История серии Resident Evil

Эль Педро (пользователь)

Вспоминаем самые значимые части игрового сериала про зомби

Элитный отряд. Толпы зомби. Заброшенный особняк. Можно назвать практически любое клише и оно чудесным образом найдется в серии Resident Evil. В течение всего времени серия изменялась, но все равно оставалась популярной. Недавно стало известно, что на PC анонсирован порт Resident Evil: Revelations, а также шестая часть в конце марта для тех, кто по каким-то причинам не успел поиграть на консолях.

Чтобы совсем не запутаться в сюжете серии, я предлагаю вспомнить самые значимые части игры и вникнуть в особенности разработки – пожалуй, ни одна игровая серия не изменялась и мутировала в процессе развития так, как Resident Evil.

Resident Evil 1

Resident Evil вряд ли можно назвать первой игрой жанра Survival Horror. До нее своими лавкравтовскими мотивами пугала Alone in the Dark, к тому же идейно игры сильно напоминают друг друга: старинный особняк, недружелюбное окружение и постоянная нехватка ресурсов. Можно неправильно подумать, что главный дизайнер серии, Синдзи Миками, решил целиком и полностью позаимствовать у студии Infogrames удачную идею, но это не совсем так. Миками скорее вдохновлялся ролевой игрой Sweet Home. Оттуда, в частности, Синдзи позаимствовал эффект с открыванием дверей: вместо загрузочного экрана было видно, как медленно и со скрипом открывается дверь в следующую комнату: такие моменты должны были держать игрока в напряжении.

За шесть месяцев Миками разработал концепцию и предложил ее Capcom. Изначально планировалось поместить игрока в дом с привидениями: больше всего на свете Синдзи боялся призраков и планировал сделать консольный аналог комнаты страха из парка развлечений (больная тема для геймдизайнера, до этого Миками делал игры по лицензии Disney).

В какой-то момент геймдизайнер здраво рассудил, что привидениями и сверхъестественным не отделаешься, и вовремя вспомнил фильм Джорджа Ромеро «Рассвет Мертвецов» – полтергейстов сменили осязаемые и не особо приятные живые мертвецы. Синдзи шесть месяцев работал над игрой в одиночку (с девятого месяца в штате было уже 15 человек и уже ближе к концу цикла разработки в команде было около 50 сотрудников). Дизайном занимались Хидеки Камия (сейчас больше всего известен за Devil May Cry и Bayonetta), Хироки Като и Кадзунори Кадои. Любопытный факт: на ранней стадии разработки Resident Evil камера должна была находиться за плечом у персонажа. Изначально всю игру планировалось сделать в 3D, но постепенно стало понятно, что консольное железо такое техническое решение реализовать не сможет. Команда пошла в обход: от Alone in the Dark была взята идея с отрисованными декорациями, фиксированной камерой и трехмерными моделями. Из-за этого пострадало управление персонажами и их анимация, но в некоторой степени это пошло Resident Evil даже на пользу: игрок чувствовал себя уязвимым и пугать его можно было не только страшными монстрами. Неуютные ракурсы камеры иногда не позволяли увидеть врага до самого последнего момента, а подозрительное шуршание только усиливало чувство тревоги. И наоборот: звенящую тишину в любой момент мог прервать звук разбитого стекла и внезапно влетающий в коридор резвый зомби-доберман.

Первый Resident Evil – это камерная история про особняк и вирус: сюжетом игра напоминала скорее фильм категории «Б», почти цитировала Эда Вуда в начальной заставке и была бездарно озвучена. В городке на Среднем Западе США Raccoon City ходят странные слухи: без вести пропадают люди, из реки выловили чудовищно изувеченное тело женщины – привычное дело для любого захолустья. Тем не менее, выяснить подробности поручили спасательному спецотряду S.T.A.R.S.

В городок отправляется несколько групп. У отряда Браво выходит из строя вертолет, а связь с членами экипажа теряется. Найти пострадавших поручают группе Альфа, но в лесу на них нападает стая неестественно жестоких и почему-то полуразложившихся бродячих собак. Команда спасается бегством и прячется в особняке неподалеку. По законам жанра под домом обнаруживается секретная лаборатория, где корпорация под названием Umbrella синтезирует вирус и проводит эксперименты над людьми: последствия заражения не ограничиваются бешеными псами, штамм позволяет оживлять мертвецов. Ситуация усугубляется тем, что непосредственный командир отряда S.T.A.R.S. Альберт Вескер знает о лаборатории – в перерывах между работой на правительство он помогает развивать вирус. Таким образом, оставлять в живых друзей он вовсе не намерен. Крису Редфилду и Джилл Валентайн, главным героям игры, придется выбраться из особняка и, по возможности, остановить распространение заразы.

Примерно через год после релиза первой игры Capcom выпустила «режиссерское издание»: с полной интро-вставкой (оригинальная была подвергнута цензуре: Крису Редфилду, например, запретили курить, а доберманы не так охотно и жестоко грызли спасательный отряд), добавили два уровня сложности, (в одном из них не только усилили монстров, но и изменили ракурсы камеры в некоторых местах). Игра продалась тиражом в 2.7 миллиона копий и задала новую планку в жанре Survival Horror.

Resident Evil 2

Capcom довольны продажами Resident Evil, но ничего не говорят про сиквел. Команда разработчиков в полную силу работает над второй частью – Миками хочет выпустить продолжение уже через год после выхода оригинальной игры. Больше никакого планирования и мучительной процедуры одобрения – Миками с командой разработчиков разрешили делать все, что угодно, даже если это начнет злить фанатов. Он и Хидеки Камия (у которого к этому моменту появилось больше полномочий) так и поступили: сменили главных героев.

Джилл и Крис к концу первой игры скорее сами представляют угрозу зомби, поэтому необходимо было придумать новых персонажей. Изначально разработчики хотели рассказать нам историю про немолодого полицейского Леона Кеннеди и девушку-байкера Эльзу Уокер. Сюжетные линии за них должны были отличаться больше, чем в оригинале: вариативность проявлялась в зависимости от последовательности прохождения и поступки в одном сценарии немного влияли на другой.

Второй радикальный шаг – действие перенеслось в город. Разработчикам хотелось поместить игрока в узнаваемые места и таким образом вызвать у него неприятные ассоциации. Фокус в Resident Evil 2 сместился в сторону экшена: больше чудовищ и разнообразнее арсенал.

Разработка была уже почти завершена, аудитория с нетерпением ждет продолжения. Издатели в предвкушении, фанаты чуть ли не ликуют... Команда смотрит на результат и он ей совсем не нравится: отдельные элементы вроде бы и хороши, но вместе они походили на неладно скроенное чудовище Франкенштейна. Энтузиазма не добавлял и тот факт, что профессиональный сценарист-консультант признал сюжет невыносимо ужасным. Февраль. Игра должна выйти всего через два месяца. Resident Evil 2 готов на 80% и тут Миками волевым решением заставляет команду остановиться и сделать игру почти заново. Удивительно, но Capcom решила не выставлять горе-разработчиков за дверь.

Все, что осталось от старой игры – это движок, большинство персонажей и часть сценария. Больше всего досталось отрисованным декорациям: вместо современных строений решено запечатлеть атмосферу маленького городка в американской глуши. Чтобы передать это ощущение, Миками даже отправил одного дизайнера в старое здание западного образца в Осаке. Любознательного фотографа поймала полиция, но снимки, тем не менее, были доставлены вовремя. В январе 1998 игра ушла на золото.

Сценарий немного изменился: действие Resident Evil 2 происходит после событий в особняке из первой части игры. Вирус начал распространяться по городу. Поползли слухи о том, что люди умирают с невероятной скоростью при необъяснимых обстоятельствах. В Raccoon City отправляют отряды полиции: необходимо остановить волнения в городе. Леон Кенеди, один из перспективных новобранцев, безуспешно пытается связаться с начальником полицейского участка и решает пробираться до места работы по зараженным улицам.

На другой стороне Raccoon City сестра Криса Рэдфилда, Клэр, ищет своего пропавшего брата. Ни Леон, ни Клэр пока еще не знают, какие ужасы их ждут впереди. Вы наверняка знаете: экскурсия по городу быстро прерывается на изучение интерьеров полицейского участка, который по духу совсем не отличался от особняка-лаборатории. Леон обязательно встретит роковую красотку Аду Вонг, а маленькая девочка Шерри Биркин останется без отца: тот под воздействием нового вируса превратится в неконтролируемо растущий кусок плоти и чуть не убьет главных героев. Леон и Клэр спасутся, но девушка брата так и не найдет.

Resident Evil 3

Capcom решили делать то, что у них получается лучше всего: развивать франшизу со всей силы. Началась работа не только над играми на Playstation. Готовились релизы для Sega Dreamcast, Nintendo 64 и Game Boy Color. Ни одной платформе не спастись от эпидемии!

Одним из побочных проектов должна была стать дополнительная история про Джилл и события, которые произошли с ней незадолго до начала второй части (Resident Evil: Nemesis). Настоящее продолжение планировалось выпустить на Dreamcast (Resident Evil: Code Veronica). На деле вышло немного по-другому: Sony выкупила эксклюзивные права на третью часть и разработчикам пришлось объявить приключения Джилл полноценным продолжением, а Code Veronica, наоборот, оказалась всего лишь спин-оффом. Что любопытно, содержание двух игр совсем не изменилось: изначальная идея сделать RE: Nemesis дополнительной игрой позволила разработчикам свободнее обращаться с игровой механикой. На этот раз никаких параллельных сценариев. События в первой половине Resident Evil 3: Nemesis происходили всего за несколько часов до начала сюжетной линии Resident Evil 2, и дальше игра объясняет некоторые причины катастрофы в городе. Стрелять в зараженных приходится чаще, а Джилл по сравнению с Леоном и Клэр стала проворнее и быстрее. В Resident Evil 3 впервые немного изменили схему управления: персонажи научились уворачиваться от атак и мгновенно разворачиваться на 180 градусов. Новые трюки оказались полезными: за Джилл Валентайн гонялось удивительно разумное чудовище Немезис.

Этот монстр был логическим результатом всех экспериментов с вирусами – корпорация Umbrella наконец-то создала новый тип биологического оружия. Игрок помогает спасшейся из особняка-лаборатории Джилл Валентайн бежать дальше по разрушенному городу. Девушка в своей беде не одна – по иронии судьбы ей помогает спецотряд Umbrella, в состав которого входят русские Николай Зиновьев и Михаил Виктор, а также латиноамериканец Карлос Оливейра. Они, кажется, сами мало что знают о сложившейся ситуации и страдают от Немезиса чуть ли не больше девушки. В отличие от второй части, Джилл больше проводит времени на открытом воздухе, хотя ей все равно предстоит посетить полицейский участок. К счастью, в последний раз: в результате некоторых событий на город должна упасть ядерная боеголовка, но Джилл и Карлос успевают эвакуироваться на вертолете.

В Resident Evil 3: Nemesis впервые добавили дополнительный режим игры Mercenaries, где предлагалось быстро и минимальными потерями зачистить от чудовищ серию локаций – за удачное прохождение начислялись очки, на которые можно было купить полезные внутриигровые бонусы.

Resident Evil: Code Veronica

К выходу Resident Evil 3 разработка Code Veronica уже была почти завершена. Из-за того, что внимание команды разработчиков было распределено на несколько проектов, большую часть работы пришлось выполнять через аутсорсинг – сценарий писала студия Flagship, Nextech занималась программированием, а в XAX Entertainment помогали отрисовывать задники. Capcom вместе с Миками занимались арт-дирекшеном и дизайном персонажей.

Аутсорсинг – совсем не то, что придает уверенности в проекте, но команда и издатель искренне верили, что игру ждет успех: напоминаю, Code Veronica задумывалась как полноценное продолжение. Вопреки всему Code Veronica стала на тот момент лучшей игрой в серии: идеальное визуальное исполнение, отличный сюжет, в котором объединяют персонажей из первых двух частей и объясняют природу вируса.

Три месяца после событий Resident Evil 2. Клэр удалось убежать из города и она до сих пор не бросила искать своего пропавшего брата. Расследование приводит ее в парижский филиал корпорации Umbrella – там девушку задерживают и отправляют на остров Рокфорт в южной части Атлантического океана. Долго в плену просидеть не удается, потому что некто распространяет на территории вирус и девушке удается покинуть тюрьму. Клэр при этом немного разминулась с Крисом: он высаживается на острове как раз в тот момент, когда сестра улетает на угнанном самолете на арктическую базу. Главным злодеем оказывается вовсе не владелец острова и поклонник кроссдрессинга Альфред Эшфорд, и не его инфицированная сестра-близнец Алексия. Выясняется, что Альберт Вескер жив и прекрасно себя чувствует, а также приобрел нечеловеческую скорость, выносливость и красноватый (нет, не от недосыпа) оттенок глаз. Игра при этом заканчивается на клиффхэнгере: несмотря на то, что организации Umbrella нанесли серьезный удар (обе базы уничтожены мощным взрывом), Вескеру снова удалось таинственным образом остаться в живых.

Во многом удачная часть не избежала проблем: RE:CV плохо продалась в первую очередь из-за непопулярности консоли от Sega. Чтобы как-то наверстать упущенное, Capcom приняли решение переиздать игру на PS2 под названием Resident Evil: Code Veronica X

Resident Evil 4

В Capcom решили переосмыслить серию. Важно понять следующее: в игре все сильнее становилась выраженной экшен-часть. Модель управления и игровая механика, справлялись с требованиями не самым лучшим образом: управление, больше похожее на вождение танка под сильнодействующим успокоительным, начало раздражать уже в Code Veronica и вызывало неприятное ощущение беспомощности еще с первой части.

Творческие поиски продолжались долго: первые попытки перенести игру на PS2 привели к появлению Devil May Cry (Миками при этом умолял Capcom не называть игру Resident Evil) Ранние ролики новой игры намекали на то, что Леон заражен вирусом. Вместо зомби за ним следовал таинственный черный туман. Повторилась ситуация со второй частью: Миками не понравилось направление, в котором развивалась разработка. Сценарий и механику снова решили придумывать с нуля и следующая попытка была любопытнее – Леон постепенно сходил с ума, как в Eternal Darkness, и видел не самые приятные галлюцинации. Декоративные доспехи оживали и преследовали полицейского, а детские куклы пытались зарезать. Черный туман из раннего билда игры превратился в жуткое привидение с крюком для мяса. Не было ни одного намека на зомби: кажется, Миками решил возродить идею, которую планировал реализовать еще в первой части. Снова демонстрация, положительные отклики у аудитории, но Синдзи не успокоился – игра стала страшнее, но потеряла в жестокости.

Еще одна попытка: на этот раз камера закреплена за Леоном, а вместо привидений на него выпустили толпу одержимых людей. Это точно не зомби: они умеют говорить и действуют скоординировано. В то же время это были не совсем люди – пришло время неприятно удивляться и главному герою.

Прошло шесть лет после событий Resident Evil 2. Леон Кеннеди теперь работает на государственное агенство. В обязанности Леона входит защита президента и его семьи. Президентскую дочь Эшли похищают, а Леон отслеживает ее до таинственной европейской деревни в испанской глуши, где местные жители организуют агенту такой прием, который он никогда не забудет. Голытьба с факелами и сельскохозяйственными инструментами умнее и проворнее, чем обычные зомби: селяне заражены паразитами под названием Plaga.

Паразиты в теле жителей частично контролируют их действия и требуют совершать акты немотивированного насилия. Сама деревня находится под контролем тайного культа Los Illuminados. Культисты используют паразитов для управления местными, причем во главе стоят достаточно колоритные личности: инфернальный коротышка в треуголке Рамон Салазар и лидер культа Озмунд Саддлер. План по захвату мира, честно говоря, обескураживает. Эшли планировалось заразить и после этого отправить обратно с целью вызвать эпидемию и контролировать через паразита президента США.

Игра стала заметно агрессивнее – почти отсутствует бэктрекинг, зато появился самый жуткий, самый неприятный геймплейный элемент: необходимость изредка присматривать за Эшли. Девушка путается под ногами и капризничает, а спятившие культисты то и дело норовят схватить ее и унести куда подальше. Игра началась как мрачный хоррор, но все равно под конец вернулась к уютным секретным базам и подземным лабораториям.

Реакция игроков была не просто положительной, она превзошла все ожидания издателя: общий объем продаж составил 7 миллионов копий (среди них всего 2.4 миллиона на PS2) и средний рейтинг в 96 баллов из 100 на Metacritic.

Resident Evil 5

Печальное событие: из Capcom ушел Синдзи Миками и его место занял Масатика Кавата. Новый геймдизайнер не стал придумывать новую концепцию: Resident Evil 5 сильно напоминает четвертую часть, разве что перестрелок и врагов стало еще больше.

Пятая часть сюжетно связывала мифологию старых игр с историей про паразитов Plaga из четвертой части. Корпорации Umbrella больше не существует, но результаты их исследований достаточно популярны на черном рынке и имеют огромный успех у биотеррористов. Крис Редфилд вступил в службу по борьбе с биотерроризмом BSAA (Bioterrorism Security Assessment Service) и отправился в Киджуджу – район Западной Африки. Там он должен встретиться с агентом африканского филиала BSAA Шевой Аломар и поймать контрабандиста биологического оружия Рикардо Ирвинга. Спецзадание выходит из под контроля: местные жители ведут себя агрессивно, нападают на героев. Оказывается, аборигены заражены паразитами и совсем не хотят оставлять в живых нормальных людей. У Криса и Шевы не получается эвакуироваться из города, поэтому им придется прорываться через инфицированные кварталы. Виновником предсказуемо оказывается Альберт Вескер. Времени он даром не терял и начал сотрудничать с компанией TriCell – так и новый штамм вируса синтезировать легче, и можно заниматься приятными факультативными проектами, вроде экспериментов над зараженными буйными африканцами.

Игра окончательно трансформировалась из неспешного Survival Horror, где монстры были скорее для антуража, в энергичный боевик под палящим солнцем, да еще и с кооперативным режимом. Сексапильная Шева бестолку тратит патроны, страдает приступами ипохондрии и лечится редким целебным спреем при малейшей царапине, но все же ведет себя достаточно адекватно – намного приятнее, чем капризная блондинка из Resident Evil 4. Что характерно, пятая часть продалась лучше всего – Кавата-сан намеренно ориентировался на массовую аудиторию. Никаких аутичных блужданий по особнякам и печальной лунной сонаты на пианино. Уверен, что Крис из первой части совсем не мог себе представить, что спустя столько лет ему придется уходить в пустыне от погони с участием зомби-мотоциклистов. Новый геймдизайнер не прогадал: нишевый жанр Survival Horror намного выгоднее заменить на эффектный боевик. Resident Evil 5 считается самой продаваемой и популярной игрой в серии: 5.8 миллиона копий на PS3 и Xbox 360. В сумме меньше, чем у Resident Evil 4, но пятая часть занимает второе место среди платиновых тайтлов от Capcom и уступает только Street Fighter 2.

В таком контексте наблюдать за Resident Evil 6 гораздо интереснее. Серия прошла долгий и достаточно тернистый путь: смена концепции, стремление к перфекционизму и, конечно же, желание сделать прибыльный продукт. Можно рассматривать эту историю как часть творческого пути Синдзи Миками. Для него важной была возможность перечеркнуть все наработки и создать такой проект, за который не стыдно. Такая вот цена успеха. Кто-то точно подумает, что сейчас в серии Resident Evil начали выходить конъюнктурные, но немного беззубые игры – и окажется прав. Это тоже успех, просто цена немного другая. Наверное, дело в принципе.

Какую цену готовы заплатить вы?

Смотрите также
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Фичер
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться