История уличных гонок

Андрей Григорян (редакция)

Откуда появился стрит-рейсинг, кто придумал дрифт и как обстоят дела с уличными гонками в России

Need for Speed 2015 года всеми силами пыталась повторить успех Underground, оригинальной Most Wanted и Hot Pursuit — в ней были нелегальные уличные гонки, богатый тюнинг и столкновения с полицией. Несмотря на это, игру встретили прохладно. И вот, через два года, вышла NFS: Payback. Пусть по стилистике новинка и отличается от предшественницы, главная тема в ней осталась прежней — уличные гонки. Чем интересен стрит-рейсинг, как он зародился и развивался в разных странах, мы и расскажем в нашей статье.

Дрэг-рейсинг — родоначальник уличных гонок

Уличные гонки зародились в 30-е годы XX столетия, в период активного развития автомобилестроения. С удешевлением производства автомобили становились доступнее и привлекали к себе все больше людей. А там, где популярность, всегда будет и конкуренция. Спонтанно, без какой-либо организации и четких правил, молодежь принялась выяснять, чье авто быстрее и лучше. Без модификаций гонщики не могли обойтись, ведь только так можно было обогнать противников на машинах заводской сборки. Именно в те годы и родился термин «хот-род». Так называли переделанные родстеры, с которых для уменьшения массы снимали все необязательные части кузова и форсировали двигатель. Чаще всего для этих целей брались автомобили марки Ford, к которым вместо стандартных приделывались большие задние колеса. Именно такой внешний вид впоследствии и стал классикой.

Первые организованные гонки на модифицированных автомобилях состоялись в конце 30-х годов на дне высохшего озера в пустыне Мохаве. Называлось соревнование Land Speed Racing, а за его проведение отвечала SCTA — некоммерческая организация, состоящая из нескольких автомобильных клубов. Именно здесь, в Южной Калифорнии, и появился самый знаменитый вид уличных гонок — дрэг-рейсинг. Согласно правилам, участникам необходимо было набрать как можно большую скорость за четверть мили, то есть на дистанции в 402 метра. Это расстояние было признано оптимальным, чтобы успеть максимально разогнаться, но при этом не перегреть двигатель. И все же форсированные движки были ненадежны и порой взрывались прямо во время гонки.

И никаких девушек в мини-юбках

В годы Второй мировой ВВС США стали использовать озеро для своих нужд, что вынудило гонщиков перейти на улицы Лос-Анджелеса. Здесь они не только стали кумирами молодежи, но и продвинули идею стрит-рейсинга в массы. Тогда же появились и первые проблемы с дорожной полицией, которая начала пресекать нелегальные гонки.

Конец Второй мировой дал очередной толчок домашнему тюнингу автомобилей. Многие солдаты на войне получили навыки обращения с техникой и стали применять их для модификации машин. Чиновникам стало понятно, что со стремительно набирающим популярность увлечением нужно не бороться, а монетизировать. Уличный дрэг-рейсинг необходимо было превратить в контролируемое зрелищное шоу. Власти и гонщики нашли общий язык, и основная масса участников перебралась с ночных улиц на специально отведенные трассы — дрэг-стрипы. Первые же официальные соревнования прошли в 1948 году.

С небольшим запозданием дрэг-рейсинг добрался и до Европы, в первую очередь до Великобритании. Хоть здесь он появились еще до Второй мировой, его расцвет пришелся на 60-е годы. К этому времени из любительских заездов гонки по прямой переросли в профессиональные спортивные состязания, возникла Британская Федерация Дрэг-рейсинга, стали появляться многочисленные клубы любителей хот-родов. В 1963 году компания Austin даже выпустила первый английский дрэгстер — автомобиль, созданный специально для дрэга. Как и в США, Вторая мировая косвенно поспособствовала популяризации этого вида гонок. После войны в стране осталось множество ненужных взлетно-посадочных полос, которые оказались идеальными площадками для дрэга. В 1966 году на месте американской базы бомбардировщиков построили первый европейский дрэг-стрип «Санта Под». И все же, несмотря на обретение официального статуса, ни в США, ни в Европе нелегальные уличные соревнования так и не прекратились. Вплоть до наших дней.

Бывший военный аэродром — отличное место для разгона

В России дрэг-рейсинг появился в середине 90-х, причем изначально для мотоциклов и только затем для автомобилей. Соревнования проводились по классическим американским правилам на дистанциях в половину и четверть мили. Старт с места, финиш сходу и цель — максимальное ускорение. Гонки проходили на городских улицах, что приводило к конфликтам с ГИБДД, но не останавливало автолюбителей.

Массовую популярность дрэг-рейсинг в России приобрел лишь после выхода фильма «Форсаж» в 2001 году. Уже в 2002-м по всей стране провели показательные соревнования, которые приумножили аудиторию уличных гонок. После этого была создана Российская Федерация Дрэг-рейсинга и начато строительство специальных дрэг-стрипов.

Но, как и в других странах, официальные соревнования не смогли полностью убрать гонки с улиц. Еще несколько лет назад в Москве была возможность посмотреть на ночные покатушки любителей высоких скоростей. Участников собирали путем рассылки СМС с координатами точки сбора. На месте нужно было заплатить за участие в гонке или за возможность побыть зрителем. Заезды проводились все так же по прямой на 402 метра, а машины подбирались в пары по мощности, чтобы у гонщиков были равные шансы. Такие мероприятия обычно длились 2-3 часа, и на них, помимо самих гонок, можно было также полюбоваться тюнингованными автомобилями. Многие гонщики открывали капоты, чтобы покрасоваться начинкой перед другими.

Самое известное место сбора московских гонщиков — смотровая площадка на Воробьевых горах, или просто Смотра. Еще недавно здесь в открытую устраивали тусовки с громкой музыкой и танцовщицами, а после публичной части мероприятия участники дружной колонной следовали за организаторами на место проведения гонок. Куда? Заранее никто не знал. С ДПС договаривались народным методом — взяткой и обещанием не мешать обычным водителям.

Знаменитая смотровая площадка

Все чаще среди уличных гонщиков стала попадаться «золотая молодежь» на дорогих машинах и с отсутствием тормозов в голове. Старожилы ночных улиц сами недолюбливают их, ведь репутацию они портят всем. В феврале этого года стритрейсер Вартан Саркисов, возвращаясь со смотровой площадки на Porsche Cayenne Turbo, сбил насмерть пешехода и протаранил припаркованный автомобиль. Гонщика задержали и на время следствия заключили под стражу. Из-за шумихи вокруг происшествия усилили надзор на Воробьевых горах — собираться здесь стало сложнее. Что стало с самим Вартаном, неизвестно, но статья, по которой его привлекли, предусматривает срок до пяти лет. Другой наглядный пример: прошлогодние гонки на Gelandewagen. Сын вице-президента «Лукойла» Руслан Шамсуаров устроил с друзьями настоящую «горячую погоню» по Москве, собрав на «хвосте» шесть полицейских машин. К счастью, никто не пострадал. Гонщики получили различные штрафы и исправительные работы, а в ПДД добавили новое нарушение — опасная езда.

Токийский дрифт

Пока на улицах западных стран гонщики соревновались в скорости, в Японии зарождался дрифт — быстрое прохождение поворотов в управляемом заносе. Появился он в 60-х годах сразу в нескольких городах страны: Ирохозаке, Роккосане, Хаконе и других. Как в США и Европе, гонки проходили нелегально, но проводились не на прямых дорогах, а на извилистых горных трассах. Соревнования были двух типов: uphill — если гонщики едут вверх по маршруту, и downhill — если вниз. Из-за маленькой ширины дорог обгон соперников был запрещен, а для победы требовалось сократить или увеличить разрыв между машинами. Поначалу занос не был обязательной частью соревнований, и проезжать трассу можно было как угодно. Но чем больше стритрейсеры гоняли, тем яснее становилось, что узкие извилистые участки быстрее проходить именно в заносе. В итоге раллийная техника вождения взяла свое, так и зародился дрифт — правда, тогда он так еще не назывался.

Но одной езды гонщикам было мало, им нужен был зритель. Поэтому все чаще горные экстремалы стали перемещаться в города и устраивать там свои шоу — с тюнингованными машинами и агрессивной ездой с заносами. Количество поклонников росло огромными темпами, что и помогло к концу 60-х вывести соревнования на официальный уровень. Появились как первые профессиональные турниры, так и первые легендарные гонщики. Одним из них стал Кейити Цутия, который с конца 70-х годов показывал невероятные результаты на всевозможных автомобилях. Именно он и придумал название, которое теперь знает каждый любитель гонок — дрифтинг. Сам же Цутия за безупречную езду был прозван «Королем дрифтинга» и с тех пор считается его основателем.

Король дрифта

Покорять остальной мир гонка с заносами начала лишь в конце 90-х, когда в США появились первые профессиональные турниры. В Россию она пришла немного позже, причем изначально в Дальневосточный регион — вероятно, сказалась близость со Страной восходящего солнца. Но затем вышел «Форсаж: Токийский дрифт». Если первая часть киносерии породила моду на американский стрит-рейсинг, то третья показала отечественному зрителю уже японскую субкультуру гонщиков и познакомила его с дрифтом. После этого гонки с техникой управляемого заноса стали проходить по всей стране — в городах, на трассах и на заброшенных аэродромах. Постепенно в России появился профессиональный дрифт. В 2007-ом прошли показательные выступления на шоу Japfest, в 2008-ом — первый официальный турнир, а с 2010-го на постоянной основе проводится чемпионат Russian Drift Series.

Но, как и в случае с дрэг-рейсингом, спортивные состязания не избавили улицы от нелегальных гонщиков. Против них выступают не только власти, но и организаторы официальных турниров, ведь городские лихачи портят имидж в том числе и спортсменам. Сегодня уличный дрифт сохранился в городах Японии, где для многих это не просто стиль езды, а смысл жизни. В самом Токио гонки теперь почти не проводятся, но в других частях страны — регулярно. В Осаке есть известный клуб Kanjozoku для поклонников Honda Civic. Его участники устраивают безумные соревнования на скоростных автомагистралях ночного города, создавая неудобства автомобилистам и постоянно сталкиваясь с полицией.

С каждым годом RDS набирает все большую популярность

Но и во Владивостоке до сих пор случаются скандалы, связанные с уличными дрифтерами. В 2015 году за дрифт на оживленном перекрестке был лишен гоночной лицензии профессиональный гонщик Эдуард Маляров — турниры турнирами, а тренироваться не всегда удается лишь в разрешенных местах. В Москве власти обещали организовать специальную площадку для уличных гонщиков и дрифтеров, чтобы те могли выпускать пар без угрозы для окружающих. Но пока этого не произошло, в разных частях столицы можно увидеть любителей «дать угла», оттачивающих повороты.

Не обязательно рисковать

На улицах проходят не только привычные гонки, но и различные игры на автомобилях. К ним относится Street Challenge — спортивное ориентирование по городу на машинах. Правила взяты из детских командных игр, где надо решать загадки, чтобы найти следующую контрольную точку. Также и здесь — разгадка указывает на место, куда нужно как можно быстрее доехать. Там игроки получают следующее задание, и так вплоть до финиша. Чья команда пришла первой, та и победила. Может быть, здесь и нет того адреналина, что дарят скоростные гонки и дрифт, но интерес и азарт гарантированы.

Lada Racing Club навеки в наших сердцах
Существует много разных правил для Street Challenge. Есть такие, где все контрольные точки известны заранее, и задача участников отметиться на них раньше других. Есть аналог советской игры «Охота на лис», есть даже биатлон на автомобилях. Для участия в таких играх не надо быть гонщиком, достаточно собрать компанию и найти организаторов, которые за деньги проводят подобные мероприятия. Главное, что ничего противозаконного в них нет — соблюдайте ПДД, и никаких проблем не будет.

Золотая эпоха уличных гонок осталась позади — любой крупный город сейчас оборудован сотнями камер, и скрываться от властей стритрейсерам с каждым годом становится все труднее. Но это, пожалуй, и к лучшему. Кому хочется адреналина, может поехать на трек и погонять там — законно и не подвергая опасности окружающих. Ну а если возможности нет, на помощь придут видеоигры. Тем более, что с развитием VR-технологий ощущения от виртуальной езды шаг за шагом приближаются к реальным.

Смотрите также
Сколько стоит включить в игру «Феррари»?
Фичер
Сколько стоит включить в игру «Феррари»?
Как создаются трассы и города в гоночных играх
Фичер
Как создаются трассы и города в гоночных играх
Из игроков — в гонщики: российский финал GT Academy
Фичер
Из игроков — в гонщики: российский финал GT Academy
Как побеждать в PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS
Фичер
Как побеждать в PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться