Играй как в СССР

Андрей Александров (редакция)

Мы узнали, кто придумывал любимые игры прошлого, как ищут и чинят игровые автоматы, и какими хитростями пользовались советские геймеры, чтобы играть бесплатно

Все всегда начиналось с «Морского боя». Очки перископа, в которые были видны двигающиеся военные кораблики разных типов, светящиеся торпеды, всего десять выстрелов — и если каждым поразить цель, то давалась призовая игра. В конце восьмидесятых это был не самый крутой из игровых автоматов — рядом уже стояли гонки и самолетные дуэли со спрайтовой графикой. Но каждый поход в зал игровых автоматов по традиции начинался именно с охоты на корабли врага. И не только у меня — опросив нескольких знакомых и коллег своего возраста, я понял, что с «Морским боем» у них была такая же история.

С «Морского боя» начался и Музей советских игровых автоматов. В 2006 году один из его основателей, Александр Вугман, ностальгически пошутил, что здорово было бы найти такой автомат. Шутка неожиданно получила продолжение: к Вугману присоединились его друзья Александр Стаханов и Максим Пинигин, и начались поиски. «Морской бой» и еще несколько советских автоматов нашлись в одном из московских парков. Рабочие планировали их выкинуть, но в итоге отдали за пару сотен рублей — столько в то время стоил приличный обед из трех блюд.

Спасенный «Морской бой» в гараже

Сыграть в «Морской бой» так и не удалось — все автоматы были неисправны. Но эта покупка положила начало новому хобби: друзья стали искать новые автоматы, а параллельно пытались их ремонтировать — без схем и инструкций, «на ощупь» собирая из двух-трех автоматов один рабочий. Сначала автоматы хранились в гараже на даче, затем коллекция переехала в бывшее бомбоубежище МАМИ, где преподавал Стаханов. Туда стали водить первые экскурсии: интерес к ним привел к идее открыть полноценный музей.

Сегодня Музей советских игровых автоматов — это отделения в Москве и Санкт-Петербурге, в каждом из которых можно опробовать пару десятков разных моделей, а также ознакомиться с некоторыми другими артефактами советской эпохи: от автоматов по продаже газировки до справочной будки вроде тех, что стояли на каждом вокзале.

Зарубежные корни

Игровые автоматы появились в СССР в 1971 году — тогда в Москве прошла выставка, на которой иностранные компании показывали свои образцы. Советскому руководству новый вид развлечений понравился, почти все продемонстрированные автоматы выкупили и отдали для дальнейшего изучения. Так что термин «Советские игровые автоматы» немного лукавый: на самом деле 80-90% автоматов в СССР были клонами американских и японских разработок.

Распространением автоматов занималась специальная организация — «Союзаттракцион»

Поднимать отечественную игровую индустрию пришлось заводам оборонной промышленности. СССР в те годы заметно отставал от Запада в микроэлектронике, поэтому только у оборонки нашлись технологии и специалисты для копирования. Специалисты музея отмечают, что конструкцию большинства автоматов пришлось заметно усложнить, чтобы перевести их на доступную элементную базу. Например, все тот же «Морской бой» был клоном американского автомата Sea Rider. Интересно, что его разработкой и производством занимался серпуховский завод «Ратеп», основная специализация которого — системы наведения и управления стрельбой для военных кораблей. Всего в СССР игровыми автоматами занимались 22 предприятия оборонки.

Разумеется, менялся дизайн автоматов — его подгоняли под советские реалии, а временами и идеологию. В автомате «Шайбу! Шайбу!» надо управлять хоккеистом под номером 17, который пытается обыграть вратаря — семнадцатый номер в советской сборной носил Валерий Харламов, легенда матчей СССР против Канады и двукратный олимпийский чемпион. В автоматах не было списков рекордов и денежных призов — считалось, что излишний азарт вреден. Зато популярными были обучающие элементы — разнообразные викторины и автомобильные автоматы, учившие аккуратной езде. И даже на передней панели «Морского боя» можно было найти табличку с условными обозначениями разных типов кораблей — вдруг играет будущий военный моряк?

Были и свои разработки. Например, «Городки» — симулятор русской спортивной игры, в которой надо битой сбивать разные фигуры из колышков. Заграницей о таком развлечении не знали — соответственно, не было и автомата. Советские конструкторы разработали вполне приличный автомат — со спрайтовой графикой, разными фигурами и режимами игры. Реальный спорт в нем даже усложнили, заставив фигуры двигаться по полю, чтобы было сложнее попасть.

Попытка пройти «Конька-горбунка»

Ну а вершиной технической мысли стал автомат ТИА-МЦ1, разработанный в Виннице (Украинская ССР) в 1989 году — он обладал несколькими процессорами, 16-цветным дисплеем и даже сменными платами, на которые записывались разные игры. Игры делали тоже сами, всего 12 штук — аркады, гоночные игры, лабиринты, биллиард и пр. Одной из них — аркаде «Конек-горбунок» — в музее даже посвятили отдельную выставку. Суть проста: Ивана на Коньке-горбунке надо провести к правой границе экрана, избегая препятствий и сражаясь с врагами. Всего было пятнадцать экранов, но мало кто уходил дальше третьего-четвертого — для прохождения остальных требовалось рассчитывать свои действия до долей секунды.

Гости из прошлого

Со своей задачей оборонная промышленность справилась — автоматы быстро заполнили советские магазины, парки и кинотеатры. Именно оттуда начали свои поиски создатели музея — в некоторых местах автоматы еще хранились в подсобках и их удавалось выкупить за небольшую цену. Другим источником стали детские лагеря и интернаты. У автоматов из таких учреждений есть интересная особенность — они были бесплатными, поэтому вместо монетоприемника стоит клавиша запуска. Успешные находки удавалось сделать далеко не всегда: в музее вспоминают, что самым неприятным было приехать на место и увидеть строительный мусор, оставшийся от ангара, в котором еще несколько дней назад стояли автоматы.

Особая удача — найти нетронутый автомат в заводской упаковке

Когда заработал музей, вокруг него стало формироваться сообщество — люди делились воспоминаниями, рассказывали, как работали те или иные автоматы, и где их, возможно, еще получится найти. Некоторые и вовсе предлагали автоматы — как за деньги, так и просто ради поддержки. В музее вспоминают историю, как сразу несколько автоматов им привез мужчина из Мурманска. Они хранились в старом гараже у его отца — когда парень приехал их забирать, гараж загорелся, и автоматы пришлось спасать из огня. Интересно, что особых денег он на этом не заработал — запрошенная сумма оказалось не сильно выше, чем расходы на транспортировку.

Большую партию автоматов удалось найти в Башкортостане, в городе Агидель. Агидель построили в восьмидесятые годы, рядом с атомной станцией — планировалось, что это будет типичный атомоград для комфортной жизни работников станции: многоэтажные дома, магазины, кинотеатр, культурный и спортивный центры, парк, а также, разумеется, уголок с игровыми автоматами. Но строительство станции прекратилось в 1991 году, город пришел в упадок, поэтому всем было не до автоматов — они так и остались практически нетронутыми, пока их не выкупили работники музея.

В музее радуются даже таким находкам. Ведь «останки» автоматов — незаменимый источник запчастей

Восстановить автоматы оказалось не проще, чем их найти. Практически не было электронных схем и описаний компонентов — так как производством занималась оборонная промышленность, то на выпускаемой продукции стоял гриф секретности. Мало помогали и контакты с производителями — многие заводы закрылись в девяностые, а на тех, что остался, мало кто помнил, что когда-то здесь выпускали игровые автоматы. Зато, когда музей заработал, на связь с дирекцией вышел мужчина, который занимался ремонтом автоматов в советские времена. Его знания позволили восстановить немало образцов.

Разумеется, не осталось и запчастей — поэтому ремонт автомата обычно выглядит как сборка одного действующего образца из двух-трех доноров. Пока в музее пытаются поддерживать автоматы в состоянии, максимально близком к оригиналу, но понимают — ничто не вечно. В какой-то момент, например, износятся экраны и их придется заменять современными дисплеями. Затем придется влезать в электронную начинку автоматов, меняя ее таким образом, чтобы установить «чужие» компоненты.

Автомат «Ракетоносец»

На данный момент в музее удалось собрать около 60% советских автоматов — и есть шанс, что это количество увеличится. Многие автоматы стоят на складе — ждут донора для ремонта. За другими же продолжается охота: например, долгое время работникам музея не давала покоя фотография, сделанная в начале девяностых в одном из пионерлагерей на Украине. На ней можно было заметить части игровых автоматов — органы управления, элементы оформления — но что это были за автоматы, долгое время никто не мог понять. Названия установили лишь с помощью сообщества — «Ракетоносец» и «Понг-болл». Первый даже удалось найти (но лишь в одном нерабочем экземпляре), за вторым продолжается охота.

Заветная монетка

Сеанс игры в советском автомате длился примерно две минуты и стоил 15 копеек. Для восьмидесятых годов это была приличная сумма — можно было три раза проехаться на метро, сходить на утренний сеанс в кино или купить килограмм картошки. Поэтому поход в игровые автоматы был большим праздником, в остальное же время дети (да и взрослые) придумывали способы, как сыграть бесплатно.

Монеты меньшего номинала, подделки не работали — монетоприемники в автоматах обладали несколькими степенями защиты: начиная с определения размеров и веса монеты и заканчивая намагничиванием монеты. Много историй ходит о монетках на веревке — опустил, включил игру, а затем выдернул обратно. В музее пробовали такой трюк — иногда он действительно срабатывал, но в большинстве случаев монетка застревала в приемнике. Не исключено, что правильная методика навсегда исчезла вместе с советскими детьми.

Редкий автомат «Телетири» — версия автомата «Телетир» для Грузии

Некоторые автоматы и вовсе можно было запустить без монетки. Например, автоматы серии «Снайпер» после запуска давали одну пробную игру — соответственно, можно было попробовать выдернуть его из розетки, а затем вставить снова. В «Морском бое» пробная игра запускалась кнопкой на панели внутри автомата — чтобы специалист по ремонту не тратил деньги для проверки. Здесь в ход шла длинная линейка — ее можно было просунуть в зазор между панелями, а затем нажать на кнопку. Разумеется, обслуживающий персонал пытался пресечь такие попытки — устанавливал в монетоприемники специальные лезвия, перерезающие веревки, прятал розетки, заделывал корпуса, но чаще просто ловил нарушителей и драл им уши.

Любопытно, но что-то подобное наблюдается в музее и сейчас — хотя вместе с билетом полагается достаточно большое количество «пятнашек», из приемников регулярно извлекают современные монеты. Советские же монеты часто забирают с собой — в качестве сувенира. С другой стороны, в музее разрешено приносить свои монеты (многие до сих пор хранят некоторое количество) — так что получается некий баланс.

Экскурсия в прошлое

Кстати, музей игровых автоматов начинается с автомата совсем неигрового — легендарной кабинки по продаже газировки. Простая шипучка за копейку, с сиропом за три, и все это — в многоразовом граненом стакане, который нужно было мыть в специальном гнезде. Стаканы, кстати, регулярно воровали и просто били, поэтому в некоторых местах их заменили на металлические на цепочке. Сиропы в музее сделаны по оригинальной рецептуре, но концентрация в напитке выше примерно в полтора раза — поколению, выросшему на современной «Коле», советские напитки покажутся несладкими. В итоге молодежи нравится, но вот люди постарше регулярно возмущаются, что «вкус все-таки другой, не как раньше».

Сами автоматы — не только отличный способ вспомнить детство, но и узнать что-то новенькое. Всего было выпущено около восьмидесяти моделей, но в определенные точки редко закупали больше десяти штук. Например, проведя кучу времени за «Морским боем», я только сейчас узнал, что была и продвинутая версия под названием «Торпедная атака» — с двумя перископами, чтобы соревноваться с другом. Или «Истребители»: такой автомат в моем районе Ленинграда был один, часто стоял сломанный, а когда чинили — к нему выстраивалась гигантская очередь. Поиграть в итоге удалось лишь в музее, восемнадцать лет спустя: обычная спрайтовая аркада на двоих с видом сверху и очень сложным прицеливанием — самолеты летают и стреляют лишь в восьми направлениях, поэтому подобрать правильную позицию порой нереально.

Другой любимец публики наравне с «Морским боем» — гоночная аркада «Магистраль». В ней была даже скриптовая заставка (в виде очень страшного анимированного лица), а в самой игре с помощью руля и педалей надо было управлять машиной, объезжая другие болиды. Для самых умелых предусмотрен и ночной режим, в котором другие авто видны только в узенькой полоске света фар. Автоматы более ранних поколений были электромеханическими — например, в «Танкодроме» по полю ездит маленький танк, стреляющий по целям. Как и положено, танк управляется при помощи двух рычагов, а вся техника на поле –игрушки, которые продавались в советских магазинах.

Автомат «Истребители» во момент его спасения из парка

Уже упомянутый выше «Снайпер» — автомат для стрельбы по мишеням из ИЖ-38, пневматического ружья, которое также встречалось в советских тирах. Во второй версии автомата улучшили звук и даже добавили отдачу. В «Снайпере» существовала своя хитрость — если ровно дернуть стволом во время выстрела, то получалось поразить две мишени. Еще проще мухлевать было в «Зимней охоте»: здесь винтовка крепилась к автомату не жестко, а с помощью кабеля, попадание же засчитывалось, если в момент выстрела свет от мишени оказывался на фотоэлементе в стволе. В итоге, если рядом находилась сильная лампа, то ружье можно было направить на нее и «подстрелить» всех зверей.

Музей, в котором на экспонаты можно не только смотреть, но и играть в них — отличная идея. Немного огорчает лишь то, что автоматы вряд ли будут радовать гостей вечно — как мы уже писали выше, сроки их службы подходят к концу, и уже сейчас на выставленных экспонатах нередко появляются таблички «Неисправен!». Альтернативный способ сохранения — эмулирование. Сейчас в цифровом видео воссоздано уже несколько популярных автоматов, сыграть в которые можно на сайте музея и в Google Play. Но лучше, конечно, попробовать живьем — пока есть возможность.

Смотрите также
Лучшие глобальные стратегии
Фичер
Лучшие глобальные стратегии
Почему новые игры стоят адски дорого и кто в этом виноват
Фичер
Почему новые игры стоят адски дорого и кто в этом виноват
Тест: Россия или заграница?
Фичер
Тест: Россия или заграница?
Самые странные игровые режимы
Фичер
Самые странные игровые режимы
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться