«Grand Theft Auto III» vs «Mafia: The City of Lost Heaven»

Георгий Т. (пользователь)

Долго не утихали споры о том, какая из игр лучше. В ход шли все средства, от перечисления количества единиц оружия, до углубленного разбора технологий. Пользуясь случаем я кину свои пять копеек.

Лето 2002 года. Рынок игр не так разнообразен, как сейчас. Игрок радуется вышедшим "Героям меча и магии IV" и "Elder Scrolls III: Morrowind". Интернет есть далеко не у всех, несколько игровых журналов только начинают завоевывать сердца игроков. Многим из них, особенно жителям не крупных городов, неоткуда черпать информацию о выходящих новинках, помимо общения друг с дружкой в компьютерных клубах, имевших в то время огромный успех. Именно там можно было услышать такой диалог:

    -А у меня "ГТА" третья есть, там машины угонять можно!
    -У меня в «Мафии» тоже машины угонять можно!
    -У тебя они старые! А у меня вон — современные!
    -Ну и что? Зато моим можно шины простреливать!
Обе игры появились на ПК летом 2002 года и обрели огромные армии фанатов. Чуть раньше появилась Grand Theft Auto 3, ей в след дышала Mafia: The City of Lost Heaven. Обе игры в жанре экшен от третьего лица, обладали похожими фишками – в них можно было свободно кататься по городу, отнимая машины, стрелять в кого вздумается и портить отношение с полицией. Долгое время не утихали споры, какая же из игр лучше. Сегодня я, как игрок, в своем время уделивший обеим играм достаточно внимания, не только для прохождения, но и тщательного изучения моддинга, попытаюсь беспристрастно сравнить их и выделить лучшую.

Первой на мой зуб попалась именно GTA 3. О "Мафии" какое-то время я не знал, по причине, описанной мною выше. Пройдя "Великого Автоугонщика" вдоль и поперек, научившись даже летать неограниченное количество времени на самолете (кто знает, тот поймет), я начал искать ей альтернативу. В магазине мне предложили «ту же GTA только на машинах 30-х годов». Естественно, я её взял. Первое, что бросилось в глаза – большой объем. При одинаковых системных требованиях по "железу", "GTA" съедало у меня 700 мегабайт жесткого диска, общий размер которого был 20 гигабайт, а "Мафия", прости её Господи, целых два гигабайта. Вопрос, "почему "Мафия" такая большая", отпал сразу, после её запуска – кинематографический вступительный ролик, модельки игрока и техники, которые были более реалистичны, не подвергали сомнению, что каждый мегабайт игры оправдан.

В подобных играх, без сюжета никуда, поэтому начнем с него.

"GTA 3", действие происходит примерно в наши дни. История начинает с повествования о том, что парень, шедший к успеху, загремел в тюрьму. Однако ему улыбнулась удача и его, в одном "автозаке" с каким-то серьезным авторитетом, перевозили из одной тюрьмы в другую. "Автозак" расстреливают, авторитета вытаскивают из покореженного грузовика и увозят в неизвестном направлении, оставляя главного героя и еще одного заключенного покрываться копотью. Они вместе, не будучи дураками, сваливают с места происшествия на подвернувшийся по случаю тачке. Познакомившись с товарищем по побегу, главный герой начинает восхождение по карьере от посыльного одного криминального авторитета к другому. Задания становятся все серьезнее, арсенал все больше пополняется, а ваша должность растет. Но изюминки в сюжете нет, вы на автомате выполняете задания, не особо переживая, что станет с главным героем, к которому по сюжету ни разу не обращаются по имени и он сам не произносит ни слова.

В "Мафии" всё кинематографичнее — история начинается с видеоролика, где главный герой рассказывает полицейским о том, что с ним приключилось. Началось все с обычного вечера, умиротворяющую тишину которого нарушили выстрелы, визг тормозов и звук удара. Главный герой – обычный таксист американского городка 30-х годов, отдыхал после рабочего дня, как вдруг вся его судьба разом изменилась. Под дулом направленного на него "кольта" и став свидетелем грызни между двумя мафиозными кланами города, ему приходится уходить от погони со стрельбой, увозя раненых мафиози от их преследователей. В этот не самый спокойный для обычного парня вечер, нам и передает управление игра. Разглядеть что-то детально не получается – сказывается темнота и погоня.

Сюжет начинает разгораться чуть позже, когда во время обеда в своем авто, Томас Анджело (Да-да, у главного героя Мафии есть имя) получает битой в щи от тех, кто его так неудачно преследовал на днях. Вырвавшись и оторвавшись от бросившихся за ним в погоню мафиози, он вспоминает, что рядом находится бар той мафиозной семьи, членов которой он спас. Преследователей, забежавших туда за Томасом, через некоторое время выносят через черный ход вперед ногами, а сам он, становится членом семьи Сальери. Томас становится все более уважаем в определенных кругах, находит верных друзей, свою любовь, для того, чтобы в один момент потерять практически все. В истории много ярких моментов, которые игрок переживает вместе с главным героем.

На всю игру эти люди станут для вас семьей

Но по одному сюжету о всей игре судить нельзя, поэтому продолжаем. Геймплей обоих игр тесно связан с эксплуатацией транспорта, и разнообразие автопарка для симуляции города является важным моментом.

В "GTA 3" мы имеем счастье прокатиться на 54 видах транспорта, среди которых четыре лодки и один самолет с обрезанными крыльями. Мотоциклов в третьей части еще не было, поэтому весь наземный транспорт имеет от четырех до шести колес. Также есть приятное дополнение в виде танка. В "Мафии" 51 транспортная единица. Лодок нет, самолетов тоже. Так же, как и в "GTA" у местного транспорта от четырех до шести колес. Тут "GTA 3" плюс за разнообразность техники, хотя реализованные лодки и самолет в плане управления оставляют желать лучшего.

Много разнообразных машин это просто отлично, но хорошее управление ими важно еще больше.

"GTA 3": именно в третьей части из всех последующих на движке RenderWare, поведение машин мне нравилось больше. Необходимо было трезво рассчитывать силы своего транспорта. Разогнавшись на тяжелой машине и сделав резкий поворот, мы могли запросто перевернуться. Но вот взаимодействие машин друг на дружку не радовало, не исчезало чувство "пластмассовых игрушечных машин". Хоть и разъезжая на массивной машине, нам не была страшна никакая пробка – масса машины учитывалась при столкновении и более легкие разлетались в разные стороны. На трамплинах было вовсе не радужно – и большие машины и легковушки, подлетали с одинаковой легкостью, словно в воздухе масса не учитывалась, важна была только скорость въезда на трамплин или горку.

"Мафия", в отличие от конкурента, с гравитационными трюками выглядела куда убедительнее. Для повторения лихачества как в "GTA 3", требовалась куда большая подготовка и разгон. Но полеты автомобилей от этого не становились менее зрелищными. Управление было тоже на высоте – машины заносило, разворачивало, в горку среднего наклона, далеко не любое авто могло въехать. Поведение машин сильно отличалось – на мощных спортивных моделях приятно было разогнаться за городом. Разъезжая по улицам на сереньком автомобиле, нам же оставалось только прислушиваться к потрескиванию мотора, характерного всем машинам тех лет, в ожидании разгона до устраивающей нас скорости.

Машины, это хорошо, но что можно было сделать в этих самых машинах? Можно было давить пешеходов, можно не давить… Да, в обеих играх можно было совершать наезды на людей, они не отпрыгивали в сторону, как в некоторых играх, а честно гибли под колесами. Но это было далеко не все.

В "GTA 3", колеся по городу, мы могли переключать радио, благо каналов было достаточно. "Мафия" имела только музыкальное сопровождение, меняющееся в зависимости от того, в каком районе вы находились или сменяющееся во время погони за вами.

Как в первой, так и во второй игре была возможность пострелять из машины. И в обеих играх только из определенных стволов.

В "Мафии" это были только пистолеты (если мы были за рулем, а мы почти всегда там и были), а в "GTA 3" только пистолет-пулемет. А вот к прицеливанию, разработчики подошли совершенно разными путями. В "GTA 3" стрельба осуществлялась без прицеливания – главный герой стрелял четко из боковых окон, либо вправо, либо влево. В "Мафии" все сделано более удобно – имея в руках пистолет, Томас может высунуть руку из машины и стрелять во все, что попадает под угол поражения, спереди или сзади. Не со всех углов получалось точно – для эффективной стрельбы, надо было выжидать случай для выезда на удобную дистанцию. Сложность стрельбы придавала азарт, и набив руку прострелить колесо(или голову) — не составляло особого труда.

Уникальный случай в "Мафии, когда нам дадут пострелять из автомата с пассажирского сидения

Кстати о нанесении урона автомобилям.

В третьей части "GTA", можно было всадив определенное количество патронов, уничтожить автомобиль. Все наносимые повреждения автомобилю были чисто визуальными и никак не сказывались на его ходовых характеристиках. Не было возможности выстрелив вслед уезжающему авто, ранить водителя через стекло, заставив машину остановиться или прострелив колесо, упростить себе погоню.

В "Мафии" же простреливались стекла, колеса не только спускались, но и отваливались, а перевернувшись на кабриолете (такой тип кузова, без твердой крыши) вы гарантированно умирали. Так же повреждения влияли на управление автомобилем – простреленные колеса ухудшали управление и снижали скорость, сильно побитая машина медленнее набирала скорость. При критических повреждениях авто глохло и через какое-то время взрывалось.

Система повреждений "GTA 3" деформировала лишь части кузова, которые могли отвалиться — вылетало лобовое стекло(убить водителя через образовавшуюся дырку все-равно было нельзя), гнулись и отваливались бампера, двери, капот и багажник. Сам кузов оставался целехоньким, как с конвейера. С какой бы скоростью не врезалась машина главного героя – его жизнь никогда не отнимались.

"Мафия" предлагала большее разнообразие в плане издевательства над автомобилем – двери не отваливались, а вот стекла бились все, фары и бампера улетали по всем законам физики. Корпус гнулся соответственно полученному урону – въехав на малой скорости в столб, вы могли отделаться небольшой вмятиной, а въезд на полном ходу во встречную машину, грозил большой деформацией корпуса, отлетевшими колесами и смертью игрока.

Что касаемо реакции остальных автомобилистов на действия игрока – в обеих играх нашу машину, вставшую на проезжей части пытались объехать и сигналили. А вот полиция вела себя совершенно по-разному.

В "GTA 3" нельзя было лишь открывать огонь при полиции и врезаться в их транспорт, угонять на их глазах авто или сбивать насмерть людей. "Мафия" относилась к правонарушениям гораздо строже. Во-первых, никаких прогулок с оружием, заметив это, вас попытаются арестовать. Во-вторых, никаких нарушений основных правил движения. Запрещался проезд на красный свет, превышение скорости и аварии, как с участием транспорта, так и с участием пешеходов. Но если все это случалось не на глазах полиции, то в розыск вас не объявляли.

В зависимости от асоциальных действий, на вас накладывались разные меры пресечения, такие как штраф, арест или огонь на поражение. В "GTA 3" только арест или, что чаще, попытка вас умертвить. Однозначный плюс "Мафии" – обе игры про действия в городе, а в нем, как известно есть законы, которые должны соблюдаться. В город, где можно врезаться на глазах полиции в другие автомобили, ездить с любой скоростью на красный свет, сложно поверить.

Немного о слугах закона – особо раздражающая меня вещь в "GTA", не только в третьей, но и всех остальных – прущая отовсюду при высоком уровне розыска полиция, от которой не скрыться даже в заднице статуи Свободы (IV часть). В "Мафии" с этим было удобнее – в каком-то районе было определенное количество полицейских патрулей, перестреляв которые, вы могли спокойно бегать по этому району. При пересечении города с высоким уровнем розыска, вы встречали препятствия в виде перегороженной дороги полицейскими машинами и лентами с шипами, если не везло – погонями, но никак не копами, выезжающими со всех сторон, как в "GTA".

Но если в "Мафии" от уровня розыска зависело лишь оружие, применяемое против вас, от револьвера, до автомата Томпсона, то в "GTA" происходило куда большее разнообразие. Оно включало в себя вертолет, который увещевал вас прекратить асоциальные действия, а с определенного момента начинал стрелять из пулемета, очень косого, но все же раздражающего. Далее нам досаждали машины ФБР, быстрые и крепкие, везущие в своем чреве четырех сотрудников, вооруженных автоматическим оружием. Венцом вакханалии являлся танк, который можно было захватить и устроить в городе еще больший погром, чем был до его появления.

Выписывание штрафа за небольшой таран полицейского авто. В GTA 3 за такое в лучшем случае бы побили и арестовали

Но полиция не являлась в этих играх врагом для наших героев. С кем же нам приходилось делить интересы?

Либерти Сити, несмотря на название, поделен на куски преступными группировками. Триады, Мафия, Ярди, Дьяволы, Картель, Якудза, Худс — со всеми ними вам придется столкнуться в дележке улиц и доходов.

В "Мафии" все проще — в городе было две Семьи (Семья Сальери и противоборствующая им Семья Морелло), в одну из которых попал главный герой. На протяжении всей игры он участвует во всех тайных заговорах, боевых операциях и случайных стычках его семьи со вражеской.

Для хороших погонь с перестрелками нужно оружие, что же предлагали нам арсеналы игр?

В "GTA 3" мы имели наборчик, в котором на каждый тип оружия приходился один экземпляр, кроме автоматической винтовки – их было две. Помимо них был пистолет, пистолет-пулемет, дробовик, автомат, базука и огнемет. Из ближнего боя мы могли выбрать только собственные конечности и бейсбольную биту. Из взрывчатки – осколочные гранаты, коктейль Молотова и заряд с радиоуправлением.

"Мафия", действие которой происходило в первой половине двадцатого века, не могла похвастаться таким количеством типов оружия. В нашем распоряжении было пять пистолетов, (они отличались поведением в бою), обрез, дробовик, автомат Томпсона, винтовка без оптического прицела и снайперская винтовка. Желающим подраться в ближнем бою тоже было из чего выбрать – бита, кастет, нож и ломик-фомка. В миссиях еще можно было встретить доску, стальной прут и ведро. Закидать врагов можно было теми же осколочными гранатами и коктейлями Молотова.

В плане жестокости, "GTA 3" обходила "Мафию" – в ней можно было отстреливать конечности прохожим, а взорвав гранату, раскидать их останки по ближайшим окрестностям. Мафия ограничивалась лужами крови под телами убитых и небольшими брызгами, при попадании в тела.

Результат стрельбы из М-16. В "Мафии" такого не увидишь, не только потому, что там нет М-16

Оружие нужно, когда его есть где применить, — скажете вы, и я с вами соглашусь.

Либерти-сити, игровой мир "GTA 3", разделен на три острова – Портленд, Стаунтон и Шорсайд Вейл. Перемещение между ними возможно по мостам, подземным тоннелям или метрополитену. Улицы не изобилуют деталями, но и придраться к пустоте нельзя – для того времени всего было в меру. Процесс поездки на метро представляет собой вход в вагон с помощью кнопки действия и последующим просмотром ролика, в котором с разных камер показано, как вас перевозит этот вид общественного транспорта.

Действие "Мафии" разворачивается не только в черте города, но и за ним. Город делится на районы : Маленькая Италия, китайский квартал, рабочий квартал, центр города, деловой центр, Нью-Арк, Оуквуд, Хобокен и Оукхил. Все это умещается как и в "GTA 3", на трех островах, соединяющихся все теми же мостами, подземным тоннелем и наземным метро. Так же есть возможность выехать в сельскую местность. Городские улицы более оживленны, помимо снующего постоянно наземного метро, можно прокатиться на трамвайчике, во время поездки можно передвигаться по его салону. Улицы более широки, чем в GTA 3, нет такого ощущения маленького «микрорайона» с дорогами в две полосы и редким автомобильным потоком.

Улица GTA 3 и Мафии, глазами главного персонажа. Разница в деталях налицо
Наглядная демонстрация детализации архитектуры Мафии и GTA 3 на примере моста...
...и автомобилей, на примере... автомобилей

Итак, подведем общие результаты(GTA 3:Mafia):

  • В плане подачи истории, оба сюжета крепкие, но история Мафии цепляет глубже.
  • Автопарк "GTA 3" в свою очередь разнообразнее, нежели в Мафии.
  • Поведение транспорта в плане управления у обеих игр на высоте. Но все же в "Мафии" сам расчет столкновения транспорта сделан лучше, чем в "GTA 3".
  • Дискретная стрельба из автомобиля в "GTA 3" не идет ни в какое сравнение с прицельной стрельбой в "Мафии".
  • Музыкальное сопровождение в играх реализовано одинаково качественно. В "Мафии" много моментов с грамотно подобранной музыкой к атмосфере, будь то ночная погоня с музыкой, держащей вас в напряжении или побег от бандитов с веселым мотивчиком тех лет. В "GTA 3" реализовано полноценное внутри-игровое радио с возможностью смены каналов и отличными композициями.
  • По повреждениям автомобиля, "Мафия" обходит конкурента во многом. Не только во внимании к деталям, в виде спускаемых шин, отваливающихся колес и честному деформированию корпуса, но и по тому, что все эти изменения отражаются на поведении автомобиля, в то время как автомобиль в "GTA 3", имеет только запас прочности, после окончания которого он взорвется. Отлетевшие двери и бампера на модель управления не влияют.
  • Симуляция дорожного движения и реакция окружающих, в том числе полиции, детальнее проработана в "Мафии". В "GTA 3" слишком все утрированно, что не идет на пользе общему виду города, с его трафиком и пешеходами.

  • Реализация преследования полицейских в "GTA 3" проигрывает "Мафии", в которой от нее все же можно убежать или перестрелять. Получение в "GTA 3" второго уровня розыска, фактически запускало таймер, отмеряющий секунды до вашей смерти, а ситуация усугублялась с каждым убитым вами копом. Если учесть, что полицейские патрули появлялись отовсюду, то можно представить всю печаль картины.

Чтобы провести заключительную черту, взглянем на общую картину симуляции городов.

    -Либерти Сити, в котором происходит действие "Grand Theft Auto 3", не производит впечатление именно "города". Нету широких улиц, площадей и прочего, присущего городам. Отсутствие внимания полиции к нарушениям правил дорожного движения только усугубляет вид общей симуляции жизни города. Светофоры есть, но они тут только для красоты, повреждения авто тоже есть, но опять же — это все бутафория.
    -Лост Хевен 30-х годов. Смотрится более живо. Широкие дороги бизнес центра, пересекают узкие улочки с жилыми многоэтажками. Чувствуется, что жизнь кипит — ездят трамваи, которых ожидают на остановках пассажиры, а полиция внимательно следит за водителями и их вождением.

Возможно вы со мной не согласитесь, возможно мне просто нравится атмосфера прошлого века и все приведенные мною факты притянуты за уши. В любом случае,какую из игр вы считаете лучшей — решать только вам, а для меня безоговорочным победителем является "Mafia:The City of Lost Heaven"

Смотрите также
История разработки Mass Effect
Фичер
История разработки Mass Effect
Mass Effect, которую мы потеряли
Фичер
Mass Effect, которую мы потеряли
«Ведьмак 3» за 899 рублей и другие скидки недели
Фичер
«Ведьмак 3» за 899 рублей и другие скидки недели
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться