JRPG, JRPG никогда не меняются

Евгений Скудин (пользователь)

Хроника угасания некогда культового жанра японских RPG

С жанром JRPG у нас издавна сложились самые теплые отношения. Данная категория видеоигр, чей расцвет пришелся на конец девяностых — начало двухтысячных годов, в свое время была весьма чтима на постсоветском пространстве.

Тогда на игровом рынке безраздельно царствовала оригинальная Playstation, а позднее и ее преемница — Playstation 2. Податливые, легко модифицируемые консоли задешево давали доступ к огромной библиотеке первоклассных японских RPG. Мы пропадали в их необычных мирах часами, вчитываясь в сделанный энтузиастами перевод, страдая от критичных багов и прочих прелестей пиратской продукции.

Никто и подумать не мог, что вскоре нам придется стать свидетелями угасания жанра. Нельзя не отметить и то, как скоро закатилась звезда целой ниши видеоигр, чье величие ковалось не один десяток лет. Впрочем, ломать куда проще, чем строить: для того, чтобы уничтожить веру в японские RPG, разработчикам Страны Восходящего Солнца хватило жизненного цикла Playstation 3, Xbox 360 и Nintendo Wii.

Точкой отсчета мы по праву можем считать падение «вавилонской башни» (читай: Playstation 2), после которого разработчики японских RPG, подобно народам из библейского предания, разбрелись кто куда. И все же в первые годы жизни седьмого поколения консолей, словно по инерции, продолжат выходить весьма многообещающие ролевые игры.

Причем объединяет их принадлежность порой к совсем уж неожиданным игровым платформам. К примеру, немалая часть проектов, в том числе и представители таких знаменитых сериалов, как Dragon Quest, Final Fantasy и Kingdom Hearts поселятся на портативных Nintendo DS и Playstation Portable.

The World Ends With You (Nintendo DS, iOS, Android)

Как ни крути, развитие любого серьезного жанра неразрывно связано со старшими консолями, среди которых самым щедрым на японские RPG долгое время оставался, кто бы мог подумать — Xbox 360. Спонсирование игр данного жанра, а также покупка временной эксклюзивности, были главным оружием редмондской компании в борьбе за японский рынок.

Так, в период с января 2006 по июнь 2009 года на Playstation 3 и Xbox 360 будет выпущено десять более-менее крупных ролевых игр, восемь из них — проекты по новой интеллектуальной собственности. Пяти суждено было навечно остаться эксклюзивами консоли от Microsoft.

Для удобства мы назовем данный вал релизов «первой волной».

Другое дело, что лишь шесть игр «первой волны» можно с чистой совестью назвать японскими RPG нового поколения: в отличие от своих «коллег», цепляющихся за идеи и механики родом из прошлого, они смогли отметиться перспективными решениями. При этом не кануть в лету и заработать на полноценный сиквел удалось лишь Tales of Vesperia и Star Ocean: The Last Hope. Это и неудивительно, учитывая их принадлежность к зарекомендовавшим себя игровым сериалам со сформировавшейся фанбазой.

А вот тем же Infinite Undiscovery, Eternal Sonata, Valkyria Chronicles и Folklore в этом плане повезло куда как меньше. И если «Валькирия» все же получит два продолжения на PSP, то прочие фигуранты списка так и останутся не у дел.

Valkyria Chronicles (PS3, PC, PS4)

Многие эксперты и аналитики сходятся во мнении, что причиной провала перечисленных выше проектов являются возросшие бюджеты. Если раньше условный миллион реализованных копий мог и окупить игру, и принести существенную прибыль, то отныне подобные показатели считаются неудовлетворительными.

Из этого утверждения вытекает и главная проблема «первой волны». Ни одной из указанных выше игр, несмотря на наличие достойных идей, не удалось задать тренд всему жанру, завоевать новую аудиторию. Стать этакой Gears of War или Mass Effect от мира японских RPG, по чьему следу устремились бы конкуренты. Как покажет будущее, рецепт успеха так и не будет найден.

Все последующие несколько месяцев взоры почитателей жанра будут прикованы к Final Fantasy XIII. Действительно, кому, как ни самой известной серии японских ролевых игр суждено было выступить пастырем для толпы заблудших восточных разработчиков. Сложно винить людей в завышенных ожиданиях, коль предшествующие части (исключая богомерзкую FF X-2) были настолько хороши. В худшем случае мы могли ожидать банального копирования идей предшественников, однако к произошедшей в действительности катастрофе жизнь нас не готовила.

Final Fantasy XIII (PS3, Xbox 360, PC)

Любопытно, что игру в равной степени можно как разносить в пух и прах за уровни-коридоры и стерильный фэнтезийный сюжет, так и превозносить за внешний вид вкупе с небезынтересной боевой системой. Тем не менее ожидаемого прорыва не произошло. Да, у новой Final Fantasy есть чему поучиться. Проблема в том, что учиться было попросту некому: ни один из представителей последовавшей затем «второй волны» уже не будет пытаться выйти за рамки старой, проверенной временем аудитории.

С тех пор, как финансирование Microsoft стало ослабевать, все больше японских RPG принялось возвращаться в свою естественную среду обитания — в лоно консолей семейства Playstation. За последующие 5 лет, прошедшие с релиза судьбоносной Final Fantasy XIII, в совокупности на платформы Sony прибыло свыше сорока JRPG, находящихся в различных весовых категориях.

Другое дело, что немалую их часть составляют проекты, к которым и поныне боязно прикасаться даже палкой — настолько они бюджетные и бестолковые. Лишь две игры из десятка могли претендовать на внимание среднестатистического игрока, что в среднем дает нам по одной-две новой, достойной японской ролевой игре в год.

Примечательно, что каждая из этих шести выдающихся игр была хороша по-своему.

Drakengard 3 и Nier запомнились нам потрясающими сюжетами за авторством Йоко Таро.

Nier (PS3, Xbox 360)

В то же время основой замечательных Resonance of Fate и ]The Last Story[/b] стала во многом уникальная, инновационная боевая система, грамотно заимствующая некоторые идеи из экшенов от третьего лица.

Не стоит забывать и о любимице всех «покемоноводов» Ni no Kuni: Wrath of The White Witch, к великолепному визуалу которой приложила руку небезызвестная студия Ghibli.

А вот Xenoblade Chronicles внушает уважение в первую очередь своими масштабами. Тем не менее есть в лучшей JRPG седьмого поколения консолей (по мнению игроков и критиков) и детально проработанные локации, и интригующий сюжет, и россыпь разномастных квестов.

В принципе, жизнь фаната японских RPG в этот период можно назвать сносной. Недостаток новых, современных ролевых игр кое-как компенсировали поставленные на поток сериалы Tales of и Disgaea, прямые сиквелы Final Fantasy XIII (фактически уничтожившие большинство достоинств оригинала), а также огромное количество переизданий.

Ремастер-лихорадка не стихает и поныне: порой начинает казаться, что игры с лейблом «Made in Japan» подвержены своеобразному броуновскому движению. Иначе объяснить выход некоторых «адаптированных версий» (оригинальная Final Fantasy VII на PS4 — почему бы и нет) не получается.

Grandia II (Dreamcast, PS2, PC)

Есть у такого явления и положительная сторона, PC-игроки получили возможность опробовать Final Fantasy XIII, Grandia II, Valkyria Chronicles, а обладателям консолей достался ворох признанной классики с Playstation 1 и 2. В Steam-релизах можно было бы углядеть курс на расширение аудитории, если бы не одно «но»: как правило, это проекты далеко не первой свежести. В то же время ни одна новая, крупнобюджетная JRPG из числа уже анонсированных, для «самой народной платформы» на данный момент не заявлена.

Среди успешных бизнес-схем числятся конвеерная разработка, продажа костюмов, японской озвучки, DLC и прочей мишуры, да упомянутые выше ремастеры. Без всего этого «багажа» могут успешно существовать разве что «безопасные», вылепленные по классическому шаблону портативные игры, как Bravely Default или Fire Emblem. С другой стороны, вопрос, что они могут вам предложить нового, если в свое время «классики» вы накушались сполна, остается открытым.

Прошло уже больше двух лет с тех пор, как вступило в свои права восьмое поколение консолей, а с ним приходит понимание, что жанр продолжает неумолимо стагнировать. Сложно верить в светлое будущее японских ролевых игр, когда в пятерке главных релизов 2015 года значится демоверсия Final Fantasy XV. Тем не менее год закончился на позитивной ноте — в начале декабря состоялся релиз Xenoblade Chronicles X, сумевшей в некоторых аспектах вновь стать прорывной игрой.

А уж 2016 год и вовсе обещает нам изобилие высокобюджетных JRPG. Манит неизведанными планетами пятый Star Ocean, в кои-то веки выйдет в свет прошедшая девять кругов производственного ада Final Fantasy XV, заглянет на огонек Valkyria: Azure Revolution и, возможно, новый Dragon Quest. Нельзя не порадоваться за Йоко Таро, наконец-то получившего достойную команду и бюджет для своей Nier: Automata. А на сладкое останется Persona 5, создатели которой, судя по великолепной Catherine, пребывают в отличной форме.

Persona 5 (PS3, PS4)

С одной стороны, это продолжения сериалов, любимых сотнями тысяч фанатов по всему миру. С другой — похоже, мы окончательно потеряли надежду увидеть игры по новой интеллектуальной собственности.

Подобная ситуация вызывает противоречивые чувства. Все-таки бесконечные сиквелы — это кровь и плоть современной игровой индустрии. И все же для японских RPG — жанра, что не эволюционировал до конца, не избавился от многих рудиментов, не оброс новыми идеями и механиками — такой путь наиболее опасен. Эксплуатируя одну и ту же концепцию с минимумом изменений новую аудиторию не завоюешь.

В то же время для редеющей армии стародавних фанатов с каждым разом находится все меньше причин браться за очередное пятидесятичасовое приключение. Терпеть не самый современный игровой процесс и груду кочующих из игры в игру недостатков ради вороха заплесневелых сюжетных штампов? Нет уж, увольте.

Смотрите также
Пять заблуждений о киберспорте
Фичер
Пять заблуждений о киберспорте
Все, что мы знаем о дополнениях к Fallout 4
Фичер
Все, что мы знаем о дополнениях к Fallout 4
100 фотографий идеального женского косплея
Фичер
100 фотографий идеального женского косплея
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться