The Boston Major 2016 Перейти

Игры, которые изменили все

Александр Башкиров (редакция)

Первая кровь, первый игровой босс, первый сбитый пешеход и еще множество других вещей, которые сделали видеоигры такими, какими мы знаем их сейчас

Совсем недавно мы писали о самых необычных игровых патентах, которыми издатели и разработчики защищают свои, порой странные и незначительные, изобретения. Сейчас настало время настоящих первопроходцев, которые и без патентов повлияли на развитие игр, как никто другой. Хотя авторство некоторых изобретений до сих пор оспаривается, мы решили встать на сторону большинства и придерживаться самых популярных точек зрения на то, кто же изменил игры навсегда.

Первая видеоигра

Игра: Spacewar!

Год выхода: 1962

За титул первого компьютерного развлечения борются сразу несколько изобретений. В их числе — безымянный симулятор ракеты, который в 1947 году создали профессора физики Фурманского университета Томас Голдсмит и Истл Рэй Манн, «Крестики-нолики» на основе электронно-лучевой трубки (OXO, 1951 год, автор — профессор Сэнди Дуглас), «Теннис для двоих» 1958 года и еще несколько подобных программ, которые запускались на огромных научных серверах размером с комнату.

Но всеми признаками настоящей видеоигры обладает только Spacewar! 1962 года, которая была написана для компьютера PDP-1 студентом Массачусетского технологического института Стивом Расселом. Именно у Spacewar! впервые появился привычный нам геймплей, название и более поздняя коммерческая версия (Computer Space, 1971 г.). Некоторые также считают Spacewar! первым из известных шутеров.

Игра была рассчитана на двоих: векторная ракета и такой же векторный самолетик охотились друг за другом на черном экране. В центре — искрящаяся точка, которая символизировала гравитационную аномалию, затягивающую в себя оба корабля.

Первый босс

Игра: dnd

Год выхода: 1975

Когда речь заходит о первом боссе в истории видеоигр, многие вспоминают гигантскую разноцветную летающую тарелку с пятого уровня космического шутера Phoenix (1980 г.).

Но мало кто знает, что пятью годами ранее вышла dnd, разработанная Гэри Уизенхантом и Рэем Вудом для PLATO — системы электронного обучения при университете Иллинойса, впоследствии разросшейся до нескольких тысяч терминалов.

На первый взгляд это была стандартная цифровая версия модуля для оригинальной настольной Dungeons & Dragons — то, что с 1980 года начнут называть Rogue-подобными играми. Но главный артефакт (волшебный орб) в dnd охранял трудноубиваемый дракон, которого, в свою очередь, прикрывали мелкие прислужники. Окруженный мобами враг в конце длинного и опасного подземелья — гораздо лучший пример игрового босса, чем летающая тарелка на отдельном, специально отведенном под нее уровне.

Первый сбитый пешеход

Игра: Death Race

Год выхода: 1976

В книге Ника Монтфорта и Яна Богоста «Racing the Beam: The Atari Video Computer System» сказано: «Death Race, разработанная Хоуэллом Айви, была первой игрой, в которой поощрялось убийство пешехода при помощи автомобиля». Если вы сейчас подумали о трехмерных улицах, машинах с шипами и кровавых следах на асфальте, то просто посмотрите видео из Death Race. Это 1976 год, игровые разработчики развлекались, как могли.

Первая трехмерная графика

Игра: 3D Monster Maze

Год выхода: 1981

Первая коммерческая трехмерная игра 3D Monster Maze была разработана британским программистом Малькольмом Эвансом для компьютера Sinclair ZX81. Игрок находился в черно-белом, случайно генерируемом лабиринте (16 на 16 клеток). За нами охотится дико страшный тираннозавр.

Атмосфера создается надписями «тираннозавр пробудился» и «вы слышите шаги за спиной». Очки начисляются за каждый шаг, сделанный в процессе бегства от динозавра, и за успешный выход из лабиринта через единственную дверь — тогда мы попадаем в следующий случайно сгенерированный лабиринт.

Хотя другие источники присваивают звание первой 3D-игры векторной Battlezone, разработанной для игровых автоматов Atari в 1980 году. Но это скорее специализированный армейский симулятор (версия Bradley Trainer использовалась армией США для тренировки стрелков БМП M2 «Брэдли»), чем компьютерная игра в современном представлении

Первый мультиплеер

Игра: Snipes

Год выхода: 1983

Первая игра с мультиплеером по сети была разработана маленькой компанией SuperSet Software, основанной в 1981 году в штате Юта. Случайно генерируемый лабиринт и персонажи тут отображались в виде простых текстовых символов. «Бойца» нужно было двигать стрелками, а еще одной клавишей — стрелять во вражеских снайперов. Пули летели по диагонали, отскакивая от стен лабиринта: самое подходящее описание для этой игры — «текстовый шутер».

Для мультиплеера требовались несколько подключенных к одному сетевому диску компьютеров IBM — собственно, игра была разработана как демо-версия сетевых возможностей тогдашней новинки IBM PC XT.

Первый игровой диск

Игра: Dragon's Lair

Год выхода: 1983

Компакт-диск как носитель информации был разработан Sony в 1979 году для совсем других целей — первым достижением цивилизации, записанным на оптический диск, стал альбом The Visitors группы ABBA.

Четырьмя годами позже появился игровой автомат Dragon's Lair, разработанный компанией Cinematronics. Работал он на основе компакт-диска, на котором содержался порезанный на части мультфильм талантливого аниматора Дона Блута («Все псы попадают в рай», «Титан: После гибели Земли»). Бестолковый рыцарь пробирался по усеянному чудовищами и ловушками замку, надеясь спасти принцессу: в зависимости от действий игрока запускался тот или иной фрагмент мультфильма.

Интерактивность в Dragon's Lair была весьма условная, но сам факт того, что на экране автомата суетились не векторые или пиксельные фигурки, а настоящие мультипликационные персонажи, производил неизгладимое впечатление на современников. В настоящий момент Dragon's Lair — одна из трех видеоигр (вместе с Pong и Pac-Man), находящихся на вечном хранении в вашингтонском отделении Смитсоновского института.

Первая кровь

Игра: Chiller

Год выхода: 1986

Chiller — разработанная для игровых автоматов игра с использованием светового пистолета. Правда, пистолет в ней служил не табельным оружием бравого полицейского, а орудием пыток. Да-да, игрок был палачом, который меткими выстрелами расчленял жертвы, привязанные к различным средневековым орудиям пыток. Угрозы со стороны жертв нет никакой — в Chiller важна только скорость и изобретательность расчленения.

Даже выстрелы в голову убивали не сразу — нужно было стрелять по органам управления пыточными инструментами и ждать, пока клиента не разорвет на дыбе. Дикие крики в кадре и за кадром, кровь, оторванные конечности, отлетающие от обнаженных мужчин и женщин куски мяса: в наше время подобное встречается повсеместно, но в конце восьмидесятых Chiller удостоилась звания первой игры, навсегда запрещенной в Великобритании.

Первая игра с оркестровой музыкой

Игра: Heart of Darkness

Год выхода: 1998

Поздние 90-е и ранние 2000-е — золотая эра музыки в компьютерных и видеоиграх. Какие композиторы, какие саундтреки — Фрэнк Клепаки и Command & Conquer, Томми Талларико и MDK!

Но первой игрой, использовавшей в саундтреке оригинальную оркестровую музыку, был платформер Heart of Darkness Эрика Шайи (создателя Another World). Игра сама по себе совершенно потрясающая — мультяшный ремейк Another World про вооруженного электрическим разрядником мальчика, который спасал свою собаку.

Музыку к Heart of Darkness написал видный американский композитор Брюс Броутон («Сильверадо», «Тумстоун»). Саундтрек был записан Лондонским симфоническим оркестром, по продажам обогнал саму игру и сейчас продается за приличные деньги на Amazon.

Первый экшен с укрытиями

Игра: Kill Switch

Год выхода: 2003

О первом появлении многих элементов геймплея в играх можно долго спорить —где мы впервые научились стрелять? А прыгать?

Но с первым использованием укрытий все более-менее ясно. Этот элемент геймплея впервые появился в игре Kill Switch — очень среднем шутере от третьего лица, который разработала компания Namco для PS2 и Xbox в 2003 году. В Kill Switch вся тактика перестрелок была построена на умении героя прятаться за выступами, углами и колоннами и вести огонь по врагу, не высовываясь из укрытия.

Первый контроллер движений

Игра: EyeToy: Play

Год выхода: 2003

EyeToy для PlayStation 2 — первое в истории периферийное устройство, позволявшее управлять игрой с помощью нелепого размахивания руками перед маленькой подслеповатой видеокамерой. Входящие в поставляемый с камерой игровой комплект EyeToy: Play развлечения были примитивнейшими (протираем стекло аквариума, жонглируем футбольным мячом, молотим ниндзя), да и движения игрока распознавались неточно и не всегда.

Но появление EyeToy дало старт новой эпохе в игровой индустрии, когда контроллеры стали важны не меньше, чем сами игры или консоли.

Стоит лишний раз напомнить: голая идея в современном мире не стоит ничего, какими бы строгими патентами она не была защищена. В худшем случае о первопроходце с годами просто забывают, а в лучшем — конкуренты придумывают более совершенный способ достичь тех же результатов. Именно поэтому укрытия в шутерах сейчас ассоциируются в первую очередь с Gears of War, а не с Kill Switch — просто потому, что сама игра была лучше и популярнее. Знать изобретателей важно, но еще важнее — понимать, что в истории останется не тот, кто изобрел, а тот, кто сделал изобретение доступным каждому.

Смотрите также
Пять главных битв Battlefield 1
Фичер
Пять главных битв Battlefield 1
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Фичер
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
«ИгроМир 2016» в лицах
Фичер
«ИгроМир 2016» в лицах
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться