Игры как инструмент агитации

Алексей Меркухин (редакция)

Как политики используют уже существующие интерактивные развлечения и создают новые, чтобы завоевать симпатии избирателей

В обществе распространено мнение, будто видеоигры и политики несовместимы. Для чиновников интерактивные развлечения часто служат красной тряпкой, поводом разглагольствовать о пропаганде насилия и деградации подростков. Но иногда политические деятели пытаются использовать современные технологии для формирования общественного мнения.

В последние несколько лет, с повсеместным распространением смартфонов и планшетов, развлекательные мобильные приложения политического характера появляются все чаще. Зачастую их выпускают в пропагандистских целях, для продвижения партийных позиций среди молодежи.

Сегодня мы рассказываем о пяти успешных (и не очень) примерах того, как игры выступают средством агитации.

Жан-Люк Меланшон

Большую часть нынешнего года Франция проведет под руководством нового президента. На высшую государственную должность до последнего времени претендовали 11 человек. Но независимо от результатов выборов леворадикал Жан-Люк Меланшон в каком-то смысле победитель: он провел образцовую кампанию в интернете.

Чтобы привлечь молодой электорат, лидер «Непокорной Франции» выступал одновременно в двух городах в виде голограммы, снимался в провокационных промо-роликах и даже стал героем мини-игры. В Fiscal Kombat доходчиво разъясняется ключевой тезис программы Меланшона — перераспределение богатств в пользу нуждающихся. Ради этого пиксельный политик ловит на улицах богатых и буквально вытряхивает из них деньги и драгоценности. По итогам похождений собрать нужно 279 миллиардов евро — именно столько нужно кандидату на выполнение предвыборных обещаний.

Помимо безликих чиновников выбивать деньги необходимо из элиты — например, бывшего французского лидера Николя Саркози и банкира Макрона Эммануэля

Мун Джэин

В Южной Корее тоже готовятся к выборам главы государства, причем досрочным. Первую в истории страны женщину-президента Пак Кын Хе недавно отстранили от власти по обвинениям в коррупции и злоупотреблении полномочиями. И в мае вакантное место займет один из пяти претендентов.

Хорошие шансы на победу, по мнению южнокорейских СМИ, у лидера Демократической партии Тобуро Мун Джэина. Опытный юрист Мун Джэин придерживается проверенных методов пропаганды, но не боится и оригинальных подходов к ней. Этим и объясняется появление на его YouTube-канале видео, в котором якобы он сам создает две карты для StarCraft. Они доступны для скачивания в блоге оппозиционного кандидата.

В Южной Корее, где киберспорт недавно приравняли к классическому спорту, StarCraft сродни религии. И таким образом Джэин, считают местные журналисты, пытается склонить молодежь, обычно равнодушную к политике, на свою сторону. Получится или нет, узнаем совсем скоро.

Марк Уорнер

Имя Марка Уорнера, сенатора от штата Виргиния, не на слуху у геймеров. А между тем он чуть ли не первым использовал видеоигры как площадку для диалога с гражданами. С этой целью он еще в 2006 году погрузился в виртуальный мир, появившись в симуляторе Second Life.

Общение с виртуальным Марком Уорнером выглядело немного сюрреалистично еще и потому, что ведущим встречи был человек с ником Гамлет Аю (Hamlet Au)

Даже сейчас идея пообщаться с виртуальной копией сенатора на темы национальной безопасности, образования и финансов звучит экзотично, а тогда подобный эксперимент и вовсе выглядел странно. Тем не менее, общественность и пресса заинтересовались происходящим, и одобрительных отзывов было немало. Для Уорнера этот эксперимент мог бы послужить бы хорошим толчком к старту его президентской кампании 2008 года, о которой ходили слухи. Но она так и не началась — впрочем, это уже другая история.

Барак Обама

Бывший американский лидер тоже прибегал к помощи игровой индустрии, и не раз. Еще в 2007 году его сторонники провели схожее с выступлением Уорнера мероприятие в онлайновой среде Second Life, но без участия самого Обамы, конечно.

Барак Обама в бытность президентом критиковал игры за чрезмерную жесткость, но не сильно и не часто. При этом всегда одобрял заложенную в них образовательную функцию

По-настоящему активно видеоигры стали использоваться в президентской гонке в 2008-м, когда рекламные щиты со слоганами Обамы появились в сетевом режиме Burnout Paradise. Спустя четыре года, в ходе очередной кампании, соратники 44-го главы США увеличили масштаб виртуального присутствия. Тогда баннеры обнаружили в 18 играх, включая Madden NFL и Guitar Hero. Все рекламные площадки объединяло то, что основная их аудитория — почти недосягаемые для рекламодателей мужчины в возрасте 18-34 лет. Благодаря Electronic Arts, как пояснила представитель компании Холли Роквуд, удалось донести до геймеров основные тезисы программы Обамы.

Хиллари Клинтон

В середине 2000-х сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон прослыла одним из непримиримых врагов видеоигр. Она выступала за ограниченное их распространение, считая, что из-за них дети вырастают машинами для убийств.

Спустя десятилетие Хиллари Клинтон, уже кандидат от Демократической партии в президенты США, активно использовала видеоигры для улучшения собственного рейтинга. Наиболее показательна история с завлечением избирателей на агитационные мероприятия с помощью PokeStop и PokeGym — «станций» для получения очков опыта и предметов и тренировочных залов соответственно в рамках Pokemon Go.

Хиллари Клинтон играет на Game Boy, 1993 год

На попытку омолодить аудиторию на предвыборных встречах отреагировали и в соцсетях: там в основном шутили, что Клинтон находится в отчаянии, раз ищет поддержки у мультяшек. Еще дальше пошли в команде Дональда Трампа, опубликовав пародийное видео с превращением его оппонента в покемона. После поимки кандидата от демократов на экран выводилась издевательская сводка о нем: «Часто врет американцам, мошенничает и делится секретными электронными письмами. Следующая эволюционная стадия — безработная».

Времена меняются, как и отношение политических и государственных деятелей к интерактивным развлечениям: неприязнь перерастает в заинтересованность. Без игр и соцсетей получить сегодня поддержку практически невозможно, старые методы агитации уже не способны охватить все пласты населения. И с каждым годом расстояние между игровой индустрией и политикой, по всей видимости, будет сокращаться, пока дело не дойдет до регулярного сотрудничества.

Смотрите также
День неожиданного косплея
Фичер
День неожиданного косплея
Истории из далекого космоса
Фичер
Истории из далекого космоса
Стоит ли играть в Bulletstorm: Full Clip Edition?
Фичер
Стоит ли играть в Bulletstorm: Full Clip Edition?
Современные города в видеоиграх
Фичер
Современные города в видеоиграх
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться