Как E3 строилась

Алексей Евглевский (пользователь)

История о том как образовывалась крупнейшая игровая выставка

Выставка Electronic Entertainment Expo – это все равно, что киношный Oscar. Там собирается куча людей в лучах брызжущих светом софитов, улыбок ослепительных девушек и под грандиозный пафос начинают хлопать всему, что появляется на сцене. Но, так или иначе, это колоссальнейшее мероприятие, намечающее путь развития индустрии. Именно поэтому интересно узнать как оно стало таким, каким есть сейчас.

А появилось оно из большого взрыва. Ой простите, далеко забежал. Но если начинать ближе, тогда придется перенестись в 1967 год, когда в Нью-Йорке проходила популярна в то время выставка бытовой электроники Chicago Music Show (да, вы не осмотрелись, названию не соответствовало не только место проведения, но и предмет). И вот, в рамках нее была организована другая менее масштабная экспозиция под названием Chicago Consumer Electronics Show. Тогда она занимала площадь не более 9000 квадратных метров и собрала чуть больше ста участников. Но спустя двадцать семь лет ей предстоит родить в подвалах Чикагского McCormick Центра зачаток первой E3.

В 1995 году организация Interactive Digital Software Association, которая в будущем сокращенно стала зваться просто ESA (состоит из крупных игровых издателей), решила не мелочиться и основать первую в мире официальную выставку, посвященную только игровой продукции. Местом проведения был выбран Convention Center, расположенный в солнечном Лос-Анжелесе. Туда привезли свои новинки мужчины в накрахмаленных рубашках, представляющих три самые крупные компании: Sega, Sony и Nintendo. На самом деле участников было больше, включая Apple, Microsoft или, скажем, Lucas Arts, но никто из них не устраивал пресс-конференции.

MK 3 на E3 в 1995-ом

Nintendo заполнило своими вывесками почти четверть главного зала Convention Center, но площади больше всех было у Sega. Последняя запускала новую консоль – Saturn, которая должна была продаваться по цене в 399 долларов (что не послужило ей потом во благо). Поэтому, когда Sony объявили о том, что цена PlayStation будет всего 299 долларов, зрителям был не нужен другой повод для радости. Впрочем, самый большой аншлаг, как ни странно, разыгрался у Nintendo, которая пригласила на презентацию пол сотни длинноногих супермоделей в красных жакетах.

Но даже не красивые девушки были изюминкой выступления, а новая консоль — Virtual Boy, использующая подобие шлема виртуальной реальности (да-да, именно). Но такими вещами баловалась не только японская компания, но и американская Atari, которая представила свой аналог шлема под названием Jaguar VR и собиралась его продвигать по цене 300 долларов с библиотекой бесплатных игр.

Шлемы виртуальной реальности Virtual Boy

Формат шоу только зарождался и не все было отлажено, поэтому помимо привычных игровых стендов были еще и те, что посвящались порнографии. Одним из их представителей был Джон Боббит, известный судебным процессом со своей женой, которая отрезала часть его детородного органа, пока он спал, в знак мести за домашнее насилие. В этом не было бы ничего примечательного, если бы не название продукции, которую он представлял – Uncut и скандалом, связанным с его приставанием к девушкам компании Acclaim. Спустя два года данная секция окончательно исчезла из программы мероприятия.

Джон Боббит и его жена

Следующий год показал, что люди и индустрия не готовы к преждевременному погружению в виртуальную реальность. Virtual Boy провалился, как и шлем от Atari, как и Saturn. У Sony же дела наоборот шли в гору, и они могли себе позволить больше, чем просто стенд из хлипких деревяшек. PlayStation отлично запустилась в Японии и компания ожидала еще большего притока прибыли из США, особенно после снижения цены на сто долларов. Вслед за этим последовали аналогичные заявления от представителей компаний Sega и Nintendo. Последняя не собиралась уменьшать масштабов представления, несмотря на неудачи и все еще оставалась лидером, продвигая Nintendo 64 и улучшенный Game Boy. Но значительным было другое событие – на передовую начала выходить Microsoft, представившая больше ПК игр, вроде Close Combat.

Символ E3 в 96-ом

Следующие два года сделали из выставки настоящее шоу со звездами первой величины. Так в 98 на конференции Sony выступала группа Foo Fighters, основанная бывшим участником Nirvan’ы. А Nintendo пригласила рок группу The B-52. Место проведения перенесли в Атланту, где все действие происходило на территории величиной с 35 футбольных полей, а количество посетителей увеличилось с 50 до 70 тысяч человек. Поэтому для журналистов первой величины подгоняли Хаммеры, на которых их подвозили к отелям.

Это был расцвет 3D. На всех выставочных компьютерах пестрели наклейки с эмблемой 3Dfx, а главными объектами внимания были шутеры от первого лица, вроде Half-Life, Quake или Unreal. Тогда же был объявлен анонс Duke Nukem: Forever, который вышел только спустя 13 лет. И хоть откровенно развратные стенды сумели победить, все еще оставались грязные намеки. Очаровательные девицы в костюмах медсестер раздавали приглашения на презентацию компании Pandemic, которые при ближайшем рассмотрении оказывались презервативами.

Настоящие звезды того времени

В 99 E3 была отмечена знаком насилия, который на нее навесила общественность. В различных штатах прошли трагические инциденты со стрельбой в школах, в результате которых погибли дети и, естественно, существовало мнение, что виноваты в этом игры, в частности популярные тогда шутеры. Выставка вернулась на прежнее место в Лос-Анжелес с еще большим размахом. На сей раз на ней зажигал Дэвид Боуи, а также звезды реслинга, такие, как Билл Голдберг. Sega и Nintendo уже торопились выпускать свои новые консоли. Первая назначила дату выхода Dreamcast на 9 сентября 1999 года по цене в 199 долларов (такой вот каламбур), а вторая показывала GameCube, который, как она гордо заявляла, разрабатывался совместно с IBM. Sony же приготовила бомбу на следующий год.

Дэвид Боуи в Omikron

И главной диковинкой нулевых был ролик MGS 2, который крутили примерно каждый час на гигантском экране возле стенда Konami. Люди начинали собираться перед ним за десять минут до показа и перед началом их набиралось больше сотни. Всех поражали детализация, эффекты дождя и то с какой реалистичностью разлеталось стекло. Также Sony объявили о запуске PlayStation 2 по цене в 299 долларов. Главным конкурентом японской консоли считала себя Sega, которая к тому же одна из первых анонсировала собственный интернет сервис SegaNet. Но у нее ничего не получилось и уже в следующем году она прекратила его поддержку и окончательно перестала быть крупным игроком на выставке.

Народ смотрит трейлер MGS 2

В 2001 наступила гонка консолей, в которой безусловное преимущество одерживала PlayStation 2. У Nintendo на носу был выпуск GameCube, а Microsoft представляла Xbox и линейку игр для него. Но они совершили большую ошибку, назначив свое выступление на утро за день до основной конференции. Дело в том, что Sony накануне вечером устроили вечеринку, где все порядочно ужрались напились, отчего многие просто не смогли проснуться, а те, кто смогли были с жуткого похмелья и некоторые из них теряли сознание прямо на презентации. Но они особо много не пропустили, потому что у самой Microsoft были проблемы по технической части.

Игры для первого Xbox

2002 стал новым вздохом для шутеров от первого лица, и причиной тому было появление Doom 3. Кармак уже тогда обещал динамическое освещение, подогревая и без того раскаленный интерес к игре. Id Software взяла для демонстрации целый кинотеатр на территории Activision, очередь в который превышала сотню человек. Тогда же были и менее заметные проекты вроде Metroid Prime или Rainbow Six: RavenShield.

Новым думом в 2003 стал Half-Life 2, вызвав второй вау-эффект, но что интересно — сам Doom уже не был так популярен. В этот же год Sony впервые упомянуло о PlayStation Portable, а свою портативную консоль представила Nokia на собственной конференции, которая превратилась в один большой провал. Мало того, что все игры работали криво, так еще и цена за N-Gage – так называлась консоль – достигала 299 долларов и была написана на животе полуголой девицы, походившей на подростка.

В середине двухтысячных шоу поменяло свой формат, оставаясь все еще самым масштабным, оно очертило место только для прессы, предоставляя всему остальному миру следить за тенденциями индустрии глазами популярных изданий. Но это уже совсем другая история.

Смотрите также
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Фичер
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Фичер
Аллоды Онлайн: Бессмертие
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Фичер
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться