The Boston Major 2016 Перейти

Игры как искусство

Doctor Who (пользователь)

Лучшие примеры видеоигр, которые с уверенностью можно назвать произведением искусства

Еще в 2011 году видеоигры были признаны видом искусства правительством США в лице Национальной программы поддержки искусства (National Endowment for the Arts). В свете последних событий это решение кажется все более логичным – прошлый год порадовал нас такими «произведениями», как Bioshok Infinite, The Last of Us, Gone Home

Все больше людей понимают, что игры – не просто развлечение для меньшинства, но составная часть искусства в целом. Лучше всего эту мысль выразил Дэвид Кейдж на E3 2013 прошлым летом. Создатель Qantic Dream отметил, что его студия прежде всего будет стремится привлечь в индустрию все более массовую аудиторию, рассказывать историю, понятную не только людям, с детства неразлучным с «дуалшоком», но и далеким от всего этого. И хоть творение самого француза Beyond: Two Souls не совсем оправдало ожидания публики, с уверенностью можно сказать, что данную тенденцию известный разработчик подметил совершенно верно, но далеко не первым и далеко не единственным.

Ниже я предлагаю вам игры, которым наиболее удачно удалось расширить представление об искусстве, игры, которые легитимно можно назвать «произведением».

Dear Easther

Захватывающие дух пейзажи игры

Графический квест, созданный Робертом Бриско (который с недавних пор числится в ряду сотрудников Valve по приглашению самого Гейба Ньюэлла) пошел по стопам и взял все лучшее от таких игр, как The Path и Myst. Это нелинейная и совершенно свободная история, которую рассказывают нам разработчики, получается такой захватывающей не в последнюю очередь из-за приемов, которые дарят «творцам» видеоигры. Читатель в данной ситуации становится и объектом, и субъектом повествования, от которого невозможно оторваться до последних минут.

Столь захватывающая история берет своей атмосферой наповал – музыка и окружение существуют здесь в абсолютном симбиозе, дополняя и развивая друг друга. Dear Esther – прежде всего рассказ об одной отдельной жизни, произведение, а лишь потом видеоигра.

На что стоит обратить внимание

Графический квест, созданный братьями Робином и Рэндом Миллерами Myst, игра Tale of Tales The Path, телесериал Lost, роман «Сто лет одиночества» Габриэля Маркеса

Интересный факт

Первоначально игра была создана как мод для Half-Life 2 преподавателем университета Дэном Пинчбэком и группой студентов, а только затем завершена бывшим сотрудником DICE Робертом Бриско

Серия Bioshok

Персонажи всегда были сильной чертой Кена Левина

Кен Левин, создатель существовавшей до недавнего времени студии Irrational Games – прирожденный писатель, и игры для него предстают площадкой для творчества, белыми листами, на которых можно написать историю. Историю, которая тронет вас до глубины души. Историю, которая покажет вам эмоции и чувства других людей. Пороки этих людей. Их желания и стремления.

Не важно, где вы будете находится – в подводном городе-утопии Восторг, или в летающей среди облаков Колумбии, атмосфера будет пронизывать вас до костей, как холодный ветер в горах. Атмосфера, которая прежде всего создана на эмоциях других людей, а поэтому такая близкая игроку-читателю.

На что стоит обратить внимание

Другая серия игр Irrational Games Sistem Shock, творчество американской писательницы Айн Рэнд, в частности «Атлант расправил плечи»

Интересный факт

Колумбия — это женская персонификация США, по аналогии с мужской — дядей Сэмом. Сейчас мало кто про нее вспоминает, но в XIX веке Колумбия была очень популярна.

Braid

Игра-притча о любви и времени

На первый взгляд интерпретация Супер-Марио с совершенно схожим сюжетом, при детальном рассмотрении становится настоящим метафорическим произведением с глубоким смыслом. Эту игру сложно отнести к определенному жанру. Прежде всего – это своеобразный философский трактат о времени, любви и человеческой судьбе, который рассказывает свою историю с помощью инструментов видеоигр.

При всем этом Braid постоянно меняется – каждый новый уровень играется совершено по-разному. А главное, воспринимается совершенно по-разному. И даже после первого прохождения интерес к игре не уменьшается, а лишь растет – этому способствует и шикарная концовка, которая дает больше вопросов, чем ответов.

На что стоит обратить внимание

Super Mario Bros, произведения Альберта Камю, в первую очередь «Посторонний»

Интересный факт

Создатель игры Джонатан Блоу утверждает, что идея и концепция пришли к нему во время сна. Кстати, на создание игры было потрачено всего 2000 долларов

Игры Bioware

Борьбу за власть мы наблюдаем в нашем мире постоянно...

При всей своей неоднозначности серии Dragon Age и Mass Effect являются знаковыми как для рпг-жанра, так и для видеоигр в целом. Истории, рассказанные разработчиками, выглядят проработано и соответствуют состоянию современного общества во многих своих деталях. В этом нас убеждают постоянные аллегории на действительность, важные и животрепещущие вопросы о власти, свободе, войне и мире. Игрок же в этом театре выступает одновременно и зрителем, и автором. Автором, которому придется делать выбор. Автором, который будет переживать реальные эмоции.

На что стоит обратить внимание

Игры серии The Elder Scrolls, «Властелин Колец» Джона Р. Р. Толкина и «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса, «Звёздные Войны» Д. Лукаса

Интересный факт

800 тысяч слов было записано в студии в ходе озвучки Dragon Age: Начало. Всего же в игре, с учётом справочной информации, свыше миллиона слов.

Limbo

Чувство одиночество передано в игре на отлично

Тема смерти всегда присутствует в сознании человека, и может являться как добрым, «естественным» другом или советником, так и надоедливым, а порой пугающим комаром. Затронуть данную тему – смелость. Смелость, которую показали разработчики Limbo. Загадочная история, которая не боится поднимать даже такие вопросы, как вопросы религии, предоставляет огромную пищу для размышлений, а открытый финал является одним из лучших финалов видеоигр вообще. И идеальным финалом для таких произведений.

На что стоит обратить внимание

Игра с тематикой человеческой жизни и смерти Passage, «Божественная Комедия» Данте Алигьери

Интересный факт

Игра создавалась под вдохновением от сказочной повести «Братья Львиное сердце» Астред Линдгрен

Игры «новой» RockStar

Одна история одного человека, пресловутая «Американская мечта»

С выходом GTA 4 студия, начинавшая свой путь от обычных аркадных гонок, окончательно взяла курс на лучших голливудских режиссеров, излюбленный мотив повествования которых – криминальная драма отдельных людей и нации в целом. Да, намеки на «взросление» были еще до этого, в GTA: San Andreas, но четвертой частью своей легендарной серии разработчики окончательно показали, что Френсис Форд Кополла и Брайан Де Пальма являются для них не просто объектами для подражания и заимствования идей, но и своеобразными ориентирами, на которые стоит равняться. Во всей красе это раскрылось в L. A. Noire, которая по драматизму не уступает лучшим криминальным фильмам.

На что стоит обратить внимание

«Крестный отец» Ф. Ф. Кополлы, «Лицо со шрамом» Б. Де Пальмы, «Однажды в Америке» С. Леоне, «Схватка» Майкла Манна

Интересный факт

По распространённому мнению, прототипом Нико Белика стал сербский киллер Саша из фильма «В тылу Врага», сыгранный Владимиром Машковым

Grim Fandango

Такого загробного мира вы еще не видели

Венок творения игровой студии Джорджа Лукаса LucasArts отправляет нас в загробный мир, похожий на гигантскую корпорацию. По атмосфере игра прежде всего напоминает фильмы Тима Бертона и от этого еще больше выигрывает. На всем этом фоне нам рассказывают историю любви, по силе превосходящую даже смерть.

На что стоит обратить внимание

Мультфильм «Кошмар перед Рождеством» Тима Бертона, серия квестов Sam & Max

Интересный факт

Почти все персонажи являются мексиканцами, которые часто используют испанские слова в речи. Большинство из них много курят. В руководстве игры указывается, что все, кто курит в игре — умершие, «стоит подумать над этим».

The Last Of Us

Настоящее искусство воодушевляет, в том числе на творчество

Я очень не хотел упоминать в сегодняшнем обзоре игры, вышедшие в прошлом году, хоть из них есть пара очень достойных для рассмотрения экземпляров. Но не упомянуть данную игру я просто не могу – настолько глубоко она запала мне в душу. Возможно, потому-что тематика апокалипсиса близка мне, так как она действительно может без прикрас и поразительно четко показать эмоции и реальные чувства людей, которые до поры скованны социальными и общественными порядками и правилами. По теории психоанализа это называется «Ид» — от латинского «оно». Эта та животная сущность человека, которая до поры до времени сдерживается «здравым смыслом», то есть опытом предыдущих поколений. Но стоит человеку оказаться в экстремальных условиях, как эта сущность обнажает свое истинное лицо. Которое может оказаться ужасно, ужасно страшным.

Этот холодный, холодный мир, могут согреть лишь люди...

Все эти эмоции до этого можно было увидеть в фильме «Дорога» с Вигго Мортенсеном, снятом по роману обладателя Пулитцеровской премии Кормака МакКарти, автора книги «Старикам тут не место», по которому братья Коэны поставили оскароносный фильм. В этих произведениях передается первобытная сущность людей, оказавшихся в жестоких условиях пост-апокалипсиса. Как говорит персонаж Мортенсена своему сыну, в этих людях погас огонь. Огонь надежды? Огонь человечности? Тонкая грань, отделяющая голодающего, но не сдающегося человека от ужасных каннибалов, потерявших человеческую сущность. Удивительное по силе произведение ставило ребром ряд животрепещущих вопросов, а финал мог вызвать слезы даже у самого «сурового» мужчины.

The Last Of Us студии Naughty Dog дает почувствовать эти эмоции совершенно с другого ракурса. Вернее, изнутри. Идеальное сочетание сюжета и геймплея заставляет игрока почти физически ощущать всю суровость ситуации. Право, какой уникальный опыт получает тот, кто осилил историю Джоэла и Эли, прошел этот путь вместе с ними. С людьми, у которых еще горит огонь внутри. С последними из нас.

На что стоит обратить внимание

«Дорога» Джона Хилкоута по роману «Дорога» Кормака Маккарти, «Старикам тут не место» братьев Коэнов, «Я-Легенда» Фрэнсиса Лоуренса, «Расцвет Мертвецов» Зака Снайдера, «Мобильник» Стивена Кинга, «Мировая война Z» Макса Брукса

Интересный факт

Идея грибных спор, заражающих и изменяющих поведение, не предумана сценаристами, а вдохновлена увиденным разработчиками по телевизору сюжете о Кордицепсе Однобоком

Бонус: Игры, заслуживающие внимания

Игры, не попавшие в основной список, но так или иначе заслуживающие внимание

Великолепные творения thatgamecompany: flOw, Flower, Journey – игры идеальной стилистики и атмосферы

Шедевры Умито Уэда Ico и Shadow of the Colossus – истории о любви и преданности, рассказанные совершенно по-новому из-за геймпада в руке.

Серия Assassin’s Creed – сочетания «живого» музея и трактата по истории с интерактивными развлечениями

Heavy Rain и Fahrenheit – игры Qantic Dream, задавшие новое направление развитию жанра интерактивного кино

Серия Mafia – достойный соперник GTA за звание самой кинематографичной серии криминальных песочниц, подражающих Голливуду. Отдельное спасибо Ф. Ф. Кополле и Эннио Мориконе

***

Видеоигры уже на данный момент – важная веха искусства. Те возможности, которые они дают авторам уже сейчас, и те эмоции и чувства, которые получают игроки от всего этого, заставляют с оптимизмом смотреть в будущее и предвкушать тот опыт и те открытия, которые ждут всех нас впереди.

В конце хочется привести цитату немецкого драматурга Бертольта Брехта, которая как нельзя кстати подходит к видеоиграм:

«Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства,- это скука... Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие».

Смотрите также
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Фичер
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Фичер
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Чего ждать от консоли-трансформера Nintendo Switch
Фичер
Чего ждать от консоли-трансформера Nintendo Switch
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться