Как худшая игра про покемонов стала главным хитом Nintendo

Андрей Александров (редакция)

Мы рассказываем о том, почему люди по всему миру бросились искать виртуальных монстров в своем (и соседском) дворе

На этой неделе игровой мир охватила настоящая истерия, имя которой — Pokemon GO. Игра в дополненной реальности про коллекционирование монстров заполонила социальные сети, новостные ленты игровых и не очень изданий, профильные разделы Reddit и даже наш рабочий редакционный чат, превратившийся в бесконечную хронику разворачивающегося вокруг безумия. Охотники за покемонами находили в воде трупы, ловили извращенцев, попадались на измене, и даже устроили войну за Белый Дом — не верится, что все это происходит вокруг нас. Вышедшая лишь в четырех странах (США, Австралия, Новая Зеландия и Германия — впрочем, региональное ограничение легко обойти) Pokemon GO, по некоторым оценкам, уже приносит своим создателям более полутора миллионов долларов в день только на iOS — для сравнения, главный мобильный хит Clash of Clans зарабатывает 4-5 миллионов ежедневно, однако это доходы версий для iOS и Android, выпущенных более чем в сотне стран. Зарабатывают на Pokemon GO и совершенно посторонние люди — владельцы кафе и магазинов размещают на карте метки для других игроков, приводя новых посетителей, а преступники таким же образом охотятся на мобильники неосторожных игроков.

Поклонники игры в Центральном парке, Нью-Йорк

Удивительнее всего здесь то, что сама Pokemon GO — пожалуй, худшая игра в истории знаменитой серии, если рассматривать ее отдельно от платформы. Перейдя на мобильный формат, разработчики поменяли практически все составляющие игры, в большинстве случаев в сторону упрощения. Исключением стала лишь система поимки — хоть с покемонами больше и не надо драться, идея поиска монстров в реальном мире легко компенсирует это упрощение. Системы опыта больше нет: для прокачки надо искать монстров одного вида, а затем «объединять» их. Достаточно сложные бои с применением умений заменены на обычное «кликанье» по экрану, причем сражаться надо не с живым игроком, а с оставленным им монстром под управлением AI. Обмен покемонами — важнейшая составляющая прошлых частей — и вовсе отсутствует. Однако жалуются на эти упрощения лишь единицы игроков, а миллионы носятся по чужим задним дворам в поисках какого-нибудь особо редкого монстра.

Чтобы понять, почему так вышло, стоит отправиться на двадцать с лишним лет назад. В начале девяностых, почти сразу после запуска карманной консоли Game Boy, японский геймдизайнер Сатоси Тадзири начал продумывать концепцию совершенно необычной игры. Источником вдохновения стало хобби Сатоси — в молодости он коллекционировал насекомых, и решил, что будет здорово дать игрокам прочувствовать дух собирательства. В 1996 году на Game Boy вышли Pokemon Red и Green (почти все части серии выпускались в двух версиях, слегка отличающихся друг от друга) — игры про коллекционирование карманных монстров. Идея была проста: игрок собирает покемонов разных видов, прокачивает их, а затем пытается победить все более и более сильных монстров, чтобы добавить в коллекцию. Если же найти еще кого-нибудь с Game Boy и установленной игрой, то ему можно бросить вызов, столкнув существ из коллекции в захватывающей дуэли.

Сатоси Тадзири

Идея Тадзири сработала — Pokemon сходу стала суперпопулярной, даже немного продлив жизнь устаревшей уже консоли GameBoy. Сегодня это вторая по популярности игровая серия в мире, которая уступает лишь Mario от той же Nintendo: суммарный тираж игр перевалил за 200 миллионов копий, огромной популярностью пользуются и разные сопутствующие товары — сувениры, настольные игры и, разумеется, аниме-сериал, благодаря которому о покемонах в свое время узнали в России.

По сути, уже с первых частей в Pokemon были зачатки дополненной реальности. Поклонники стали проводить тематические вечеринки, на которых десятки игроков сражались друг с другом и обменивались редкими монстрами. Появились лиги и турниры. С развитием интернета такие активности, разумеется утратили былую популярность, но желающих играть «вживую» хватает и по сей день.

В истории Pokemon GO важен еще один человек — Джон Ханке. Уроженец Техаса, он некоторое время проработал в правительстве США, а затем запустил несколько проектов в сфере информационных технологий. Самым успешным стала компания Keyhole, занимавшаяся геопространственными технологиями. В 2004 году Keyhole вошла в состав гиганта Google, который использовал ее разработки для создания Google Earth и Maps. В 2010 году Ханке создает Niantic Labs. — внутренний проект Google по разработке мобильных игр и приложений в дополненной реальности. Именно Niantic удается создать первый успешный проект такого толка — игру Ingress. Равно как и второй — разработку Pokemon GO Nintendo вела также совместно с Niantic.

Через год после релиза Ingress собрала два миллиона игроков. Pokemon GO в первые дни стала в десятки раз популярнее

У поклонников Ingress вся эта беготня вокруг покемонов вызывает лишь снисходительную улыбку — в их игре уже несколько лет творятся страсти покруче. Ingress построена вокруг борьбы двух фракций, игроки которых путешествуют по миру (место действия — вся Земля) и захватывают порталы — виртуальные конструкции, обычно привязанные к какому-нибудь важному реальному объекту, вроде памятника. Порталы можно объединять вместе, «закрашивая» территорию — но это потребует усилий минимум нескольких человек.

За очень простой и однообразной механикой Ingress стоит потрясающая социальная составляющая — чтобы закрасить действительно огромные территории, координируются люди из разных городов и стран. Кто-то отправляется в путешествие за сотни километров, на местах тоже хватает адреналина — чтобы захватывать порталы быстрее, многие игроки устраивают чуть ли не гонки на авто и мотоциклах. Официальный сюжет Ingress давно отошел на второй план, но это и не важно — под любое организованное мероприятие сообщество придумывает свою историю во вселенной игры. Да и своих необычных историй в Ingress хватает — в свое время мы посвятили им целую статью.

Pokemon GO до такого уровня пока далеко: в игре также есть фракции, которые сражаются за Gym — специальные места на карте, на оборону которых можно сажать покемонов из коллекций игроков. В одиночку захватить прокачанный Gym нереально — приходится объединяться в команды, атакуя совместно. И это все. В захвате Gym нет какого-то глобального смысла, организованной борьбы между фракциями по всему миру, которая координируется в десятках секретных интернет-сообществ. Планируют ли Nintendo и Niantic добавлять подобный геймплей, и в каком виде — большой вопрос.

Главная проблема Pokemon GO — люди порой забывают, что играют в реальном мире. Здесь девушка пытается поймать покемона в прямом эфире телеканала

Но сейчас интерес к Pokemon GO поддерживает совершенно другое. Это лучшая реализация изначальной идеи Сатоси Тадзири, за которую и полюбили серию — сделать действительно захватывающую игру про коллекционирование. За покемонами здесь приходится охотиться, совершая маленькие путешествия как минимум по соседним улицам, а то и дальше — некоторые монстры обитают в строго определенных местах. Это невероятно круто и совершенно непривычно — большинство из нас пару недель назад и представить не могло, что ради игры можно отправиться в многочасовое путешествие, встряв по пути в совершенно неожиданные события.

Pokemon GO, наконец — это еще одна большая победа смартфонов и планшетов как игровой платформы. С момента выхода игры акции Nintendo выросли наполовину — за последние пять лет такое случалось лишь дважды, причем в прошлый раз курс подскочил в марте 2015-го, как раз в тот момент, когда Nintendo объявила о намерении делать мобильные игры. Для Pokemon GO не надо покупать странную консоль с двумя экранами — достаточно скачать ее на свой смартфон, не заплатив на старте ни копейки. И учитывая то, какое безумие в прессе и соцсетях создает игра прямо сейчас — именно так в ближайшие дни поступят сотни миллионов человек, пополнив и без того немаленькую армию поклонников покемонов.

Pokemon GO уже стала самым успешным мобильным релизом в США — 13 июля число игроков превысило 21 миллион человек. Но несмотря на огромный успех, Nintendo сейчас идет по очень тонкому льду — никто в мире еще не делал действительно массовую игру в дополненной реальности. Ingress с ее компактным и отлично организованным сообществом не в счет — к миллионам совершенно разных игроков нужен другой подход. Как не скатить игру в бесконечное собирательство одинаковых монстров, сделав ее интересной на долгое время? Как в рамках возможных глобальных событий управлять толпами людей в разных городах и странах? Как, наконец, сделать Pokemon GO более безопасной для игроков, с которыми на улицах могут произойти (и уже происходят) не самые приятные события. Однако именно у Nintendo — компании, подарившей миру огромное количество игровых инноваций — есть все шансы ответить на эти вопросы.

Дата выхода 5 июля 2016 г.

Pokemon Go

iOS, Android
Альтернативное название: Pokémon GO
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Pokemon Company
Режимы игры
Одиночная игра
Мультиплеер
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
5 июля 2016 (iOS, Android)
Системные требования
Минимальные
iOS 8.0 или выше; Android 4.4 или выше
1 из картинок Открыть оригинал