The Boston Major 2016 Перейти

Игры, которые сделали меня лучше

Георгий Курган (редакция)

GTA помогает заняться спортом, квесты учат истории, Mirror's Edge спасает от собак — и другие поучительные случаи из жизни наших авторов и читателей

В последнее время количество паладинов, борющихся с жестокими видеоиграми, очевидным образом растет — например, в США, стране, где сделали как минимум половину наших любимых игр. Я считаю, что сейчас как никогда более подходящий момент, чтобы выступить в защиту интерактивных развлечений. Для этого я вспомнил несколько историй из личного опыта, в которых видеоигры помогли мне преодолеть себя и стать лучше.

Урок первый — Физкультура: GTA: San Andreas/The Sims

До 19 лет я считал, что от природы несовместим со спортом. Моими постоянными спутниками были пиво, сигареты, российская фантастика, черные джинсы — лучший друг одинокого нерда — и, конечно, видеоигры. На последние зачастую уходила половина суточного цикла — тут уж не до спорта. Поворотным моментом стала GTA: San Andreas. Там, в числе прочего, можно было ходить в тренажерный зал и качать главного героя в самом что ни на есть спортивном смысле слова. Мини-игра с долбежкой по кнопкам, две минуты времени — и СиДжей на глазах сбрасывал лишний вес и начинал бугриться мышцами.

В какой-то момент наблюдать за этим стало невыносимо: герой становился все лучше, а у меня на моем уютном стуле сильнее становились только пальцы и сколиоз. Способ повернуть ситуацию в свою сторону нашелся удивительно легко: я начал отжиматься столько же раз, сколько повторов делал заэкранный гангста. Потом добавил еще несколько простых упражнений — и дело пошло. Поскольку подкачиваться в игре нужно было периодически, а ее самой хватало на несколько недель, упражнения вошли в привычку, и после прохождения останавливаться было уже как-то неловко. Я с тех пор и не останавливаюсь.

Похожим образом меня стимулировали, как ни странно, The Sims 2. Тренажеры там были построены на схожем принципе, но этим дело не ограничивалось — симы умели играть на музыкальных инструментах, чинить бытовую технику и писать картины. И, что характерно, я тоже со временем совершенствовали свое умение. Чтобы не отставать от подопечных, я с удвоенным рвением мучил бас-гитару. Которую, впрочем, все равно потом забросил, но если бы не The Sims, это, вероятно, случилось бы гораздо раньше.

Урок второй — Экономика: «Космические рейнджеры»

Узнать базовые законы рынка в их самой дикой форме мне почему-то пришлось в игре «Космические рейнджеры». Принципы торговли были элементарные: купить в одной системе товар подешевле и продать в другой части галактики втридорога, параллельно следя за экономическими новостями и добывая инсайдерскую информацию у дружелюбно настроенных пилотов.

Болезненный нюанс заключался в том, что инопланетные помидоры и прочий ценный груз приходилось доставлять на собственном горбу. По пути могли ограбить пираты, а планета назначения могла очень некстати оказаться порабощенной зловещими зелеными пришельцами с коллективным разумом. Когда, спустя несколько месяцев, в школе начались занятия по экономике, мне уже не нужно было вникать в темы спроса, предложения, эластичности и оппортунистического поведения — эти уроки мне неоднократно преподали головорезы с Бетельгейзе.

Урок третий — География: GTA IV

GTA IV вышла в 2008 году и последующие полтора года занимала важную часть в моей жизни. Уже тогда я много слышал о том, насколько точно в этой работе Rockstar воспроизводится карта реального Нью-Йорка, но и подумать не мог, что мне случится убедиться в этом собственными глазами.

Зимой 2011-го я впервые поехал по редакционному заданию в Америку и, по стечению обстоятельств, оказался посреди Манхэттена, предоставленный себе на целые сутки. Бегло изучив карту острова, я неожиданно понял, что мне почти ничего не нужно заучивать. Я точно знал, что маленькая Италия и Чайнатаун — в нескольких улицах у меня за спиной, центральный вокзал — прямо, а Эмпайр-стейт-билднг — восемью улицами раньше и левее. Также я быстро сориентировался, где находятся Центральный парк и Гарлем, и даже музей Метрополитен располагался там же, где в GTA IV произошла грязная история с драгоценными камнями. Такого ощущения мне не доводилось испытывать больше ни в одной поездке. Если Rockstar когда-нибудь надоест делать игры про бандитов (чего, надеюсь, не произойдет никогда), они вполне могли бы заняться разработкой виртуальных путеводителей по криминальным столицам мира.

Урок четвертый — История: The Last Express

В сети можно найти множество рассказов о том, как кто-то заинтересовался историей благодаря Assassin's Creed. Не умаляя заслуг Ubisoft в деле популяризации этой великой науки, я, тем не менее, вспоминаю совсем другой опыт, полученный в игре The Last Express. В этой гениальной и трагически недооцененной работе Джордана Мехнера (создателя, если кто-то не в курсе, Prince of Persia) можно увидеть маленький, но вполне достоверный кусочек истории на расстоянии вытянутой руки. Цепляясь за случайно оброненные фразы, пробегая глазами газетные заметки и общаясь с пассажирами, я вынес из вагонов Восточного экспресса нечто большее, чем яйцо Жар-птицы.

Я стал свидетелем конфликта между русским анархистом и членом царской фамилии, увидел яростный революционный огонь в глазах боевиков «Черной руки» (представители этой сербской группировки убили эрцгерцога Фердинанда, дав повод к началу Первой мировой войны) — стоит ли говорить, что до знакомства с The Last Express я решительно не интересовался историей и мотивами этой организации? Я узнал новое о работе австрийской разведки и открыл для себя чешского композитора Йозефа Сука вместе с его сонатой для скрипки и пианино — мало что заставляло меня задумываться о красоте классической музыки до этого момента.

Годы спустя, переигрывая The Last Express на iOS, я понял, насколько полнее открывается эта игра тому, кто понимает весь ее сложный исторический подтекст, после чего отправился в магазин и купил себе «Историю государства Российского» Карамзина… А потом — еще и Сорокина.

Пока я вспоминал все эти истории, мы решили спросить подписчиков нашей группы C-c-c-ombo breaker! «ВКонтакте», были ли в их жизни случаи, когда игры приносили им не только моральное удовлетворение, но и реальную пользу? Из сотен комментариев нам удалось отобрать как минимум три занимательных истории (орфография и пунктуация — авторские):

Андрей Чернышов:

«Все знают, что в Mafia 2 довольно-таки не плохо симулирует поведение автомобиля на дороге. Да, машины там не чета нынешним, но я часами специально ездил в игре, когда проходил учебу в автошколе. Машины у нас были старые, многие еще советские, да и учились мы по большей части на грузовых. Так вот, поведение на дороге моего грузовика, на котором я учился, и поведение грузовика из игры оказались схожи. Конечно, полноценно рулить геймпад вас не научит, но вот почерпнуть что-то полезное для себя мне удалось. А именно: как входить в повороты, как разгоняться, с какой силой давить на педаль (заменой ей служил правый тригер). Поэтому я специально включал игру по вечерам, чтоб отработать свои навыки, да и просто, только вчера включал игру лишь для того, чтобы покататься по городу, уж очень мне нравится там водить»

Артём Егиазаров:

В далеком 2006 году (ну или не очень далеком) на мой девятый день рожденья мне подарили много подарков. Одним из подарков являлась стопка игр для моего нового компьютера. Дело в том, что до этого времени у меня не было своего компьютера. Нет, он был, но стоял он у отца в комнате и играл я в него не часто, да и игр там было не так много. А тут свой собственный. Тот набор игр, который мне подарили, состоял из нескольких шутеров про спецназ, GTA San Andreas, и FIFA 06. Я, конечно, играл очень много и долго во все эти игры, но научила чему-то полезному меня лишь одна- FIFA.Нет, дело не в том, что я научился бить по воротам, как Зидан или исполнять финты, как Роналдиньо. Игра научила меня…географии. Только после этой игры у меня стал возникать интерес к футболу. Ну а что за футбольный фанат, который не знает за какой клуб или сборную играют его кумиры. Я стал интересоваться. Приглядывался и изучал карту, пытаясь найти эту Италию или Англию. В школе на уроках, когда мы стали изучать географию, я всегда знал расположение многих стран, а остальные удивлялись: «Откуда ты всё знаешь?». И по сей день, учась в девятом классе, я имею такой же интерес к футболу, а в журнале у меня стоит твёрдая пятёрка по географии.

Денис Алексеев:

Благодаря игре Mirror`s edge я начал заниматься "паркуром" (бегали по гаражам и т.д), позже мы плюнули на эти гаражи и решили с друзьями заняться бегом с препятствиями и учились на бегу быстро залезать на высоту 2-2.5 метра. В итоге это спасло мне жизнь. Однажды, встретив стаю собак, они погнались за мной и я еле-еле успел залезть на какую-то крышу гаража и вызвать милицию, дабы меня вытащили из этой передряги. DICE, спасибо вам за это.

Наконец, в день сдачи этой статьи нам на глаза попалась история 15-летней девочки по имени София, жизнь которой также изменилась благодаря видеоигре. Возможно, благодаря Journey она не стала быстрее, выше или сильнее, но игра помогла ей пережить очень большое горе — болезнь и кончину отца. Вот фрагмент из ее письма к разработчикам, опубликованный в блоге Kotaku. Мы приводим его вместо заключения.

Фото: Kotaku.com

«Ваша игра практически изменила мою жизнь. За ней мы провели наши лучшие часы с тех пор, как ему поставили диагноз. Мой отец скончался весной 2012-го, несколько месяцев спустя…

Прошли многие недели после его смерти, прежде чем я смогла вернуться к играм. Я пыталась играть в Journey, но не могла продвинуться дальше главного меню, не сорвавшись на рыдания. Для меня и моего отца Journey была игрой о нем самом, о его пути к неизбежному концу и в этом смысле ваша игра попала к нам в руки в наилучшее время.

Хочу поблагодарить вас за игру, которая изменила мою жизнь, за игру, чья красота заставляет слезы наворачиваться мне на глаза. Я все еще играю в нее и всегда помню о той радости, которую она принесла мне и приносит до сих пор.

Меня зовут София. Мне 15 лет и ваша игра сделала мою жизнь лучше»

Смотрите также
Команда Dignitas стала чемпионом EPICENTER: Moscow
Фичер
Команда Dignitas стала чемпионом EPICENTER: Moscow
Главные анонсы BlizzCon 2016
Фичер
Главные анонсы BlizzCon 2016
Еще 100 фотографий идеального женского косплея (18+)
Фичер
Еще 100 фотографий идеального женского косплея (18+)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться