The Boston Major 2016 Перейти

I want to believe

bee_dee (пользователь)

Пришельцы в видеоиграх

В период с начала двадцатого века и по его середину усилиями всяких уэллсов и уиндемов был создан огромный культурный пласт, породивший миллионы произведений, миллиарды новостных колонок, несколько новых псевдонаук и канал ТВ-3. К пятидесятым этот пласт комфортно расположился в общественном сознании, и с этого времени начинают учащаться «случаи контактов с внеземным разумом», уфологи вдруг обнаруживают массу подтверждений своих гипотез в истории, а мир обзаводится целой чередой масштабных инцидентов, связанных с неопознанными летающими объектами. Это, например, знаменитая «Вашингтонская карусель», когда массовые случаи наблюдения НЛО вовлекли во всеобщую панику даже президента США, или «Бельгийская волна НЛО», которая длилась почти полгода, и после которой даже осталось энное количество фотокарточек на память.

Жадный до зрелищ глаз режиссёра, естественно, не мог проглядеть всепоглощающий феномен инопланетного вторжения, и с пятидесятых эстафету перехватывает уже кинематограф: тут подоспеавет Война Миров 1953-го года, снятая по одноименному роману Герберта Уэллса. Картина имела успех как в финансовом плане, так и в восприятии её зрителями, за что, само собой, получила звание лучшего научно-фантастического фильма года и звание самых впечатляющих на тот момент спецэффектов в кино. С тех пор тема переживает сотню-другую переосмыслений, и в апогее своём на данный момент предстаёт такими картинами, как Район №9, Прометей, Люди в чёрном и т.д.

Лакомый кусочек пирога не ускользнул и от поборников игроиндустрии, и та в момент своего упрочения обзаводится рядом игр, в которых рембовидные герои сносят головы не безымянным солдатам, не генетическим мутантам, а инопланетным ублюдкам, которые решили похозяйничать на территории людей. О таких играх и пойдёт речь далее. Сразу стоит оговориться, что рассматривать мы будем не классических сай-фай тви'леков, вулканцев или азари, но тех пришельцев с точки зрения вторжения на землю, которые предстают в качестве неизвестной угрозы.

Наверное, самая первая из всем известных игр про братьев наших небесных была – что бы вы думали? – Space Invaders. Возымев, прямо скажем, нехилый резонанс на игровых автоматах, игра получила тонны вариаций и продолжений на всех платформах, стала одной из самых цитируемых и по сей день игр и разошлась на мемы. В полку игр про пришельцев для автоматов ещё прибыло за счёт клонов этой же самой Space Invaders, малоизвестной игры Defender и тира Area 51 с его собственными клонами (оригинал, кстати, был неплох, и, если порыскать в интернете, вы даже можете добыть эмулятор). На ранних приставках появляются Alien breed (ремейк которой вышел совсем недавно), Alien Storm (забавный Bit’em’up в духе стритфайтера с тремя героями) и, конечно же, Contra о трёх частях, которая – возможно это станет для вас неожиданностью – тоже была игрой про пришельцев. Для всех этих игр характерно одно – пришельцы пока не появляются в своём каноничном образе, но напоминают тысячи однотипных мутантов из игр-собратьев.

И тут случается быть чуду – в 1993-ем стартует первая игра в серии X-COM, а именно X-COM: UFO Defense, и захватывает сердца многих любителей тактических стратегий. Игровой процесс – да что там, от одной концепции захватывало дух: вы управляете командой из нескольких бойцов, которые истребляют появившуюся из ниоткуда инопланетную угрозу. В игре всплывают сотни приятных нюансов, вроде того, что надо бережней использовать тяжёлое вооружение, чтобы не повредить научно-полезные артефакты ну или просто городскую архитектуру – спасение планеты дело щепетильное. Что важно, инопланетяшки наконец-то предстают в том своём образе, который устойчиво сложился у массового потребителя: маленькое тело и большая, увеличенная у основания голова – Малдер и Скалли передают привет. Но это лишь верхушка айсберга. В армии неприятеля, кроме всего, были кибердиски, мутоны, крисалиды, сектоподы и прочие, и прочие – фантазия разработчиков развернулась здесь по-полной, и это было самым подробным и интересным представлением инопланетян от игровой индустрии. Потому X-COM задрала такую высокую планку, что никто долгое время не решался посягнуть на её титул, а единственные проекты, которые принижали все заслуги серии – это сами неудачные продолжения серии, за исключением сиквела. С момента выхода первого проекта до следующего откровенного триумфа X-COM осталось, к сожалению, 17 лет.

В 1998-ом «выстреливает» Half-life со своими пришельцами, которые далеки от своих классических образов, да и вообще, напали на землю не по своему хотению, а попросту потому, что британские учёные, разорвав пространство лабораторными экспериментами, потревожили их покой. Понятное дело, напуганные вортигонты шлют лучи ненависти персоналу; что, впрочем, неважно, ибо в сиквеле пришельцы вдруг осознали доброту человеческой расы и заключили с ними союз.

Если не брать в расчёт пришельцев из Serious Sam: The First Encounter, которые, по сути, лишь именуются таковыми, а на деле являются лишь сосредоточием больной фантазии разработчиков, в игрострое наступило недолгое затишье инопланетной темы. Зато в 2003 выходит классический шутер с видом сверху и очень прозаичным названием Alien shooter, который впоследствии ещё обзаведётся десятком-другим клонов. Стильная, выдержанная, атмосферная и ураганная, игра позаимствовала пришельцев из Звёздного десанта, чем и выиграла – крошить толпы гипертрофированных насекомых под бодрую музыку с внушительным разнообразным арсеналом было очень весело.

В этом же году выходит UFO: Aftermath, в которую с лихвой перекочевали все идеи X-COM; существенным отличием было визуальное оформление игры, которое было в разы мрачней и реалистичней.

На время потеряв в актуальности, тема внеземного разума подвергается череде своеобразных «стёбов» разработчиков: в 2004-ом выходит не самая лучшая часть неказистого флагмана русской игровой индустрии Петька 4: День независимости, в котором чудо отечественной рисовки выдает инопланетян за одноглазых уродов, жаждущих, как водится, захвата земли. Следом, в 2005-ом выходит ещё один проект «с юмором»: Destroy all humans!, где уже мы сами выступаем в роли озлобленного пришельца со страстным желанием стереть человечество с особым, почти гурманским подходом к выбору вооружения.

К этому же году поспевает давно простаивающая без дела тема Зоны 51, получившая развитие в одноимённой игре. Несмотря на очень, очень замыленную графику, игрушка получилась весьма неплохой, кроме всего отметившись рядом сатирических острот, например, по поводу высадки США на Луне (которая якобы была заснята на съёмочной площадке этой самой Зоны-51).

2006-ой ознаменовался прекрасной игрой Prey – та смогла представить годный сюжет а-ля «меня похитили пришельцы», интересных персонажей, а также порталы, пространственные искажениямя и игру с гравитацией (за целый год до выхода Portal). Местные инопланетяне были похожи на тварей из Doom и были наделены органическим (читай – живым) оружием, подбирая которое, игрок рисковал зависнуть в минутном любовании анимацией.

2007 – сразу две попытки сделать новомодный шутер с пришельцами, в котором иноземные гости обнаруживались бы постфактум, плохая и хорошая: плохая – это ещё одно издевательство над Зоной 51 Blacksite: Area 51 (невероятно занудная и недоработанная игра), а хорошая — это Crysis. Всем известно, что Crysis стал технологическим фурором, который с легкостью затмил недостатки в виде провисающего сюжета и псевдовариабельного геймплея. Но местные пришельцы – вполне себе находка для игровой индустрии: спрутообразное механико-органическое нечто, парящее в воздухе – всё это в разы усиливает атмосферу хорошего блокбастера. А начало игры – то и вовсе неприкрытая аллюзия на Хищника, что положительно сказалось на реакции фанатов, ведь до этого момента никто так искусно не передавал атмосферу культового фильма про невидимого охотника.

Далее – в 2008 – игроиндустрия наконец посмотрела на инопланетян с точки зрения Ридли Скотта (если не учитывать непосредственно детищ Риддли Скотта – AvP и AvP2). Так на свет появляется Dead Space, в котором пришельцы ставят задачей не только претензии на искоренение человечества, но и на запугивание его до потных ручонок на клавиатуре. Некроморфы – читай, ксеноморфы, только более смахивают на людей, что, согласно эффекту «зловещей долины», и пугает больше. На деле, конечно, некроморфы не пришельцы вовсе, а люди, заражённые инопланетной бактерией. И тут разработчики тоже не скупились на создание разнообразных нелицеприятных разновидностей тварей: они быстро бегают, цепляются к голове, взрываются и распадаются на более мелких монстров – местная фауна придётся по вкусу любому ценителю.

В 2009-ом выходит великолепная игра Сталин против Марсиан.

Примерно в то же время выходит неплохое дополнение для Fallout 3 Mothership Zeta, в котором уроженец убежища может стать пленником летающей тарелки. Это выльется в увлекательный побег с оной, включающий в себя стрельбу по классическим широколобым инопланетянам, возможность урвать парочку причудливых гаджетов и даже пострелять из огромного Луча Смерти по Земле и соседнему НЛО. Примечательно дополнение не только тем, что героя похищают для проведения экспериментов (ведь коварный внеземной разум только и мечтает, что провести зондирование кому-нибудь из хомо сапиенсов), но и образовавшейся «свитой». Чего стоит только самурай Тоширо Каго, ходячую трудность перевода, диалог с которым у главгероя как-то сразу не заладится.

2012-ый возрождает интерес к давнишней серии, тот самый откровенный триумф, которого стоило подождать. Enemy Unknown — это просто возрождение идей классики: это все те же сектоиды с мутонами, которых истребляют все те же солдатики, в той же самой надежде спасти мир. Разница лишь в том, что пришельцы стали сильнее, умнее, опаснее. И симпатичнее, благодаря Unreal Engine 3. Римейк просто сработал по рецепту успеха, приобщив – и это поистине прекрасное явление! — к культовой серии и более молодых кнопкодавов. Это хорошая практика.

Победная поступь римейка была омрачена лишь выходом посредственной The Bureau: XCOM Declassified, которая получила смешанные отзывы. По факту, ни одна из геймплейных составляющих – ни шутер, ни тактическая стратегия – не доведена до ума, а сюжет со своими притянутостями оставляет желать лучшего. Зато пришельцы всё те же. Узнаваемые, родные.

Ну и, наконец, последний громкий проект, который вырос из обычного DLC в полномасштабную, бесшабашную, безумную и фееричную игру – разумеется, Saints Row IV. Здешние захватчики под предводительством чистого британца – пришельца Зиньяка представляют собой технологически-развитую расу, которые, в отличие от многих других культурных собратьев, не только пытались уничтожить Землю, но и – неожиданно — действительно уничтожили Землю. На деле, правда, межпланетные вторженцы – всего лишь тупое стадо с новомодной атрибутикой а-ля Трон, не уступающей последним людским стандартам. Диктуется это всё фактом, что пришельцы вошли в сюжет довольно поздно – чтобы как-то бросить вызов обременённым суперсилами героям.

Как итог, инопланетный сюжет изменялся от попыток сделать нечто максимально серьёзное и реалистичное до откровенных высмеиваний – что само по себе показатель: сатира там, где глубокое понимание темы. Благодаря игроиндустрии мы узнали о самых разнообразных представителях небесного рода: летающих и тонких, взрывающихся и агрессивных, монструозных и до ужаса банальных. Помни, дорогой читатель: полторы тысяч лет назад все знали, что Земля была центром вселенной. Пятьсот лет назад все знали, что Земля плоская, а пятнадцать минут назад ты знал, что люди были единственными на этой планете. Представь, что ты будешь знать завтра….

Смотрите также
Главные анонсы BlizzCon 2016
Фичер
Главные анонсы BlizzCon 2016
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Карты, деньги, фритуплей
Фичер
Карты, деньги, фритуплей
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться