Как игры сделали из женщины человека

Екатерина Рощина (редакция)

Эволюция женских игровых персонажей: от беспомощных принцесс до гротескных «мужчин в юбке», от одиноких амазонок до лучших друзей

В этом году вышло сразу несколько важных игр с женщинами в главных ролях: разница лишь в том, что иногда за них можно поиграть (Tomb Raider, Remember Me), а иногда — нет (BioShock Infinite). Гораздо хуже, что сколь-нибудь убедительные персонажи женского пола в играх даже сейчас встречаются редко — из положительных примеров можно вспомнить только Элизабет из BioShock Infinite. Учитывая, что к тридцати годам (а видеоиграм сейчас как раз примерно столько) обычно умнеют даже самые ветреные дамы, это хороший повод, чтобы заглянуть в прошлое и проследить эволюцию женских персонажей в видеоиграх. От писклявых принцесс до молчаливых главных героинь, от бой-баб с автоматом — до лучших друзей и партнеров.

Вот как выглядело спасение принцессы по версии создателя мультфильма Family Guy

Сюжеты первых видеоигр были рассчитаны в основном на мужскую аудиторию, ведь игровые консоли и компьютеры в 80-х были прежде развлечением для мальчиков и мужей. Так уж сложилось, что дамы опоздали к раздаче и втянулись в это безобразие (как в игры, так и в их разработку) несколько позднее. Поэтому женщины в первых играх исторически выполняли скорее роль трофеев, а не полноценных участников событий. Достаточно вспомнить Super Mario Bros., Donkey Kong, The Legend of Zelda и прочие игры, в которых главная цель героя — найти и отобрать у злодея принцессу в розовом платьице. Что характерно, все объекты спасения были совершенно беспомощны и часто обладали довольно мерзким писклявым голосом. Кто захочет такое спасать (да и похищать, собственно) — не совсем понятно.

Изредка женщины становились главными героями, но как-то не очень убедительно: миссис Пакмен отличалась от мужа только бантом да макияжем, а про Самус Аран в Metroid вообще до финальных титров никто не знал, что она женщина.

Сценаристы до сих пор эксплуатируют тему «дамы в беде». Правда, некоторые делают это талантливо, а некоторые — как получится. Пожалуй, топорнее всего это сделали создатели ролевой игры Two Worlds: главный герой всю игру пытается спасти сестру, кроме которой в игре вообще не было женщин (правда, в одном из патчей их добавили целых пять штук). Игра вышла скучной и неубедительной.

Если бы не голос, трехмерная модель и анимация, многих игровых женщин было бы трудно отличить от мужчин

Потом индустрию захватили ролевые игры и разработчики поняли, что без женских персонажей игровую вселенную не построишь. Возможность выбрать пол главного героя появилась вместе с возможностью выбрать класс и расу. Увы, на игровой процесс это никак не влияет до сих пор — ни характеристики, ни сюжет, ни поведение персонажа после выбора пола не меняются (исключений из этого правила очень мало). Тема актуальна и на сегодняшний день — даже на романтические линии пол главного героя влияет не всегда (привет сексуальным похождениям Шепарда!).

Mass Effect 3 — один из примеров такого подхода. Женский вариант Шепарда ничем не отличается от мужского, даже любовные линии у них одинаковые
Лучшими знатоками по части женщин себя показали японцы. Первой достойной дамой в истории игр стала агрессивная красотка Чун Ли из Street Fighter 2. Китаянка так понравилась аудитории, что ее возвращали во все следующие игры серии и даже сняли про нее целый фильм. Еще одна японская компания, которая разбирается в женщинах, — Square Enix. Начиная со второй части в серии Final Fantasy появляются игровые женские персонажи с внятной историей и толковыми боевыми навыками.

Ближе к концу девяностых разработчики решили, что их аудитория наконец-то приблизилась к возрасту полового созревания. Они начали помещать женщин на обложки и давать им главные роли в играх: как правило, мало говорящих, но агрессивно-сексуальных солдат в юбке. Иногда это было вполне уместно — например, в случае с ранними версиями Лары Крофт (несмотря на нереальный размер груди и непрактичные шортики). Мужчинам в таких играх отводилась, как правило, роль врагов: казалось — вот он, идеальный сюжет. Увы, в основном игры разрабатывают мужчины, которые не умеют вовремя остановиться и раздевают героинь почти что догола. Зубовный скрежет женщин по всему миру вызывает бесполезная броня — то на Принцессе без доспехов, то в Tera Online, где женский наряд может разве что отвлечь противника. Страшно даже представить себе такую воительницу в реальной жизни — вряд ли ей удастся эффективно махать мечом, придерживая сползающие бронестринги.

Ранние (да и поздние) версии Лары Крофт — собирательный образ всех героинь 90-х: она мало говорила, зато стонала и охала — словно теннисистка на корте
В некоторых играх про альфа-самцов сексуальные дамы до сих пор играют скорее роль мебели. Типичный пример — серия God of War. Кстати, российские разработчики и здесь умудрились выделиться — полузабытый отечественный ответ японским «гаремникам», «Тургор», оказался самой философской игрой на раздевание в истории.

К счастью, в середине двухтысячных от этой повальной обнаженки быстро начали уставать и игроки, и сами разработчики. На прилавках появились игры с фактурными и хорошо проработанными женскими персонажами в главных ролях. В первую очередь повезло приключенческим играм и квестам. Фотожурналистка с зелеными губами Джейд из Beyond Good & Evil, Эйприл и Зои из загадочного мира Dreamfall, а также олицетворение игровой толерантности — темнокожая азиатка Аликс Вэнс из Half-Life 2 — лучшие примеры женщин, похожих на людей. Не менее яркая Сара Кэрриган из StarCraft на человека похожа слабо, но ее сложно за это винить, сами понимаете. Чуть позже девушек начали пускать в священный мир экшенов, что называется, без грима.

В японских играх конца девяностых-начала двухтысячных было много очень убедительных, запоминающихся женских персонажей (кадр из Silent Hill 3), но вот изображать мужчин японцы совершенно не умеют. В лучшем случае они похожи на жеманных геев
Одним из первых это сделал Portal — главная героиня, Челл, скорее похожа на женский аналог Гордона Фримена, нежели на сексапильную куклу, а GLaDOS, даром что железяка, стала лучшим злодеем в истории игр по версии IGN.

Молодая Лара Крофт предстала перед нами чумазой испуганной девушкой (грудь ей при этом уменьшили раза в два). Даже дамы в беде перестали быть бессловесными объектами охоты и начали всерьез помогать своим спасителям — вспомните хоть Элизабет из BioShock Infinite, хоть Кэт из DmC: Devil May Cry. Без обеих девушек у главных героев вряд ли бы что-нибудь получилось.

В целом, тенденция радует: женские персонажи продолжают развиваться и занимают положенное им место в индустрии. При этом любителям сексуальных кошечек волноваться тоже не о чем — поток дев в бронелифчиках пока что явно не собирается идти на убыль. Кажется, разработчики наконец-то научились делать так, чтобы их персонажами были довольны все категории населения.

Смотрите также
Лучшие игры про настоящих злодеев
Фичер
Лучшие игры про настоящих злодеев
Лучшие игры апреля 2017
Фичер
Лучшие игры апреля 2017
Самые безумные игровые достижения
Фичер
Самые безумные игровые достижения
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться