Игры, которые сделали меня лучше

Георгий Курган (редакция)

GTA помогает заняться спортом, квесты учат истории, Mirror's Edge спасает от собак — и другие поучительные случаи из жизни наших авторов и читателей

В последнее время количество паладинов, борющихся с жестокими видеоиграми, очевидным образом растет — например, в США, стране, где сделали как минимум половину наших любимых игр. Я считаю, что сейчас как никогда более подходящий момент, чтобы выступить в защиту интерактивных развлечений. Для этого я вспомнил несколько историй из личного опыта, в которых видеоигры помогли мне преодолеть себя и стать лучше.

Урок первый — Физкультура: GTA: San Andreas/The Sims

До 19 лет я считал, что от природы несовместим со спортом. Моими постоянными спутниками были пиво, сигареты, российская фантастика, черные джинсы — лучший друг одинокого нерда — и, конечно, видеоигры. На последние зачастую уходила половина суточного цикла — тут уж не до спорта. Поворотным моментом стала GTA: San Andreas. Там, в числе прочего, можно было ходить в тренажерный зал и качать главного героя в самом что ни на есть спортивном смысле слова. Мини-игра с долбежкой по кнопкам, две минуты времени — и СиДжей на глазах сбрасывал лишний вес и начинал бугриться мышцами.

В какой-то момент наблюдать за этим стало невыносимо: герой становился все лучше, а у меня на моем уютном стуле сильнее становились только пальцы и сколиоз. Способ повернуть ситуацию в свою сторону нашелся удивительно легко: я начал отжиматься столько же раз, сколько повторов делал заэкранный гангста. Потом добавил еще несколько простых упражнений — и дело пошло. Поскольку подкачиваться в игре нужно было периодически, а ее самой хватало на несколько недель, упражнения вошли в привычку, и после прохождения останавливаться было уже как-то неловко. Я с тех пор и не останавливаюсь.

Похожим образом меня стимулировали, как ни странно, The Sims 2. Тренажеры там были построены на схожем принципе, но этим дело не ограничивалось — симы умели играть на музыкальных инструментах, чинить бытовую технику и писать картины. И, что характерно, я тоже со временем совершенствовали свое умение. Чтобы не отставать от подопечных, я с удвоенным рвением мучил бас-гитару. Которую, впрочем, все равно потом забросил, но если бы не The Sims, это, вероятно, случилось бы гораздо раньше.

Урок второй — Экономика: «Космические рейнджеры»

Узнать базовые законы рынка в их самой дикой форме мне почему-то пришлось в игре «Космические рейнджеры». Принципы торговли были элементарные: купить в одной системе товар подешевле и продать в другой части галактики втридорога, параллельно следя за экономическими новостями и добывая инсайдерскую информацию у дружелюбно настроенных пилотов.

Болезненный нюанс заключался в том, что инопланетные помидоры и прочий ценный груз приходилось доставлять на собственном горбу. По пути могли ограбить пираты, а планета назначения могла очень некстати оказаться порабощенной зловещими зелеными пришельцами с коллективным разумом. Когда, спустя несколько месяцев, в школе начались занятия по экономике, мне уже не нужно было вникать в темы спроса, предложения, эластичности и оппортунистического поведения — эти уроки мне неоднократно преподали головорезы с Бетельгейзе.

Урок третий — География: GTA IV

GTA IV вышла в 2008 году и последующие полтора года занимала важную часть в моей жизни. Уже тогда я много слышал о том, насколько точно в этой работе Rockstar воспроизводится карта реального Нью-Йорка, но и подумать не мог, что мне случится убедиться в этом собственными глазами.

Зимой 2011-го я впервые поехал по редакционному заданию в Америку и, по стечению обстоятельств, оказался посреди Манхэттена, предоставленный себе на целые сутки. Бегло изучив карту острова, я неожиданно понял, что мне почти ничего не нужно заучивать. Я точно знал, что маленькая Италия и Чайнатаун — в нескольких улицах у меня за спиной, центральный вокзал — прямо, а Эмпайр-стейт-билднг — восемью улицами раньше и левее. Также я быстро сориентировался, где находятся Центральный парк и Гарлем, и даже музей Метрополитен располагался там же, где в GTA IV произошла грязная история с драгоценными камнями. Такого ощущения мне не доводилось испытывать больше ни в одной поездке. Если Rockstar когда-нибудь надоест делать игры про бандитов (чего, надеюсь, не произойдет никогда), они вполне могли бы заняться разработкой виртуальных путеводителей по криминальным столицам мира.

Урок четвертый — История: The Last Express

В сети можно найти множество рассказов о том, как кто-то заинтересовался историей благодаря Assassin's Creed. Не умаляя заслуг Ubisoft в деле популяризации этой великой науки, я, тем не менее, вспоминаю совсем другой опыт, полученный в игре The Last Express. В этой гениальной и трагически недооцененной работе Джордана Мехнера (создателя, если кто-то не в курсе, Prince of Persia) можно увидеть маленький, но вполне достоверный кусочек истории на расстоянии вытянутой руки. Цепляясь за случайно оброненные фразы, пробегая глазами газетные заметки и общаясь с пассажирами, я вынес из вагонов Восточного экспресса нечто большее, чем яйцо Жар-птицы.

Я стал свидетелем конфликта между русским анархистом и членом царской фамилии, увидел яростный революционный огонь в глазах боевиков «Черной руки» (представители этой сербской группировки убили эрцгерцога Фердинанда, дав повод к началу Первой мировой войны) — стоит ли говорить, что до знакомства с The Last Express я решительно не интересовался историей и мотивами этой организации? Я узнал новое о работе австрийской разведки и открыл для себя чешского композитора Йозефа Сука вместе с его сонатой для скрипки и пианино — мало что заставляло меня задумываться о красоте классической музыки до этого момента.

Годы спустя, переигрывая The Last Express на iOS, я понял, насколько полнее открывается эта игра тому, кто понимает весь ее сложный исторический подтекст, после чего отправился в магазин и купил себе «Историю государства Российского» Карамзина… А потом — еще и Сорокина.

Пока я вспоминал все эти истории, мы решили спросить подписчиков нашей группы C-c-c-ombo breaker! «ВКонтакте», были ли в их жизни случаи, когда игры приносили им не только моральное удовлетворение, но и реальную пользу? Из сотен комментариев нам удалось отобрать как минимум три занимательных истории (орфография и пунктуация — авторские):

Андрей Чернышов:

«Все знают, что в Mafia 2 довольно-таки не плохо симулирует поведение автомобиля на дороге. Да, машины там не чета нынешним, но я часами специально ездил в игре, когда проходил учебу в автошколе. Машины у нас были старые, многие еще советские, да и учились мы по большей части на грузовых. Так вот, поведение на дороге моего грузовика, на котором я учился, и поведение грузовика из игры оказались схожи. Конечно, полноценно рулить геймпад вас не научит, но вот почерпнуть что-то полезное для себя мне удалось. А именно: как входить в повороты, как разгоняться, с какой силой давить на педаль (заменой ей служил правый тригер). Поэтому я специально включал игру по вечерам, чтоб отработать свои навыки, да и просто, только вчера включал игру лишь для того, чтобы покататься по городу, уж очень мне нравится там водить»

Артём Егиазаров:

В далеком 2006 году (ну или не очень далеком) на мой девятый день рожденья мне подарили много подарков. Одним из подарков являлась стопка игр для моего нового компьютера. Дело в том, что до этого времени у меня не было своего компьютера. Нет, он был, но стоял он у отца в комнате и играл я в него не часто, да и игр там было не так много. А тут свой собственный. Тот набор игр, который мне подарили, состоял из нескольких шутеров про спецназ, GTA San Andreas, и FIFA 06. Я, конечно, играл очень много и долго во все эти игры, но научила чему-то полезному меня лишь одна- FIFA.Нет, дело не в том, что я научился бить по воротам, как Зидан или исполнять финты, как Роналдиньо. Игра научила меня…географии. Только после этой игры у меня стал возникать интерес к футболу. Ну а что за футбольный фанат, который не знает за какой клуб или сборную играют его кумиры. Я стал интересоваться. Приглядывался и изучал карту, пытаясь найти эту Италию или Англию. В школе на уроках, когда мы стали изучать географию, я всегда знал расположение многих стран, а остальные удивлялись: «Откуда ты всё знаешь?». И по сей день, учась в девятом классе, я имею такой же интерес к футболу, а в журнале у меня стоит твёрдая пятёрка по географии.

Денис Алексеев:

Благодаря игре Mirror`s edge я начал заниматься "паркуром" (бегали по гаражам и т.д), позже мы плюнули на эти гаражи и решили с друзьями заняться бегом с препятствиями и учились на бегу быстро залезать на высоту 2-2.5 метра. В итоге это спасло мне жизнь. Однажды, встретив стаю собак, они погнались за мной и я еле-еле успел залезть на какую-то крышу гаража и вызвать милицию, дабы меня вытащили из этой передряги. DICE, спасибо вам за это.

Наконец, в день сдачи этой статьи нам на глаза попалась история 15-летней девочки по имени София, жизнь которой также изменилась благодаря видеоигре. Возможно, благодаря Journey она не стала быстрее, выше или сильнее, но игра помогла ей пережить очень большое горе — болезнь и кончину отца. Вот фрагмент из ее письма к разработчикам, опубликованный в блоге Kotaku. Мы приводим его вместо заключения.

Фото: Kotaku.com

«Ваша игра практически изменила мою жизнь. За ней мы провели наши лучшие часы с тех пор, как ему поставили диагноз. Мой отец скончался весной 2012-го, несколько месяцев спустя…

Прошли многие недели после его смерти, прежде чем я смогла вернуться к играм. Я пыталась играть в Journey, но не могла продвинуться дальше главного меню, не сорвавшись на рыдания. Для меня и моего отца Journey была игрой о нем самом, о его пути к неизбежному концу и в этом смысле ваша игра попала к нам в руки в наилучшее время.

Хочу поблагодарить вас за игру, которая изменила мою жизнь, за игру, чья красота заставляет слезы наворачиваться мне на глаза. Я все еще играю в нее и всегда помню о той радости, которую она принесла мне и приносит до сих пор.

Меня зовут София. Мне 15 лет и ваша игра сделала мою жизнь лучше»

Смотрите также
Как заработать большие деньги на акциях игровых компаний
Фичер
Как заработать большие деньги на акциях игровых компаний
Семь файтингов, которые опередили свое время
Фичер
Семь файтингов, которые опередили свое время
«Баланс 2.0» — новая жизнь «Проекта Армата»
Фичер
«Баланс 2.0» — новая жизнь «Проекта Армата»
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться