История игровых устройств

Даниил Сургутский (пользователь)

Каждый, играя на своей консоли, хоть раз задавал себе вопрос – а откуда пошли контроллеры? Сегодня я попытаюсь объяснить и охватить всю многолетнюю историю развития этих контроллеров

Magnavox Odyssey

В апреле 1972 года в Америке появилась первая домашняя игровая консоль – Magnavox Odyssey. К ней прилагались специальные цветные накладки на экран телевизора которые позволяли имитировать цветную графику. Игроки управляли цветными точками с помощью коробочек с двумя колёсиками по бокам, которые отвечали за перемещение объекта по вертикали или по горизонтали. Ещё для Odyssey выпускалось световое ружьё Odyssey Shooting Gallery. Оно фиксировало попадание в определённую световую область на дисплее и позволяло устраивать тир в домашних условиях.

Atari Pong

В 1975 году вышла самая известная консоль первого поколения Atari Pong. Именно Pong можно считать пра-пра дедушкой нынешних консолей, чего нельзя сказать о джойстике для консоли, который представлял всё тот же самый колёсный контроллер. Так же стоит упомянуть, что в зависимости от комплектации контроллер либо был проводным, либо находился на самой консоли (что по моему скромному мнению полный бред).

1292 Advanced Programmable Video System

В 1976 году свет увидела малоизвестная немецкая консоль, название которой, как вы уже заметили, очень длинное. Хоть она и не пользовалась огромной популярностью, именно к ней прилагался контроллер с аналоговым джойстиком и тучей кнопок. Джойстик мог вращаться по двум осям, но создателями контроллера не было предусмотрено возвращение джойстика в изначальное положение. Благодаря этому герои игр могли перемещаться по пространству относительно свободно, чего нельзя сказать о колёсных контроллерах которые допускали только перемещение по вертикали или горизонтали.

Atari 2600

Годом позже в продаже появилась культовая консоль Atari 2600, на контроллере которой располагался сам аналоговый джойстик и одна красная кнопка. Хоть к Atari 2600 прилагался и привычный в те лёгкие времена пикселей и пак-мена колёсный контроллер, почти во всех играх управление осуществлялось именно благодаря контролеру с одной кнопкой и «штурвалом».

Intellivision

Два года спустя компания по производству игрушек Mettel выпустила свою домашнюю консоль Intellivision. К ней прилагалась этакая мобилка с колесиком. Звонить с неё было нельзя, зато можно было с помощью неё играть в игры! Жаль только что игры были такими же самыми что и на Atari 2600 (а точнее говорят в хор «мы все одина-а-аковые») хотя кнопок на контроллере Intellivision было на одиннадцать штук больше. Да и управляться с таким “контроллером” было не очень удобно.

Atari 5200

В 1982 году на прилавки “уронили” Atari 5200. Вот тут уже геймпад совмещал в себе и идеи прошлой консоли Atari и её конкурентов, в частности у 1292 APVS подсмотрели аналоговый джойстик, а у Intellivision – цифровую клавиатуру. Кстати, на том манипуляторе была даже кнопка паузы – по тем временам супер редкая вещь. Но джойстик, к сожалению, получился средненьким. Сказывались перегруженность всей конструкции, отсутствие линейного ускорителя на стике и плохо работающая центровка

Vectrex

В том же году что и Atari 5200 появился игровой компьютер Vectrex, который обрабатывал только векторную графику. В комплект шли специальный монитор, цветные пластины для него (привет, Magnavox Odyssey!) и контроллер который наконец-то начал хоть чуточку походить на современные игровые манипуляторы. Слева располагался аналоговый стик, который уже научился нормально возвращаться в исходное положение, а справа – четыре кнопки, расположившиеся в ряд. Впрочем, выглядит всё это всё ещё громоздко и страшно. Как кирпич, только чёрный и со стиком и кнопками.

Nintendo Entertainment System или Famicom или Dendy

Жарким летом 1983 года в продаже появилась культовая, знаменитая, единственная и неповторимая NES, клон которой через 10 лет продавали в России под названием Dendy. Мало кто не знает, как выглядит геймпад NES. Так что давайте лучше вам расскажу то ещё из манипуляторов выходило для этой замечательной консоли.

1)Nintendo Zapper:

Да-да, тот самый пистолет, с помощью которого мы отстреливали бедных восьми битных уточек в Duck Hunt. Действует также как и Odyssey Shooting Gallery только точнее (с выхода последней, кстати, на тот момент прошло уже 20 лет, а в данный момент первая игровая консоль выходила аж 41 год назад!)

2)Power Pad

В конце 80-ых компания Bandai разработала для NES специальный мат с кучей сенсоров, который позволял играть в спортивные и танцевальные игры. Специально для этого сурового сенсорного мата было разработано всего 10 игр, но впервые от игрока требовали не нажимать кнопочки на джойстике, а потаптывать по кнопочкам на мате. Люблю 80-е.

3)NES Power Glove

В 1989 вышел любопытный аксессуар Power Glove. Ставите сенсоры рядом с телевизором, напяливаете беспроводную перчатку с кучей кнопок и играете в 2 игры которые были специально выпущены к релизу этой бесполезной перчатки. Ну и кто там жаловался на то, что на PS Move, извините, “игор нету”?

SEGA Mega Drive

В 1988 году SEGA “запилили” свою самую знаменитую консоль – Mega Drive. Её контроллеры, в отличие от NES с их прямоугольником, имели овальную форму, могли похвастаться тремя кнопками и удобной крестовиной, которая теперь имела не четыре положения, а восемь (герой теперь мог ходить не только вверх-вниз-влево-вправо, а ещё и вверх и левее или правее и с небольшим уклоном вниз). В 1982 году SEGA обновили свой контроллер, добавив на него ещё 4 кнопки и пару шифтов.

Super Nintendo Entertainment System

В 1990 году N запустили свою следующую консоль – SNES. На новом джойстике приютились четыре кнопки, которые расположены также как и на современных контроллерах. Ещё это был первый контроллер, на боках которого выросли шифты.

В 1993 начали появляться первые консоли с полностью трёхмерной графикой. Тогда вышло много консолей, но их я пропущу потому-что все их контроллеры были не интересны. Но если вам хочется узнать побольше то можете найти информацию о Panasonic 3DO, Neo Geo CD, Amiga CD 32 в интернете.

PlayStation

В начале 1995 года Sony запустили свою первую игровую консоль семейства PlayStation. При создании контроллера дизайнеры Sony, по их собственным признаниям, вдохновлялись контроллером от NES. Геймпад мог похвастаться привычным крестом активных кнопок, на которых теперь красовались крест судьбы, квадрат Малевича, любовный треугольник и круг по интересам. А вот аналоговый грибочек хитрые японцы срезали, чтобы в 1997 продать нам джойстики ещё раз, но уже со стиками. В Японии даже появилась функция вибрации, всем остальным пришлось обойтись без неё. Правда функция вибрации работала у всех в одной игре – Silent Hill. Но там уже трясся не джойстик, а руки играющего. Б-р-р, жуть. Ну, а ещё чуть позже Sony выпустили Dual Shock и это решение оказалось настолько удачным, что впредь Sony комплектовала все свои следующие консоли именно Dual Shock-ами, делая минимальные изменения внутри и никаких в дизайне. За что им и поклон до пяток.

Nintendo 64

В 1996 году на полки магазинов упали громоздкие коробочки с Nintendo 64. Контроллер у этой консоли был оформлен в виде буквы M имеющий в своём расположении аналоговый стик, 10 кнопок и курок на тыльной стороне. Кстати, в популярный экшен Perfect Dark можно было играть, держа по одному контроллеру в каждой руке. Вот такая игра “по-македонски”. Люблю 90-е

SEGA Dreamcast

У запущенного в 1998 году Dreamcast-а (или попросту “дримки”) контроллер являлся громоздким устройством со слотами для карты памяти, виброустройства, и экранчиком который показывал игровую информацию. Он был настолько тяжёлым и большим, что многим увлечённым игрокам можно было забить на спортивный зал, и каждый день держать его на весу по несколько часов. Покупайте методику! “Как накачать себе мышцы играя в Crazy Taxi всего за три недели!”

PlayStation 2

В 2000 году вышла самая продаваемая консоль в истории. Консоль, которая ушла на покой только в прошлом году. PS2. Да, может она и произвела революцию в мире видеоигр, но вот контроллер не изменился совсем. Разве что кнопки теперь приобрели чувствительность к нажатиям, что является очень удобной фичей.

Xbox

Можно долго спорить, чей геймпад выглядит стильнее:PS2 или Xbox. Но ясно одно – по функционалу они одинаковые. И нечего разводить лишние споры.

Wii

Взяв за основу несколько старых наработок, в частности Power Glove, инженеры японской компании смогли сделать приставку с инновационным управлением. Пульт – контроллер Wii Remote оснащён акселерометром и разными светочувствительными сенсорами, которые очень точно считывают движения игрока. Это позволило реализовать изначальную задумку Nintendo – заставить играть тех людей, которые раньше никогда и джойстика в руках не держали. А вот про хардкорщиков совсем забыли. Обида – огорченье.

PS3

Про геймпады PS3 и Xbox 360 рассказывать то и нечего, всё точь-в-точь, что и было, только без проводов. Так что лучше будет рассмотреть контроллеры движения, которые предложили Sony и Microsoft. PS Move – это прямой конкурент Wii. Только гораздо более точный. К тому же на нём можно относительно комфортно играть в хардкорные игры (Kilzone 3), но Sony почему-то просто забили на хардкор и кормят нас зверятами, спортивными тренерами и магами-недоучками. У них там просто своя атмосфера.

Xbox 360

А вот Microsoft поступили очень мудро и не стали копировать копии. Они придумали свою технологию, которая внезапно взяла и оттяпала у Wii большинство фанатов. Почему Wii хорошо продался? Да потому-что это была идеальная консоль с интуитивным управлением, то, что нужно домохозяйкам. В Kinect управление ещё интуитивней. Microsoft просто сказала нет каким-либо контроллерам. Да, технология сыровата. Да, спортивных игр тоже много. Но Kinect подарил новые ощущения, а Move этого сделать не смог. Поэтому если и судить кто в противостоянии контроллеров движений лучше, то я за Kinect (прости, Sony).

Wii U

Nintendo снова экспериментирует с управлением. И эти эксперименты кажутся гораздо более привлекательными, чем прошлые. Всегда мечтал о том, чтобы лечь на кровать, воткнуть в уши наушники и наслаждаться какой-нибудь новой игрой как на портативной консоли, но только без потери качества графики. Контроллер Wii U позволит превратить ваши мечты в реальность! Очень яркий экран и все кнопки, которые есть и у обычных джойстиков присутствуют и на этом планшете. Вот только о долгой работе от батареи говорить пока не приходится.

PS4

А вот тут информации минимум. Но уже по этому минимуму было пролито столько желчи на форумах Sony, что можно утонуть. Новый Dual Shock будет иметь всё то же самое только в него ещё встроен Move (зачем?), кнопочка Share (а она зачем?), и модная сенсорная панель как на Вите. Слишком много лишнего. Но впрочем, Sony умеет сделать так чтобы поначалу не заинтриговавшая тебя вещь может удивить позже (а может и оказаться на одном из первых мест в списке покупок), так что судить Sony ещё рано. Поживем, увидим.

Ох, ну вот и всё. Этот фичер задел всю историю развития консолей и в частности игровых контроллеров. Увидимся ещё на игровых волнах. Побольше платин вам, ачивок или просто достижений (в том числе и жизненных). Пока!

Atari 2600
Смотрите также
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Фичер
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Фичер
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться