«Grand Theft Auto III» vs «Mafia: The City of Lost Heaven»

Георгий Т. (пользователь)

Долго не утихали споры о том, какая из игр лучше. В ход шли все средства, от перечисления количества единиц оружия, до углубленного разбора технологий. Пользуясь случаем я кину свои пять копеек.

Лето 2002 года. Рынок игр не так разнообразен, как сейчас. Игрок радуется вышедшим "Героям меча и магии IV" и "Elder Scrolls III: Morrowind". Интернет есть далеко не у всех, несколько игровых журналов только начинают завоевывать сердца игроков. Многим из них, особенно жителям не крупных городов, неоткуда черпать информацию о выходящих новинках, помимо общения друг с дружкой в компьютерных клубах, имевших в то время огромный успех. Именно там можно было услышать такой диалог:

    -А у меня "ГТА" третья есть, там машины угонять можно!
    -У меня в «Мафии» тоже машины угонять можно!
    -У тебя они старые! А у меня вон — современные!
    -Ну и что? Зато моим можно шины простреливать!
Обе игры появились на ПК летом 2002 года и обрели огромные армии фанатов. Чуть раньше появилась Grand Theft Auto 3, ей в след дышала Mafia: The City of Lost Heaven. Обе игры в жанре экшен от третьего лица, обладали похожими фишками – в них можно было свободно кататься по городу, отнимая машины, стрелять в кого вздумается и портить отношение с полицией. Долгое время не утихали споры, какая же из игр лучше. Сегодня я, как игрок, в своем время уделивший обеим играм достаточно внимания, не только для прохождения, но и тщательного изучения моддинга, попытаюсь беспристрастно сравнить их и выделить лучшую.

Первой на мой зуб попалась именно GTA 3. О "Мафии" какое-то время я не знал, по причине, описанной мною выше. Пройдя "Великого Автоугонщика" вдоль и поперек, научившись даже летать неограниченное количество времени на самолете (кто знает, тот поймет), я начал искать ей альтернативу. В магазине мне предложили «ту же GTA только на машинах 30-х годов». Естественно, я её взял. Первое, что бросилось в глаза – большой объем. При одинаковых системных требованиях по "железу", "GTA" съедало у меня 700 мегабайт жесткого диска, общий размер которого был 20 гигабайт, а "Мафия", прости её Господи, целых два гигабайта. Вопрос, "почему "Мафия" такая большая", отпал сразу, после её запуска – кинематографический вступительный ролик, модельки игрока и техники, которые были более реалистичны, не подвергали сомнению, что каждый мегабайт игры оправдан.

В подобных играх, без сюжета никуда, поэтому начнем с него.

"GTA 3", действие происходит примерно в наши дни. История начинает с повествования о том, что парень, шедший к успеху, загремел в тюрьму. Однако ему улыбнулась удача и его, в одном "автозаке" с каким-то серьезным авторитетом, перевозили из одной тюрьмы в другую. "Автозак" расстреливают, авторитета вытаскивают из покореженного грузовика и увозят в неизвестном направлении, оставляя главного героя и еще одного заключенного покрываться копотью. Они вместе, не будучи дураками, сваливают с места происшествия на подвернувшийся по случаю тачке. Познакомившись с товарищем по побегу, главный герой начинает восхождение по карьере от посыльного одного криминального авторитета к другому. Задания становятся все серьезнее, арсенал все больше пополняется, а ваша должность растет. Но изюминки в сюжете нет, вы на автомате выполняете задания, не особо переживая, что станет с главным героем, к которому по сюжету ни разу не обращаются по имени и он сам не произносит ни слова.

В "Мафии" всё кинематографичнее — история начинается с видеоролика, где главный герой рассказывает полицейским о том, что с ним приключилось. Началось все с обычного вечера, умиротворяющую тишину которого нарушили выстрелы, визг тормозов и звук удара. Главный герой – обычный таксист американского городка 30-х годов, отдыхал после рабочего дня, как вдруг вся его судьба разом изменилась. Под дулом направленного на него "кольта" и став свидетелем грызни между двумя мафиозными кланами города, ему приходится уходить от погони со стрельбой, увозя раненых мафиози от их преследователей. В этот не самый спокойный для обычного парня вечер, нам и передает управление игра. Разглядеть что-то детально не получается – сказывается темнота и погоня.

Сюжет начинает разгораться чуть позже, когда во время обеда в своем авто, Томас Анджело (Да-да, у главного героя Мафии есть имя) получает битой в щи от тех, кто его так неудачно преследовал на днях. Вырвавшись и оторвавшись от бросившихся за ним в погоню мафиози, он вспоминает, что рядом находится бар той мафиозной семьи, членов которой он спас. Преследователей, забежавших туда за Томасом, через некоторое время выносят через черный ход вперед ногами, а сам он, становится членом семьи Сальери. Томас становится все более уважаем в определенных кругах, находит верных друзей, свою любовь, для того, чтобы в один момент потерять практически все. В истории много ярких моментов, которые игрок переживает вместе с главным героем.

На всю игру эти люди станут для вас семьей

Но по одному сюжету о всей игре судить нельзя, поэтому продолжаем. Геймплей обоих игр тесно связан с эксплуатацией транспорта, и разнообразие автопарка для симуляции города является важным моментом.

В "GTA 3" мы имеем счастье прокатиться на 54 видах транспорта, среди которых четыре лодки и один самолет с обрезанными крыльями. Мотоциклов в третьей части еще не было, поэтому весь наземный транспорт имеет от четырех до шести колес. Также есть приятное дополнение в виде танка. В "Мафии" 51 транспортная единица. Лодок нет, самолетов тоже. Так же, как и в "GTA" у местного транспорта от четырех до шести колес. Тут "GTA 3" плюс за разнообразность техники, хотя реализованные лодки и самолет в плане управления оставляют желать лучшего.

Много разнообразных машин это просто отлично, но хорошее управление ими важно еще больше.

"GTA 3": именно в третьей части из всех последующих на движке RenderWare, поведение машин мне нравилось больше. Необходимо было трезво рассчитывать силы своего транспорта. Разогнавшись на тяжелой машине и сделав резкий поворот, мы могли запросто перевернуться. Но вот взаимодействие машин друг на дружку не радовало, не исчезало чувство "пластмассовых игрушечных машин". Хоть и разъезжая на массивной машине, нам не была страшна никакая пробка – масса машины учитывалась при столкновении и более легкие разлетались в разные стороны. На трамплинах было вовсе не радужно – и большие машины и легковушки, подлетали с одинаковой легкостью, словно в воздухе масса не учитывалась, важна была только скорость въезда на трамплин или горку.

"Мафия", в отличие от конкурента, с гравитационными трюками выглядела куда убедительнее. Для повторения лихачества как в "GTA 3", требовалась куда большая подготовка и разгон. Но полеты автомобилей от этого не становились менее зрелищными. Управление было тоже на высоте – машины заносило, разворачивало, в горку среднего наклона, далеко не любое авто могло въехать. Поведение машин сильно отличалось – на мощных спортивных моделях приятно было разогнаться за городом. Разъезжая по улицам на сереньком автомобиле, нам же оставалось только прислушиваться к потрескиванию мотора, характерного всем машинам тех лет, в ожидании разгона до устраивающей нас скорости.

Машины, это хорошо, но что можно было сделать в этих самых машинах? Можно было давить пешеходов, можно не давить… Да, в обеих играх можно было совершать наезды на людей, они не отпрыгивали в сторону, как в некоторых играх, а честно гибли под колесами. Но это было далеко не все.

В "GTA 3", колеся по городу, мы могли переключать радио, благо каналов было достаточно. "Мафия" имела только музыкальное сопровождение, меняющееся в зависимости от того, в каком районе вы находились или сменяющееся во время погони за вами.

Как в первой, так и во второй игре была возможность пострелять из машины. И в обеих играх только из определенных стволов.

В "Мафии" это были только пистолеты (если мы были за рулем, а мы почти всегда там и были), а в "GTA 3" только пистолет-пулемет. А вот к прицеливанию, разработчики подошли совершенно разными путями. В "GTA 3" стрельба осуществлялась без прицеливания – главный герой стрелял четко из боковых окон, либо вправо, либо влево. В "Мафии" все сделано более удобно – имея в руках пистолет, Томас может высунуть руку из машины и стрелять во все, что попадает под угол поражения, спереди или сзади. Не со всех углов получалось точно – для эффективной стрельбы, надо было выжидать случай для выезда на удобную дистанцию. Сложность стрельбы придавала азарт, и набив руку прострелить колесо(или голову) — не составляло особого труда.

Уникальный случай в "Мафии, когда нам дадут пострелять из автомата с пассажирского сидения

Кстати о нанесении урона автомобилям.

В третьей части "GTA", можно было всадив определенное количество патронов, уничтожить автомобиль. Все наносимые повреждения автомобилю были чисто визуальными и никак не сказывались на его ходовых характеристиках. Не было возможности выстрелив вслед уезжающему авто, ранить водителя через стекло, заставив машину остановиться или прострелив колесо, упростить себе погоню.

В "Мафии" же простреливались стекла, колеса не только спускались, но и отваливались, а перевернувшись на кабриолете (такой тип кузова, без твердой крыши) вы гарантированно умирали. Так же повреждения влияли на управление автомобилем – простреленные колеса ухудшали управление и снижали скорость, сильно побитая машина медленнее набирала скорость. При критических повреждениях авто глохло и через какое-то время взрывалось.

Система повреждений "GTA 3" деформировала лишь части кузова, которые могли отвалиться — вылетало лобовое стекло(убить водителя через образовавшуюся дырку все-равно было нельзя), гнулись и отваливались бампера, двери, капот и багажник. Сам кузов оставался целехоньким, как с конвейера. С какой бы скоростью не врезалась машина главного героя – его жизнь никогда не отнимались.

"Мафия" предлагала большее разнообразие в плане издевательства над автомобилем – двери не отваливались, а вот стекла бились все, фары и бампера улетали по всем законам физики. Корпус гнулся соответственно полученному урону – въехав на малой скорости в столб, вы могли отделаться небольшой вмятиной, а въезд на полном ходу во встречную машину, грозил большой деформацией корпуса, отлетевшими колесами и смертью игрока.

Что касаемо реакции остальных автомобилистов на действия игрока – в обеих играх нашу машину, вставшую на проезжей части пытались объехать и сигналили. А вот полиция вела себя совершенно по-разному.

В "GTA 3" нельзя было лишь открывать огонь при полиции и врезаться в их транспорт, угонять на их глазах авто или сбивать насмерть людей. "Мафия" относилась к правонарушениям гораздо строже. Во-первых, никаких прогулок с оружием, заметив это, вас попытаются арестовать. Во-вторых, никаких нарушений основных правил движения. Запрещался проезд на красный свет, превышение скорости и аварии, как с участием транспорта, так и с участием пешеходов. Но если все это случалось не на глазах полиции, то в розыск вас не объявляли.

В зависимости от асоциальных действий, на вас накладывались разные меры пресечения, такие как штраф, арест или огонь на поражение. В "GTA 3" только арест или, что чаще, попытка вас умертвить. Однозначный плюс "Мафии" – обе игры про действия в городе, а в нем, как известно есть законы, которые должны соблюдаться. В город, где можно врезаться на глазах полиции в другие автомобили, ездить с любой скоростью на красный свет, сложно поверить.

Немного о слугах закона – особо раздражающая меня вещь в "GTA", не только в третьей, но и всех остальных – прущая отовсюду при высоком уровне розыска полиция, от которой не скрыться даже в заднице статуи Свободы (IV часть). В "Мафии" с этим было удобнее – в каком-то районе было определенное количество полицейских патрулей, перестреляв которые, вы могли спокойно бегать по этому району. При пересечении города с высоким уровнем розыска, вы встречали препятствия в виде перегороженной дороги полицейскими машинами и лентами с шипами, если не везло – погонями, но никак не копами, выезжающими со всех сторон, как в "GTA".

Но если в "Мафии" от уровня розыска зависело лишь оружие, применяемое против вас, от револьвера, до автомата Томпсона, то в "GTA" происходило куда большее разнообразие. Оно включало в себя вертолет, который увещевал вас прекратить асоциальные действия, а с определенного момента начинал стрелять из пулемета, очень косого, но все же раздражающего. Далее нам досаждали машины ФБР, быстрые и крепкие, везущие в своем чреве четырех сотрудников, вооруженных автоматическим оружием. Венцом вакханалии являлся танк, который можно было захватить и устроить в городе еще больший погром, чем был до его появления.

Выписывание штрафа за небольшой таран полицейского авто. В GTA 3 за такое в лучшем случае бы побили и арестовали

Но полиция не являлась в этих играх врагом для наших героев. С кем же нам приходилось делить интересы?

Либерти Сити, несмотря на название, поделен на куски преступными группировками. Триады, Мафия, Ярди, Дьяволы, Картель, Якудза, Худс — со всеми ними вам придется столкнуться в дележке улиц и доходов.

В "Мафии" все проще — в городе было две Семьи (Семья Сальери и противоборствующая им Семья Морелло), в одну из которых попал главный герой. На протяжении всей игры он участвует во всех тайных заговорах, боевых операциях и случайных стычках его семьи со вражеской.

Для хороших погонь с перестрелками нужно оружие, что же предлагали нам арсеналы игр?

В "GTA 3" мы имели наборчик, в котором на каждый тип оружия приходился один экземпляр, кроме автоматической винтовки – их было две. Помимо них был пистолет, пистолет-пулемет, дробовик, автомат, базука и огнемет. Из ближнего боя мы могли выбрать только собственные конечности и бейсбольную биту. Из взрывчатки – осколочные гранаты, коктейль Молотова и заряд с радиоуправлением.

"Мафия", действие которой происходило в первой половине двадцатого века, не могла похвастаться таким количеством типов оружия. В нашем распоряжении было пять пистолетов, (они отличались поведением в бою), обрез, дробовик, автомат Томпсона, винтовка без оптического прицела и снайперская винтовка. Желающим подраться в ближнем бою тоже было из чего выбрать – бита, кастет, нож и ломик-фомка. В миссиях еще можно было встретить доску, стальной прут и ведро. Закидать врагов можно было теми же осколочными гранатами и коктейлями Молотова.

В плане жестокости, "GTA 3" обходила "Мафию" – в ней можно было отстреливать конечности прохожим, а взорвав гранату, раскидать их останки по ближайшим окрестностям. Мафия ограничивалась лужами крови под телами убитых и небольшими брызгами, при попадании в тела.

Результат стрельбы из М-16. В "Мафии" такого не увидишь, не только потому, что там нет М-16

Оружие нужно, когда его есть где применить, — скажете вы, и я с вами соглашусь.

Либерти-сити, игровой мир "GTA 3", разделен на три острова – Портленд, Стаунтон и Шорсайд Вейл. Перемещение между ними возможно по мостам, подземным тоннелям или метрополитену. Улицы не изобилуют деталями, но и придраться к пустоте нельзя – для того времени всего было в меру. Процесс поездки на метро представляет собой вход в вагон с помощью кнопки действия и последующим просмотром ролика, в котором с разных камер показано, как вас перевозит этот вид общественного транспорта.

Действие "Мафии" разворачивается не только в черте города, но и за ним. Город делится на районы : Маленькая Италия, китайский квартал, рабочий квартал, центр города, деловой центр, Нью-Арк, Оуквуд, Хобокен и Оукхил. Все это умещается как и в "GTA 3", на трех островах, соединяющихся все теми же мостами, подземным тоннелем и наземным метро. Так же есть возможность выехать в сельскую местность. Городские улицы более оживленны, помимо снующего постоянно наземного метро, можно прокатиться на трамвайчике, во время поездки можно передвигаться по его салону. Улицы более широки, чем в GTA 3, нет такого ощущения маленького «микрорайона» с дорогами в две полосы и редким автомобильным потоком.

Улица GTA 3 и Мафии, глазами главного персонажа. Разница в деталях налицо
Наглядная демонстрация детализации архитектуры Мафии и GTA 3 на примере моста...
...и автомобилей, на примере... автомобилей

Итак, подведем общие результаты(GTA 3:Mafia):

  • В плане подачи истории, оба сюжета крепкие, но история Мафии цепляет глубже.
  • Автопарк "GTA 3" в свою очередь разнообразнее, нежели в Мафии.
  • Поведение транспорта в плане управления у обеих игр на высоте. Но все же в "Мафии" сам расчет столкновения транспорта сделан лучше, чем в "GTA 3".
  • Дискретная стрельба из автомобиля в "GTA 3" не идет ни в какое сравнение с прицельной стрельбой в "Мафии".
  • Музыкальное сопровождение в играх реализовано одинаково качественно. В "Мафии" много моментов с грамотно подобранной музыкой к атмосфере, будь то ночная погоня с музыкой, держащей вас в напряжении или побег от бандитов с веселым мотивчиком тех лет. В "GTA 3" реализовано полноценное внутри-игровое радио с возможностью смены каналов и отличными композициями.
  • По повреждениям автомобиля, "Мафия" обходит конкурента во многом. Не только во внимании к деталям, в виде спускаемых шин, отваливающихся колес и честному деформированию корпуса, но и по тому, что все эти изменения отражаются на поведении автомобиля, в то время как автомобиль в "GTA 3", имеет только запас прочности, после окончания которого он взорвется. Отлетевшие двери и бампера на модель управления не влияют.
  • Симуляция дорожного движения и реакция окружающих, в том числе полиции, детальнее проработана в "Мафии". В "GTA 3" слишком все утрированно, что не идет на пользе общему виду города, с его трафиком и пешеходами.

  • Реализация преследования полицейских в "GTA 3" проигрывает "Мафии", в которой от нее все же можно убежать или перестрелять. Получение в "GTA 3" второго уровня розыска, фактически запускало таймер, отмеряющий секунды до вашей смерти, а ситуация усугублялась с каждым убитым вами копом. Если учесть, что полицейские патрули появлялись отовсюду, то можно представить всю печаль картины.

Чтобы провести заключительную черту, взглянем на общую картину симуляции городов.

    -Либерти Сити, в котором происходит действие "Grand Theft Auto 3", не производит впечатление именно "города". Нету широких улиц, площадей и прочего, присущего городам. Отсутствие внимания полиции к нарушениям правил дорожного движения только усугубляет вид общей симуляции жизни города. Светофоры есть, но они тут только для красоты, повреждения авто тоже есть, но опять же — это все бутафория.
    -Лост Хевен 30-х годов. Смотрится более живо. Широкие дороги бизнес центра, пересекают узкие улочки с жилыми многоэтажками. Чувствуется, что жизнь кипит — ездят трамваи, которых ожидают на остановках пассажиры, а полиция внимательно следит за водителями и их вождением.

Возможно вы со мной не согласитесь, возможно мне просто нравится атмосфера прошлого века и все приведенные мною факты притянуты за уши. В любом случае,какую из игр вы считаете лучшей — решать только вам, а для меня безоговорочным победителем является "Mafia:The City of Lost Heaven"

Смотрите также
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Фичер
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Фичер
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться