Исторические реконструкции

Алекс Ермолаев (пользователь)

Игры, детально воссоздающие события прошлого, так и останутся мечтой любителей истории? Или появятся на прилавках магазинов в ближайшем будущем?

В современном информационном мире сложно найти человека, сосредоточенного на чем-то одном — как правило, наш круг увлечений охватывает сразу несколько сфер развлечений. Например, автора этих строк, помимо видеоигр, интересует еще мировой кинематограф и история. Поэтому, от произведений, сочетающих в себе сразу несколько важных меня направлений человеческой деятельности, я получаю особое удовольствие. Но если с фильмами по мотивам реальных событий все в полном порядке (они выходят с завидной регулярностью), то с интерактивными развлечениями все сложнее — лишь немногие из них можно считать историческими. Возможно, в этом и заключается главная причина того, что я до сих пор интересуюсь серией Assassin's Creed...

Между тем, была одна необычная попытка дословно перенести события из прошлого в формат компьютерной игры — речь о малоизвестном и совершенно неоцененном проекте под названием «Правда о девятой роте». Сегодня, наверное, уже мало кто помнит о ней, поэтому, этому творению стоит посвятить хотя бы пару строк — иначе многое будет непонятно.

Фильм «9 Рота» Федора Бондарчука, надо признать, понравился далеко не всем. Появилась даже группа инициативных людей во главе с Дмитрием Пучковым, которые решили доказать, что большая часть показанного в киноленте — чистой воды выдумка сценаристов, и этот бой проходил в совершенно других условиях. Этот своеобразный «видеоответ» так и не вышел в прокат, однако до релиза добралась игра по его мотивам (вот ведь как бывает!), и именно она нас интересует.

В ней нам не просто показывали сражение на высоте 3234, а детально его реконструировали. Каждый солдат, каждый пулемет, да вообще — каждый элемент окружения находился именно там, где он был в ночь с 7 на 8 января 1988-го года в этом самом месте. Подобный подход был в новинку тогда, в 2008-м году, и остается уникальным даже сегодня — ничего подобного в шутерах (да и не только в них) мы так и не видим.

К сожалению, внешне «Правда о девятой роте» не впечатляла — по меркам 2008-го года она была некрасивой, да и как шутер заинтересовать просто не могла

Но, как это часто бывает, проект подвела реализация — «Правда о девятой роте» с точки зрения геймплея была устаревшим тиром, к тому же весьма сложным. Однако сама идея реконструкции реальных событий при помощи видеоигр, на мой взгляд, остается весьма любопытной — по сути, они могут стать новым видом учебников истории. И не стоит думать, что этот предмет мало кого интересует — просто люди не хотят читать материалы научных конференций или нудные книжки, написанные профессорами для профессоров. Нужен интересный подход, качественная реализация и привлечение творческих людей — и подобные проекты будут интересны и востребованы. В конце концов, сериалы «Рим», «Тюдоры» и недавний «Марко Поло» были оценены не только критиками, но и зрителями. Неужели видеоигры в этом плане хуже?

Используя современные технологии, можно воссоздать не только всем известные вооруженные столкновения, но и те, которые до сих пор по тем или иным причинам остаются непопулярными в массовой культуре. Корейская, Афганская и Гражданская Война в России, конфликты в Югославии в 90-х, бои на территории бывшего СССР после его распада — и это только двадцатый век... По их мотивам можно сделать отличный шутер, главной целью которого станет воссоздание ключевых сражений. И, конечно, его стоит снабдить обширной дополнительной информацией, включающей в себя не только страницы из учебников, воспоминания участников тех битв, фотографии и документы, но и видеохронику.

Конечно, по мотивам событий XIX века (не говоря уже о более ранних) не получится сделать полноценный шутер, но кто сказал, что исторические реконструкции должны быть ограничены только этим жанром? На основе, скажем, эпохи правления Наполеона Бонапарта можно сделать стратегию в реальном времени, экшн от третьего лица (с возможностью управления лошадьми) или даже интерактивный фильм. Во всех случаях главное — не уходить в отсебятину и придерживаться исторических рамок, по возможности максимально близко воссоздавая ключевые события тех лет. И это вовсе не обязательно должны быть войны — скажем, Тильзитский мир или Венский конгресс 1814-1815 гг. таят в себе немало интриг и интересных диалогов, которые прекрасно смотрелись бы в играх, похожих на те, что выпускает компания Telltale Games.

История взлета и падения Наполеона — готовый материал для исторического романа, фильма или видеоигры. Жаль, но ни достойного кино, ни, тем более, игрового проекта по мотивам жизни Бонапарта мы еще не видели... «Война и Мир» Сергея Бондарчука (как и роман Льва Толстого) — в большей степени о России начала XIX века, чем о Наполеоне

Строго говоря, подобный проект был, но его, как и «Правду...» подвела реализация. Речь идет о квесте Mata Hari, вышедшем все в том же 2008-м. Казалось бы, возможность примерить роль небезызвестной Маты Хари, реальной соблазнительницы, Клеопатры XX-века, ставшей двойным агентом, ведущим свою игру в ходе событий Первой Мировой, должна была взволновать умы всех, кто знает про ее насыщенную жизнь и печальную судьбу... Однако на деле эта история обернулась скучной беготней по карте Европы и весьма примитивным геймплеем, который не был интересен подавляющему большинству игроков. А ведь сама идея была весьма интересной и прекрасно смотрелась бы в формате интерактивного фильма. Помните стриптиз Мэдисон Пейдж из Heavy Rain? Мата Хари танцевала бы подобные танцы неоднократно... И все это — не просто так, а в контексте настоящей драмы и тайного закулисья Великой войны 1914-1918 гг.

Также можно отметить, что весьма неплохо с реальной историей обходятся авторы серии Assassin's Creed. Да, в их сюжете фигурируют теории заговора и фантастические элементы, но в центре повествования практически каждой части — настоящие события из прошлого, которые действительно имели место быть. Великая Французская революция, Викторианская Англия, Европейский Ренессанс, Война за независимость США — и это далеко не полный список исторических периодов, которые нам предлагают посетить авторы «Ассасина». Причем их реализация всякий раз была выполнена на очень высоком уровне, в результате чего игры серии буквально погружали игрока в свою эпоху.

Многие любители истории с большим удовольствием играют в глобальные стратегии, в духе Total War или Europa Universalis. Безусловно, они в состоянии отразить реалии своего времени: для успешного прохождения нужно учитывать десятки параметров, от количества пищи до дипломатии — в реальности все обстояло примерно так же. Однако, за очевидными плюсами есть и один недостаток — все эти проекты сосредоточены, в основном, вокруг возможности альтернативной истории, которую творит сам игрок. Были случаи, когда нам предлагали действовать исключительно в рамках реальных событий прошлого, но они, как правило, оказывались неудачными (например, Rome: Total War — Alexander) и воспринимались, скорее, как урезание свободы ради сомнительной (для многих) возможности повторить путь известного полководца. Все-таки, глобальные стратегии, в большей степени, посвящены возможности другого развития событий на карте мира.

Перекроить карту мира в очередной глобальной стратегии — это, конечно, интересно, только вот все это не имеет никакого отношения к реальной истории. Да и вообще, терпит ли она сослагательное наклонение? Разве что только в формате видеоигры

Впрочем, помимо глобальных стратегий, встречались еще и RTS, связанные с реальной историей. Ярким примером такого подхода могут служить игры от Wargaming.net — Операция «Багратион» и Order of War. В обоих случаях мы имели дело с качественной переработкой событий конца Второй Мировой Войны в формат компьютерной игры. Используя механику World in Conflict, белорусские разработчики смогли показать размах наступательных операций 1944-1945 гг, при этом сохранив связь с историей, о чем, к сожалению, некоторые студии забывают, увлекаясь собственными сочинениями на данную тему.

В этом контексте нельзя не вспомнить The Last Express — совершенно не оцененный шедевр Джордана Мехнера. Казавшийся вариацией на тему «Убийства в Восточном Экспрессе», он в итоге оказался красноречивой метафорой окончания галантного девятнадцатого века и началом жестокого двадцатого... Финальные титры, в которых нам показывали, как менялась карта Европы с 1914 по 1994 годы, и вовсе производили колоссальное впечатление — воображение в эти минуты рисовало самые страшные войны и потрясения, обрушившиеся на Старый свет... Жаль, что с коммерческой точки зрения этот смелый проект оказался провальным — скорее всего, он просто опередил свое время.

The Last Express, по своей сути, был гораздо ближе к интерактивным фильмам, чем к классическим квестам. Ознакомиться с ним стоит всем, кто интересуется видеоиграми — это уникальный в своем роде проект, аналогов которому как не было, так и нет

Но наиболее удачным примером реализации исторических событий в рамках видеоигры лично я считаю недавний Valiant Hearts: The Great War, который показывал нам Первую Мировую Войну. Да, он не являлся дословным переносом реальных событий в формат квеста, однако был к этому довольно близок. Расстраивает лишь тот факт, что этот проект — скорее, исключение из общего правила. Хочется надеяться, что в будущем подобных игр будет выходить больше. Посмотрим, что получится у DICE с их Battlefield 1, однако на него надежды в этом плане мало — скорее всего, перед нами будет привычная «Батла», просто перенесенная в декорации Империалистической Войны.

Мое личное отношение к Battlefield 1 будет напрямую зависеть от того, насколько бережно DICE отнесутся к реальным событиям Первой Мировой Войны

Все эти примеры не являются историческими реконструкциями (такими, как «Правда о девятой роте»), но они показывают, что разработчики порой выпускают игры на основе реальных событий прошлого. Лично мне хотелось бы, помимо подобных проектов, иногда видеть точные дословные адаптации ключевых исторических моментов в формате видеоигр.

А вообще, интерес к событиям прошлого можно стимулировать самыми разными способами, в том числе и с помощью инструментов интерактивных развлечений. И чем точнее разработчики перенесут ключевые моменты прошлого в свой проект, тем больше благодарности (и меньше критики) они услышат. А мне лишь остается надеяться, что когда-нибудь в будущем подобные видеоигры не только будут выходить регулярно, но и займут такую же нишу в мировой культуре, как исторические романы или фильмы.

Смотрите также
Стоит ли попробовать бесплатную Evolve?
Фичер
Стоит ли попробовать бесплатную Evolve?
Лучшие игры июня 2016
Фичер
Лучшие игры июня 2016
100 фотографий идеального женского косплея
Фичер
100 фотографий идеального женского косплея
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться