Как худшая игра про покемонов стала главным хитом Nintendo

Андрей Александров (редакция)

Мы рассказываем о том, почему люди по всему миру бросились искать виртуальных монстров в своем (и соседском) дворе

На этой неделе игровой мир охватила настоящая истерия, имя которой — Pokemon GO. Игра в дополненной реальности про коллекционирование монстров заполонила социальные сети, новостные ленты игровых и не очень изданий, профильные разделы Reddit и даже наш рабочий редакционный чат, превратившийся в бесконечную хронику разворачивающегося вокруг безумия. Охотники за покемонами находили в воде трупы, ловили извращенцев, попадались на измене, и даже устроили войну за Белый Дом — не верится, что все это происходит вокруг нас. Вышедшая лишь в четырех странах (США, Австралия, Новая Зеландия и Германия — впрочем, региональное ограничение легко обойти) Pokemon GO, по некоторым оценкам, уже приносит своим создателям более полутора миллионов долларов в день только на iOS — для сравнения, главный мобильный хит Clash of Clans зарабатывает 4-5 миллионов ежедневно, однако это доходы версий для iOS и Android, выпущенных более чем в сотне стран. Зарабатывают на Pokemon GO и совершенно посторонние люди — владельцы кафе и магазинов размещают на карте метки для других игроков, приводя новых посетителей, а преступники таким же образом охотятся на мобильники неосторожных игроков.

Поклонники игры в Центральном парке, Нью-Йорк

Удивительнее всего здесь то, что сама Pokemon GO — пожалуй, худшая игра в истории знаменитой серии, если рассматривать ее отдельно от платформы. Перейдя на мобильный формат, разработчики поменяли практически все составляющие игры, в большинстве случаев в сторону упрощения. Исключением стала лишь система поимки — хоть с покемонами больше и не надо драться, идея поиска монстров в реальном мире легко компенсирует это упрощение. Системы опыта больше нет: для прокачки надо искать монстров одного вида, а затем «объединять» их. Достаточно сложные бои с применением умений заменены на обычное «кликанье» по экрану, причем сражаться надо не с живым игроком, а с оставленным им монстром под управлением AI. Обмен покемонами — важнейшая составляющая прошлых частей — и вовсе отсутствует. Однако жалуются на эти упрощения лишь единицы игроков, а миллионы носятся по чужим задним дворам в поисках какого-нибудь особо редкого монстра.

Чтобы понять, почему так вышло, стоит отправиться на двадцать с лишним лет назад. В начале девяностых, почти сразу после запуска карманной консоли Game Boy, японский геймдизайнер Сатоси Тадзири начал продумывать концепцию совершенно необычной игры. Источником вдохновения стало хобби Сатоси — в молодости он коллекционировал насекомых, и решил, что будет здорово дать игрокам прочувствовать дух собирательства. В 1996 году на Game Boy вышли Pokemon Red и Green (почти все части серии выпускались в двух версиях, слегка отличающихся друг от друга) — игры про коллекционирование карманных монстров. Идея была проста: игрок собирает покемонов разных видов, прокачивает их, а затем пытается победить все более и более сильных монстров, чтобы добавить в коллекцию. Если же найти еще кого-нибудь с Game Boy и установленной игрой, то ему можно бросить вызов, столкнув существ из коллекции в захватывающей дуэли.

Сатоси Тадзири

Идея Тадзири сработала — Pokemon сходу стала суперпопулярной, даже немного продлив жизнь устаревшей уже консоли GameBoy. Сегодня это вторая по популярности игровая серия в мире, которая уступает лишь Mario от той же Nintendo: суммарный тираж игр перевалил за 200 миллионов копий, огромной популярностью пользуются и разные сопутствующие товары — сувениры, настольные игры и, разумеется, аниме-сериал, благодаря которому о покемонах в свое время узнали в России.

По сути, уже с первых частей в Pokemon были зачатки дополненной реальности. Поклонники стали проводить тематические вечеринки, на которых десятки игроков сражались друг с другом и обменивались редкими монстрами. Появились лиги и турниры. С развитием интернета такие активности, разумеется утратили былую популярность, но желающих играть «вживую» хватает и по сей день.

В истории Pokemon GO важен еще один человек — Джон Ханке. Уроженец Техаса, он некоторое время проработал в правительстве США, а затем запустил несколько проектов в сфере информационных технологий. Самым успешным стала компания Keyhole, занимавшаяся геопространственными технологиями. В 2004 году Keyhole вошла в состав гиганта Google, который использовал ее разработки для создания Google Earth и Maps. В 2010 году Ханке создает Niantic Labs. — внутренний проект Google по разработке мобильных игр и приложений в дополненной реальности. Именно Niantic удается создать первый успешный проект такого толка — игру Ingress. Равно как и второй — разработку Pokemon GO Nintendo вела также совместно с Niantic.

Через год после релиза Ingress собрала два миллиона игроков. Pokemon GO в первые дни стала в десятки раз популярнее

У поклонников Ingress вся эта беготня вокруг покемонов вызывает лишь снисходительную улыбку — в их игре уже несколько лет творятся страсти покруче. Ingress построена вокруг борьбы двух фракций, игроки которых путешествуют по миру (место действия — вся Земля) и захватывают порталы — виртуальные конструкции, обычно привязанные к какому-нибудь важному реальному объекту, вроде памятника. Порталы можно объединять вместе, «закрашивая» территорию — но это потребует усилий минимум нескольких человек.

За очень простой и однообразной механикой Ingress стоит потрясающая социальная составляющая — чтобы закрасить действительно огромные территории, координируются люди из разных городов и стран. Кто-то отправляется в путешествие за сотни километров, на местах тоже хватает адреналина — чтобы захватывать порталы быстрее, многие игроки устраивают чуть ли не гонки на авто и мотоциклах. Официальный сюжет Ingress давно отошел на второй план, но это и не важно — под любое организованное мероприятие сообщество придумывает свою историю во вселенной игры. Да и своих необычных историй в Ingress хватает — в свое время мы посвятили им целую статью.

Pokemon GO до такого уровня пока далеко: в игре также есть фракции, которые сражаются за Gym — специальные места на карте, на оборону которых можно сажать покемонов из коллекций игроков. В одиночку захватить прокачанный Gym нереально — приходится объединяться в команды, атакуя совместно. И это все. В захвате Gym нет какого-то глобального смысла, организованной борьбы между фракциями по всему миру, которая координируется в десятках секретных интернет-сообществ. Планируют ли Nintendo и Niantic добавлять подобный геймплей, и в каком виде — большой вопрос.

Главная проблема Pokemon GO — люди порой забывают, что играют в реальном мире. Здесь девушка пытается поймать покемона в прямом эфире телеканала

Но сейчас интерес к Pokemon GO поддерживает совершенно другое. Это лучшая реализация изначальной идеи Сатоси Тадзири, за которую и полюбили серию — сделать действительно захватывающую игру про коллекционирование. За покемонами здесь приходится охотиться, совершая маленькие путешествия как минимум по соседним улицам, а то и дальше — некоторые монстры обитают в строго определенных местах. Это невероятно круто и совершенно непривычно — большинство из нас пару недель назад и представить не могло, что ради игры можно отправиться в многочасовое путешествие, встряв по пути в совершенно неожиданные события.

Pokemon GO, наконец — это еще одна большая победа смартфонов и планшетов как игровой платформы. С момента выхода игры акции Nintendo выросли наполовину — за последние пять лет такое случалось лишь дважды, причем в прошлый раз курс подскочил в марте 2015-го, как раз в тот момент, когда Nintendo объявила о намерении делать мобильные игры. Для Pokemon GO не надо покупать странную консоль с двумя экранами — достаточно скачать ее на свой смартфон, не заплатив на старте ни копейки. И учитывая то, какое безумие в прессе и соцсетях создает игра прямо сейчас — именно так в ближайшие дни поступят сотни миллионов человек, пополнив и без того немаленькую армию поклонников покемонов.

Pokemon GO уже стала самым успешным мобильным релизом в США — 13 июля число игроков превысило 21 миллион человек. Но несмотря на огромный успех, Nintendo сейчас идет по очень тонкому льду — никто в мире еще не делал действительно массовую игру в дополненной реальности. Ingress с ее компактным и отлично организованным сообществом не в счет — к миллионам совершенно разных игроков нужен другой подход. Как не скатить игру в бесконечное собирательство одинаковых монстров, сделав ее интересной на долгое время? Как в рамках возможных глобальных событий управлять толпами людей в разных городах и странах? Как, наконец, сделать Pokemon GO более безопасной для игроков, с которыми на улицах могут произойти (и уже происходят) не самые приятные события. Однако именно у Nintendo — компании, подарившей миру огромное количество игровых инноваций — есть все шансы ответить на эти вопросы.

Смотрите также
Ingress: игра, ради которой люди летают на Чукотку
Фичер
Ingress: игра, ради которой люди летают на Чукотку
Лучшие игры для каникул и отпуска
Фичер
Лучшие игры для каникул и отпуска
Туалетные монстры
Фичер
Туалетные монстры
100 фотографий идеального женского косплея
Фичер
100 фотографий идеального женского косплея
Дата выхода

Pokemon Go

iOS, Android
Альтернативное название: Pokémon GO
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Pokemon Company
Режимы игры
одиночный режим, мультиплеер
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(iOS, Android)
Системные требования
Минимальные
iOS 8.0 или выше; Android 4.4 или выше
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться