Игры, которые изменили все

Александр Башкиров (редакция)

Первая кровь, первый игровой босс, первый сбитый пешеход и еще множество других вещей, которые сделали видеоигры такими, какими мы знаем их сейчас

Совсем недавно мы писали о самых необычных игровых патентах, которыми издатели и разработчики защищают свои, порой странные и незначительные, изобретения. Сейчас настало время настоящих первопроходцев, которые и без патентов повлияли на развитие игр, как никто другой. Хотя авторство некоторых изобретений до сих пор оспаривается, мы решили встать на сторону большинства и придерживаться самых популярных точек зрения на то, кто же изменил игры навсегда.

Первая видеоигра

Игра: Spacewar!

Год выхода: 1962

За титул первого компьютерного развлечения борются сразу несколько изобретений. В их числе — безымянный симулятор ракеты, который в 1947 году создали профессора физики Фурманского университета Томас Голдсмит и Истл Рэй Манн, «Крестики-нолики» на основе электронно-лучевой трубки (OXO, 1951 год, автор — профессор Сэнди Дуглас), «Теннис для двоих» 1958 года и еще несколько подобных программ, которые запускались на огромных научных серверах размером с комнату.

Но всеми признаками настоящей видеоигры обладает только Spacewar! 1962 года, которая была написана для компьютера PDP-1 студентом Массачусетского технологического института Стивом Расселом. Именно у Spacewar! впервые появился привычный нам геймплей, название и более поздняя коммерческая версия (Computer Space, 1971 г.). Некоторые также считают Spacewar! первым из известных шутеров.

Игра была рассчитана на двоих: векторная ракета и такой же векторный самолетик охотились друг за другом на черном экране. В центре — искрящаяся точка, которая символизировала гравитационную аномалию, затягивающую в себя оба корабля.

Первый босс

Игра: dnd

Год выхода: 1975

Когда речь заходит о первом боссе в истории видеоигр, многие вспоминают гигантскую разноцветную летающую тарелку с пятого уровня космического шутера Phoenix (1980 г.).

Но мало кто знает, что пятью годами ранее вышла dnd, разработанная Гэри Уизенхантом и Рэем Вудом для PLATO — системы электронного обучения при университете Иллинойса, впоследствии разросшейся до нескольких тысяч терминалов.

На первый взгляд это была стандартная цифровая версия модуля для оригинальной настольной Dungeons & Dragons — то, что с 1980 года начнут называть Rogue-подобными играми. Но главный артефакт (волшебный орб) в dnd охранял трудноубиваемый дракон, которого, в свою очередь, прикрывали мелкие прислужники. Окруженный мобами враг в конце длинного и опасного подземелья — гораздо лучший пример игрового босса, чем летающая тарелка на отдельном, специально отведенном под нее уровне.

Первый сбитый пешеход

Игра: Death Race

Год выхода: 1976

В книге Ника Монтфорта и Яна Богоста «Racing the Beam: The Atari Video Computer System» сказано: «Death Race, разработанная Хоуэллом Айви, была первой игрой, в которой поощрялось убийство пешехода при помощи автомобиля». Если вы сейчас подумали о трехмерных улицах, машинах с шипами и кровавых следах на асфальте, то просто посмотрите видео из Death Race. Это 1976 год, игровые разработчики развлекались, как могли.

Первая трехмерная графика

Игра: 3D Monster Maze

Год выхода: 1981

Первая коммерческая трехмерная игра 3D Monster Maze была разработана британским программистом Малькольмом Эвансом для компьютера Sinclair ZX81. Игрок находился в черно-белом, случайно генерируемом лабиринте (16 на 16 клеток). За нами охотится дико страшный тираннозавр.

Атмосфера создается надписями «тираннозавр пробудился» и «вы слышите шаги за спиной». Очки начисляются за каждый шаг, сделанный в процессе бегства от динозавра, и за успешный выход из лабиринта через единственную дверь — тогда мы попадаем в следующий случайно сгенерированный лабиринт.

Хотя другие источники присваивают звание первой 3D-игры векторной Battlezone, разработанной для игровых автоматов Atari в 1980 году. Но это скорее специализированный армейский симулятор (версия Bradley Trainer использовалась армией США для тренировки стрелков БМП M2 «Брэдли»), чем компьютерная игра в современном представлении

Первый мультиплеер

Игра: Snipes

Год выхода: 1983

Первая игра с мультиплеером по сети была разработана маленькой компанией SuperSet Software, основанной в 1981 году в штате Юта. Случайно генерируемый лабиринт и персонажи тут отображались в виде простых текстовых символов. «Бойца» нужно было двигать стрелками, а еще одной клавишей — стрелять во вражеских снайперов. Пули летели по диагонали, отскакивая от стен лабиринта: самое подходящее описание для этой игры — «текстовый шутер».

Для мультиплеера требовались несколько подключенных к одному сетевому диску компьютеров IBM — собственно, игра была разработана как демо-версия сетевых возможностей тогдашней новинки IBM PC XT.

Первый игровой диск

Игра: Dragon's Lair

Год выхода: 1983

Компакт-диск как носитель информации был разработан Sony в 1979 году для совсем других целей — первым достижением цивилизации, записанным на оптический диск, стал альбом The Visitors группы ABBA.

Четырьмя годами позже появился игровой автомат Dragon's Lair, разработанный компанией Cinematronics. Работал он на основе компакт-диска, на котором содержался порезанный на части мультфильм талантливого аниматора Дона Блута («Все псы попадают в рай», «Титан: После гибели Земли»). Бестолковый рыцарь пробирался по усеянному чудовищами и ловушками замку, надеясь спасти принцессу: в зависимости от действий игрока запускался тот или иной фрагмент мультфильма.

Интерактивность в Dragon's Lair была весьма условная, но сам факт того, что на экране автомата суетились не векторые или пиксельные фигурки, а настоящие мультипликационные персонажи, производил неизгладимое впечатление на современников. В настоящий момент Dragon's Lair — одна из трех видеоигр (вместе с Pong и Pac-Man), находящихся на вечном хранении в вашингтонском отделении Смитсоновского института.

Первая кровь

Игра: Chiller

Год выхода: 1986

Chiller — разработанная для игровых автоматов игра с использованием светового пистолета. Правда, пистолет в ней служил не табельным оружием бравого полицейского, а орудием пыток. Да-да, игрок был палачом, который меткими выстрелами расчленял жертвы, привязанные к различным средневековым орудиям пыток. Угрозы со стороны жертв нет никакой — в Chiller важна только скорость и изобретательность расчленения.

Даже выстрелы в голову убивали не сразу — нужно было стрелять по органам управления пыточными инструментами и ждать, пока клиента не разорвет на дыбе. Дикие крики в кадре и за кадром, кровь, оторванные конечности, отлетающие от обнаженных мужчин и женщин куски мяса: в наше время подобное встречается повсеместно, но в конце восьмидесятых Chiller удостоилась звания первой игры, навсегда запрещенной в Великобритании.

Первая игра с оркестровой музыкой

Игра: Heart of Darkness

Год выхода: 1998

Поздние 90-е и ранние 2000-е — золотая эра музыки в компьютерных и видеоиграх. Какие композиторы, какие саундтреки — Фрэнк Клепаки и Command & Conquer, Томми Талларико и MDK!

Но первой игрой, использовавшей в саундтреке оригинальную оркестровую музыку, был платформер Heart of Darkness Эрика Шайи (создателя Another World). Игра сама по себе совершенно потрясающая — мультяшный ремейк Another World про вооруженного электрическим разрядником мальчика, который спасал свою собаку.

Музыку к Heart of Darkness написал видный американский композитор Брюс Броутон («Сильверадо», «Тумстоун»). Саундтрек был записан Лондонским симфоническим оркестром, по продажам обогнал саму игру и сейчас продается за приличные деньги на Amazon.

Первый экшен с укрытиями

Игра: Kill Switch

Год выхода: 2003

О первом появлении многих элементов геймплея в играх можно долго спорить —где мы впервые научились стрелять? А прыгать?

Но с первым использованием укрытий все более-менее ясно. Этот элемент геймплея впервые появился в игре Kill Switch — очень среднем шутере от третьего лица, который разработала компания Namco для PS2 и Xbox в 2003 году. В Kill Switch вся тактика перестрелок была построена на умении героя прятаться за выступами, углами и колоннами и вести огонь по врагу, не высовываясь из укрытия.

Первый контроллер движений

Игра: EyeToy: Play

Год выхода: 2003

EyeToy для PlayStation 2 — первое в истории периферийное устройство, позволявшее управлять игрой с помощью нелепого размахивания руками перед маленькой подслеповатой видеокамерой. Входящие в поставляемый с камерой игровой комплект EyeToy: Play развлечения были примитивнейшими (протираем стекло аквариума, жонглируем футбольным мячом, молотим ниндзя), да и движения игрока распознавались неточно и не всегда.

Но появление EyeToy дало старт новой эпохе в игровой индустрии, когда контроллеры стали важны не меньше, чем сами игры или консоли.

Стоит лишний раз напомнить: голая идея в современном мире не стоит ничего, какими бы строгими патентами она не была защищена. В худшем случае о первопроходце с годами просто забывают, а в лучшем — конкуренты придумывают более совершенный способ достичь тех же результатов. Именно поэтому укрытия в шутерах сейчас ассоциируются в первую очередь с Gears of War, а не с Kill Switch — просто потому, что сама игра была лучше и популярнее. Знать изобретателей важно, но еще важнее — понимать, что в истории останется не тот, кто изобрел, а тот, кто сделал изобретение доступным каждому.

Смотрите также
Как заработать большие деньги на акциях игровых компаний
Фичер
Как заработать большие деньги на акциях игровых компаний
Снайпер бьет издалека
Фичер
Снайпер бьет издалека
Batman: Arkham Knight за 242 рубля и другие скидки недели
Фичер
Batman: Arkham Knight за 242 рубля и другие скидки недели
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться