Игры Богов

Вадим Булатасов (пользователь)

Боги в видеоиграх и как игры справляются с отражением высшей сущности

История человечества – история ее развития и преобразования. Начиная с древнейших времен, человек мыслящий пытался дать объяснение тем вещам и явлениям, которые он видел вокруг себя. В тех случаях, когда ему не удавалось добраться до истинных причин, рождались богини и боги, демоны и божества, духи и другие мистические существа.

Как одна из составных частей человеческой культуры, религия и Бог находят свое воплощение в компьютерных играх. В некоторых из них есть множество богов в составе вымышленных пантеонов, в некоторых даже обыгрываются библейские мотивы. Но есть особенный жанр видеоигр, который выделяется среди других. Это игры в жанре «Симулятор Бога». В них на ваши плечи ложится обязанность взять покровительство над целым народом и привести их через множество испытаний к благополучному процветанию.

Симулятор Бога – жанр, с преобладающими элементами стратегии в реальном времени. Изобретатель этого жанра, британский геймдизайнер Питер Молиньё, определил основные правила, по которым делались все последующие игры. В частности это такие отличительные черты, как:

  • Непрямое управление юнитами. Прямые приказы юнитам отдавать нельзя, мы лишь можем влиять лишь на нематериальные объекты и, учитывая особенности поведения ИИ, получать от них то, чего хотим.

  • Терраморфинг. Не такой обязательный элемент, как указанная выше «свобода воли юнитов». Но одно из качеств Бога, который мы причисляем к нему – это власть над созданием и разрушением земли, океанов, гор.

  • Вера. Важный ресурс в играх, подобных недавнему Godus. Благодаря нему, вы можете лучше делать свою работу в качестве Высшего Разума.

Существование Бога для юнитов в игре — очевидный факт, в то время как в реальности это выбор каждого отдельного человека. Так же, как правило, в играх этого жанра богов несколько и боги, даже принадлежащие одному пантеону, ведут постоянные войны и являются непримиримыми врагами.

В этой статье мы вспомним, как зарождался жанр, критически оценим его и посмотрим, как выглядят религии и боги в играх других жанров.

Есть нечто особенное в возвращении к старым играм, которые вы играли когда-то очень давно. Запуская игру в очередной раз, спустя 5 или 10 лет, мы видим, что сама игра не изменилась ни на йоту. Изменились мы. Есть нечто волшебное в том, чтобы вернуться в место, где все осталось неизменным, чтобы понять, как изменился ты сам.

Это как вернуться в родной город после десятилетий, прожитых в другом месте. Встретиться с друзьями, которые хоть и постарели, но внутри остались такими же. Старая игра, как капсула времени, зарытая глубоко в земле и вытащенная наружу, может поднять из непостижимых глубин памяти имена и события давно прошедших дней. Забавно понять, что, сколько бы времени не прошло, руки все еще помнят как играть, а в голове всплывают заученные когда-то приемы и секреты.

Это была первая игра в жанре «симулятор Бога», единолично изобретенный самим мэтром

Примерно такое ощущение возникает после запуска первой части Populous. Игра за авторством Питера Молинье двадцать четыре года назад поражала воображение многих игроков. Вес колоссальной власти в своих руках могли ощутить игроки с огромного количества платформ. Хоть я немногое мог понять в свои совсем юные годы, когда вставлял картридж с заветной игрой в новенькую тогда еще консоль Sega Mega Drive, игра чем-то глубоко засела в душу. Даже тогда что-то уже подсказывало, что в моих руках что-то новое и уникальное. Прорвавшись через управление игры, находящегося за гранью добра и зла, не возможно было уже оторваться от лицезрения жизни крошечных спрайтовых человечков. То, как они строят дома, бродят по создаваемым тобой землям, смешно притопывают ногами, будто проверяя только что созданную тобой земную твердь на прочность, стоит всех тех лестных отзывов, которые игра получила от игровой прессы и игроков.

Нам с вами в этой игре отводится роль доброго бога, который воюет против бога злого и его приспешников. В философском контексте мифология игры тяготеет к дуализму, предполагающему, что в основании бытия лежат два извечные, противоположные и равноправные начала – как правило, идеальное и материальное. В человеческой истории, истоки дуализма уходят корнями во времена зороастризма. В ней движение бытия рассматривалось как борьба двух единых начал, относившихся к одной философской категории – светлого и темного. Тот факт, что в игре от нас бог злой отличается только цветом своих подданных и зданий, наталкивает на определенные размышления. Не упоминается, почему мы должны истреблять друг друга, разрушать его здания, топить, запускать землетрясения и различные бедствия на его народ. Игроку по умолчанию предлагается принять противника как «плохого» и сделать все возможное для его искоренения. Поэтому мы и можем предполагать, что оба бога, в соответствие с признаками дуализма, относятся к единому Верховному Богу, являясь лишь двумя соперничающими категориями одного целого.

В основе идеи симулятора Бога лежат детские наблюдения Питера Молиньё за жизнью муравейника. И когда Питер вырос и решал сделать игру, то эти наблюдения натолкнули его на идею игры с непрямым вмешательством в жизнь юнитов. Этим и знаменит маэстро. Любая его игра ценна попыткой реализовать новую идею. Мы все знаем, что на основе одной идеи игру не построить, но господин Молиньё ломает это правило. Новаторская сила знаменитого геймдизайнера настолько огромна, что большинство идей в принципе не возможно реализовать в современной игре.

Дальнейшее развитие идеи «Бог в игре» произошло в Dungeon Keeper в 1997 году. Молиньё взял за основу механику стратегии в реальном времени, отточенную им три года назад в Theme Park и, добавив темные краски, приправил все фирменным английским юмором. Получившаяся в итоге игра собрала целую охапку разнообразных наград и любовь игроков по всему миру. Как божество себя в этой игре себя воспринимать было сложно. Игроку предлагалась роль, скорее, пародийного фентезийного «Темного Лорда». Вы должны были помочь ему в его битве против сил Света. Как видите, задолго до Overlord. Но, не смотря на все это, игра обладала всеми качествами присущие божественным симуляторам. Давным-давно бывало что, автор сих строк не мог получить доступ к машине в компьютерном клубе, потому что на них старшие братья гоняли чертей по подземельям. Спасибо маэстро за это!

В августе 1997 Питер уходит из EA и, забрав с собой многих сотрудников, основывает Lionhead Studios. Спустя четыре года вышла игра Black & White. В ней маэстро отточил до абсолюта многие приемы, идеи и концепции, введенные в предыдущих своих играх. При желании можно даже усмотреть некоторую символичность в названии игры. Идея противостояния двух божественных начал впервые была применена в Populous (And). Концепция игры за добрую сторону была введена в Theme Park (White), за зло – в Dungeon Keeper (Black). Все эти игры содержат в себе элементы классического симулятора Бога, каким мы привыкли его видеть сейчас. И синтезом всех предыдущих наработок стал Black and White.

Первая часть Black and White не стала игрой абсолютно без изъянов, но, как всегда заведено у Питера Молинье, их все окупали идеи, заложенные в игру. Во время разработки, Молиньё обещал очень многое (что уж поделать, творческие люди часто бывают оторванными от реальности). Многое из обещаний реализовать не удалось. Главным минусом игре приписывали очень слабый интеллект у деревенских жителей, которые без вашего контроля не могли найти себе даже пару для совместной жизни. Для увеличения численности деревни Богу приходилось все брать в свои руки и, буквально, тыкать жителей друг в друга. Игре отчаянно не хватало масштаба. Отдельные личности во время ожидания игры даже надеялись собственноручно создать землю и все сущее. Бог ведь так делает? Но нет, в игре нам дается уже сотворенная земная твердыня с уже созданными кем-то людьми, животными и растениями. Какой же из нас бог, если нам самолично приходится носиться по холмам за потерявшимися овцами? Вторая же часть была принята игроками и прессой еще холоднее, что доказывало факт того, что Молиньё лучше удается разрабатывать новые игры, а не продолжать старые. Хотя, в свое время, два продолжения Populous это прекрасно уже доказали.

Самая свежая игра от мэтра игр о богах – Godus. Идейный наследник Populus. Эти две игры, разделенные чудовищным пластом времени, объединяет гораздо больше, чем мы могли ожидать. Играются и чувствуются игры примерно одинаково. В Godus все также интересно наблюдать за жизнью смешных полигонных человечков. Разве что последнюю отличает более внимательное отношение к непосредственно религиозной составляющей. Вера вашего племени в Вас как в Бога измеряется в неких «пузырьках», что появляются над домами ваших почитателей. Игровой процесс еще грешит множеством недоработок, но движение в положительную сторону чувствуется. Возможно, идея предоставить ранний доступ к своей игре была не совсем удачной. Вместе с молодой командой в недавно созданной студии 22 Cans Молиньё создает слишком артхаусный проект, который следовало предоставить на суд публики уже в завершенном виде. Как говорит сам мэтр, игра готова примерно на 40%. А этого явно мало для полноценной картины.

Кого можно винить, что наша реальность не может вместить всеобъемлющие идеи этого человека?

Как видите, единоличный изобретатель целого жанра, сэр Питер Молиньё, человек не идеальный. Игры, которые он создает, не идеальны тоже. Он любит давать обещания, которые не способен выполнить. Но у нас есть, что сказать на этот счет. Вы видели, какое одухотворенное лицо, когда он рассказывает об очередной своей игре? В такие моменты создается впечатление, будто он оставил наш материальный мир и мыслями уже далеко-далеко. В последнее время жанр симулятора Бога не лишен некоторого внимания сторонних студий. В 2011 году на суд игроков Эри́к Шайи́, человек, ответственный за культовую Another World, выпустил свою новую игру From Dust. Прежде всего, игра потрясает своими возможностями терраморфинга. Землю, реки, пески, горы можно изменять по своему усмотрению. Чувствуется свежий взгляд на жанр.

Господин Шайи привнес новое видение в жанр, в котором до этого работал лишь Молиньё.

В отличие от основателя жанра, Шайи творит в своей игре историю древнего племени, которое очень близко со своим Богом. Вы в качестве единственного защитника небольшого племени стоите между ними и дикой первозданной природой. При вашей поддержке, противостоя всем природным катастрофам, ваше племя путешествует через огромные земли в поисках своего укромного мирного уголка, где они смогут зажить счастливой жизнью. В их религии чувствуются шаманистические мотивы, в то время как сама религия относится к монотеизму. Вам не придется воевать против других богов, вашим единственным противником является лишь природа с ее с немыслимой красотой и невероятной жестокостью.

Независимые разработчики тоже успели сказать свое слово в божественном жанре. Reus, игра от молодой индии-студии Abbey Games, вышла 16 мая 2013 года в Steam. В этой игре под ваше командование даются четыре гиганта, которые помогут вам вершить вашу волю на небольшой планете. Вы можете создавать океаны, леса, горы, обогатить планету минералами, растениями и разной живностью. Единственная вещь, которая не подвластна вашей воле – человечество, со всеми их достоинствами и пороками.

По известным причинам, в компьютерные игры разработчики стараются не включать современные реально существующие религии. Там, где это требует вселенная, придумываются новые пантеоны и религиозные течения. Как раз о них мы и хотели далее поговорить.

Одним из самых запоминающихся и придуманных пантеонов богов на данный момент находится в серии игр The Elder Scrolls. В последней на сегодняшний день части сериала – Skyrim – религиозные противостояния поставлены как один из краеугольных камней сюжета. По сюжету, в результате проигрыша в войне против Альдмерского Доминиона высшими чинами Империи Мида (в которой проходит действие всех частей сериала) пришлось подписать унизительный Конкордат Белого Золота. Одним из пунктов этого соглашения являлся запрет на поклонение Талосу, одному из девяти божеств. Именно из-за этого запрета и последовавших за ним гонений верных Талосу нордов, в провинции Скайрим началась гражданская война. Игроку же в этом противостоянии давался выбор – поддержать поклонников Дракона Севера или подавить восстание на стороне империи. На протяжении всей игры по всей провинции Скайрим можно встретить верных своему божеству нордов, тайные храмы Талоса и даже проповедников, которые, не смотря на запрет, продолжают произносить речи во славу своего Бога-Героя.

Потрясает работа разработчиков над своей вселенной. Кроме этих девяти божеств в мире TES есть 16 Принцев Даэдра, которые тоже можно назвать богами, так как по всему миру Старинных Свитков находятся множество верующих, которые в своих молитвах обращаются к Принцам Даэдра с мольбами о помощи. Под владычеством каждого из Принцев находится свой план Обливиона, известны дни года (напомним, в TES есть своя система летоисчисления и названия месяцев), во время которых лучше всего чествовать Владык Обливиона, каждый Принц ассоциируется со своим природным явлением, обладает своим неповторимым характером и отвечает за свою сферу деятельности. Познакомиться с каждым из них поближе можно во время выполнения их поручений, полученные у алтарей. Именно вокруг этих алтарей, разбросанных по всему миру, обитают поклонники Даэдр. С точки зрения теологии, науки, изучающей религию и Бога, вера в «Девятерых» относится к политеистическим верованиям, иначе говоря, язычеству, отличительной чертой которого, является многобожие.

Хорошим тоном для любой ролевой игры является детальная проработка богов и религий своей вселенной. Как пример, можно привести серию ролевых игр Dragon Age, где есть Древние Боги, которым тысячи лет назад поклонялась большая часть Тедаса, особенно магистры Империи Тевинтер; Создатель, тот, кому поклоняется Церковь; Эльфийский пантеон Богов, включающий 5 богов и богинь, которых долийцы называют «Создатели». В играх серии Gothic существует свой пантеон богов, каждый из которых проявляет свое присутствие в мире непосредственно (Иннос, Аданос, Белиар, Крушак, Кеши, Фелина). Боги этой серии игр тесно переплетаются с реальными богами. Так, к примеру, Инноса можно соотнести к Иисусу (небольшая сходность в имени и сходство в характеристиках — свет, добро, жизнь). Белиар соответствует демоническому богу Белиалу (см. Сатанинская Библия, книга Белиала — Белиал (иврит) без хозяина, основа земли, независимость, Властелин Севера. В третьей игре серии орки пришли из Нордмара, северной части материка. Аданоса можно причислить к наместнику Природы, так как трёх братьев (см. выше) должен кто-то был создать, следовательно, Природа является не только главным божеством, но и создательницей, матерью трёх богов. Существуют поверья среди фанатов, что Аданос и есть сама Природа, так как не имеет храмов, идолов и ассоциируется с гармонией и «материальной природой», но скорее всего этот вывод ошибочный.

Мы увидели множество проявлений Бога как отдельного элемента геймплея во многих играх. Стоит отметить, что на сегодняшний день, где бы вам ни предлагалась роль Бога, мы исполняем, скорее, роль божка. Под нашей властью, в большинстве своем находится лишь маленькое племя, которое со временем может вырасти до количества жителей небольшого города. В то, время как мы привыкли ассоциировать Бога с гораздо большими масштабами. Как ни прискорбно, но настоящего симулятора Бога мы еще не видели. Сколь бы хороши ни были представители этого жанра, вышедшие до сегодняшнего дня, при ближайшем рассмотрении, многим им не хватает объема и глубины. Ни в Populous, ни в Black & White, ни в Godus или From Dust не находит своё отражение Бог как личность. Слишком слабо проработана механика веры людей в вас как в Бога творца и прародителя.

Представьте игру, где вам нужно быть богом на уровне целой звездной системы, планеты или, на худой конец, континента. Представьте проработку духовной жизни, если не каждого отдельного человека, то хотя бы отдельного дома или деревушки. И вам, в качестве Бога, следует работать над развитием своей религии. Разрабатывать догматы и свою философию.

Представьте сплав Sims и Civilization. Начиная от одного-двух пророков, являя миру свои чудеса, выполняя просьбы смертных (не так как в Black & White, возиться с пропавшими овечками – не уровень вселенского Бога). Или наоборот, вводя железную тиранию и подчиняя другие религии, пройтись крестным походом вместе со своими легионами фанатиков по половине земного шара – сжигать еретиков, устраивать охоту на ведьм, давить божественной мощью других более миролюбивых богов и божеств, устраивать многовековые религиозные войны. Представьте, масштаб пятидесяти Black & White, запущенных одновременно.

Вот это настоящий симулятор Бога, который, мы верим, когда-нибудь увидит свет. Увидимся в виртуальных садах Эдема, друзья.

Смотрите также
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться