Технологии будущего в играх и в реальности

Ольга Анциферова (редакция)

Сколько места занимает настоящий рейлган, для чего нужны экзоскелеты, далеко ли нам до мгновенного лечения и другие занимательные вопросы, навеянные видеоиграми

Фантастические книги, фильмы и игры оказывают огромное влияние на развитие науки и техники: технологии и оружие, которые еще десять лет назад были возможны лишь на экранах мониторов, сегодня уже добираются до стадии вполне работающих прототипов. И пусть мир, скорее всего, так никогда и не изобретет шипинатор из Ratchet & Clank, превращающий врагов в овец, лазерное оружие, реальные рельсотроны и экзоскелеты уже созданы и вовсю испытываются.

Рельсотрон

Пожалуй, самое известное игровое оружие, популяризованное благодаря серии Quake. Рельсотрон использует для разгона снаряда электромагнитную силу: cнаряд движется между двумя контактными рельсами и на выходе из ствола может достигать гиперзвуковой скорости. В итоге получается точное, смертоносное и дальнобойное орудие, способное разнести на ошметки даже самую прочную технику врага.

На самом деле, рельсотрон (или, если угодно, рейлган) основан на вполне реальной технологии, разработанной еще в 1970-х годах. Правда, современным образцам еще далеко до компактных игровых аналогов: сегодня пушки на основе электромагнитных ускорителей, чьим созданием вовсю занимаются как в США, так и в России, своими размерами не уступают грузовику, а снаряд, вылетающий со скоростью в 7200-9000 километров в час, создает такое мощное трение, что оружие просто не выдерживает больше нескольких выстрелов. Американцы вовсю работают над увеличением ресурса и планируют провести первые морские испытания рельсотрона в 2016 году.

Лазерное оружие

Разноцветные лазеры, мелькающие в каждом втором фантастическом фильме или игре — давно не фантастика. Первые разработки в этом направлении начались еще в 1950-х годах, а в 1984-ом советские ученые даже сделали прототип несмертельного лазерного пистолета, предназначенного для самообороны космонавтов. Тем не менее, до реальных бластеров еще далеко, прежде всего из-за больших размеров элементов питания, необходимых для их функционирования.

А вот лазерные пушки на борту самолетов или грузовиков — другое дело. В этом году на вооружение США поступит противоракетный комплекс HELLADS, действующий на основе химического лазера. Эта система поможет защитить самолеты и наземные объекты от ракет различных классов, ослепляя их системы наведения. А при достаточной мощности луча даже сможет нагревать боеголовки внутри них и взрывать снаряды еще до подлета к цели.

Так что ни о каком разрезании врагов на части, которое можно увидеть в фильмах и играх, речи пока не идет. К тому же, дальность действия лазера фактически ограничена областью прямой видимости и очень сильно зависит от погодных условий. Ведь в конце концов лазер — всего лишь концентрированный луч света.

Реактивный ранец

Что может быть круче свободного полета в сотне метров от земли без крыльев и пропеллера над ухом? Эта влажная мечта любого подростка (да и взрослого, чего уж там) давно превратилась реальность. Люди поднимаются в воздух с помощью реактивных ранцев еще с 1960-х годов — правда, совсем ненадолго. В этом и заключается основная причина, почему солдаты всего мира еще не стали похожи на Мастера Чифа из Halo.

Джетпак попросту непрактичен: самая распространенная версия, поднимающая человека при помощи двух направленных в землю ракетных двигателей, работает на перекиси водорода, весьма дефицитном и нестабильном топливе, которое, к тому же, сгорает всего за 45 секунд (максимальное время полета на современном джетпаке). Однако энтузиасты по-прежнему не сдаются, и сегодня разработкой реактивных ранцев занимается как минимум две частных компании из США.

Экзоскелет

А вот с другим атрибутом любой фантастической игры — экзоскелетом — дела обстоят куда лучше. На самом деле, так хорошо, что даже не верится. Взгляните хотя бы на этот прототип военного экзоскелета Raytheon (на видео): он достаточно компактен и удобен при ношении, но при этом в разы увеличивает возможности человеческого тела, в прямом смысле превращая носителя в супермена. Вырубить оппонента с одного удара, приподнять грузовик и весь день тягать 90-килограмовую гирю в этой штуке не проблема. А ее помощь при извлечении людей из-под завалов вообще сложно переоценить. Правда, есть одна проблема: нынешние экзоскелеты не могут обходиться без стационарных источников питания, а значит — тянущихся к ним проводов. Так что о долгих прогулках придется забыть.

Без проводов умеет обходиться экзоскелет производства REZ Bionics: правда, он предназначен не для поднятия грузовиков, а для того, чтобы помочь инвалидам ходить. Срок жизни его батарей пока что не превышает двух часов.

Мгновенное лечение

Всем известно, что если подобрать аптечку в игре — моментально излечитесь. К сожалению, в жизни все немного сложнее, но и тут слово «моментально» перестает быть преувеличением: например, одному американскому студенту удалось создать гель, который останавливает кровотечение за считанные секунды, ускоряя свертываемость крови. Но как быть, если повреждение внутреннее? Медики из DARPA разработали жидкую пену, которая при введении в организм обволакивает поврежденный орган, останавливая кровотечение и позволяя раненому солдату функционировать до прибытия помощи.

Виртуальный интерфейс

Пока разработчики в погоне за реализмом стараются выводить на экран как можно меньше датчиков и цифр, ученые и инженеры по всему миру, наоборот, бьются за то, чтобы дополнить человеческий взгляд полезной информацией. Программами дополненной реальности в смартфонах и даже «умными» очками (см. Google Glass) сегодня уже никого не удивишь, но все надежды на прорыв в этой отрасли связывают с изобретением электронных контактных линз, которые смогут встраивать компьютерный интерфейс (например, команды от навигатора) в картину мира, которую видит наш глаз.

На CES 2014 вашингтноская компания Innovega показала первый рабочий прототип таких линз, названных iOpitk. К сожалению, для работы им все равно необходимы специальные очки, так как сами линзы лишь проецируют изображение на стекло. Полноценные линзы с выходом в Интернет пока мешает создать сама структура человеческого глаза, который не может сфокусироваться на таком маленьком расстоянии. Тем не менее, ученым уже удалось создать линзы с разрешением 8 на 8 пикселей, а это первый шажок к тому, чтобы дойти до HD-изображения.

Счетчик патронов

Патроны, закончившиеся в самый разгар ожесточенной перестрелки — ночной кошмар любого военного или полицейского. В играх мы всегда в курсе, когда нужно перезаряжаться, но в жизни это не так-то просто — особенно, если стрелять очередью. Bullet Counter американского инженера Майкла Сиуффа призван решить эту проблему: этот маленький компьютер, крепящийся на боковину ствола, измеряет силу отдачи, образующуюся при выстреле, а затем путем элементарных вычислений выводит на экран количество оставшихся патронов.

Геномное оружие

Помните вирус FoxDie из оригинального Metal Gear Solid? Он распространялся воздушно-капельным путем и убивал лишь людей с определенными генами. Теперь это, увы, уже не фантастика. Генные инженеры научились производить любые манипуляции с ДНК вирусов, в том числе «разрезать» их и собирать в новые конфигурации, или, иными словами — программировать. А запрограммировать вирус можно по любому генетическому признаку, будь то пол, раса или цвет волос. Затем остается лишь ввести заразу в страну под прикрытием лекарств и продуктов питания — и готово. Впервые о возможности создания геномного оружия заговорили в США в 1997 году, а годом позже начались первые исследования. Так как подобные проекты по понятным причинам засекречены, пока сложно сказать, на каком этапе разработки находится та или иная страна (и находится ли вообще). Однако ярые сторонники теории заговоров утверждают, что геномное оружие уже давно введено в действие, а сразу десять латиноамериканских лидеров в последнее десятилетие заболело раком не просто так.

Мехи

Ну, и конечно наш рассказ не мог не обойтись без роботов. Если от этих роликов у вас по коже не побегут мурашки, то мы даже и не знаем. Американская компания Boston Dynamics по заказу DARPA и Пентагона уже несколько лет занимается разработкой механизированных роботов с повадками млекопитающих. Они быстрые, маневренные, устойчивые, пуленепробиваемые и наверняка захватят планету в ближайшие лет двести. Знакомьтесь: ВigDog, WildCat и PetMan, который в костюме химзащиты вообще выглядит как человек, вот только ходит немного не так.

И это еще далеко не все примеры футуристических технологий, которые стали реальностью. Так, на вооружение армии США скоро поступят шлемы, чьи создатели явно переиграли в Halo. Конечно, для более серьезных разработок нужно время, и пройдет еще не одно десятилетие, прежде чем люди поголовно начнут пользоваться кибернетическими имплантами, как в Deus Ex, и смогут на время становиться невидимыми, как в Crysis, но и в этих направлениях уже вовсю ведутся исследования. И если развитие науки и техники продолжиться теми же темпами, еще не один десяток самых смелых идей воплотится в жизнь.

Смотрите также
Лучшие игры про настоящих злодеев
Фичер
Лучшие игры про настоящих злодеев
Главные онлайн-события февраля 2017
Фичер
Главные онлайн-события февраля 2017
Что случилось с японскими ролевыми играми?
Фичер
Что случилось с японскими ролевыми играми?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться