GTA V, Fallout 4 и DOOM на компьютере за $200 — обзор современных cloud-gaming сервисов

c11ck (пользователь)

Как поиграть в современные игры с максимальными настройками графики, если у вас Intel Celeron и HD Graphics

Витая в облаках

Облачные технологии — явление далеко не новое. Каждый из нас в той или иной степени пользуется такими сервисами: iCloud, Google Drive, Dropbox, Облако@mail.ru, Яндекс.Диск и не только. Игроки таким образом могут даже хранить настройки своих игровых клавиатур и мышек. Удобные, простые в обращении и оттого широко используемые программы и сервисы дают возможность пользователям сохранять, обмениваться, обрабатывать информацию и получать к ней доступ в любом месте, и с любого устройства, везде, где есть интернет.

Как играть в игры с помощью облачных технологии задумывались тоже уже давно. Согласно Википедии, подобные сервисы демонстрировались еще на выставке E3 2000-го (!) года. Crytek в 2005 году разрабатывала такой сервис для Crysis, но из-за недостаточного развития технологий и слабо распространенного широкополосного доступа в Сеть работа над проектом остановилась.

Сейчас развитие вычислительных технологий и скоростного интернета, что называется, «прет». Давайте посмотрим, чего удалось достичь разработчикам — от независимых стартапов с открытым кодом до финансируемых венчурными фондами компаний — спустя семь лет после анонса первых cloud-gaming сервисов.

Как это работает

Не будем вдаваться в технические подробности и полчаса разбираться, чем SaaS отличается от PaaS, а по-простому, в трех словах взглянем на то, как cloud-gaming сервисы работают.

Авторизовавшись в браузере или десктоп-приложении, вы попадаете на сервис. Кроме ПК поддерживаются многие другие платформы: от мобильных устройств и телевизоров до специальных стрим-боксов. Выбрав игру, через 1–2 минуты после соединения с сервером вы уже играете — никаких загрузок и установок, весь контент хранится, запускается и исполняется удаленно, пользователь получает только аудио- и видеопоток.

Таким образом, игры запускаются практически с любого, даже непроизводительного устройства, при этом не лишаясь красивой графики. Нажатия на клавиши, перемещения мыши и прочие действия игрока передаются на сервер, там обрабатываются и затем результаты манипуляций отображаются на экране. Нужно только широкополосное соединение с интернетом. У нас в России с этим все более-менее хорошо.

Вы можете начать играть дома, затем продолжить по дороге на работу или учебу, а то и вовсе отойти от компьютера, прилечь на диван и играть на телевизоре.

Ключевые особенности cloud-гейминга:

  • Приступить к игре можно за две минуты — никаких загрузок и установок;

  • Обработку графики и другую вычислительную работу сервер берет на себя, поэтому играть можно даже на слабом компьютере;

  • Продолжить играть можно везде, где есть интернет;

  • В одни и те же игры можно играть на разных устройствах.

Первопроходцы

Первыми в этой сфере показали себя OnLive и Gaikai.

OnLive анонсировали на GDC 2009 и запустили в июне 2010 года.

Начав разработку еще в далеком 2002, к анонсу в 2009 и запуску годом позже, разработчики представили амбициозный проект: его поддерживали издательства Take-Two, Sega, Atari, Warner Bros и Square Enix, а финансировали AT&T, Warner Bros и Autodesk. В каталоге сервиса было больше 1000 (!) игр, а список платформ включал в себя Mac, Android-смартфоны и планшеты (в том числе и iPad), медиаплееры и даже телевизоры, в которые сервис планировалось встраивать уже с завода. Кроме того, у компании был рабочий образец «консоли»: OnLive Game System состояла из честно скопированного с Xbox 360 контроллера и MicroConsole TV Adapter — приставки, которая подключалась к телевизору и сервису напрямую, что давало возможность играть без ПК.

Но в апреле 2015-го Sony купила компанию и 30 апреля того же года сервис завершил работу. Официально Sony обосновала закрытие сервиса «беспокойством о конечной стоимости OnLive для потребителя и необходимости в высокоскоростном интернет-соединении». 

Но по мнению многих, истинная причина закрытия — будущий быстрый рост популярности сервиса, в особенности приставки, что могло негативно отразиться на продажах Playstation. Также еще в марте 2009 стало известно, что Sony на следующий после анонса OnLive день зарегистрировала торговую марку PS CLOUD — компания начала разработку своего cloud-gaming сервиса.

Второй проект — Gaikai — анонсировали на GDC 2009 совместно с OnLive. Тогда же было заявлено, что релиз Gaikai назначен на конец 2009 — начало 2010 года. Оба сервиса были фактически похожи и соперничали друг с другом. В отличие от OnLive, разработка Gaikai стартовала значительно позже — в ноябре 2008, а в команде разработчиков значилось имя Дэвида Перри — основного программиста и создателя Earthworm Jim.

В 2012 Gaikai купила все та же Sony. Еще спустя два года — в январе 2014 — Sony анонсирует сервис PlayStation Now, который дает возможность играть в игры с PS3 на PS4, PS Vita, телевизорах Bravia 2014 года выпуска и старше, а впоследствии и на других устройствах. Технологически PlayStation Now построена на основе платформы Gaikai. Показанный впервые на CES 2014, сервис Sony оставил у аудитории положительные впечатления: игры (The Last of Us, God of War: Ascension и др), демонстрируемые на телевизоре Bravia, воспроизводились без какой-либо консоли, выдавали графику уровня PS3 и игрались почти без задержки.

Сейчас подобных OnLive и Gaikai сервисов — как работающих, так и еще разрабатываемых — стало на порядок больше. Переходим к их непосредственному обзору.

Последователи

Playkey

Самый заметный в Рунете — Playkey. Позиционируется как первый в России cloud-gaming сервис. Запущенный в 2014 проект стремительно развивается, а команда разработчиков планирует в этом году выйти на международный рынок. Поддерживаемые платформы — ПК и Mac, в этом году разработчики планируют добавить Linux и Android-девайсы. Серверы Playkey работают на передовой технологии NVIDIA GRID. Игрокам на выбор предлагается больше 150 игр: от горячих новинок до проверенных временем хитов и инди-проектов, в самых разных жанрах и для самой разной аудитории. Для комфортной игры достаточно скорости 5–10 Мбит/с.

Сервис работает по подписке: 70 р. — час игры, 590 р. — месяц и 2940 р. — полгода. В сравнении с тем, что за 6 тыс. рублей вы купите только что-то вроде этого, стоимость полугодовой или годовой подписки кажется не такой уж высокой. Оформляя подписку, вы платите за возможность запускать игры на серверах Playkey. Некоторые из них доступны сразу же, другие покупаются отдельно, чаще всего это новинки. Также есть частичная интеграция со Steam.

Вот что говорит Егор Гурьев — основатель и исполнительный директор: «Игры должны быть доступны для любой категории пользователей на всех возможных устройствах, в том числе на больших экранах телевизоров. Необходимость тратить большие деньги на покупку и апгрейд специального оборудования для игр является серьезным препятствием для тех пользователей, которые играют ради развлечения время от времени и не готовы серьезно вкладываться в железо».

По личному получасовому опыту игры на Playkey — круто и необычно. Между входом на сайт и началом игры проходит 1–2 минуты. Никаких существенных задержек — картинка плавная, фреймрейт стабильный. Отклик на управление в игре практически моментальный, незначительная задержка ощущается только в шутерах, но даже при своих 100 Мбит/с я списал это на некоторую удаленность от ближайшего сервера — почти 2 тыс. км (при рекомендованной ~1500 км).

NVIDIA GeForce NOW

GeForce Now — проект для владельцев устройств SHIELD. Сервис объединяет TV-приставку, портативную консоль и планшет в единую игровую среду, и позволяет играть с качеством картинки вплоть до 1080p/60 fps. Для комфортной игры в максимальном качестве потребуется не менее 50 Мбит/с, а минимальное требование — 12 Мбит/с и 20 Мбит/с для HD-картинки.

Все игры доступны бесплатно первые три месяца, затем подписка за смешные $7,99/месяц. Сервис предлагает более 50 игр, а NVIDIA обещает постоянно пополнять коллекцию и выпускать все новые игры одновременно со стартом продаж на консолях и ПК.

Системные требования и сравнение с конкурентами.

PlayStation Now

Сервис Sony, о котором говорилось выше, не предлагает такой выгодной по цене подписки, как NVIDIA, зато дает возможность играть в игры компании (и не только) на всех своих игровых устройствах, также телевизорах, приставке PlayStation TV и даже на своих новых Blu-Ray плеерах! Игры для удобства разделены по жанрам и сборникам издательств или игровых серий. Полный список включает в себя больше ста наименований. Стоимость подписки — $19.99/месяц и $29.99/полгода, перед оформлением предлагается семидневный триал.

Ко всему вышесказанному про PlayStation Now остается добавить то, что это отличный способ играть в игры для людей, любящих технику Sony (в частности консоли) дома, в поездке или же в гостях у друга, если у него Bravia. А также возможность поиграть в некоторые классические PS3-игры, если ее у вас никогда не было.

GameFly

Американский стриминговый сервис, который был основан в 2002 году и изначально занимался доставкой игровых дисков (продолжает и сейчас). На сайте говорится о скором поступлении в продажу стрим-бокса EMTEC GEM Box, пока же сервис работает только на Smart-TV компаний Samsung, LG и Philips (в России только Samsung Smart TV). Список игр не самый большой среди подобных сервисов, но GameFly берет доступностью. Для комфортной игры нужно соединение 5—10 Мбит/с (для Wi-Fi роутеров рекомендованная частота работы — 5 ГГц) и контроллер, а подписка стоит $10/месяц.

Сервис рассчитан скорее для подрастающих игроков и семейных посиделок, чем на хардкорных геймеров.

Playincloud

Playincloud — сервис и блог обо всем связанном с cloud-gaming одновременно. Согласно описанию — локальный облачный сервис, который не является коммерческим и держится на энтузиазме. Примечателен возможностью поиграть в новинки и хиты не покупая их.

В списке игр значатся недавно вышедший DOOM, Assassin’s Creed Syndicate, Hitman, GTA V, The Witcher 3: Wild Hunt, Batman Arkham Knight, и др.

Описание проекта, инструкция по установке клиента и демонстрация работы сервиса.

Смотрите так же

  • Playgiga — «Стартап, основанный в 2013 году с целью достижения лидерства в потоковой передаче облачных игр, посредством разработки единственной в мире гибридной платформы виртуализации» — гласит официальный манифест. На деле проект похож на сайт LoudPlay (ниже по тексту) — ярко описываются принципы работы сервиса, авторы обещают «тысяч игр», «революцию в мире облачного гейминга» и хвастают именами венчурных фондов, которые финансируют проект. Ни списка игр, ни работающего прототипа нет. Но судя по новостному блогу сервис разрабатывается до сих пор.

  • GamingAnywhere — проект с открытым исходным кодом, который по концепции напоминает описанный выше Playincloud. Может послужить отличным справочником для тех, кто хочет подробнее разобраться, как устроены cloud-gaming сервисы. Перестал обновляться в 2013-м, но на форуме ведется некоторая активность, а из списка игр примечательна разве что Limbo.

  • Домашние трансляции Steam — не cloud-gaming, а возможность сделать основной компьютер в домашней сети сервером с играми из своего Steam, и играть в них на других компьютерах в доме. Кроме Windows, поддерживаются Mac OS X, Linux и SteamOS. Для схожих целей существует Steam Link, который по HDMI подключается к проектору или телевизору.

  • LiquidSky — находящийся в состоянии разработки стартап. Кроме CS: GO — в которую играют на заставке сайта — других игр обнаружить не удалось. Зато можно узнать стоимость подписки, которая, как обещают, не измениться после беты, если подписаться сейчас, и записаться на сам бета-тест.

  • GameNow — красиво оформленный, но очевидно заброшенный (судя по копирайту) сервис. Игр немного, среди коллег по цеху этот проект никак не выделяется. Видимо, разработчики не выдержали конкуренции с более сильными игроками рынка.

  • LoudPlay — еще один российский облачный проект, как видно только зарождающийся, потому что кроме скудного описания технологии на сайте больше ничего нет.

  • TransGaming — работающий исключительно на телевизорах семейный сервис. Так же, как и GameFly рассчитан на казуальную аудиторию.

На седьмом небе

Развитие облачных сервисов идет стремительно. В 2009 возможность поиграть в Crysis на максимальных настройках на обычном ноутбуке казалась революцией и далекой перспективой, которая медленно, но верно становится все ближе. NVIDIA и AMD уже выпускают специализированное под cloud-gaming железо, такие проекты все больше интересны крупным издателям, платформодержателям и инвесторам. С их приходом решаются проблемы постоянного обновления дорогостоящих комплектующих и риск пропустить новую требовательную к железу игру, «потому что ноутбук не потянет», с которой каждый из нас сталкивался.

Но, как и каждая инновационная технология, игры в облаке требуют совершенствования, обкатки и нашего к ним привыкания. Ведь многим сейчас гораздо привычнее купить коробку с игрой или цифровую версию и знать: «свое, собственное!». Привычнее, когда на столе рядом с телевизором стоит большая и красивая консоль, а не миниатюрная приставка. И, с одной стороны, кажется, что должно пройти еще немало времени, прежде чем играть в облаке будет так же привычно, как сейчас покупать игры в Steam, а с другой — каких-то 8—10 лет назад многим даже это было в диковинку. Но в будущем с 99% вероятностью каждый крупный издатель будет иметь свой такой сервис, или модифицирует существующий, решая для себя таким образом проблему пиратства, читерства и платформенной разрозненности.

А пока остается только пробовать уже существующие проекты и следить за развитием отрасли. Идея поставки игрового контента через сеть уже много лет успешно реализуется, а «облака» — наиболее очевидный способ ее эволюции.

Конечно, у облачных сервисов есть и минусы: серверы могут оказаться недоступными из-за природного катаклизма, пожара или хакерской атаки; ваш кот может погрызть интернет-кабель и до его замены вы останетесь без игр; сервис, на котором вы играете может купить крупная компания и закрыть его. Но если разработчикам удастся предотвратить большинство таких рисков и воплотить в жизнь все свои задумки, то будущее этого вида гейминга будет очень и очень светлыми.

P. S. Делитесь своим опытом игры на cloud-gaming сервисах и рассказывайте о проектах, не указанных в статье в комментариях!

P. P. S. Спасибо Марии и Елене за помощь в оформлении иллюстративного материала.

Смотрите также
Дорогами Победы
Фичер
Дорогами Победы
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Чего мы ждем от GTA VI?
Фичер
Чего мы ждем от GTA VI?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться