Как игры сделали из женщины человека

Екатерина Рощина (редакция)

Эволюция женских игровых персонажей: от беспомощных принцесс до гротескных «мужчин в юбке», от одиноких амазонок до лучших друзей

В этом году вышло сразу несколько важных игр с женщинами в главных ролях: разница лишь в том, что иногда за них можно поиграть (Tomb Raider, Remember Me), а иногда — нет (BioShock Infinite). Гораздо хуже, что сколь-нибудь убедительные персонажи женского пола в играх даже сейчас встречаются редко — из положительных примеров можно вспомнить только Элизабет из BioShock Infinite. Учитывая, что к тридцати годам (а видеоиграм сейчас как раз примерно столько) обычно умнеют даже самые ветреные дамы, это хороший повод, чтобы заглянуть в прошлое и проследить эволюцию женских персонажей в видеоиграх. От писклявых принцесс до молчаливых главных героинь, от бой-баб с автоматом — до лучших друзей и партнеров.

Вот как выглядело спасение принцессы по версии создателя мультфильма Family Guy

Сюжеты первых видеоигр были рассчитаны в основном на мужскую аудиторию, ведь игровые консоли и компьютеры в 80-х были прежде развлечением для мальчиков и мужей. Так уж сложилось, что дамы опоздали к раздаче и втянулись в это безобразие (как в игры, так и в их разработку) несколько позднее. Поэтому женщины в первых играх исторически выполняли скорее роль трофеев, а не полноценных участников событий. Достаточно вспомнить Super Mario Bros., Donkey Kong, The Legend of Zelda и прочие игры, в которых главная цель героя — найти и отобрать у злодея принцессу в розовом платьице. Что характерно, все объекты спасения были совершенно беспомощны и часто обладали довольно мерзким писклявым голосом. Кто захочет такое спасать (да и похищать, собственно) — не совсем понятно.

Изредка женщины становились главными героями, но как-то не очень убедительно: миссис Пакмен отличалась от мужа только бантом да макияжем, а про Самус Аран в Metroid вообще до финальных титров никто не знал, что она женщина.

Сценаристы до сих пор эксплуатируют тему «дамы в беде». Правда, некоторые делают это талантливо, а некоторые — как получится. Пожалуй, топорнее всего это сделали создатели ролевой игры Two Worlds: главный герой всю игру пытается спасти сестру, кроме которой в игре вообще не было женщин (правда, в одном из патчей их добавили целых пять штук). Игра вышла скучной и неубедительной.

Если бы не голос, трехмерная модель и анимация, многих игровых женщин было бы трудно отличить от мужчин

Потом индустрию захватили ролевые игры и разработчики поняли, что без женских персонажей игровую вселенную не построишь. Возможность выбрать пол главного героя появилась вместе с возможностью выбрать класс и расу. Увы, на игровой процесс это никак не влияет до сих пор — ни характеристики, ни сюжет, ни поведение персонажа после выбора пола не меняются (исключений из этого правила очень мало). Тема актуальна и на сегодняшний день — даже на романтические линии пол главного героя влияет не всегда (привет сексуальным похождениям Шепарда!).

Mass Effect 3 — один из примеров такого подхода. Женский вариант Шепарда ничем не отличается от мужского, даже любовные линии у них одинаковые

Лучшими знатоками по части женщин себя показали японцы. Первой достойной дамой в истории игр стала агрессивная красотка Чун Ли из Street Fighter 2. Китаянка так понравилась аудитории, что ее возвращали во все следующие игры серии и даже сняли про нее целый фильм. Еще одна японская компания, которая разбирается в женщинах, — Square Enix. Начиная со второй части в серии Final Fantasy появляются игровые женские персонажи с внятной историей и толковыми боевыми навыками.

Ближе к концу девяностых разработчики решили, что их аудитория наконец-то приблизилась к возрасту полового созревания. Они начали помещать женщин на обложки и давать им главные роли в играх: как правило, мало говорящих, но агрессивно-сексуальных солдат в юбке. Иногда это было вполне уместно — например, в случае с ранними версиями Лары Крофт (несмотря на нереальный размер груди и непрактичные шортики). Мужчинам в таких играх отводилась, как правило, роль врагов: казалось — вот он, идеальный сюжет. Увы, в основном игры разрабатывают мужчины, которые не умеют вовремя остановиться и раздевают героинь почти что догола. Зубовный скрежет женщин по всему миру вызывает бесполезная броня — то на Принцессе без доспехов, то в Tera Online, где женский наряд может разве что отвлечь противника. Страшно даже представить себе такую воительницу в реальной жизни — вряд ли ей удастся эффективно махать мечом, придерживая сползающие бронестринги.

Ранние (да и поздние) версии Лары Крофт — собирательный образ всех героинь 90-х: она мало говорила, зато стонала и охала — словно теннисистка на корте

В некоторых играх про альфа-самцов сексуальные дамы до сих пор играют скорее роль мебели. Типичный пример — серия God of War. Кстати, российские разработчики и здесь умудрились выделиться — полузабытый отечественный ответ японским «гаремникам», «Тургор», оказался самой философской игрой на раздевание в истории.

К счастью, в середине двухтысячных от этой повальной обнаженки быстро начали уставать и игроки, и сами разработчики. На прилавках появились игры с фактурными и хорошо проработанными женскими персонажами в главных ролях. В первую очередь повезло приключенческим играм и квестам. Фотожурналистка с зелеными губами Джейд из Beyond Good & Evil, Эйприл и Зои из загадочного мира Dreamfall, а также олицетворение игровой толерантности — темнокожая азиатка Аликс Вэнс из Half-Life 2 — лучшие примеры женщин, похожих на людей. Не менее яркая Сара Кэрриган из StarCraft на человека похожа слабо, но ее сложно за это винить, сами понимаете. Чуть позже девушек начали пускать в священный мир экшенов, что называется, без грима.

В японских играх конца девяностых-начала двухтысячных было много очень убедительных, запоминающихся женских персонажей (кадр из Silent Hill 3), но вот изображать мужчин японцы совершенно не умеют. В лучшем случае они похожи на жеманных геев

Одним из первых это сделал Portal — главная героиня, Челл, скорее похожа на женский аналог Гордона Фримена, нежели на сексапильную куклу, а GLaDOS, даром что железяка, стала лучшим злодеем в истории игр по версии IGN.

Молодая Лара Крофт предстала перед нами чумазой испуганной девушкой (грудь ей при этом уменьшили раза в два). Даже дамы в беде перестали быть бессловесными объектами охоты и начали всерьез помогать своим спасителям — вспомните хоть Элизабет из BioShock Infinite, хоть Кэт из DmC: Devil May Cry. Без обеих девушек у главных героев вряд ли бы что-нибудь получилось.

В целом, тенденция радует: женские персонажи продолжают развиваться и занимают положенное им место в индустрии. При этом любителям сексуальных кошечек волноваться тоже не о чем — поток дев в бронелифчиках пока что явно не собирается идти на убыль. Кажется, разработчики наконец-то научились делать так, чтобы их персонажами были довольны все категории населения.

Смотрите также
Revelation: когда рука колоть устала
Фичер
Revelation: когда рука колоть устала
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Фичер
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться