Как ломают «четвертую стену» в играх — дубль 2

Филимонов Денис (пользователь)

В «официальном» фичере недавно были упомянуты игры хорошие, но всё-таки несколько заметных игр, ломающих четвёртую стену, там не оказалось. Предлагаю исправить это досадное недоразумение

Начнём с простого, а именно с The Bard’s Tale. Главный герой, Бард (да, его так и зовут) уже в обучении реагирует на реплики вроде «Нажмите 2, чтобы вызвать меню» не иначе как «Старик, да ты с ума сошёл?». Да и в целом на протяжении всей игры герой регулярно переговаривается с рассказчиком, регулярно отпускающим саркастические замечания. Например, если игрок ничего не будет делать, рассказчик так и скажет: «Долгое время ничего не происходило».

Та сама огнедышащая крыса

Впрочем, игра достойна прохождения не только из-за этого. The Bard’s Tale подкупает фантастическим юмором, заставляющим забыть про страшненькую графику и средний геймплей. «История барда» издевается почти надо всеми RPG-штампами. Даже первое задание кажется типичным – от игрока требуют убить крысу, которая… огнедышащей. Разумеется, рассказчик не упустит возможности подколоть Барда, с позором убегающего от неё из подвала.

Серия The Monkey Island также частенько ломала стену между игрой и геймером. Как вам возможность позвонить из джунглей(!) в техподдержку LucasArts? (Monkey Island 2: LeChuck's Revenge). Сам Гайбраш Трипвуд также иногда может «отмочить»: в конце The Secret of Monkey Island в диалоге с Элейн можно выбрать фразу «Никогда не платите больше 20 баксов за игру». Девушка, конечно, вас не поймёт, и Гайбраш ответит ей, что сам не понимает, почему он это ляпнул.

Действительно, и зачем?

Spec Ops: The Line – игра без пяти минут гениальная, хоть и испорченная откровенно слабым геймплеем. Она очень долго притворялась эдаким клоном Call of Duty, но затем сделала финт ушами и заставила нас стрелять в своих же и делать ужасные вещи вроде обстрела людей белым фосфором и «прогулки» по месту бомбёжки. Все убийства при этом казались кошмарно… неправильными, что ли. Более того, игра давала вам понять, что это так — сначала напряжением в диалогах, но затем даже экраны загрузки обвиняли вас (и именно вас!) в том, что произошло. The Line намеренно оскорбляла игроков практически с самого начала и до самого конца, и в финале при этом случился один из самых впечатляющих wall-break’ов. Когда вы, наконец, встречаете Конрада, тот прямо называет героя смешным в его попытках стать тем, кем он никогда не являлся – стать героем. Но правда в том, что этот диалог не только между персонажами, Конрад обращается и к вам. Именно игроки, как и Уокер (главный герой), проживают другие жизни, где они становятся великими героями. Этот слом четвертой стены трудно осознать, но поражает он до глубины души.

Экран загрузки: «Армия США не терпит убийств безоружных. Но это же нереально, так почему вас это должно волновать?»

Наконец, игра, которая не просто разрушает пресловутую четвертую стену, а выносит её ко всем чертям. Я, конечно, о The Stanley Parable. Забавно, но даже демо-версия игры умудряется если не шокировать, то порядком озадачить: нам действительно предлагают посмотреть на демонстрацию The Stanley Parable, вручат свой номер и заставят ждать своей очереди.

Да, это действительно скриншот из игры

Как и в The Bard’s Tale, здесь тоже есть рассказчик, который реагирует на действия игрока. И вновь взаимодействие с ним разрушает четвертую стену. Правда, здесь есть одна оговорка: нам действительно рассказывают историю («Стэнли пошёл туда-то и сделал то-то»), и если ей следовать, то никакой стены в помине не будет. А вот если не слушать рассказчика и делать всё по-своему, он начнёт вымещать свою злость, разрушая тем самым барьер между игрой и пользователем. Он будет издеваться над вами, ругать вас за ваши действия, пространно рассуждать, теряться и удивляться вместе с вами, как будто бы он был рядом. Даже «сломать» игру можно. The Stanley Parable предлагает совершенно уникальный опыт взаимодействия с игроком, который подчас невозможно передать словами. И было бы преступлением его пропустить.

Слом четвёртой стены одновременно и то, что англоговорящие называют «a punch in the face» (то есть что-то внезапное, резкое, и при этом грубое), и очень тонкий приём. Он всегда должен использоваться к месту, иначе он станет тривиальным и скучным, а потому бесполезным.

Смотрите также
Лучшие игры ноября 2016
Фичер
Лучшие игры ноября 2016
Карты, деньги, фритуплей
Фичер
Карты, деньги, фритуплей
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Фичер
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться