The Boston Major 2016 Перейти

Игры о важном

bee_dee (пользователь)

Как игры затрагивают общественные проблемы

С рассеянностью первоклассника, со звонком вбегающего в школьный кабинет, мы пропустили тот самый переходный момент, когда видеоигры стали серьёзными. И я имею в виду не маску серьёзности, накинутую на лицо непоколебимого героя популярного блокбастера, нет - я про ту самую серьёзность, с которой разработчики освещают по-настоящему актуальные и острые темы. Меньше чем за полвека видеоигры выросли из забавы, где пиксели бессмысленно гоняют друг друга по экрану, до настоящих драматургических пьес, разговаривающих языком Софокла, Шекспира, Чехова.

А некоторые из них и вовсе отринули жеманную театральность, решительно вцепившись в социальный контекст. Эти игры стали нагонять остальные виды искусства в многочисленных попытках приковать внимание общественности к социальным проблемам. Потенциально этот вариант может возыметь максимальный эффект – ведь игры позволяют посмотреть на мир глазами героя, а именно этого и добивается любая социальная реклама. Благодаря тому факту, что со временем игровая разработка становится всё более доступной для энтузиастов новичков, спектр освещаемых подобными играми социальных тем оказался действительно широк – начиная от персональных вплоть до массовых и национальных.

Например, извечную проблему социального неравенства стремятся подать в огромном количестве разнообразных проектов – но построить на этом всю игру умудрился только маэстро Шафер. В его адвенчуре Stacking 2011-го года вам предстоит перенять на себя роль маленькой матрёшки в обществе других матрёшек: в поисках похищенных родственников паренёк запрыгивает в матрёшки побольше, а, зачастую - и повыше рангом, чтобы добраться до определённых мест. Это могло бы остаться лишь геймплейной условностью, если бы не подчёркивающий сеттинг игры – эпоха эксплуататорского капитализма, детского труда и забастовок пролетариата. Впрочем, на современные реалии едкая сатира Stacking тоже с лёгкостью ложится.

Прекрасным примером такой социальной проблемы, как миграция, становится инди-хит 2013-го года Papers, please! С одной стороны, мы можем подробно ознакомиться с проблемами переселенцев (с некоторыми теснее, чем с остальными), узнать первопричины, сподобившие их на серьёзный шаг, даже проникнуться судьбой нелегалов – как настроенных радикально, так и загнанных в тупик законопослушных граждан. С другой стороны, игра показывает нам работу системы и всю подноготную службы на местах повышенной конфликтогенности.

Неудовлетворённость своей работой, как ещё один источник социальной напряжённости, становится во главе угла в игре Cart Life – или, как её окрестили в народе, «симулятор плохой жизни». Три персонажа на выбор, которые по тем или иным причинам находятся на социальном дне или по крайней мере где-то очень рядом, пытаются выживать в мире, готовящем им огромное количество бытовых неприятностей. Всё в этой игре призвано заставить вас испытать мощный приступ депрессии: громоздкий интерфейс, чёрно-белая цветовая палитра, огромное количество нюансов, за которыми приходится следить (как-то: тщательный подсчёт расходов, своевременное принятие пищи и соблюдение режима дня). Разработчик, который занимался созданием игры в одиночку, идеально передаёт мысль о серости будней и о множестве бытовых передряг, которые мы вынуждены преодолевать с целью достичь счастья и комфорта. Игра, к слову, стала лауреатом Independent Games Festival, обойдя такие инди-шедевры как Faster Than Light, Hotline Miami и Kentucky Route Zero.

Один из самых душераздирающих за историю видеоигр сценариев рассказывает игра Among The Sleep: молодая семья раскалывается, и право воспитывать двухлетнее дитя выигрывает мать. Однако многодневный стресс, одиночество и усталость на работе приводит к тому, что девушка приноравливается к бутылке и совсем теряет контроль над собой. Мы наблюдаем за проблемой насилия над детьми от лица маленького и невинного ребёнка, в глазах которого любящая мама превращается в ужасного монстра, а единственным союзником становится медвежонок, подаренный папой на второй день рождения. Похожая тема затрагивается в играх The Park и Papo & Yo.

Игры ныне закрытой компании Tale of Tales, пусть так и не придясь по душе широкой аудитории, всегда отличались социальной направленностью и отсылали к проблемам, порокам и болезням общества. Но в основу The Graveyard легла одна из наиболее оригинальных тем, которая на поприще видеоигр практически не поднималась – проблема одиночества престарелых людей. Геймплея в The Graveyard почти нет вовсе; однако за 5-10 минут протяжённости разработчики попытались донести мысль о том, как пожилые люди остаются одни и ожидают своего конца, как избавления, освобождения от тягости жизни.

Проблеме хронической депрессии посвящён целый ряд малоизвестных инди-игр: Depression Quest, Actual Sunlight, Prisoned. Первая предлагает игрокам прорваться через меланхоличные дебри, совершая те или иные моральные выборы, которые в итоге могут привести к положительной концовке (могут и нет). Наполовину автобиографичная Actual Sunlight имеет более мрачные ограничения – создатель загоняет своего героя в тупик, единственный выход из которого совсем незавидный. Prisoned же пока что существует только на стадии альфа-версии – однако все три игры призывают свою аудиторию к профилактическим действиям в случае проявления симптомов – например, прохождение специальной терапии.

Разработчики инди-игры I'm Positive посвятили свой проект проблеме заболеваний, передающихся половым путём, а конкретнее вирусу иммунодефицита человека. Несмотря на чересчур прямолинейный подход разработчиков (игра больше похожа на интерактивную информационную брошюру о болезни), игроку предлагается пройти через стадии принятия болезни, начиная от неминуемого разговора с родителями и заканчивая позитивным выводом о том, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается и во многом остаётся такой, как раньше. Игра стала лауреатом оздоровительного фестиваля HHS Health Game Jams в 2014-ом году.

Трагическая история встречает игрока в автобиографическом проекте Райана Грина That Dragon, Cancer. На протяжении всей своей жизни четырёхлетний Джоел Грин борется с раком. Все эти годы обернулись для родителей настоящим адом, где с каждым новым кругом приходят угасание ложных надежд, неизбежные семейные конфликты, осознание собственного бессилия. That Dragon, Cancer предусмотрительно показывает катастрофу семьи и с других ракурсов: и врачей, и близких, и друзей - никто не остаётся равнодушным; но отменить или хотя бы отсрочить роковой момент попросту невозможно.

Хотя большинству из перечисленных игр и удаётся совмещать интересное повествование с социальным мотивом, подобное настроение придётся по вкусу далеко не каждому игроку. Для многих игры ассоциируются исключительно с развлечением и положительными эмоциями – однако упомянутые проекты относятся к играм совершенно другого порядка. Они глубокие, созерцательные, и пытаются воззвать к сочувствию, состраданию, банальному пониманию.

Впрочем, подобные игры собирают награды фестивалей и выставок, периодически появляются на страницах популярных СМИ и – как того и требует первоначальный посыл – собирают свою аудиторию и заставляют людей говорить на важные темы. В перспективах видеоигры, как и другие виды искусства, могут стать одной из самых актуальных платформ для того, чтобы приковать внимание общественности к социальным проблемам.

Смотрите также
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Лучший косплей Галактики
Фичер
Лучший косплей Галактики
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться