Игры по-Стругацки

. (пользователь)

Вселенные Аркадия и Бориса Стругацких оказались настолько многослойными, что большинство видеоигр по их произведениям не смогло воссоздать дух, присущий книгам. Но есть и хорошие попытки

Вранья вообще не бывает. Все, что выдумано, —возможно.

(Аркадий и Борис Стругацкие)

Делать фильмы и игры по мотивам книг всегда сложно — разные подходы к повествованию, приемы и механики, да еще и фан-база может в любой момент растереть горе-создателей в порошок, если почует неуважение к бумажному оригиналу. И чем глубже и сложнее книга, тем труднее перенести ее в другие медиа.

Вселенные Аркадия и Бориса Стругацких оказались настолько продуманными и многослойными, что большинство видеоигр по их произведениям не смогло воссоздать дух, присущий книгам. Тем не менее, есть среди этих поделок и несколько хороших попыток.

Начались эксперименты в далеком 1988 году, когда для ДВК (прим. — диалоговый вычислительный комплекс) вышел текстовый квест по мотивам одной из самых известных повестей Стругацких «Пикник на обочине». Несколькими годами позже, в 1997-ом, вышла более насыщенная версия игры на ZX Spectrum под названием «Сталкер», в которой уже был и яркий pixel-art и любимый ныне roguelike процесс.

Вышедший двумя годами позже «Zone the Last Stalker» лишь закрепил пройденный материал, преподнеся его в формате квеста — сверхпопулярного жанра 90-х годов. Естественно, ни о каких крупных разработчиках речи не шло и эти игры создавались «в коморке, что за актовым залом» программистами-одиночками.

На какое-то время творческое наследие Стругацких оказалось невостребованным. Пока не грянул гром в виде компании GSC GameWorld, взявшейся за амбициозный проект под названием «Stalker: Oblivion Lost». Основываясь все на том же «Пикнике на обочине» и на менее известном рассказе «Забытый эксперимент», GSC создавали шутер с RPG-элементами, где каждое решение игрока влияло на открытый мир «зоны».

Начиная с 2004 года вся игровая пресса, истекая слюной, ездила в многочисленные пресс-туры, где вновь и вновь любовалась на интерактивный мир «зоны», жутких кровососов, мрачных сталкеров, изменчивую флору и фауну, попадая в аномалии и вынося драгоценный хабар. Атмосфера «Пикника» была соблюдена, но из-за проблем с авторскими правами название игры изменилось на «S.T.A.L.K.E.R. Тень Чернобыля».

Проект стал огромным событием не только в странах СНГ, но и во всей игровой индустрии. И пусть сроки затягивались, романтический флер постепенно сходил, как застарелая краска, но это все еще была прекрасная игра. S.T.A.L.K.E.R. вышел в 2007 году и получил хорошую критику. В него играют до сих пор, а книжный первоисточник обрел вторую жизнь. В 2008 году, с разрешения Бориса Стругацкого, вышла настольная ролевая игра «Stalker RPG», созданная финским разработчиком Вилле Вуорела. Также повесть обрела театральную версию и уже в следующем году стартует одноименный сериал.

Что касается серии S.T.A.L.K.E.R., то после успеха «Тени Чернобыля» вышло два хороших дополнения — «Чистое небо» и «Зов Припяти». Помимо этого игра запустила свою книжную серию. В итоге, книгой начавшись, книгами все и закончилось.

«Пикнику» повезло больше, чем другим произведениям Стругацких. Многострадальный «Обитаемый остров» получил сразу несколько пробоин. Сначала два удара от кинорынка и Ф. Бондарчука, решившего поиграть в режиссера. А затем пропустив несколько пощечин от компании на «А» начинающейся и на «келла» заканчивающейся.

Хотя начало выдалось многообещающим. В 2007 году Акелла издала пошаговую стратегию «Обитаемый остров: Послесловие», разработанную Wargaming.net в ее дотанковую эпоху. Игра напоминала предыдущее творение белорусской компании — «Massive Assault». Обладая увлекательным геймплеем и уникальным сеттингом, авторы развивали сюжет оригинального романа про приключения Максима Каммерера на планете Саракш. Стратегия была полна отсылками и аллюзиями на романы Стругацких «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер».

Дальнейшая судьба «Острова» оказалась печальной. В 2007 году Акелла издала «Обитаемый остров: Чужой среди чужих», который извратил и обнулил все завоевания книги, да еще и был похож на очередной «польский шутер».

В этом же году вышел квест «Обитаемый остров: Землянин». Игра пыталась ухватиться за сюжетные вожжи книги, но скромный бюджет и кривое исполнение не позволили создать что-то стоящее.

Окончательно похоронила тему романа очередная одноименная игра, вышедшая в 2009 году. Quant Games попытались выехать за счет шумихи вокруг фильма, но не получилось.

Перекладывать произведения фантастов на язык видеоигр зачастую приходилось в форме квеста. Только так разработчики могли сохранить хоть какую-то литературную магию романов, без которой мало что получалось. Геймплей в отрыве от текста не работал.

В том же 2007-ом вышел квест «Отель “У погибшего альпиниста”», пересказывающий события одноименной повести. Игра была похожа на творения Бенуа Сокаля — красивый арт и саундтрек, те же механики. Но в отличие от Syberia «Отель» получился скучным и однообразным, несмотря на близость к тексту повести.

Тех же «вершин» добился и квест от RootFix Entertainment, основанный на романе «Понедельник начинается в субботу». Игра больше напоминала аудиокнигу — настолько была хороша литературная составляющая и скучна геймплейная часть.

«Урожайный» 2007-ой подарил нам еще одну попытку переосмыслить творчество литературных братьев. На этот раз воронежская компания Burut взялась за роман «Трудно быть богом», не рассчитав свои силы. И если кино за авторством Алексея Германа снималось более 15 лет и получилось тяжелым и противоречивым высказыванием, то ребята из Воронежа, отнеслись к игре спустя рукава, решив срубить easy money за счет громкой вывески. Вялая action/rpg получилась однотипной и серой, в духе высказывания благородного дона Руматы.

Середина нулевых подарила нам дымящуюся маркетинговую кучу игр средней руки. За счет лицензии тиражи поднять не удалось и видеоигры по Стругацким прошли свой пик. К сожалению, разработчики не смогли качественно воспользоваться тем литературным материалом, который достался им от фантастов из Ленинграда.

Однако, несколько недель назад в Steam появилась игра «The Final Station» от студии tinyBuild. Духовная наследница Lone Survivor и Organ Trail получилась очень увлекательной. 2d аркада про выживание в суровом пост-апокалиптическом мире, где люди вынуждены передвигаться на бронированных поездах…

И хоть прямой связи между творчеством Стругацких и игрой нет, это не мешает авторам строить свое повествование, заимствуя идеи из рассказов и повестей. Здесь можно найти образы из «Гадких лебедей», цитаты из первого совместного рассказа братьев «Извне», и многие идеи из повести «Стажеры». Сами разработчики не скрывают своих восторгов относительно писателей, поставив им виртуальный памятник в одной из игровых локаций, что, согласитесь, символично.

Игры по мотивам книг — товар штучный и хрупкий. Не всегда то, что выражено словом, можно выразить кодом. Игроки получили несколько хороших игр, которые могут послужить мостиком к изучению миров братьев Стругацких, а пройти по нему дальше или нет — выбор каждого.

Смотрите также
Треш, угар и покемоны
Фичер
Треш, угар и покемоны
В EVE Online вводят бесплатную подписку: что это значит?
Фичер
В EVE Online вводят бесплатную подписку: что это значит?
The International 2016: Wings Gaming стали чемпионами
Фичер
The International 2016: Wings Gaming стали чемпионами
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться