Игры против закона

Олег Гаврилин (редакция)

Новое российское законодательство обязывает издателей и распространителей указывать на играх возрастные рейтинги. Мы выяснили, хорошо это или плохо

В России произошло знаменательное событие, которое всколыхнуло практически все формы медиа. Нет, Министерство обороны не запретило продавать на территории страны Call of Duty, а православная церковь не наложила вето на трансляцию «Дома 2». Просто в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с 1 сентября 2012 года вводятся обязательные возрастные рейтинги для печатной и аудиовизуальной продукции, а также компьютерных программ. Под действие закона подпадают телевидение, радио, пресса, театральные постановки, некоторые интернет-ресурсы и, конечно, видеоигры. Законодатели ограничивают несовершеннолетним доступ к материалам, которые могут плохо сказаться на их психическом здоровье, например, превратить в асоциального параноика со вредной привычкой чуть что бить людей топором.

В самой системе возрастных рейтингов ничего экстраординарного нет. Киноиндустрия США применяет ее с 60-х годов прошлого века: она была утверждена Американской ассоциацией кинокомпаний. Для видеоигр аналогичную систему разработали в Америке двадцать лет назад. Тогда шестнадцатибитные консоли пришли на смену восьмибитным, что сказалось на уровне графики: виртуальное насилие стало реалистичнее. Крупные игровые компании вроде Sega и 3DO сами организовывали комиссии для оценки своей продукции. Однако кровавые хиты Mortal Kombat и Doom произвели такое впечатление на сенаторов двух штатов, что те потребовали создать единую систему рейтингов. Под их давлением в 1994 году (тоже, кстати, в сентябре) появилась некоммерческая организация ESRB. Она по сей день оценивает выходящие в США игры.

Японская система рейтингов значительно мягче западных аналогов. Доходит до абсурда: например, Shin Megami Tensei: Nocturne получила от местного агентства оценку «А» (подходит для всех возрастов), а от ESRB — суровую «М»

В 2003 году Европейская федерация интерактивного программного обеспечения приняла для видеоигр систему PEGI. На нее перешли более тридцати европейских государств, отказавшись от внутренних рейтингов, — в июле этого года к ним присоединилась и Великобритания. Работает эта система таким образом: издатели отдают игры на оценку и прикладывают к ним заполненную форму. Форма состоит из 50 позиций, в которых описаны все разновидности жестокости, сквернословия и сексуальных материалов, которые влияют на рейтинг. Пункты логичные, но при оценке все равно не обходится без курьезов. Например, версию Iron Man 2 для Wii оценили как подходящую детям старше 12 лет, а версии для Xbox 360 и PlayStation 3 — детям старше 16 лет. Просто из-за низких вычислительных мощностей на Wii тела побежденных врагов исчезают — для экономии видеопамяти, а на Xbox 360 и PS3 — остаются. Это сочли реалистичным отображением насилия.

В Австралии не существует рейтинга, аналогичного «М» по системе ESRB или, тем более, «АО» — игры, которые не вписываются в более низкие рейтинги, либо подвергают цензуре, либо официально не продаются. Вожделенный «R18+» появится в стране 1 января 2013 года

Система PEGI игнорирует культурные различия наций и не принимает в расчет, что игрок в одной стране может уронить челюсть на пол от таких вещей, которые игрок в другой стране пропустит мимо ушей. Тем не менее, исследование 2008 года показало, что половина опрошенных родителей учитывает рейтинг на обложке при покупке игры своему чаду. Теперь возрастные рейтинги появились и в нашей стране. Опрошенные нами представители российских подразделений Electronic Arts, Microsoft почти в голос заявили, что новая система «позволит родителям принимать решение о покупке игры, обладая полной информацией о ее содержании. А издатели обязаны приложить все усилия, чтобы должным образом проинформировать покупателей и защитить детей». Казалось бы, мы наконец-то приобщились к цивилизации — пора откупоривать бутылки с шампанским и радостно подбрасывать в воздух геймпады. Но, увы, не все так просто.

Южнокорейский Департамент по игровым рейтингам был создан в 2006 году после коррупционного скандала, когда получив взятку, чиновники протащили азартную игру для игровых автоматов под видом обычной

Судя по тексту закона, системы маркировки игр на Западе и в России преследуют абсолютно разные цели. В США и Европе рейтинг позволяет издателям и разработчикам избежать судебных исков от возмущенных родителей, которые увидели, как их ребенок с упоением откручивает голову какому-нибудь персонажу, или вешается на люстре, потому что опозорился в мультиплеере Battlefield. Оценку производят только независимые организации вроде Нидерландского института классификации аудиовизуальных произведений. То есть, вы всегда знаете, кому отправлять игру, плюс вся система исключительно добровольная. Не хотите получить рейтинг — ради бога, но будьте готовы, что магазины не выложат вашу продукцию на прилавки. Им ведь тоже не нужны проблемы с особо активными покупателями.

За несоблюдение правил взимается штраф от 20 до 50 тысяч рублей, а злостные нарушители могут «попасть» и на полмиллиона

В случае с Россией удивляет тот факт, что инициатива снова исходит от государства. Рейтинги носят не добровольный, а обязательный характер — издатели и распространители должны сами маркировать игры. Их решение по требованию государственных органов могут проверить аккредитованные экспертные организации. В этих организациях должны работать лица, «обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии». Кто определяет экспертов? Закон говорит про «уполномоченный орган исполнительной власти». Видимо, подразумевается Министерство культуры, но точной информации нет. К тому же нигде не регламентировано, что делать с поступившими в продажу играми, если государство вдруг решит их проверить. По закону эксперты выносят заключение в течение 90 дней. Прикажете, изымать товар с прилавков? То-то покупатели обрадуются.

В Бразилии запрещены Bully, EverQuest и Counter-Strike. Монополией на рейтинги обладает агентство DEJUS. Получение рейтинга — обязательная процедура, и цифровые магазины, не поддерживающие региональную систему оценок (например, PSN и App Store) не продают игр, либо вообще не работают

Как это у нас часто бывает, чиновники не подготовили почву для вступления закона в силу. Директор департамента издательства компании «Новый Диск», Ольга Латяева, сообщила нам: «Несмотря на то, что закон был принят еще в 2010 году, окончательный вид он обрел лишь в конце июля 2012 года, то есть за месяц до вступления в силу. При этом до внесения последних правок мы не могли предпринимать никаких активных действий, так как ни вид информационного знака, ни требования к месту его нанесения определены не были. К сожалению, приходится констатировать, что первые месяцы после вступления закона в силу будут достаточно тяжелым периодом для рынка лицензионных игр. Законодатель отвел слишком мало времени на подготовку. В итоге это может привести к временному опустению магазинных полок, так как ответственность за нарушение положений закона сурова, а розничные торговцы (особенно крупные сети) вряд ли захотят рисковать».

Сравнение американских, европейских и российских рейтингов — обратите внимание на емкость западных формулировок и гигантский свод правил из нашего закона

Складывается впечатление, что в России система рейтингов будет не просвещать покупателей и защищать детей, а станет новым инструментом государственного влияния на бизнес. Действующие игроки рынка уверены, что в их работе существенных изменений не будет. Хорошо, если так, но пока закроют все дыры в законе, может пройти еще много времени. Меж тем, в США и Европе рейтинги давно являются методом саморегулирования развлекательной индустрии, который полезен для родителей, хотя и не лишен цинизма. Отвечая на наши вопросы о принятии закона, вице-президент компании «Акелла», Владимир Кудр, правильно заметил, что вряд ли можно серьезно говорить об ограничении вредной информации, в век свободного Интернета без цензуры, доступ к которому есть практически у всех детей с первых классов школы.

Материал подготовили Олег Гаврилин и Антон Ермягин

Смотрите также
Главные анонсы BlizzCon 2016
Фичер
Главные анонсы BlizzCon 2016
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Фичер
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Фичер
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться