось пользователям PlayStation 2. Их лишили возможности отстрела конечностей простым гражданам. На PC эту возможность не тронули.

Игра имела довольно интересную физику тел и машин. Все объекты состояли из разных частей, и поэтому машина могла потерять кусочек, а человек руку. Это добавляло игре реалистичности, и было даже в чём-то интересно разбить свою машину об другие. После всех манипуляций, игра всё же выходит 22 октября, 2001 года. И сразу же вызывает фурор: миллионы проданных копий по всему миру, огромное количество обсуждений в СМИ о большом количестве насилия. Как видите, у этой игры есть 2 стороны медали. Но разработчикам было всё равно на какие-то там стороны, ибо игра продаётся и хорошо. Они даже не думали менять свои принципы создания игр.

Действия игры переносят главного персонажа в Liberty City, копию крупного города США, Нью-Йорка. Это был один из тех крючков, на которые игра цепляла. Ведь согласитесь, довольно круто поездить по большому американскому городу и покрушить там всё. Возможно, нам предстоит играть за того же персонажа, что бы в предыдущих частях игры. Но на протяжении всей игры ни разу не произносится его имя. Сделано это одним из братьев Хаузеров, специально для большего погружения игрока в игру. Именно братья создали Rockstar Games, и один из них постоянно выступал в качестве сценариста. Позже, в GTA San Andreas, имя главного героя всё же назовут.

Давайте теперь перейдем к сюжету, ведь теперь он стал более или менее нормальным. К нему отнеслись серьёзно, и делали на него некую ставку. В предыдущих частях он был всего лишь для галочки. Но всё же его трудно назвать хорошим. Это типичный преступный сюжет, полный разных штампов. При ограблении банка, главного героя предаёт его подруга и соратница Каталина. Она говорит, мол, ты мне больше не нужен. Нашего героя сажают в тюрьму. При перевозке, на конвои нападает мафия, которая убивает полицейских и помогает заключенным сбежать. Вскоре, после удачного освобождения, он вступает в ряды мафии. Сперва нам нужно будет выполнять миссии в духе «Подай, принеси». Ведь вы ещё молодая персона в семье, и вам нельзя доверять что-то серьёзное. Но со временем, вы становитесь всё более значимой фигурой. Между делом в героя влюбляется жена босса мафии. Босс понимает, что тут что-то неладное, но всё же сдерживает себя. Ведь вы далеко не последний человек в семье. Но в ходе одной ссоры босса с женой, она говорит, что переспала с главным героем, и босс окончательно пытается от него избавиться. Жена босса помогает сбежать герою в группировку «Якудза». Тут он продолжает выполнять задания этой группировки. После чего, в его жизнь опять врывается Каталина, и разбавляет его, казалось идущей своим чередом, жизнь. Она убивает босса Якудзы и похищает Марию, жену босса мафии. В конечном итоге, вы спасаете Марию, и всё кончается «Хэппи Эндом», ну почти.

Все действия игры разворачиваются в 2001 году, в нескольких районах города Нью-Йорк. По ходу игры, игрока будут окружать множество интересных личностей, которые понравились игрокам. Поэтому, Rockstar с душой перенесли их в последующие части. Теперь это были не дурацкие болванки, а интересные и проработанные персонажи, озвученные разными голливудскими актёрами. Конечно не самыми известными, но тоже довольно популярными. В игру добавили кат-сцены, которые выглядели интересно и необычно. Они здорово разбавляли геймплей, и без них игра не была бы такой полной.

Но игра получила не только новые возможности, но и местами многое потеряла. Например, разработчики решили убрать рейтинг фракций. Из-за того, что сюжет получился совсем уж линейным, игрока лишили возможности выбирать, а это не совсем правильно. В GTA 3 тоже есть группировки, но нужны они там лишь косвенно. В игре подобного жанра должно быть много транспорта, и в этот раз его не стало меньше. В игре 54 вида транспортных средств. Тут есть и лодки, и пожарные машины, полицейские, и многие другие, даже танк. Танк – это классика для GTA. Если игрок садится в машину специального назначения, то он может активировать специальные миссии, которые помогут заработать денег. Игрок получил в своё распоряжение некие убежища, в которых он может спокойно сохраниться, и оставить понравившуюся ему машину. Здесь также появилась очень интересная возможность пополнения здоровья через проститутку. То бишь, вы ей платите, делаете свои дела, и получаете здоровье. Многие это посчитали пропагандой проституции. Кстати, именно после GTA 3 была максимальная активность, направленная против этой игры, из-за насилия, переведенное на новый уровень. Много убийств было совершенно по вине этой игры. Сами преступники об этом говорили, но точных доказательств пока нет.

GTA 3 получила почти весь оружейный арсенал из второй части. Но также появились и новые образцы. Ещё из прошлых частей перекачивали разные радиостанции, как с залицензированной музыкой, так и написанной специально для игры. Как обычно, разработчики развернули крупную рекламную компанию. Например, они создали сайты тех компаний, которые рекламировались по радио. А также была запущена интернет-газета Liberty III, которая рассказывала о событиях, происходящих в этой игре.

Игра, несомненно, хороша, и она перевернула понятие о жанре песочницы. Она хоть и получила кучу отрицательных отзывов, как со стороны властей, так и со стороны некоторых игроков. Но, тем не менее, её продажи били все рекорды. Игру покупали практически все, просто для того чтобы попробовать. Мало ли, вдруг игра хороша, и они влюблялись в неё. Игра могла предоставить такие возможности, которых не было ни в одной игре того времени. Побывать в шкуре бандита с таким большим ассортиментом возможностей игрокам никогда не приходилось. Как вы понимаете, игрокам была приятна сама мысль того, что они практически бегают по своим родным районам, и это грело им душу. Не все игроки буйствовали просто так, некоторые просто играли без особой тяги к насилию, и это похвально. Надеюсь, что насилие из игр никогда не будет пересекать черту с реальной жизнью. Много, как хорошего, как и плохого, игра принесла в наш мир. Она сразу получила статус «Культовой». Некоторые до сих пор считаю её лучшей частью серии.

Grand Theft Auto: Vice City

Теперь разработчики хотели развиваться. Многие фанатели от гангстерских фильмов. Да и сами по себе из всех возможных преступных сюжетов, которые мы могли наблюдать, люди больше всего любят сюжеты о мафии. Разработчики решили надавить на эту слабую точку, хоть и не сильно. Дело в том, что параллельно с GTA: Vice City шла ещё одна игра подобного рода, называлась она Mafia: The City of Lost Heaven, которая впоследствии тоже стала культовой. Они не хотели походить на эту игру, и поэтому перенесли свою игру в 80-е годы. Теперь для разработчиков стоял выбор: какую площадку использовать для этих разборок. Нужно было выбрать что-то колоритное, яркое и красивое. Конечно же, они выбрали Майами. В совокупности с классическими 80-ми получилась взрывная смесь. Кругом гавайские рубашки, хлопчатобумажные костюмы, из-за всех окон играет диско. Эта атмосфера буквально влюбляла в себя. Да, сейчас это выглядит немного бедно, но подумайте сами, какой эффект на игроков тогда производил столь гремучий коктейль? Вдохновение ребята черпали из двух популярных фильмов, это кино «Лицо со шрамом» и такой же популярный сериал 80-х «Полиция Майами». Действия этих двух фильмов разворачивались в Майами, поэтому Rockstar брали их в пример. Одежда, вывески, автомобили, розовый цвет – всё окунало игрока в этот мир.

Неотъемлемым атрибутом гангстерских фильмов является крутой сюжет. Возможно, в игре он был не настолько крутым, но и плохим назвать его тоже трудно. Давайте рассмотрим его, и каждый сам для себя решит: хороший он или нет. На этот раз нам опять приходится за бандита, который уже не первый год находится в преступном мире. По неудачному стечению обстоятельств ему даже приходится отсиживать в тюрьме целых 15 лет. Но заключение под стражу так и не исправило амбициозного преступника. Имя главного героя Томми Версетти. После освобождения, босс Томми, Сонни Форелли, отправляет героя в Вайс-Сити, чтобы тот проследил за сделкой по сбыту наркотиков. К сожалению, всё идёт не так, как рассчитывалось, и сделка срывается. Сопровождающие Томми гибнут, но ему чудом удаётся выйти практически сухим из воды, в него даже не попали. Сонни, недовольный провальной сделкой, требует от Томми возместить убытки в полном размере. У Томми нет выбора, и он остаётся в Вайс-Сити, начиная двигаться по карьерной лестнице. Выполняя задания от разных авторитетов, и не только, Томми становится крупной шишкой. Он начинает скупать недвижимость и берёт под свой контроль крупные источники дохода. Не всем, конечно, это нравится, но он успешно пресекает все попытки сорвать его бизнес. В итоге, Томми вырастает настолько, что сам Сонни интересуется своим бывшим подчиненным. Сонни говорит, что Томми должен вернуть все деньги, да ещё и с процентами. Но Томми посылает его куда подальше. Самооценка Сонни подорвана, и он лично прибывает в Вайс-Сити, чтобы разобраться с этой проблемой. Немного позже оказывается, что во всех бедах Томми виноват Сонни, ведь из-за него пришлось отсидеть 15 лет в тюрьме. Начинается последняя перестрелка, Сонни повержен, а Томми становится крупнейшим преступным лицом Вайс-Сити. Сюжет, конечно, не блещет гениальностью, и на каждом углу стоят штампы. Но и рвотные массы он не призывает к выходу.

Игру теперь старались сделать красивой и технологичной. Ведь теперь это крупнейший брэнд. Движок в срочном порядке был доработан. Отражающие поверхности, такие как стёкла или корпуса автомобилей, теперь красиво отражали солнечные блики, и даже сама камера стала их отражать, что создавало эффект хорошего фильма. Разрешение текстур подняли, хоть и не намного. Немного сбалансировали и оптимизировали камеру. Опять же отрегулировали движок, чтобы он больше не загружал то, что находится за объектами. Нагрузка на систему значительно снизилась. Раньше не имело значения, по какой поверхности движется машина. Теперь же её управление целиком зависело от дорожного покрытия. Например, если мы будем ехать по мокрому покрытию, то управление машины будет более сложным, её будет носить из стороны в сторону. Конечно, подняли ИИ прохожих. Хотя, они до сих пор оставались туповатыми овощами.

По игровой механике, игра во многом напоминал предыдущую часть, но были некоторые изменения. Значительно увеличился арсенал у главного героя. Оружие можно было покупать, так и находить на просторах Вайс-Сити. Разное оружие продавалось в разных местах. Например, огнестрельное оружие было в магазине «Амуниция». Если вам нужно что-то потяжелее, то вы едите к Филу. А если что-то совсем простое, то ваш путь лежит в магазин инструментов. В игре также остались статуэтки, которые надо собирать по всему миру. И тогда вам открывались разные бонусы. Например, оружие в месте вашего жительства. Задания стали более разнообразными. Есть даже те, которые заставляли игроков ломать клавиатуру и удалять игру. Верно, я говорю про задание, в котором нужно с помощью маленького вертолётика заминировать здание. Но в целом, они были не такими уж однообразными. Помимо этого, существуют второстепенные миссии.

Количество транспортных средств также увеличилось. Игроку было доступно 101 транспортное средство. Это лодки, вертолёты, мотоциклы и конечно же машины. Теперь игрок мог полетать на воздушном транспорте. Никуда из игры не делись всевозможные группировки, которые тоже играют свою роль в игровом процессе. Немало важный аспект в создании атмосферы играет музыка. Здесь же за основу были взяты популярные композиции 80-х разных жанров. Некоторые из них были специально лицензированы.

Сначала игру хотели выпускать только на PS2. В Sony заключили договор, который в первую очередь был выгоден Sony. Ведь они могли продать немало консолей людям, которые жаждали поиграть в GTA. Не знаю, на каких условиях Take Two согласились с ними. Позже договор переписали, и разрешили продавать игру ещё и на PC. А ещё через год игра всё-таки посетила тогда не очень популярную коробку. Между прочим, GTA VC является самой продаваемой игрой для PS2. Возможно, это связано с тем, что игроки боялись пропустить мимо себя такую игру, и впоследствии хлынули за покупками. К тому же, игра стала самой продаваемой игрой 2002 года. У нас в СНГ она официально поступила в продажу лишь в 2009 году. Vice City впитала в себя всё самое лучшее, что тогда мог предложить этот жанр. И на какое-то время, это стало вершиной успеха Rockstar.

Grand Theft Auto: San Andreas

Между выходом GTA 3 и GTA VC прошел всего лишь год. Любому человеку понятно, что год – это очень мало для разработки игры. Хотя, за год им удалось проделать много работы. Теперь они понимают, что не отделаются сменой локации и парочкой изменений. Нужно создавать что-то новое, как в графическом плане, так и в плане игровых возможностей. Нужно признать, что San Andreas стала намного глубже и круче, чем её предшественники. Здесь игрок мог почувствовать себя более свободным, ему доступно больше возможностей. Но речь пойдет обо всём по порядку. Официально игра была анонсирована 29 октября 2003 года. И уже в конце 2004 года она вышла на PS2, а немного позже и на PC. У разработчиков была куча идей, которые надо было реализовать. Но если эти идеи поместить в такое же по размерам пространство, как Вайс-Сити, тогда всё будет выглядеть нелепо. Именно поэтому, разработчики, не скупясь, увеличили игровое пространство в 5 раз. Для игроков, которые играли до этого в Вайс-Сити, это казалось нереальным. Теперь в любимую GTA можно играть в 5 раз дольше, исследуя огромный штат. Кстати о штате, действия игры происходят в вымышленном штате San Andreas. Здесь за основу взяты 3 города: Лос-Сантос, который является копией Лос-Анджелеса; Сан-Фиеро, который является копией Сан-Франциско; Лас-Вентурас, который является копией Лас-Вегаса.

Помимо 3 крупных городов, в игре имеются 12 мелких поселений, и куча разных достопримечательностей. Например, игрок может найти летающую тарелку в пустыне или же залезть на огромную гору «Чилиад», которая срисована с горы «Дьябло». Но не все достопримечательности игры находятся за пределами городов. Также куча различных достопримечательностей находится в городах. В основном, это достопримечательности, скопированные с реальных мест, и там их очень много. Все города делятся на районы, начиная от бедных, и заканчивая богатыми. В каждом из этих районов разные люди, машина, архитектура.

В Vice City разработчики сделали серьёзный шаг навстречу хорошему сюжету. А вот в San Andreas они откатились немного назад в этом плане, и сюжет выглядел не так круто, как хотелось бы. Если конкретно, сюжет получился неоправданно запутанным и длинным. За ним не всегда интересно наблюдать. Хотя, смысл остался тем же. Главный герой, Карл Джонсон, обычный парень из бедного района. Он потихоньку вникает в преступный мир, зарабатывает авторитет, и параллельно с этим, он противостоит своему главному врагу, в роли которого здесь выступает злой полицейский, Фрэнк Тенпенни. Он потрепал Карлу немало нервов. Сюжет получился хоть и запутанным, но в то же время банальным и простым. Но что заслуживает уважение, так это озвучка героев игры. Для озвучки были приглашены такие известные актёры, как Сэмюэл Л. Джексон. Но жирным плюсом этой игры являются банды, которые, по сравнению с предыдущими частями, занимают большой кусок этой игры. Изначально, наш герой состоит в одной из банд, и по ходу игры ему нужно продвигать свою банду на определенные высоты. Банда продвигается не только при выполнении сюжетных миссий, но также и сам игрок может захватывать территории других банд. Это, стоит отметить, очень занятно. Как и в предыдущих частях, здесь имеется множество банд, и все они отличаются практически полностью. Опять же, у каждой банды своя специфика, своя манера ведения дел, свой внешний вид.

В связи с огромной территорией игры, разработчики были вынуждены увеличить игровой автопарк. Здесь имеется около 200 видов транспортных средств. Есть такие, которые просто ездят по городу, а так же те, которые найти будет проблематично. Здесь есть и вертолёты, и самолёты, и квадроциклы, и катера, и велосипеды. Ещё разработчики добавили большое количество разнообразных машин, которые были принципиально новыми. К тому же каждое транспортное средство имело свою специфику управления.

Главного героя тоже обделили улучшениями. Он наконец-то научился плавать. Странно было наблюдать, как супер крутой преступник боится обыкновенной воды. Но на этом они, разумеется, не остановились. Игроку стала доступна возможность кардинального изменения внешности персонажа. Конечно, изменить лицо не получиться, если не считать усы и бородку, но вот зато можно изменить телосложение или же одежду. Телосложение зависело от того, чем вы занимаетесь. Например, если вы много бегаете, вы становитесь худее и ваша скорость увеличивается. Но если вам захотелось кардинальных изменений, тогда ваш путь лежит в спортзал. Там вы сможете научиться, как драться, так и тягать железо. Персонаж может накачаться, и стать довольно большим. Но если вы долго не будете посещать спортзал, он снова сдуется. Но есть и другая сторона. Например, если вы будете часто заходить в фастфуд и баловать своего персонажа вкусностями, тогда он превратиться в рядового американца. Вариантов куча, и всё зависит от того, как вы играете. Но изменяется не только внешний вид. Также можно прокачивать уровень стрельбы, вождения или поменять стиль рукопашного боя. Чем дольше вы занимаетесь одним из этих занятий, тем больше растёт навык. Наш персонаж ещё научился стрелять из двух рук, прямо как в настоящем американском боевике. Ваша банда, находясь в машине, тоже может пострелять, когда вы за рулём.

Как вы, наверное, в курсе, разработчики хотели, чтобы прохожие стали крупной частью геймплея. Но у них не получалось добиться должного эффекта. Хотя интеллект, наконец, был доведен до ума, до совершенства ему ещё долго и не известно, когда мы в играх сможем видеть совершенный ИИ. Раньше прохожие просто ходили, и по большому счету просто не обращали внимания на игрока. Теперь они будут реагировать на все его негативные действия. Если вы кого-то убьёте, то тут же последует ответная реакция, прохожие начнут орать, смотреть на труп, звать на помощь. Это добавляет неплохую изюминку в игру, и играть становится ещё интереснее.

В этой части появилось очень много интересных мини-игр. Например, казино или игровые автоматы. Можно было попробовать многое: баскетбол, бильярд и много других интересных игр. И даже поднятие своей физической формы является своеобразной мини-игрой. Обновился арсенал доступного оружия, и его стало ещё больше. Даже появился джетпак, если его вообще можно назвать оружием. Но были и совсем некультурные, такие как дильдо, например. Лицензированных песен стало ещё больше. Игра стала набирать популярность и деньги, и соответственно у разработчиков появилась возможность задействовать крутых исполнителей. Например, Dr. Dre, Оззи Осборн, Snoop Dogg, 2Pac и многие другие. Песни этих исполнителей гордо звучали на радио. В игре увеличилось количество интересных и колоритных персонажей. И некоторые из предыдущих частей тоже присутствовали в игре.

Из-за огромного игрового пространства игра обзавелась множеством мифов. Есть как обоснованные, так и не обоснованные. Чаще всего, люди сами их придумывали. Был миф о снежном человеке, лохневском чудовище, инопланетянах, призраках и прочем. Но один из этих мифов явно существовал, конкретнее «Автомобиль призрак», который ездил без водителя. Это объясняется тем, что разработчики поставили машину на склон, и в результате воздействия на неё игровой физики, она катилась.

San Andreas, невзначай, создал маленькое подземное землетрясение, которое впоследствии породило огромное цунами новых нареканий и критики в сторону игры. Создавая игру, разработчики дали игре возможность совершать в игре половой акт, и показывали это в некоторых подробностях. Но потом они поняли, что это не совсем этично. В общем, они так и не вырезали эти сцены из игры. В версии для PS2 находился этот код, и некие умельцы сумели его активировать и перенести на PC. Из-за этого раздулся скандал, и разработчики предложили обменять эти копии игры на копии без порнографии или же отдать игроку $30.И что удивительно, с этой просьбой к разработчикам обратилось лишь 2.500 человек. Игра получилась намного больше, чем GTA Vice City, да и намного красивее. Но всё же она немного потерялась в стиле и атмосфере. Хотя, лично мне, атмосфера гетто понравилась, да и сама ниггерская стилистика. Это последняя часть на движке Render Ware и последняя часть 3-го поколения GTA. В следующий раз Rockstar решили сделать такой же скачок, как в случае с GTA 3.

Grand Theft Auto IV

San Andreas принёс много нового и оригинального, но многие фанаты этого не понимали и считали это лишним. Вполне возможно, что именно из-за этого продажи снизились. Сразу, после выхода San Andreas, команда разработчиков уселась за свои рабочие места и продолжила работу. Стоит отметить, что сейчас игра доступна на таких игровых системах, как PC, X-BOX 360 и PlayStation 3. На консолях она появилась вначале 2008 года. И тут же у всех начинало бомбить, а от их бомбёжки начинало бомбить и у меня. Хотя, в конце 2008 года она уже была доступна на Персональных Компьютерах. Четвёртая часть вышла на новом и уникальном движке RAGE, хоть и плохо оптимизированном. Игры и дальше продолжались бы выпускаться на движке Render Ware, но проблема в том, что Criterion Games, команда, работавшая над движком, выкуплена EA. Они очень ужесточили условия лицензирования движка. В связи с этим, многие компании просто отказались от популярного движка. Зачем было это делать, если движок итак неплохо расходился?! Возможно, это было сделано для большей прибыли. В конечном итоге, EA облажались, и все перестали использовать этот движок. EA закрыли лицензирование и стали раздавать движок своим дочерним студиям.

Rockstar решили создать свой инструмент для создания игр. Штат сотрудников был очень разнообразным, и он позволял создать движок. Работа над движком началась. Уже в 2005 году всем было известно, что Rockstar собирается разработать свой движок. Видимо уже тогда работа кипела вовсю. Название движка звучит гордо и просто – RAGE. Над этим движком трудились 2 студии: Rockstar San Diego и Rockstar North. В мае 2006 года была опубликована информация, подтверждающая существование движка. В феврале 2007 года компания NaturalMotion объявляет, что их уникальная технология, анимация euphoria, будет задействована в GTA 4. Движок мог обрабатывать пространства практически любых размеров. Дело в том, что по мере отдаления от объектов, они исчезали, а в это время загружались другие, и так до бесконечности. За это нужно благодарить менеджер памяти движка, который позволял управляться быстро с оперативной памятью. В игре был проработан и физический движок. Теперь он просчитывал вес машины, её уровень сцепления с дорогой.

Играть на этот раз нам предстоит за несколько неожиданного персонажа. А если конкретно, Нико Беллика. Он прибыл из Восточной Европы. Его страна была разрушена во время крупных боевых действий. Скорее всего, он иммигрировал из Югославии, но сам он является Сербом. Он из Восточной Европы, акцент похож на русский, и поэтому его легко спутать с россиянином. Действия игры опять переносят нас в Либерти-Сити, копию Нью-Йорка. Теперь разработчики поработали над городом ещё больше. Либерти-Сити имеет все крупнейшие достопримечательности реального Нью-Йорка. Если конкретно, то это Статуя Свободы, Бродвей, бруклинский мост, тайм сквер. Сюжет получился в этот раз серьёзным, даже очень. Вокруг находятся предатели, везде предатели, все друг друга предают.

Брат Нико, Роман, зовет его в Америку, рассказывая о стране возможностей, о больших деньгах, и красивых машинах. Нико соглашается, но на уме у него совершено другие мотивы. Вовсе не прекрасной жизни он хочет. Во время войны, в его родной стране, его предал сослуживец, в результате чего погиб весь батальон Нико, а сам предатель сбежал в штаты. Одержимый местью, Нико пребывает в Либерти-Сити. Оказывается, что его брат совсем небогатый, живёт чуть ли не на помойке. Но, тем не менее, у него есть свой маленький бизнес. Позже, защищая брата, Нико попадается на глаза бандитам, а те предлагают ему работу. Нико любезно соглашается, и тут начинается основная сюжетная линия. По ходу игры, у героя несколько раз будет стоять выбор: убить или пощадить. На сюжет это влияет совсем в малой степени. Также в игре предусмотрены 2 концовки, где игрок должен сделать выбор: отомстить или нет. В любой из этих концовок, Нико принимает решение начать жизнь с чистого листа. В игре также присутствуют дополнительные миссии, которые так привычны в подобных играх. Здесь их, конечно, поменьше, чем в San Andreas, да и попроще они. Брать их можно либо у своих друзей, либо у случайных прохожих. Кстати, о друзьях. Нико будет заводить друзей, которые будут не прочь пойти выпить с вами, или помочь чем-нибудь. От вашего внимания и отношения к друзьям, зависит их предрасположенность к вам. Если отношения хороши, они могут дать вам много различных бонусов.

Графика в игре потрясающая, но это и является основной проблемой игры. Она очень тормозила на средних компьютерах того времени. Игрокам приходилось покупать топовое железо, чтобы насладиться игрой. Прошлые части GTA не требовали мощного железа, и все без проблем могли в них поиграть. А здесь же нужно иметь зверя, вместо обычного персонального друга. В игре немного поменялась механика. Это было связано с упрощением игры для консольщиков. Теперь игрок мог скрываться за укрытиями, поливая свинцом своих врагов, аля Gears of War. Рукопашный бой тоже изменился. Теперь всё выглядело реалистично, а не как нелепое размахивание руками и ногами. В игре был усилен ИИ. Персонажи обзавелись теми же возможностями, что и Нико, и не в чём ему не уступали. Реакция вокруг на происходящее была более реалистичной. Если, например, вас начал избивать какой-то чёрт, на глазах у легавого, то он этого так не оставит, и попытается засадить негодяя за решётку. Сами прохожие будут довольно агрессивно реагировать на действия игрока, если они противозаконные.

Игровой мир, как и раньше, разделён на несколько частей. Доступ в следующую часть открывается по мере прохождения сюжетных миссий. Особенностью серии всегда было радио. Тут тоже оно присутствует, и весьма неплохое. Каждый мог что-то найти на свой вкус. Есть даже русская радиостанция «Владивосток ФМ», где играл Серёга, Цой и т.д. В этой части разработчики ввели телевиденье, с различными передачами. По сути, нововведенье бесполезное, но оно неплохо дополняет атмосферу игры. Так как действия игры происходят в реальном времени, разработчики ввели современный мобильный телефон, который является важной частью игры. С помощью телефона вы будете получать задания, звонить друзьям, фотографировать преступников. Ещё вы можете вызвать скорую помощь или полицию. Вдобавок к этому, в игре появился интернет. Там игрок смог сёрферить по огромному количеству веб-страниц.

Впервые в игру ввели многопользовательский режим, который обновлял сам игровой процесс. Игра поддерживала до 32-х игроков. Всего было 15 режимов. Тут есть и DeathMatch, и свободный режим, многие другие, на любой вкус. В своих трейлерах разработчики многое наобещали. В отличие от других студий, они всё это реализовали, за исключением некоторых деталей. Разработчики выпустили ещё 2 дополнения, которые разбавляют сюжетную линию, и добавляют в игру новое оружие, новое радио, новое телевиденье, новые машины. По большому счёту, мне нечего сказать о них. За всё время было продано около 25 миллионов копий игры. Цифра очень большая, разработчики заработали очень много денег на этой части. При этом они потратили на разработку лишь $100.000.000. Многие знаменитые игровые издания поставили игре 10/10. GTA до сих пор остаётся одной из самых популярных серией игр. У неё появляются всё новые фанаты. Но с выходом пятой части, разработчики превзошли самих себя.

Вот и подходит к концу эта статья. Возможно, вы спросите: «Где ГТА 5?». Я решил что пока рано писать про эту замечательную игру. А что касается самой серии GTA, надеюсь, что она никогда не умрёт, как, допустим, Call of Duty. Эту серию, определённо, можно назвать гигантом в игровой индустрии. Ведь это не просто какая-то там конвейерная серия, которая клепается каждый год, нет. Каждый выход новой GTA – это грандиозное событие. С этой серией у каждого игрока связано много замечательных воспоминаний. Она и сейчас набирает всё больше, и больше поклонников. Даже сейчас, спустя столько лет, она пользуется популярностью. Вокруг неё много шума, как с хорошей стороны, так и с плохой. Да что там говорить? Эта серия – шедевр. На этом всё, я с вами прощаюсь, удачи всем!

Смотрите также
Карты, деньги, фритуплей
Фичер
Карты, деньги, фритуплей
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Фичер
Как выглядели онлайн-игры 30 лет назад
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться