Игры — детям не игрушки

Phoenix (пользователь)

Из-за игр проблемы с крышей? Ознакомимся поближе.

Совсем недавно в маленьком американском городке Аврора (предместье Денвера, штат Колорадо) произошла ужасная трагедия. В ночь на 20 июля текущего года во время премьерного показа новой ленты Кристофера Нолана «Темный рыцарь: Возрождение легенды» в зал кинотеатра вошел неизвестный в костюме сотрудника SWAT, распылил слезоточивый газ и открыл стрельбу по зрителям из полуавтоматической винтовки AR-15. В результате происшествия погибли 12 человек (10 из них скончались на месте, еще 2 по дороге в больницу), а 59 получили ранения различной степени тяжести. Убийцей оказался 24-летний Джеймс Холмс, которого сотрудники полиции задержали неподалеку от кинотеатра. Молодой человек представился Джокером, а при обыске в его квартире полицейские обнаружили постер к вышеупомянутому фильму и маску Бэтмена. Более того, чтобы стать похожим на суперзлодея из вселенной DC Universe, незадолго до нападения на кинотеатр Холмс покрасил волосы в рыжий цвет.

Памятуя о похожих случаях и деятельности горячо любимого в игровой индустрии адвоката Джека Томпсона, автор сих строк предположил, что рано или поздно найдется какой-нибудь индивид, который в произошедшем обвинит видеоигры. Этот момент не заставил себя долго ждать. Отличилась Пэт Браун, криминальный обозреватель телекомпании CNN, которая в одной из передач, посвященной обсуждению трагедии, прокомментировала ситуацию следующим образом: "Вероятно, убийца, устроивший бойню, проводил львиную долю своего времени, просиживая в виртуальном мире, играя в одну игру за другой, убивал, убивал, убивал, и думал, когда же он сможет воплотить свои желания в реальности. И теперь, как полагается, мы постараемся найти его друзей в Facebook, которые скажут "Да-да, он проявлял огромный интерес к видеоиграм". Я не говорю, что видеоигры делают вас убийцей, но если вы психопат, то явно на пользу не пойдут, сделав вас жестоким и, возможно, выступят неким проектором убийств".

Обвинение, конечно, не столь категоричное, как у того же старины Джека, но все-таки имеет место быть, и направлено оно, как ни странно, в сторону игр. Почему-то никто не обвинил в провоцировании жесточайшего преступления одноименную трилогию того же Нолана или популярную серию комиксов о похождениях Темного рыцаря, что более логично. Все-таки убийца именовал себя не иначе как «Джокер», и если вы смотрели оригинальный фильм, то без труда вспомните изобретательные сцены насилия с участием этого персонажа. Да что тут греха таить, и в комиксах клоун далеко не душка, не зря ведь его именуют Принцем преступного мира. Обладая гениальным интеллектом, он абсолютно безумен и безжалостен, а его коварство и любовь к насилию не знают никаких границ, поэтому Бэтмен по праву считает его самым опасным своим противником.

Реакция Джокера на подражателя

Видимо, такие мысли в светлую головку мисс Браун даже не стучались. Оно и правда, ведь куда проще объяснить маниакальные наклонности психопата-убийцы чрезмерным увлечением видеоиграми. Хотя справедливости ради стоит заметить, что полюбившуюся миллионам игроков дилогию о похождениях Человека-Летучей мыши за авторством Rocksteady Studios конкретно никто не упомянул и прилюдно не охаял, и на том спасибо.

Тем не менее, сложившаяся ситуация вкупе с подобными комментариями вынудила меня вспомнить о жестоких преступлениях и несчастных случаях, где, так или иначе, фигурировали видеоигры. Предлагаю вашему вниманию самые громкие инциденты, которые получили широкую огласку и вызвали бурное негодование общественности. Итак, поехали.

Инцидент №1

Место: школа «Колумбайн», округ Джефферсон, Колорадо, США

Жертвы: ученики и учитель школы

20 апреля 1999 года двое учащихся школы «Колумбайн», Эрик Харрис и Дилан Клиболд, устроили жуткую бойню в стенах alma mater. Первоначально они планировали взорвать кафетерий во время обеденного перерыва, а затем открыть огонь по выжившим людям, выбегающим из здания. Однако в назначенное время взрыва не последовало, поэтому вооруженные старшеклассники вошли в школу и начали стрелять в каждого встречного. В результате этой ужасной трагедии погибли 12 учеников и учитель, а еще 23 школьника оказались ранены. Сами же нападавшие покончили жизнь самоубийством: один снес себе голову из дробовика, второй пустил пулю в висок.

Слева направо — Клиболд, Харрис и фотография, сделанная камерой видеонаблюдения в день происшествия

Позже расследование выяснило, что убийцы были заядлыми игроками в DOOM и Duke Nukem. В их домах были найдены соответствующие копии игр, а печально знаменитый адвокат Джек Томпсон обвинил сотрудников студии iD Software в пропаганде насилия, опираясь на то, что в дневниках школьников было найдено много рисунков по мотивам созданной ими игрушки.

Инцидент №2

Место: г. Сан-Паулу, Бразилия

Жертвы: посетители кинотеатра

3 ноября 1999 года студент-медик Матеус да Коста Мейра ворвался в кинотеатр, расположенный в торговом центре Морумби, и открыл огонь по находившимся в нем людям. Как выявило следствие, нападавший действовал в точном соответствии со сценарием shooter`а Duke Nukem.

Согласно концепции первого уровня, Матеус сначала посетил туалет, где расстрелял из автомата зеркала (в игре за ними спрятаны дополнительные боеприпасы), после чего отправился в зрительный зал, где открыл беспорядочную пальбу по посетителям. Сбить убийцу с ног удалось, когда он попытался перезарядить оружие. Жертвами бразильца пали три человека, еще четверо были доставлены в больницу с ранениями.

Матеус да Коста Мейра в уборочной кинотеатра — "вид из глаз"

Во время обыска, произведенного в квартире студента, полиция обнаружила три мощных компьютера и сотни разбросанных по квартире компакт-дисков. Большинство из найденных компьютерных игр были класса 3D Action (в основном особо жестокие, имеющие возрастные ограничения). Как заявил следователь, ведущий дело, «живя в виртуальном мире насилия, молодой человек утратил, в конце концов, чувство реальности и решил воплотить кровожадные планы, позаимствованные из игры».

Инцидент №3

Место: гимназия имени Гуттенберга, г.Эрфурт, Германия

Жертвы: учителя, ученики, полицейский

26 апреля 2002 года 19-летний учащийся гимназии Роберт Штейнхаузер появился в школе с сумкой, полной оружия, и расстрелял 16 человек (из них 13 учителей), после чего покончил с собой. Огнестрельные ранения также получили еще семь человек.

Слева — Роберт Штейнхаузер, справа — фотографии с места происшествия

Роберт ничем не выделялся среди одноклассников, кроме, разве что, безудержного увлечения компьютерными играми. Как заявили его школьные товарищи, он "мог бесконечно играть в Counter-Strike". Как и в любимой игре, где в арсенале имеется основное и вспомогательное оружие, Штейнхаузер запасся помповым ружьем и револьвером, а свой маскировочный костюм он скопировал с игровых персонажей. Прежде, чем спустить курок в последний раз, юный убийца подвел итог своей жизни: "Теперь я наигрался..."

Инцидент №4

Место: г. Файетт, штат Алабама, США

Жертвы: сотрудники местного отделения полиции

В июне 2003 года 16-летний поклонник GTA Девин Мур, арестованный и сопровожденный в полицейский участок по подозрению в угоне автомобиля, застрелил двух офицеров, 55-летнего Арнольда Стрикленда и 40-летнего Джеймса Крампа, а также радиодиспетчера Лесли Миллер в возрасте 38 лет. В момент составления протокола подросток выхватил у Стрикленда пистолет, застрелил трех сотрудников, а затем попытался скрыться на служебной машине. К счастью, далеко он не уехал и был задержан. На вопрос поймавших его полицейских «зачем?» Девин безразлично ответил: «Жизнь – как видеоигра. Иногда приходиться умирать».

Девин Мур был одержим играми серии Grand Theft Auto

Инцидент №5

Место: г. Лестер, графство Лестершир, Великобритания

Жертва: Стефан Пакир

27 февраля 2004 года 17-летний Уоррен ЛеБланк жестоко расправился со своим приятелем, 14-летним Стефаном Пакиром. Вооружившись молотком и ножом, ЛеБланк уговорил приятеля отправиться с ним в ближайший парк, где их якобы ждали девушки. В безлюдном месте он разбил своей жертве голову и до кучи нанес множество глубоких ножевых ранений, серьезно повредив печень и почки. Убийца без утайки признался в содеянном полицейским, которые задержали его в одежде, заляпанной кровью.

Убитые горем родители Стефана заявили, что ЛеБланк подражал правилам видеоигры Manhunt, в которой нужно совершать изощренные убийства. Друзья и знакомые Уоррена в один голос заявили, что парень был от нее просто без ума. На это указывал и тот факт, что орудиями убийства послужили молоток с ножом, на долю которых приходится много убийств и в самой Manhunt.

Жизель Пакир, мать погибшего, выступила с призывом запретить игры, пропагандирующие насилие. Не дожидаясь реакции властей, владельцы многих магазинов по собственной инициативе убрали Manhunt со своих прилавков. Однако суд постановил, что в убийстве виноват ЛеБланк и только ЛеБланк. Связь преступления с игрой не была доказана, и детище Rockstar Games вернулось на полки магазинов.

В правом нижнем углу фотографии ЛеБланка (левая) и Пакира (правая)

Инцидент №6

Место: графство Лорейн, штат Огайо, США

Жертвы: Сюзанн Петрич, Марк Петрич

В октябре 2007 года родители 17-летнего Дэниэла Петрича, обеспокоенные поведением любимого чада, а в частности, его чрезмерным увлечением Halo 3, не придумали ничего лучше, как конфисковать диск с игрой и закрыть его в сейфе. Разумеется, подобное препятствие юношу нисколько не смутило. Он выкрал ключ, освободил арестованное имущество и, прихватив из сейфа старый добрый «девятимиллиметровый», отправился к родителям в комнату. Пообещав сюрприз, Дэниэл попросил их закрыть глаза, после чего открыл огонь. Мать юноши, Сьюзан Петрич, скончалась после выстрела в голову. Отец, Марк Петрич, получил аналогичное ранение, однако смог выжить. Чтобы отвести от себя подозрения, подросток вложил пистолет в руку отца, и покинул место преступления, прихватив с собой только диск Halo 3.

Слева — Дэниэл Петрич в зале суда. Справа — Марк и Сьюзанн Петричи

Петричу-младшему грозило пожизненное, но суд учел искреннее раскаяние молодого преступника и приговорил его к 23 годам лишения свободы.

Инцидент № 7

Место: г. Москва, Россия

Жертвы: прихожане синагоги

11 января 2006 года наш соотечественник, 20-летний москвич Александр Копцев, прогуливаясь по Большой Бронной, невзначай заглянул в местную синагогу. Как позже утверждали уголовные хроники, молодой человек посреди службы беспрепятственно вошел в здание через парадный вход, достал нож и с криком «Я пришел вас убить!» напал на прихожан. По рассказам очевидцев, преступник «бегал по этажам и, не разбираясь, бил лезвием попадавшихся под руку людей». В печальном итоге – 9 пострадавших с ножевыми ранениями различной степени тяжести, погибших нет.

Копцев в здании Московского городского суда

В ходе следствия было установлено, что парень много времени проводил за компьютерной игрой Postal 2, которую вездесущая желтая пресса тут же записала в «соучастники» преступления. Газетные издания и новостные ленты Интернета запестрели шокирующими заголовками, которые потрясли даже американскую общественность, которой не впервой было слышать о преступниках, взращенных на симуляторе почтальона-маньяка.

Мосгорсуд приговорил Копцева, признанного виновным в покушении на убийство и разжигании национальной и религиозной розни, к 16 годам колонии строгого режима.

Инцидент № 8

Место: п. Новомихайловский, Краснодарский край, Россия

Жертвы: г-н Мельниченко

А вот дело другого нашего соотечественника, уроженца Кубани, до боли напоминает историю с отобранным диском Halo 3. Только 14-летний Ярослав Мельниченко вместо консоли Microsoft предпочитал «старый добрый PC» и являлся преданным поклонником ролевой серии Gothic.

История следующая. Вечером 12 апреля 2010 года парень терпеливо дожидался, когда мать с отцом лягут спать, и он, наконец, сможет с головой окунуться в полюбившиеся приключения. Но не тут-то было: родители, не одобряющие увлечение любимого чада, запретили играть по ночам и, дабы неповадно было, отобрали клавиатуру и спрятали в своей комнате. Подросток, разумеется, с таким положением дел мириться не собирался. Дождавшись глубокой ночи, мальчик вооружился кувалдой, прокрался в отцовскую опочивальню и нанес безмятежно спящему родителю 6 ударов по голове. Затем разбудил мать и пригрозил, что сделает с ней то же самое, если немедленно не получит клавиатуру. Перепуганная женщина без возражений выполнила требование, и удовлетворенный Ярослав, как ни в чем не бывало, отправился играть в Gothic. Мать, справедливо опасаясь за свою жизнь, закрылась в комнате, а за помощью к правоохранительным органам обратилась лишь утром, когда сынок, вдоволь наигравшись, уснул.

На допросе подросток признался, что сначала планировал убить мать, но побоялся, что потом не справится с отцом. По словам оперативников, Ярослав нисколько не переживал о содеянном, а первый его вопрос к следователю касался наличия в тюрьме компьютера. Суд приговорил отцеубийцу к 8 годам лишения свободы.

Слева — Ярослав Мельниченко, справа — Мельниченко-старший и снимок, сделанный в комнате малолетнего преступника

Инцидент № 9

Место: штат Колорадо, США

Жертва: Зоуи Гарсия

Нескучное развлечение придумали себе двое подростков из Колорадо, 17-летний Ламар Робертс и 16-летняя Хизер Трухильо. Являясь истинными поклонниками всемирно известного файтинга Mortal Kombat, ребята решили отработать пару приемчиков в реальной жизни, а в качестве боксерской груши использовали сводную сестру Хизер, 7-летнюю Зоуи Гарсия. Доподлинно известно, что молодой афроамериканец вообразил себя Джаксом и пытался провести любимую связку добивающих ударов (brutality).

Слева — Хизер Трухильо, справа — Ламар "JAX" Робертс

Закончилась вся эта история ожидаемо печально. Девчушка оказалась гораздо слабее виртуальных оппонентов, и после нескольких серьезных ударов потеряла сознание, а потом и вовсе перестала дышать. Не на шутку перепуганные «мастера боевых искусств» попытались оказать девочке первую медицинскую помощь и даже сделали ей искусственное дыхание по всем правилам, но, увы, малоуспешно. Ребенок скончался в больнице 6 декабря 2007 года.

Вскрытие выявило у девочки перелом запястья, более 20 гематом, ушиб головного мозга, а также внутренние кровоизлияния в шейном и спинном отделах. Ламар Робертс и Хизер Трухильо были обвинены в нанесении тяжких телесных повреждений ребенку, повлекших смерть, и предстали перед судом как совершеннолетние.

Инцидент №10

Место: где-то в Китае

Жертва: Жу Каоюань

В марте 2005 года к высшей мере наказания в виде смертельной казни был приговорен китайский геймер Ку Ченвей за убийство своего приятеля Жу Каоюаня.

История следующая. Г-н Ку на пару с г-м Жу стали победителями в одном очень престижном турнире, проходящем исключительно на виртуальных просторах многопользовательской ролевой игры Legend of Mir 3. За столь великое достижение им была дарована легендарная Сабля Дракона – артефакт небывалой силы, с заточкой на +6. Жаль только приз оказался общий, поэтому товарищам приходилось его делить. И все бы ничего, но случилось непоправимое: коварный Жу не устоял пред гласом презренного злата и сбыл виртуальный предмет за вполне реальные 900 долларов. Чуткое фанатское сердце г-на Ку такой удар вынести не смогло, и он обратился к органам правопорядка, заявив о хищении собственности. Однако в полиции ему сообщили, что в Китае нет законов, регулирующих владение виртуальными ценностями, обретёнными на полях битв несуществующих королевств, и г-н Ку, вконец разочарованный в людях, решил добиться правосудия собственными силами.

Где-то там, по бескрайним просторам Legend of Mir 3, теперь радостно скачет новый обладатель Сабли Дракона (на фото — Ку Ченвей)

Вооружившись кухонным ножом, г-н Ку явился по месту жительства г-на Жу и, недолго думая, нанес бывшему товарищу критическое количество урона, в результате чего тот скончался на месте. Совершив акт возмездия, г-н Ку добровольно и незамедлительно сдался полиции, а на суде признался в умышленном нанесении увечий.

Инцидент №11

Место: Филадельфия, штат Пенсильвания, США

Жертва: Алайя Турман

Чудовищно-варварское убийство совершил житель Филадельфии Тайрон Спеллман, мотивом для которого стала поломка игровой приставки Xbox. 7 сентября 2006 года полуторогодовалая дочь Спеллмана, Алайя Турман, случайно опрокинула любимую папину игрушку, за что и была сиюминутно наказана. Вышедший из себя папаша зверски избил девочку, проломив ей череп в нескольких местах. От столь искреннего проявления «безграничной отцовской любви» ребенок скончался на месте. Осознав случившееся, Спеллман покинул дом, по-английски не прощаясь.

Тот самый Xbox

Примечательно, что посмертное вскрытие указало на перелом руки двухнедельной давности. Однако сей факт почему-то ускользнул от внимания социальных работников, посещавших семью в августе. Тогда ребенка посчитали вполне здоровым.

Инцидент №12

Место: Нью-Мексико, США

Жертва: Бренди Кристи

Неприятный случай произошел 26 января 2006 года в американском штате Нью-Мехико, где одна великовозрастная мамаша настолько увлеклась игрой в World of Warcraft, что совсем позабыла про существование 3-летней дочери. 28-летняя Ребекка Колин Кристи днями и ночами просиживала за компьютером, участвуя в бесчисленных рейдах и выбивая с боссов очередные трофейные шмотки. А тем временем малышка Бренди, пока ее героическая мать одерживала громкие победы на виртуальном поприще, медленно умирала от голода и обезвоживания. Обессиленная девочка поначалу пыталась кормить себя сама, но наполнитель для кошачьего туалета вряд ли подходит на роль полноценной и здоровой пищи.

Ребекка Колин Кристи со своей 3-летней дочерью

Что самое примечательное, у девочки еще был отец. Дерек Валф, профессиональный военный, работающий на авиационной базе, регулярно заходил повидаться с дочкой и, как позже рассказывал сотрудникам ФБР, частенько наблюдал в доме ужасный беспорядок и отсутствие еды в холодильнике. Что же помешало заботливому отцу решительно напомнить заигравшейся маме о существовании ребенка или хотя бы заполнить холодильник едой? История об этом умалчивает. Видимо, по скудоумию своему решил, что так оно и должно быть.

Когда мать, наконец, оторвалась от игры и соизволила вспомнить о дочери, малышка уже была мертва. Экспертиза показала, что смерть произошла от недоедания и сильного обезвоживания. Ребекка Колин Кристи была признана виновной в убийстве второй степени и невыполнении родительских обязанностей. Суд приговорил ее к 25 годам лишения свободы. Мужу игроманки повезло больше — он почему-то получил всего три года.

К сожалению, насильственными смертями дело не ограничивается. Существует вагон и маленькая тележка не таких кровавых, но не менее печальных инцидентов. Например, случаи, когда люди становились жертвами своего же увлечения. Вспомните Рассела Ширли, скончавшегося после 72-часового марафона в Diablo 3, или 18-летнего уроженца Тайваня, имевшего в активе 40 часов непрерывной игры и скончавшегося от нервного истощения и общего переутомления организма. А 33-летний китаец, который сутки напролет не покидал интернет-кафе? Мужчина провел в онлайне 27 дней и умер прямо за компьютером. Все это время геймер питался лапшой быстрого приготовления и спал перед монитором. Никакая сила не могла оторвать его от любимого времяпровождения, даже Новый год не заставил одуматься.

"Марафонец" Рассел Ширли

Подобные случаи не в новинку и у нас в стране. В частности, в Екатеринбурге школьник скончался от обширного инсульта после того, как 12 часов подряд просидел за компьютером в одном из местных игровых клубов. А вот 24-летний житель города Тара, что в Омской области, попал на больничную койку после того, как провел за компьютером без перерыва более двадцати часов. В лечебное учреждение он поступил в тяжелом состоянии со страшным отеком — от шеи до пальцев руки. Из-за нарушения кровообращения у мужчины полностью онемели конечности.

Иногда игры могут стать причиной самоубийства, как это произошло, например, с китайским подростком, спрыгнувшим с крыши высотного здания после 36 часов игры в World of Warcraft. В своей предсмертной записке он сообщил: «Я ухожу к героям Азерота». Как выяснилось позднее, родители запретили ему играть в компьютер.

Похожий случай произошел в России, на улице Липатова, в самом центре Читы. 15-летний Александр Старчиков спрыгнул с девятиэтажки после того, как родители запретили ему играть в Counter-Strike. Уже сидя на краю крыши, мальчик рассказал спасателям, что его лишили последней отдушины и жить дальше нет смысла.

Однако самым известным геймером-самоубийцей был и по сей день остается Шон Вулли, который свел счеты с жизнью прямо во время очередной сессии в EverQuest. Страдающий ожирением, не в меру застенчивый и обладающий довольно странным чувством юмора, Шон почти не отходил от компьютера, предпочитая жизни реальной жизнь виртуальную. Молодого человека обнаружили на день Благодарения, 20 ноября 2001 года, в своем кресле с головой, простреленной из винтовки 22 калибра. А на мерцающем мониторе красовалась яркая заставка, приглашающая исследовать увлекательный мир Норрат. Позже выяснилось, что последней каплей для Шона стало предательство старого друга по игре, который украл у него кучу золота и отказался вернуть.

Слева — Шон Вулли, справа — далеко не "поэтический" беспорядок в его комнате

Как видно из приведенных примеров, каждый сходит с ума по-своему. Но более всех, на скромный взгляд автора, в этом отнюдь не благом начинании преуспела молодая китайская пара, которая продала (!) троих своих детей ради оплаты онлайн-игр. Продавали их постепенно, в течение двух лет. Начали в 2009 году, после рождения второго ребенка (девочки), которого тут же и сбыли за 3000 юаней (грубо говоря, за 500 долларов). Такой бизнес им пришелся по душе, и они пустили в оборот своего первенца-сына. За него супруги Лин и Дзюань Ли срубили уже 30 тысяч юаней (примерно 4,600 долларов). В 2010 году у горе-бизнесменов родился второй сын, благодаря которому они «подняли» аналогичную сумму.

«Лавочку» прикрыла мать Лина Ли, которая, обнаружив пропажу внуков, сдала сына с невесткой властям. Задержанные супруги на вопрос, не скучают ли они по проданным детям, искренне удивились и ответили: «Мы не собирались их растить, мы просто хотели продать их и заработать немного денег». Более того, молодые люди не сомневались, что имеют полное право распоряжаться детьми так, как заблагорассудится. Если так, то ребятишками крупно повезло: не будь их родители столь гуманными, могли бы и сразу продать на черный рынок человеческих органов.

Пожалуй, на этом стоит остановиться. На сегодня хватит нелицеприятных фактов и кровавых подробностей. Пришло время обстоятельно задуматься, задать себе пару щекотливых вопросов и постараться на них ответить.Так опасны ли видеоигры для общества? Каково их влияние на человеческую психику? Может ли невинное развлечение перерасти в опасную зависимость?

Мнения людей разнятся. Одни видят в играх абсолютное и всеобъемлющее Зло, калечащее неокрепшие юные (а все чаще и взрослые) умы, твердят о зависимости, требуют ужесточения цензуры, да и вообще введения запрета на создание и распространение данного вида развлекательной продукции. Другие, наоборот, не воспринимают их всерьез и считают вполне невинным и даже полезным занятием, помогающим снизить уровень стресса и агрессии посредством, знаете ли, выплескивания накопившегося негатива на виртуальных болванчиков. Где же истина? Как и обычно, где-то в «золотой середине». И кроется она в адекватном восприятии видеоразвлечений.

Пожалуй, ни для кого не станет откровением, насколько далеко за последние 20 лет видеоигры шагнули в плане развития. Если в начале 90-х игроки наблюдали на экранах забавное мельтешение кучки пикселей, то сегодня разработчики, используя продвинутые графические технологии, моделируют вполне реалистичные игровые миры и населяют их правдоподобными персонажами, которые, как и настоящие люди, живут, общаются, страдают, плачут и смеются, рождаются и умирают. И, что самое интересное, никто ведь не собирается останавливаться на достигнутом. Технический прогресс не стоит на месте, а движется вперед семимильными шагами, производители компьютерного «железа» с каждым днем наращивают все больше мощностей, а это значит, что не за горами тот переломный момент, когда происходящее по ту сторону экрана будет трудно отличить от реальности.

Однако проблема возросшего количества убийств, связанных с видеоиграми, кроется вовсе не в наличии реалистичных сцен чрезмерного насилия, а в адекватности их восприятия отдельно взятым человеком. Простейший пример: дайте клинически больному пациенту психиатрической клиники поиграть в Postal и посмотрите, что с ним будет дальше. Думаю, никто не удивится, когда данный индивид начнет с упорством, достойным лучшего применения, крутить хвосты кошкам, лепить винтовку M-16 из подручных материалов, накидываться на санитарных работников и устраивать им… кхм, извиняюсь, «золотые дожди». Кстати, для подобного эксперимента необязательно использовать игру. Воспаленный разум психопата найдет пример для подражания везде. Покажите такому картину Кристофера Нолана «Темный рыцарь» и, будьте уверены, рано или поздно он состряпает из больничной наволочки «маску» Бэтмена или покрасит волосы зеленкой, подрисует украденной у медсестер помадой улыбку на губах и будет подскакивать к каждому встречному с вопросом: «А чего это ты такой грустный?»

Хотя, опять же, все зависит от конкретного типа личности. Некоторые, к примеру, могут покрасить волосы в рыжий цвет, разжиться автоматом и открыть стрельбу в кинотеатре, как это случилось в Денвере. "Но как же так?" — воскликнут многие. – "Мы знали Джеймса. Он воспитанный и добропорядочный молодой человек, старательный в учебе и всегда улыбался при встрече. Это вам не какой-то там психопат, сбежавший из лечебницы!"

Как бы не так. Оказывается, копни глубже и сразу выползет факт, что в период обучения в университете наш симпатяга наблюдался у местного психиатра. Более того, еще до совершения преступления он отправил горячо любимому доктору толстую тетрадь с подробным описанием того, что и как собирается сделать. После выяснения таких подробностей все, наконец, встает на свои места, и общая картина случившегося обретает целостность. Не увлечение фильмам или играми стало причиной бойни, а психическое расстройство Джеймса, из-за которого он возомнил себя Джокером и отправился продолжать дело любимого героя.

Но до истины еще нужно докопаться, что порой занимает много времени, которого, к сожалению, нет у работников желтой прессы. Они прибывают на место происшествия и рыскают по сторонам в поисках скандальной сенсации. И, казалось бы, вот оно самое: человек с явными отклонениями учинил жуткую бойню, или же расправился с жертвой особо изощренным образом, но… нет, чего-то не хватает. «Блюду» не достает остроты, нужно добавить пикантную подробность, которая вызовет бурное негодование публики. Что же это может быть? Наркотики? Старо как мир. Субкультуры? Давно вышло из моды. У него на компьютере установлен Manhunt? А это идея! Давайте напомним о проблеме чрезмерного насилия в играх. Не так свежо, но пипл-то хавает.

Однако если откинуть в сторону громкие газетные заголовки и попытаться вникнуть в суть, то можно разоблачить истинных «виновников» упомянутых трагедий. Так, например, Матеус да Коста мало того имел проблемы с психическим здоровьем, так еще злоупотреблял наркотиками.

Штейнхаузер незадолго до нападения был отчислен из гимназии за низкую успеваемость, многочисленные пропуски и подделывание медицинских справок. Добавьте сюда отсутствие здоровых отношений в семье и обществе, помноженное на замкнутость и чрезмерную стеснительность, и вместо нормального человека получите ходячий комплекс неполноценности. Немудрено, что у Роберта поехала крыша, и он решил стать судьей для тех, кто, якобы, лишил его будущего.

У Александра Копцева, устроившего резню в синагоге, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза выявила шизотипическое расстройство личности и склонность к суициду, которые появились или усугубились после смерти его родной сестры от онкологического заболевания.

Самоубийца Шон Вулли никак не мог реализовать себя в жизни, отчего частенько впадал в депрессию. Если так, то мысли о суициде, наверняка, приходили ему в голову более одного раза в день.

Таким образом, у каждого из этих людей имелись определенные жизненные проблемы, с которыми они не смогли справиться. Но, извините меня, причем же здесь игры? Разве они виноваты в том, что потенциальные преступники проводили за ними много времени? С таким же успехом можно обвинять топор, которым Раскольников зарубил бабульку-ростовщицу в одноименном произведении Достоевского. С таким же успехом можно обвинять ядерные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки американскими военными. С таким же успехом можно обвинять автомат Холмса, нож Копцева, пистолет Петрича. Согласитесь, подобные обвинения попахивают искренней глупостью и откровенным идиотизмом.

Однако среди выше рассмотренных мы лицезрели случаи, в которых вину видеоразвлечений становится крайне сложно отрицать. Петрич, Мельниченко, Спеллман, Кристи – каждый из них был буквально одержим играми, и эта одержимость дорого стоила окружающим их людям. Упомянутые товарищи удачно попадают под определение «heroin-ware», которым социологи обозначили феномен психологической зависимости человека от программного обеспечения. Печально, но факт: у некоторых людей видеоигры вызывают сильнейшую привязанность, сходную с героиновой зависимостью, и лишение очередной дозы для них смерти подобно. Соответственно, возникают ситуации, в которых наркоман, дабы избежать крайне неприятного физического состояния, именуемого «ломкой» (в нашем случае, прерывания игрового процесса), готов прибегнуть к любым мерам, вплоть до убийства. Так, к примеру, Петрич с Мельниченко убрали препятствие в виде родителей, а Спеллман, увидев, как его «дозу» буквально «спустили в унитаз», в приступе неконтролируемой ярости убил маленькую дочь.

Как говорится, проблема налицо. Но, опять же, стоит ли во всем обвинять только игры? Почему люди с головой уходят в выдуманные миры и не хотят их покидать? Может, потому что не знают, как вести себя в реальной жизни? Может, потому что их в свое время никто этому не научил? Скажу одно, чрезмерное увлечение видеоиграми – следствие (а не причина!) того, что человеку недостает нормального общения, не хватает радости и эмоций «за пределами виртуальных миров». Такие люди неспособны правильно построить отношения в социуме, добиться поддержки и признания. Как результат всего этого, они элементарно не могут почувствовать себя счастливыми здесь, в «реале», и потому отправляются искать счастье в играх. Рано или поздно увлечение, потихоньку перерастая в опасную зависимость, начинает заменять реальную жизнь, а от последней, как всем нам известно, очень трудно отказаться в силу заложенного в сознании каждого живого существа инстинкта самосохранения.

Сегодня мне, как никогда, вспоминается давешняя история с популярной MMORPG EverQuest. В былые времена вице-президенту компании Sony Online Entertainment Скотту Макданиелу предложили делать на упаковках игры надписи, предупреждающие о возможной опасности, на что тот ответил буквально следующее: «Любым продуктом нужно пользоваться ответственно, ведь на автомобили не вешают предупреждения типа „Не дави людей“. Во всем нужно знать меру, а тем, у кого есть дети, следует интересоваться, чем они занимаются».

Вполне логичное умозаключение и, по сути, справедливое замечание, которое обнажает перед нами наиважнейшую проблему современного общества – отсутствие должного воспитания у подрастающего поколения. В его низком качестве виноваты не только пагубное влияние масс-медиа и индустрии развлечений, вовсю эксплуатирующих «sex&violence», но и, по большей части, родители, которые в силу якобы «чрезвычайно высокой занятости» слишком мало времени проводят со своими чадами и почти не интересуются их увлечениями. Что такого страшного? Сидит себе ребенок, играет в компьютер – и ладно! Главное, не курит, не пьет, по улицам не шастает – значит, не угодит под колеса автомобиля или, того хуже, не попадет в дурную компанию. В общем, чем бы дитё не тешилось, лишь бы под ногами не путалось и проблем не создавало. Их и без того хватает: низкая зарплата, бешеные темпы инфляции, высокая ставка ипотечного кредитования, мировой финансовый кризис и неразрешенная угроза терроризма. А тем временем, сведение всех интересов ребенка к одним лишь видеоиграм ведет к риску его ущербного развития, которое вдобавок может осложниться возникновением и развитием игромании, а также всевозможных социальных фобий вроде антропофобии (боязни людей) или гомилофобии (боязни общения).

Как проводить больше времени с детьми? Как не допустить просчетов в их воспитании? Как расширить круг интересов ребенка? Все это вопросы иной юрисдикции, в которые автор не имеет права вдаваться подробно в связи с отсутствием у оного соответствующего жизненного опыта.

На этой ноте я, пожалуй, и закончу сие громоздкое повествование. Спасибо за внимание, уважаемые читатели и пользователи портала! Играйте только в хорошие игры и помните: все хорошо в меру. А еще не забывайте о друзьях и родителях, которые, в большинстве своем, нас любят, ценят и стараются оградить от неприятностей. Да и просто радуйтесь жизни: ведь она сама по себе большое, незабываемое приключение с кучей интересных заданий, серьезных достижений, «качественно прописанных» диалогов и неожиданных сюжетных поворотов. Всем хорошего настроения и удачи!

Смотрите также
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Фичер
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Фичер
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться