JRPG vs.CRPG. История противостояния

DedKusman (пользователь)

История противостояния двух гигантских школ RPG строения

Они покоряют, засасывают игроков, заставляют проходить себя снова и снова. Они надолго стали символом сложности, продолжительности и крепкого сюжета. Они превращались в серии, которые будоражили мир и продолжают делать это. Ролевые игры. Кто-то их обожает и готов отдать всё, чтобы в очередной раз отправится на спасение королевства, а кто-то напротив, плюется от количества характеристик персонажей и рвется отправиться в бой с родным дробовиком в мультиплеер какого-нибудь шутера. Однако ролевые игры такими, какими мы знаем их сегодня, были не всегда. Именно в этом типе интерактивных развлечений долгое время угадывалась огромная идеологическая пропасть, отделяющая западную школу игростроения от восточной.

Так уж сложилось, что пристанищем классических японских RPG (JRPG) стали консоли, а западных (CRPG) — ПК. Еще со времен первых частей Final Fantasy и Dragon Quest укоренилось множество стереотипов, согласно которым японские ролевые игры отличались более глубоким сюжетом, да и по части оригинальности дизайна превосходили западных собратьев. Отчасти — это правда, хотя те же дизайны в 16-битную эпоху игроки могли увидеть только на коробках с картриджами. Начиная с Final Fantasy IV и Dragon Quest IV, стал окончательно оформляться японский стиль. Это были игры, больше похожее на театрализованное представление. При небольших вычислительных мощностях консолей тех времен, команды Хиронобу Сакагучи и Юдзи Хории старались рассказать оригинальные истории, представить на экране эпические битвы (пусть и силами нескольких кучек пикселей) и подобрать для всего этого действа завораживающую музыку. И у них это прекрасно получалось — постепенно японская школа RPG строения получала всё большее признание на западе, а картриджи, которые всё же издавались и переводились в США, занимали почетное место в крупных коллекциях.

А вот с RPG западного образца дела обстояли иначе — пришедшие из мира текстовых квестов и настолок, они не отличались особой витиеватостью повествования, основной фишкой в них был геймплей и вариативность. В начале 90х годов игры были в полном смысле этого слова "ролевыми". Игрок выбирал персонажа и играл в мире его роль, проживал за него историю, которая отчасти была продуктом его собственного воображения — разработчики описывали её весьма и весьма схематично. Игроков в CRPG вела к победе не жажда узнать очередной кусок сюжета или увидеть ролик, это было желание обладать лучшим мечом и доспехом, прокачаться, получить такого персонажа, который бы соответствовал всем представлениям о крутизне. Впоследствии эта модель достигла своего апофеоза в Diablo.

Японские ролевые игры твердо шли по выбранному пути и постепенно становились всё больше похожими на мультфильмы — уже на PSone с появление Final Fantasy VII, стали закономерность компьютерные заставки и сценки на движке. Отодвигая на второй план боевку (которая, тем не менее, оставалась интересной и глубокой), JRPG всё больший упор делали на сюжете. Зарождались всё новые и новые серии, а старые развивались, для того чтобы идти в ногу со временем. Для игр такого рода это было золотое время, продлившееся на консолях в течении двух поколений.

Западные RPG редко отступали от шаблонов, исключениями являлись лишь игры от Bioware, чей Planescape: Torment блистал невероятной проработкой сюжета, во многом не уступающего интерактивной книге. Но даже в Fallout игроки видели серую графику и упор на геймплей. Разработчики разводили руками и не хотели тратить время на обрисовку того, что пользователи ПК могли увидеть в анимированных квестах. В результате кто-то принимал такой подход, кто-то уходил на консоли и в геймерском сообществе, начинала всё больше накаляться конфронтация. Кто-то считал яркие и жизнерадостные консольные RPG забавой для детей, кто-то сложные и вариативные компьютерные — развлечением для ушедших в себя нердов и эскапистов.

Однако уже в те времена происходили редкие попытки перекрёстного опыления — на приставках появлялись CRPG (один четырехдисковый порт Diablo II на PSone чего стоит), а на персоналку портировались некоторые JRPG. Многие игроки и сегодня с содроганием вспоминают жуткую графику криво портированной на ПК Final Fantasy VIII или Grandia. Однако попыток перенять общие элементы разных школ гемдева были единицы и большинство из них оканчивались неудачами.

Так было во времена консолей, до прихода PS3 и XBox 360. Многие игроки называют это время — временем упадка как западной, так и европейской школы RPG. И во многом это верно. Именно в последние годы началось повальное заимствование тенденций некогда обособленных жанров друг у друга. Примером странных инновация стала Final Fantasy XIII — тепло встреченная прессой, но принятая в штыки большинством игроков, игра. Она представляла собой то, каким японцы видят западный геймплей — линейный коридор, с минимумом ответвлений, странной боевой системой и массой потрясающих по своей красоте роликов. Западные разработчики стали перенимать японский подход к рассказу истории. В таких играх как Mass Effect, игроков ждали ролики, которые развивали сюжет, делали игру больше похожей на фильм, более интересной для широкого пользователя. Даже при большом увлечении онлайном, западные игры становились всё более и более развитыми сюжетно.

В то время как западная школа перенимала ролики, японская заимствовала геймплей. Ярким примером стала дилогия Souls, созданная японцами по образу и подобию западных игр. Да и современный Dragon Age мало чем можно отличить от японских собратьев — во многом это интерактивный фильм, с элементами RPG.

К худу ли, к добру ли такое смешение — пока сказать трудно. Учитывая, что традиционные RPG всё больше уходят в подполье, составляя место только гибридным жанрам, скрещенным с шутерами и другими стилями. Дальнейшее будущее — вопрос времени. Факт в том, что традиционных RPG ни на ПК, ни на консолях практически не осталось — спрос на них крайне низок. На консолях этот сегмент перешел на портативный рынок, и только изредка радует своих поклонников такими проектами как Ni NoKuni или Tales Of. За компьютерные игры отдуваться приходится Европе — немцам и полякам. Поклонники негодуют, но ничего не могут поделать с условиями рынка. Вернуться ли JRPG в былые времена, когда сюжет и музыка ставились во главу угла, а балом правил оригинальный дизайн и визуальный стиль? Вернуться ли CRPG в эпоху, когда хорошее ролевое приключение не сводилось к MMO или новому клону Готики? Покажет время. Мы с вами живем днем удивительных перемен, так что не торопитесь складывать мечи в ножны, друзья, поля классических RPG возможно еще будут ждать нас. В будущем.

Смотрите также
Карты, деньги, фритуплей
Фичер
Карты, деньги, фритуплей
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Фичер
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Лучшие игры ноября 2016
Фичер
Лучшие игры ноября 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться