Из игроков — в гонщики: российский финал GT Academy

Игорь Асанов (редакция)

Рассказ о том, как быстрейшие игроки в Gran Turismo 6 сражаются за шанс стать профессиональными гонщиками команды Nissan

Гоночное реалити-шоу GT Academy проводится с 2008 года, но в Россию пришло относительно недавно — в 2012 году. С тех пор через его отборочный фильтр прошли десятки тысяч российских игроков в Gran Turismo, которые участвовали в онлайновых заездах на своих PlayStation 3. Самые быстрые из них каждое лето собираются на финале в одном из российских городов, где нужно не только играть в Gran Turismo 6, но и быстрее всех ездить на настоящих автомобилях Nissan. А еще соревноваться в беге, отжиманиях, стоянии на локтях и уверенно отвечать на вопросы приглашенной прессы.

В результате жюри выбирает шесть финалистов, которые отправятся в британский Сильверстоун — в гоночный лагерь GT Academy. Пятерым из них придется вскоре вернуться домой, а победителю предложат остаться и продолжить карьеру в одной из гоночных команд Nissan. А это — большое автоспортивное будущее: Марк Шульжицкий, который стал быстрейшим россиянином GT Academy в 2012 году, этим летом стартовал в «24 часах Ле-Мана», а победитель 2013 года Станислав Аксенов выступает сейчас в европейском чемпионате Blancpain GT Series за рулем Nissan GT-R GT3.

С этого ракурса не заметно, но первый поворот сочинской трассы получился очень тесным: страшно представить, что будет, когда сюда попытаются зайти 22 машины «Формулы-1»
В этом году российский финал GT Academy состоялся в Сочи — прямо на территории строящегося автодрома, где в октябре пройдет российский Гран-При «Формулы-1». Правда, опробовать новейшую трассу первыми у участников не получилось. Для соревнований им выделили лишь крошечную прямую после первого поворота, на которой грелись под солнцем несколько кроссоверов Nissan Juke. Привезли организаторы и пару суперкаров Nissan GT-R, но те использовались в основном для фотосессий: ездить на них было почти негде.

Проехать по трассе полный круг пока можно лишь на тракторе. Автодром сейчас активно достраивается: пресс-центр, здание боксов, трибуны, бордюры и отбойники уже на месте, но асфальт пока есть еще не на всех участках трассы. Да и там, где он есть, постоянно кипит работа: ездят бульдозеры и «КамАЗы» с гравием. А рядом со стройкой катаются на велосипедах и роликах местные жители, периодически пытаясь выехать на свежий асфальт автодрома. Ведь сочинская трасса проложена на относительно компактной территории Олимпийского парка, откуда до ближайших жилых домов, отелей и пляжей — рукой подать.

Многие участники критиковали официальные гоночные кокпиты Gran Turismo: посадка и расположение органов управления в них напоминает скорее троллейбус, но не гоночный болид. А рослым людям нажимать на педали будет попросту невозможно
Но у финалистов GT Academy не было времени гулять по пляжам и расслабляться: их ждал насыщенный день. Начался он утренней прогулки по трассе и групповой фотосессии, которая то и дело прерывалась проезжающими по трассе грузовиками и тонированными «Приорами» дорожников. Когда нужные кадры были, наконец, отсняты, финалистов отвезли в здание боксов — там их уже ждали стенды c Gran Turismo 6. Участники должны были проехать несколько зачетных кругов по короткой версии виртуального «Сильверстоуна». С этим этапом все справились хорошо — разрыв между самыми быстрыми и медленными не превышал полутора секунд.

Знали об этом лишь организаторы: по правилам GT Academy, участникам не сообщаются набранные на промежуточных этапах баллы, а имена победителей объявляют только вечером. Это заставляло некоторых нервничать и рассуждать о том, что «все куплено», хотя на самом деле причина в другом: в Сильверстоун стараются отправлять не просто самых быстрейших, а самых стабильных. Участник, который набрал максимальный балл на симуляторе, но провалился в тестах на физическую подготовку и вождение Nissan Juke, не имеет шансов пройти дальше. Ведь будущий гонщик должен уметь выдерживать любые нагрузки.

По словам судей, к гонкам на симуляторах все подготовились отлично
Расхожий стереотип о том, что в GT Academy участвуют хлюпики, всю жизнь просидевшие за приставкой, очень далек от реальности. Большая часть финалистов этого года — взрослые и уже не понаслышке знакомые с автомобилями люди. Гонщики-любители, картингисты, дрифтеры, механики, инженеры, студенты технических ВУЗов и даже один водитель «скорой помощи». Средний возраст — двадцать с небольшим, хотя попадаются участники и старше тридцати. Многие из них совсем не увлекаются видеоиграми, но специально купили PS3 и Gran Turismo 6, чтобы дойти до финала. Ведь пересесть с настоящего автомобиля на симулятор намного проще, чем наоборот. А другого шанса пробиться в мировой автоспорт может и не представиться: автогонки — очень дорогое занятие.

Один из участников признался, что подготовился к финалу всего за три дня, одолжив приставку и старый руль у друга — сам он при этом прошел отбор через группу GT Academy на Facebook. Другой — что потратил целый год в спортзале на то, чтобы привести себя в форму и сбросить десять килограмм веса.

Настоящие проблемы начались у многих во время фитнесс-теста на жаре
Тренировки наверняка пригодились во время второго этапа соревнований, который включал бег, отжимания и планку под палящим сочинским солнцем. Некоторые сдавались уже после тридцати отжиманий, а лучшие делали по девяносто с лишним. Но самым мучительным упражнением стала «планка» на логтях: уже уставшие к тому времени участники кричали от напряжения, а после окончания долго поливали себя водой из бутылок.

По сравнению с тем, что их ждет в Сильверстоуне, это еще не нагрузки — говорит победитель 2012 года Марк Шульжицкий. Ведь в Великобритании финалистам GT Academy перестоит ползать в грязи, преодолевать полосы препятствий и другие чисто армейские испытания. Такие тренировки с лихвой окупятся во время изнуряющих гоночных марафонов вроде «24 часов Ле-Мана» или «Нюрбургринга», но сейчас участников ждало испытание попроще — проехать размеченную конусами площадку на серийном кроссовере Nissan Juke с «механикой».

Спорткупе Nissan 370Z на российском рынке, к сожалению, официально не продается, поэтому участникам приходилось сдавать водительский тест за рулем мало подходящих для этого кроссоверов Nissan Juke
«Была бы моя машина, первым делом бы вырубил АБС» — жаловался после завершения «площадки» один из участников. Высокие и слишком мягкие «Жуки» не очень подходят для «змейки», экстренных торможений и переставок на высокой скорости — тут бы, конечно, заменить их на Nissan 370Z или лучше GT-R. Но суть испытания в том, чтобы как можно быстрее адаптироваться к незнакомой машине и показать ровный, уверенный темп в каждой из четырех попыток. Те, кто рисковал и пытался «валить» с самого старта, зарабатывали кучу штрафных баллов за сбитые конусы и выбывали из дальнейшей борьбы.

В настоящих гонках такие не нужны: будущий пилот должен думать на два шага вперед и трезво оценивать обстановку. «Если человек неглуп, то не станет сразу бросаться в бой, а попытается сперва пройти трассу чисто, чтобы понять машину и приспособить к ней свой стиль вождения» — продолжает Марк Шульжицкий. Ведь еще непонятно, в какой из гоночных серий окажутся будущие победители GT Academy — в «Гран-Туризмо», «кузовах», прототипах или «Формулах». Способность быстро учиться и без предварительного «наката» почувствовать любую, даже самую неожиданную машину — как раз то, что необходимо любому настоящему пилоту.

Во время теста на вождение не стоит пытаться «выложиться» во время одной-единственной попытки. Важна не только максимальная скорость, но и умение поддерживать ровный, уверенный темп во время всех заездов. И еще, конечно, отсутствие ошибок
Правда, одной только природной скорости в современных гонках недостаточно. Автоспорт — прежде всего шоу-бизнес, поэтому перед объективами камер победителям GT Academy придется провести едва ли не больше времени, чем в кокпите. Современный гонщик должен уметь общаться с прессой, сохранять выдержку во время самых жестких интервью и ни в коем случае не ставить под удар репутацию команды. А еще он должен уметь нравиться: болельщикам, прессе и спонсорам. Ведь даже за пределами трека пилот продолжает быть «лицом» сразу нескольких брендов.

«GT Academy очень не хватает психолога» — говорит один из судей. Профессионал бы сразу смог «раскусить» участников и понять, насколько хорошо они справляются с давлением и умеют общаться. А вопросы, которые задает им пресса во время финального испытания, год от года не сильно меняются: «чем занимаешься, о чем мечтаешь, смог бы надолго оставить семью ради спортивной карьеры» и прочее в таком духе. Тем, кто уже побывал в финале GT Academy год назад (а были в Сочи и такие), подготовиться к таким вопросам нетрудно. Один из обязательных пунктов «медиа-теста» — короткий рассказ о себе на английском языке: с этим были проблемы поголовно у всех финалистов.

Через четыре месяца здесь пройдет первый российский Гран-При «Формулы-1». А пока — фотография на память
К моменту завершения последнего испытания солнце над Олимпийским парком уже начало садиться. Финалистов снова отвезли из боксов на трассу: объявить имена победителей и снять финальный кадр на фоне двух Nissan GT-R. Шесть из 28 человек смогут пересесть за руль этих 500-сильных суперкаров меньше, чем через месяц — в гоночном лагере GT Academy на Сильверстоуне.

«Очень многие сдаются в последний момент» — говорит Марк Шульжицкий за несколько минут до того, как объявить имена победителей. «Я сам видел в Сильверстоуне ребят, которые вполне могли бы победить и остаться в Великобритании. Но в последний момент вскрывались какие-то проблемы: семья, работа, нерешительность. С таким настроем побеждать в гонках невозможно».

Первое время выпускников GT Academy не воспринимали всерьез, но после нескольких уверенных побед все соперники поняли: «мальчики с PlayStation» — серьезная сила, с которой придется считаться. Правда, есть и отрицательный эффект: по словам Марка Шульжицкого, после настоящих гонок он стал хуже играть в Gran Turismo — не хватает настоящих перегрузок и адреналина. Ведь однажды соприкоснувшись с миром автоспорта, променять его на что-то другое уже не захочется — это настоящий наркотик.

Смотрите также
Добро пожаловать в Зону
Фичер
Добро пожаловать в Зону
Реальные истории из компьютерных клубов 90-х и 2000-х
Фичер
Реальные истории из компьютерных клубов 90-х и 2000-х
Сможем ли мы создать сверхчеловека?
Фичер
Сможем ли мы создать сверхчеловека?
Дата выхода

Gran Turismo 6

PlayStation 3
9.0
Оценка редакции
Читать рецензию
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Sony Computer Entertainment
Режимы игры
Одиночная игра
Мультиплеер
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
(PlayStation 3)
(PlayStation 3)
(PlayStation 3)
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться