Игры для тех, кто ждет S.T.A.L.K.E.R. 2

Александр Койнов (редакция)

Постсоветские зомби, битвы за выживание и другие приметы шести идейных преемников «Сталкера»

S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти

Свинцово-серые тучи, протяжный вой за соседним холмом, потрескивание счетчика Гейгера и шипение «Холодца», посиделки в баре «100 рентген» и гитарные переборы у костра... Трудно сегодня представить среднестатистического российского игрока, который, помня о легендарном шутере S.T.A.L.K.E.R., не желал бы его возвращения. Сиквел отменили больше четырех лет назад, но поклонники до сих пор надеются на лучшее и ищут игры, которые хотя бы отчасти воспроизводят дух оригинальной трилогии. С 2009 года свет увидели несколько подобных разработок. Мы расскажем о шести из них.

Survarium

Идейным преемником оригинальных игр серии S.T.A.L.K.E.R. стал Survarium — бесплатный онлайн-шутер от студии Vostok Games. В ее штате — выходцы из GSC Game World, занимавшиеся S.T.A.L.K.E.R. 2 до роспуска команды. Родословная Survarium угадывается сразу: остались на месте аномалии, артефакты, различные воюющие между собой группировки. Правда, здешний мир пережил не взрыв на атомной станции, а глобальную экологическую катастрофу. Но настрой от этого не изменился: запустение, разруха и ветшающие полузаросшие растительностью здания. В череде живописно мрачных локаций — не только постсоветские края. Посмотреть на разрушенную Европу предлагают, например, карты «Кельнский мост» и «Лондон».

Планы у создателей смелые. В будущем они планируют добавить так называемый режим свободной игры. В нем будут и сюжетные миссии, и схватки между пользователями и доступные для исследования территории, которые по площади превзойдут уже существующие в Survarium карты. Фактически в Vostok хотят сделать онлайн-версию S.T.A.L.K.E.R. Звучит многообещающе, но пока новинка проходит открытый бета-тест, который длится уже практически два года. Многие возможности до сих пор не реализованы, а игроки жалуются на засилье читеров. Как следствие, отзывы о Survarium пока смешанные.

Metro 2033 и Metro: Last Light

Трейлер Metro: Redux

Часть сотрудников GSC ушла из компании за год до выхода первой игры серии, S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, и основала студию 4A Games. Геймдизайнеры сохранили верность теме постапокалипсиса, создав Metro 2033 — survival-шутер по мотивам одноименного романа Дмитрия Глуховского. Согласно сюжету, после всемирного ядерного Армагеддона выжившие в Москве люди обжили туннели столичного метрополитена. Дух книги-первоисточника в игре передан точно: прогулки по темным туннелям и зараженному радиацией городу, сражения с мутантами и населяющими метро группировками запоминаются надолго. Как отметил рецензент Игр@Mail.ru, отголоски S.T.A.L.K.E.R. можно найти и в боях Metro 2033, и даже в моделях персонажей. Многие роли исполнили те же актеры озвучки, что и в разработке GSC. Но в отличие от S.T.A.L.K.E.R., Metro 2033 предлагает следовать строго заданным маршрутом. Именно за умение создать правильный настрой и ловко выстроенную череду приключений ее больше всего хвалили и игроки, и профильная пресса.

Продолжение, Metro 2033: Last Light, вышло в 2013 году, а летом 2014 года свет увидел сборник Metro Redux, переиздание обеих игр для консолей текущего поколения. Сейчас в разработке находится cледующий выпуск серии, а для фильма по книге нашлись голливудские продюсеры.

sZone Online

Трейлер sZone Online

Можно ли делать свой S.T.A.L.K.E.R. Online, не получая разрешения от правообладателей из GSC? Екатеринбургской компании Cybertime Games это пока удается. В 2010 году студия начала разрабатывать многопользовательскую игру sZone Online о серии аномальных зон по всему миру и исследующих их сталкерах. Иски GSC к компании до сих пор не были удовлетворены. Вдобавок, события приняли курьезный оборот: часть разработчиков Cybertime откололась от основной команды и фактически клонировала клон, создав Stalker Online — копию sZone.

И sZone Online, и ее двойник хорошо воспроизводят дух постапокалиптического мира, но даже спустя шесть лет разработки напоминают полуфабрикат. Еще в 2012 году, изучая Stalker Online, наш рецензент отмечал, что графика устарела, а движок плохо оптимизирован: «На анимацию монстров смотреть без слез нельзя. И даже обновить игровой клиент получается далеко не с первого раза. Здесь неудобно стрелять, неудобно поднимать предметы с земли. Игра выглядит вопиюще несовременной и неудобной». В 2016 году это все еще справедливо. В случае с sZone Online жалобы на баги и плохую графику также не прекращаются. «Лично я даже не смог продвинуться дальше загрузки серверов, она тупо виснет или вылетает», «всадил в крысу 7 патронов с 2 метров, так она выжила и загрызла героя», — пишут пользователи в Steam-рецензиях. Многих возмущает засилье читеров.

DayZ

Гораздо привлекательнее выглядит DayZ — знаменитая многопользовательская модификация к шутеру ArmA 2, разработанная бывшим новозеландским военным Дином Холлом совместно с чешской студией Bohemia Interactive. По сюжету в вымышленном постсоветском государстве Черноруссия вспыхнула загадочная эпидемия, превратив жителей в зомби. Цель игрока — как можно дольше продержаться в опасной зоне. К вопросу выживания DayZ подходит основательно: нужно следить за уровнем голода и жажды, искать припасы, беречь здоровье (при неудачном падении можно что-нибудь себе сломать) и не привлекать к себе внимания. Стоит раз ошибиться, и придется расплачиваться: смерть в игре означает потерю всех с трудом нажитых предметов. Каждый раз приходится начинать путь с самого начала.

Несмотря на разные завязки, у DayZ много общего со S.T.A.L.K.E.R. Обширные территории постсоветского государства, индустриальные руины в окружении лесов и полей вызывают меланхолию. И ежесекундно крепнет ощущение опасности и одиночества, пока находишься в этих заброшенных местах. Виной тому не зомби, а другие игроки: желание выжить подталкивает одних к насилию над другими. В этом создатели модификации даже превзошли GSC. Ведь украинцы именно так позиционировали свою игру: сталкер сталкеру — волк, и каждый заботится только о своей шкуре. Но в S.T.A.L.K.E.R. этого не ощущаешь. А в DayZ регулярно происходят события в духе криминальных сводок: от попыток угонять чужих персонажей в сексуальное рабство до принудительной вербовки в общину, где поклоняются снеговику.

В декабре 2013 года у DayZ появилась коммерческая версия DayZ Standalone, для запуска которой не требовалась копия ArmA 2. Ее альфа-версию опубликовали в Steam. По состоянию на январь 2015 года продажи составили около 3 миллионов копий. Финальный вариант DayZ планируют выпустить до конца 2016 года, но некоторые игроки уже раскритиковали создателей за неторопливость и неумение держать слово.

Tom Clancy’s The Division

Черты S.T.A.L.K.E.R. можно отыскать и в играх, где постсоветские территории не показывают. Например, в вышедшем 8 марта онлайновом шутере Tom Clancy's The Division. Согласно предыстории, террористы организуют в Нью-Йорке вспышку эпидемии, тем самым спровоцировав панику среди населения. Игрокам достается роль элитных оперативников, которые должны взять ситуацию под контроль и найти злоумышленников.

The Division обходится без фантастических элементов: посреди Таймс-сквер нет аномалий, а в подземке — гигантских крыс. Все реалистично: по опустевшему Нью-Йорку бродят банды мародеров, сбежавших заключенных и наемников. Город смоделирован подробно, с вниманием к деталям. Во многие дома можно проникнуть и перерыть все комнаты в поисках чего-нибудь полезного. Повсюду разбросаны многочисленные аудиозаписи, документы, и даже виртуальные голограммы с историями прошлого. Исследовать окрестности проще в компании друзей, хотя можно заделаться одиноким волком: дух «сталкерства» от этого только сильней. Вдобавок в игре существует Dark Zone — район для битв между игроками, — в котором предлагают добывать самую лучшую экипировку, а стрелять разрешают даже в соратников. Хотя выжить в «темной зоне» трудно, игроков постоянно влечет в нее, словно сталкеров — в зону отчуждения.

Выйдя совсем недавно, The Division успела побить пару рекордов. По скорости, с которой ее раскупали, она обогнала все остальные игры Ubisoft. Кроме того, за пять дней с начала продаж она заработала $330 миллионов, показав лучший результат среди всех запущенных новых серий.

Escape from Tarkov

Идейная преемница S.T.A.L.K.E.R. нашлась и среди еще не выпущенных проектов. В ноябре питерская студия Battlestate Games анонсировала многопользовательскую игру Escape from Tarkov. В команде есть те, кто работал над Mass Effect и Bioshock, и даже бывший ведущий аниматор S.T.A.L.K.E.R 2. Действие разворачивается в вымышленном российском городе Тарков (ударение на первый слог). Он оцеплен войсками, а внутри идет схватка двух частных армий. Персонажи игроков — бывшие наемники, которым нужно покинуть город, воспользовавшись одним из сюжетных планов побега.

«Побег из Таркова» похож одновременно и на S.T.A.L.K.E.R., и на Survarium, и на DayZ, и даже на свежую The Division. Разработку ведут на движке Unity Engine 5. От фантастических элементов авторы отказались, пообещав правдоподобный мир, в том числе со сменой погодных условий и времени суток. Согласно их заявлению, ролевые элементы в игре напомнят о выпусках серии The Elder Scrolls: чем чаще использовать определенный навык, тем лучше персонаж его изучит. А с ростом мастерства появятся новые анимации: к примеру, игрок начнет держать оружие как матерый вояка.

Микротранзакций в Escape from Tarkov не будет: вы оплачиваете игру один раз и получаете полный доступ ко всем возможностям. Закрытое бета-тестирование новинки запланировано на первый квартал текущего года, а полноценный релиз — на вторую половину года. Пока всем желающим предлагают оформить предзаказ на официальном сайте (самый дешевый вариант обойдется в 1600 рублей).

Судьба S.T.A.L.K.E.R.2 — в руках его создателя, Сергея Григоровича. Как-то он пообещал, что отдаст права на серию за процент от дохода, если найдет команду, способную сделать такую игру или предъявить уже почти готовый проект на похожую тему. Пока новостей о продолжении нет. Но игры, в которых есть дух S.T.A.L.K.E.R., продолжают выходить, и перечисленные нами разработки — наверняка не последние.

Смотрите также
Поколение зомби-апокалипсиса: пять историй из мира DayZ
Фичер
Поколение зомби-апокалипсиса: пять историй из мира DayZ
Метро 2033
Рецензия
8.0 Метро 2033
Какого сталкера?
Фичер
Какого сталкера?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться