Исторические реконструкции

Алекс Ермолаев (пользователь)

Игры, детально воссоздающие события прошлого, так и останутся мечтой любителей истории? Или появятся на прилавках магазинов в ближайшем будущем?

В современном информационном мире сложно найти человека, сосредоточенного на чем-то одном — как правило, наш круг увлечений охватывает сразу несколько сфер развлечений. Например, автора этих строк, помимо видеоигр, интересует еще мировой кинематограф и история. Поэтому, от произведений, сочетающих в себе сразу несколько важных меня направлений человеческой деятельности, я получаю особое удовольствие. Но если с фильмами по мотивам реальных событий все в полном порядке (они выходят с завидной регулярностью), то с интерактивными развлечениями все сложнее — лишь немногие из них можно считать историческими. Возможно, в этом и заключается главная причина того, что я до сих пор интересуюсь серией Assassin's Creed...

Между тем, была одна необычная попытка дословно перенести события из прошлого в формат компьютерной игры — речь о малоизвестном и совершенно неоцененном проекте под названием «Правда о девятой роте». Сегодня, наверное, уже мало кто помнит о ней, поэтому, этому творению стоит посвятить хотя бы пару строк — иначе многое будет непонятно.

Фильм «9 Рота» Федора Бондарчука, надо признать, понравился далеко не всем. Появилась даже группа инициативных людей во главе с Дмитрием Пучковым, которые решили доказать, что большая часть показанного в киноленте — чистой воды выдумка сценаристов, и этот бой проходил в совершенно других условиях. Этот своеобразный «видеоответ» так и не вышел в прокат, однако до релиза добралась игра по его мотивам (вот ведь как бывает!), и именно она нас интересует.

В ней нам не просто показывали сражение на высоте 3234, а детально его реконструировали. Каждый солдат, каждый пулемет, да вообще — каждый элемент окружения находился именно там, где он был в ночь с 7 на 8 января 1988-го года в этом самом месте. Подобный подход был в новинку тогда, в 2008-м году, и остается уникальным даже сегодня — ничего подобного в шутерах (да и не только в них) мы так и не видим.

К сожалению, внешне «Правда о девятой роте» не впечатляла — по меркам 2008-го года она была некрасивой, да и как шутер заинтересовать просто не могла

Но, как это часто бывает, проект подвела реализация — «Правда о девятой роте» с точки зрения геймплея была устаревшим тиром, к тому же весьма сложным. Однако сама идея реконструкции реальных событий при помощи видеоигр, на мой взгляд, остается весьма любопытной — по сути, они могут стать новым видом учебников истории. И не стоит думать, что этот предмет мало кого интересует — просто люди не хотят читать материалы научных конференций или нудные книжки, написанные профессорами для профессоров. Нужен интересный подход, качественная реализация и привлечение творческих людей — и подобные проекты будут интересны и востребованы. В конце концов, сериалы «Рим», «Тюдоры» и недавний «Марко Поло» были оценены не только критиками, но и зрителями. Неужели видеоигры в этом плане хуже?

Используя современные технологии, можно воссоздать не только всем известные вооруженные столкновения, но и те, которые до сих пор по тем или иным причинам остаются непопулярными в массовой культуре. Корейская, Афганская и Гражданская Война в России, конфликты в Югославии в 90-х, бои на территории бывшего СССР после его распада — и это только двадцатый век... По их мотивам можно сделать отличный шутер, главной целью которого станет воссоздание ключевых сражений. И, конечно, его стоит снабдить обширной дополнительной информацией, включающей в себя не только страницы из учебников, воспоминания участников тех битв, фотографии и документы, но и видеохронику.

Конечно, по мотивам событий XIX века (не говоря уже о более ранних) не получится сделать полноценный шутер, но кто сказал, что исторические реконструкции должны быть ограничены только этим жанром? На основе, скажем, эпохи правления Наполеона Бонапарта можно сделать стратегию в реальном времени, экшн от третьего лица (с возможностью управления лошадьми) или даже интерактивный фильм. Во всех случаях главное — не уходить в отсебятину и придерживаться исторических рамок, по возможности максимально близко воссоздавая ключевые события тех лет. И это вовсе не обязательно должны быть войны — скажем, Тильзитский мир или Венский конгресс 1814-1815 гг. таят в себе немало интриг и интересных диалогов, которые прекрасно смотрелись бы в играх, похожих на те, что выпускает компания Telltale Games.

История взлета и падения Наполеона — готовый материал для исторического романа, фильма или видеоигры. Жаль, но ни достойного кино, ни, тем более, игрового проекта по мотивам жизни Бонапарта мы еще не видели... «Война и Мир» Сергея Бондарчука (как и роман Льва Толстого) — в большей степени о России начала XIX века, чем о Наполеоне

Строго говоря, подобный проект был, но его, как и «Правду...» подвела реализация. Речь идет о квесте Mata Hari, вышедшем все в том же 2008-м. Казалось бы, возможность примерить роль небезызвестной Маты Хари, реальной соблазнительницы, Клеопатры XX-века, ставшей двойным агентом, ведущим свою игру в ходе событий Первой Мировой, должна была взволновать умы всех, кто знает про ее насыщенную жизнь и печальную судьбу... Однако на деле эта история обернулась скучной беготней по карте Европы и весьма примитивным геймплеем, который не был интересен подавляющему большинству игроков. А ведь сама идея была весьма интересной и прекрасно смотрелась бы в формате интерактивного фильма. Помните стриптиз Мэдисон Пейдж из Heavy Rain? Мата Хари танцевала бы подобные танцы неоднократно... И все это — не просто так, а в контексте настоящей драмы и тайного закулисья Великой войны 1914-1918 гг.

Также можно отметить, что весьма неплохо с реальной историей обходятся авторы серии Assassin's Creed. Да, в их сюжете фигурируют теории заговора и фантастические элементы, но в центре повествования практически каждой части — настоящие события из прошлого, которые действительно имели место быть. Великая Французская революция, Викторианская Англия, Европейский Ренессанс, Война за независимость США — и это далеко не полный список исторических периодов, которые нам предлагают посетить авторы «Ассасина». Причем их реализация всякий раз была выполнена на очень высоком уровне, в результате чего игры серии буквально погружали игрока в свою эпоху.

Многие любители истории с большим удовольствием играют в глобальные стратегии, в духе Total War или Europa Universalis. Безусловно, они в состоянии отразить реалии своего времени: для успешного прохождения нужно учитывать десятки параметров, от количества пищи до дипломатии — в реальности все обстояло примерно так же. Однако, за очевидными плюсами есть и один недостаток — все эти проекты сосредоточены, в основном, вокруг возможности альтернативной истории, которую творит сам игрок. Были случаи, когда нам предлагали действовать исключительно в рамках реальных событий прошлого, но они, как правило, оказывались неудачными (например, Rome: Total War — Alexander) и воспринимались, скорее, как урезание свободы ради сомнительной (для многих) возможности повторить путь известного полководца. Все-таки, глобальные стратегии, в большей степени, посвящены возможности другого развития событий на карте мира.

Перекроить карту мира в очередной глобальной стратегии — это, конечно, интересно, только вот все это не имеет никакого отношения к реальной истории. Да и вообще, терпит ли она сослагательное наклонение? Разве что только в формате видеоигры

Впрочем, помимо глобальных стратегий, встречались еще и RTS, связанные с реальной историей. Ярким примером такого подхода могут служить игры от Wargaming.net — Операция «Багратион» и Order of War. В обоих случаях мы имели дело с качественной переработкой событий конца Второй Мировой Войны в формат компьютерной игры. Используя механику World in Conflict, белорусские разработчики смогли показать размах наступательных операций 1944-1945 гг, при этом сохранив связь с историей, о чем, к сожалению, некоторые студии забывают, увлекаясь собственными сочинениями на данную тему.

В этом контексте нельзя не вспомнить The Last Express — совершенно не оцененный шедевр Джордана Мехнера. Казавшийся вариацией на тему «Убийства в Восточном Экспрессе», он в итоге оказался красноречивой метафорой окончания галантного девятнадцатого века и началом жестокого двадцатого... Финальные титры, в которых нам показывали, как менялась карта Европы с 1914 по 1994 годы, и вовсе производили колоссальное впечатление — воображение в эти минуты рисовало самые страшные войны и потрясения, обрушившиеся на Старый свет... Жаль, что с коммерческой точки зрения этот смелый проект оказался провальным — скорее всего, он просто опередил свое время.

The Last Express, по своей сути, был гораздо ближе к интерактивным фильмам, чем к классическим квестам. Ознакомиться с ним стоит всем, кто интересуется видеоиграми — это уникальный в своем роде проект, аналогов которому как не было, так и нет

Но наиболее удачным примером реализации исторических событий в рамках видеоигры лично я считаю недавний Valiant Hearts: The Great War, который показывал нам Первую Мировую Войну. Да, он не являлся дословным переносом реальных событий в формат квеста, однако был к этому довольно близок. Расстраивает лишь тот факт, что этот проект — скорее, исключение из общего правила. Хочется надеяться, что в будущем подобных игр будет выходить больше. Посмотрим, что получится у DICE с их Battlefield 1, однако на него надежды в этом плане мало — скорее всего, перед нами будет привычная «Батла», просто перенесенная в декорации Империалистической Войны.

Мое личное отношение к Battlefield 1 будет напрямую зависеть от того, насколько бережно DICE отнесутся к реальным событиям Первой Мировой Войны

Все эти примеры не являются историческими реконструкциями (такими, как «Правда о девятой роте»), но они показывают, что разработчики порой выпускают игры на основе реальных событий прошлого. Лично мне хотелось бы, помимо подобных проектов, иногда видеть точные дословные адаптации ключевых исторических моментов в формате видеоигр.

А вообще, интерес к событиям прошлого можно стимулировать самыми разными способами, в том числе и с помощью инструментов интерактивных развлечений. И чем точнее разработчики перенесут ключевые моменты прошлого в свой проект, тем больше благодарности (и меньше критики) они услышат. А мне лишь остается надеяться, что когда-нибудь в будущем подобные видеоигры не только будут выходить регулярно, но и займут такую же нишу в мировой культуре, как исторические романы или фильмы.

1 из картинок Открыть оригинал