Игры в сравнении с искусством

Вадим Смирнов (пользователь)

Для многих из нас компьютерные игры имеют куда большее значение, чем живопись, скульптура, литература и даже музыка и кино. Но мы редко задумываемся о том, можно ли считать наше увлечение искусством?

Не буду скрывать, на написание этой статьи меня подтолкнул редакторский фичер, «обличающий» игровую индустрию и якобы раскрывающий нам глаза на мир игр. Добрый папаша-автор неожиданно решил приоткрыть неразумным детям глаза на то, что же представляют собой их детские забавы. А основная мысль там, кажется, была про то, что надо читать книжки, притом «взрослые». Я не только не собираюсь опровергать суждения уважаемого редактора, но даже попытаюсь понять, почему игры не претендуют на звание «полноценного» искусства.

Ну что, обогатился духовно?

Жизнь серьезна, искусство весело

Помню, одной из главных претензий к играм было отсутствие тех возможностей, которые дает нам жизнь, вроде необходимости стирать грязные носки или посещать врача-проктолога, а ведь этого так не хватает. Но разве должно искусство заменять реальность? Оно должно ее дополнять, украшать и разнообразить. Человек придумал живопись, скульптуру, литературу для того, чтобы сделать свое существование интереснее, наполнить его эстетической составляющей. То же самое стремление создало кинематограф, а потом и игры. Но имеем ли мы право ставить виртуальные развлечения на один уровень с «высоким» искусством? Подумаем.

Аристотель считал, что истинные искусства придуманы человеком для времяпровождения, что полностью сочетается с назначением видеоигр. Композитор Глюк называл простоту и естественность величайшими принципами прекрасного, и опять в точку! Как утверждал Йохан Хейзинга, искусство подвержено механичности и моде куда сильнее науки, а это тоже наш случай. Так же, игры служат для удовлетворения некоторых человеческих потребностей, таких как потребность игроков в досуге и потребность разработчиков в финансовом благополучии, жажда самовыражения. Так значит, виртуальные развлечения можно считать искусством в полной мере? Пока нет, об этом подробнее.

Я бы так не смог

Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко!

Особенно неистовствовал наш товарищ-редактор по поводу сюжета. Но сравнивать сюжет книги и игры — это, ей Богу, смешно. Потому что сюжеты в литературе и в играх имеют разное назначение. В книгах сюжетная составляющая занимает первое место, вокруг нее строится все остальное. Сюжет в видеоиграх, напротив, нужен лишь для обоснования геймплея, для того, чтобы игрок видел перед собой хоть какую-то цель и понимал, ради чего он проходит данную игру. В виртуальных забавах на первое место выходит визуальная составляющая, поэтому, намного более уместным будет сравнение с кинематографом.

И вот тут игры имеют неоспоримое преимущество: они не только рассказывают историю, но и дают в ней поучаствовать. Это и делает их интерактивным развлечением. А уж если учесть тот факт, что уместить по-настоящему большой сюжет в рамки художественного фильма практически невозможно, то вырисовывается еще одно достоинство виртуальных развлечений: большое время прохождения, за которое можно развить повествование до поистине огромного масштаба.

А вы говорите, игры

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног

Так уж исторически сложилось, что у каждого вида искусств рано или поздно появляется так называемая «независимая часть». Это люди, которые не хотят следовать общепринятым канонам, пытаются выйти за рамки обыденного, создать что-то, отличное общей массы. В ИЗО таких течений много, в скульптуре и архитектуре их становится все больше, они есть и в литературе, и в кинематографе. В играх это направление называют «инди».

Сразу хочется сказать, что «независимыми» часто называют коммерческие проекты, которые банально провалились и не смогли окупить затрат, потраченных на свое создание. В таких случаях создатели просто пытаются оправдать свою неудачу тем, что их детище якобы было ориентировано на узкую аудиторию. Еще чаще к «независимым» причисляют проекты, сделанные на коленке, без должных усилий и вложений, при этом, ни о какой оригинальности речи в этом случае не идет.

Но даже по-настоящему независимый проект на деле практически всегда оказывается неудачным и непонятным никому, кроме создателей. Почему? Да потому, что создать что-либо без серьезной поддержки и больших финансовых вложений, при этом, не эксплуатируя чужие идеи, практически нереально. Поэтому сравнивать каждый независимый проект из одной сферы с каждым проектом другой не имеет смысла. Сравнивать нужно лучшее.

Вспомните, когда вы в последний раз видели произведение арт-хаусного кинематографа, которое было приятно смотреть? Я вот давно. Абсолютное большинство таких фильмов ужасны и убоги, и даже хорошие представители направления не могут претендовать на шедевр. Поэтому-то их никто и не смотрит. Что мы имеем в игровой индустрии? Да, большая часть «инди» не может конкурировать с коммерческими проектами. Однако регулярно появляются действительно отличные игры, которые приковывают к себе внимание не только прессы, но и огромного количества игроков. В качестве примера можно привести Braid, Machinarium, Limbo, Bastion, в конце концов, Minecraft. В конечном итоге, игры от независимых разработчиков действительно составляют какую-никакую, но конкуренцию блокбастерам, если не в плане получаемой прибыли, то хоть в плане симпатий игроков. Это значит, что мы оспорили уже три авторских аргумента, в пользу примитивности игр, а конкретно глупые сюжеты, отсутствие возможностей реальной жизни и бездарность инди. Все это не так. Однако есть еще одна зацепочка – это содержание искусства.

Арт-хаус же

Форма без содержания — это звонок, который не звонит

Содержание любого искусства – это сумма всех составных элементов, свойств и внутренних процессов произведения. В живописи, например, помимо самого изображения, есть еще и замысел создателя, идеи, которые картина должна донести до зрителя, а так же чувства, которые она вызывает. Все это – содержание живописи. Однако оценивать наполнение видео игр мы будет по другим критериям.

Прежде всего, это визуальная составляющая. Ведь первичная суть каждой игры – это нажатие нужные кнопок в нужное время, и графическое наполнение жизненно необходимо для понимания происходящего. Другой дело, что графика бывает разной, но в любой случае именно она создает атмосферу. При этом большую роль играет не техническая сторона графики, а именно визуальная, то есть дизайн. Первое впечатление от игры всегда создает ее «картинка», и очень важно, чтобы это впечатление было правильным, потому, что игре очень важно подать себя с нужной стороны и настроить игрока на свой лад. И хотя мало кто подолгу заглядывается на виды игровой архитектуры и нарисованные холмы, но именно эти образы фиксируются в сознании. Поэтому создатели игр всегда должны тщательно подходить к созданию визуальной части своих произведений.

Помимо графики, атмосферу создает музыка. Трудно представить игру без звука, но не всякий звук – музыка. Если вместо цельного саундтрека, отражающего настроение игры, нам предлагают набор бессвязных звуков, то это игра низкого полета. Шедевр нужно прочувствовать. Без хорошей музыки этого сделать нельзя. К счастью, разработчики не скупятся приглашать именитых композиторов на радость ценителям прекрасного.

Важнейшей составляющей любого произведения является его смысловое наполнение. То есть цели, которые ставили создатели и идеи, которые несет их творение. В большинстве случаев дело ограничивается банальным проведением досуга. Это тоже благородная цель. Но среди множества «развлекательных» произведений всегда найдутся те, которые действительно наполнены смыслом. Среди игр они встречаются редко. Очень редко. Ведь чаще всего создатели просто рассказывают историю, не вкладывая в нее глубокий смысл. Однако встречаются и те, кто не желает относиться к сюжету, как к простому предлогу для действия и хочет поделиться с людьми чем-то, что заставляет задуматься, попытаться понять суть и проникнуться мыслью.

Так значит, что видео игры подходят под все критерии искусства? Пожалуй, так. Но одно обстоятельство не дает увлечению миллионов получить это звание: к играм не относятся серьезно, большинство серьезных людей воспринимает их как сиюминутное развлечение для молодежи. Об играх редко рассказывают на лекциях и научных конференциях, им не посвящает передач на серьезных каналах, их фанаты не собираются в клубы ценителей; в музеи, посвященные им, редко заходят эстеты. Даже игровых журналистов люди считают второй лигой. И это справедливо, ведь большинство из них бездарны, поэтому они и не могут писать о серьезных вещах. Чтобы игры сумели закрепиться в сознании людей, как полноценное искусство, должно пройти как минимум десятилетие: именно к тому времени вырастут дети геймеров конца девяностых-начала нулевых (времени, когда игры начали стремительно распространяться по миру). Их мнение и будет решающим.

Дети геймеров, говорите?

В конечном итоге не так уж важно, искусство или нет, куда важнее то удовольствие, которое мы получаем, играя в игры. Не всегда стоит гнаться за возвышенным, отвергая простые и понятные сердцу вещи. Ведь суть игры в процессе, а вовсе не в поисках глубинного смысла. Игры не могут заменить жизнь, но они отлично ее дополняют, а это не так уж и плохо.

P.S. Статья написана мной еще в октябре, но я решил подождать ноябрьского конкурса статей. Так же я прекрасно понимаю, что тот фичер, который я привожу в пример в тексте написан совсем не о том, о чем пишу я, я просто взял позицию автора в качестве примера.

Смотрите также
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Фичер
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Главные онлайн-события ноября 2016
Фичер
Главные онлайн-события ноября 2016
Revelation: когда рука колоть устала
Фичер
Revelation: когда рука колоть устала
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться