Как себя чувствует в GTA Online старый фанат офлайновой GTA?

Георгий Курган (редакция)

Звериный капитализм, социальное неравенство, бесконечные очереди и другие неожиданные явления, обнаруженные нами в мультиплеере GTA

Моим первым подельником по ограблению оказывается человек из Бельгии. По-английски говорит с сильным акцентом и очень медленно: судя по интонациям, он вдыхал дым плохих папирос. «Донт ворри мэн», — мечтательно говорит он, и почему-то несколько раз подряд произносит «Изи манииииии!». Через две минуты я обрушиваю истребитель посреди пустыни, миссия провалена, «изи мани» не получается, я в панике выхожу обратно на глобальную карту. Еще во время загрузки в динамиках слышится разговор двух школьников. «Ду ю спик арабиш?» Ответа не разобрать: у второго на фоне ругаются родители.

Вообще-то я играю в GTA с прошлого века. Провел бешеное количество часов во всех двухмерных частях, прошел все номерные игры начиная с третьей, большинство — по нескольку раз. Видел все ответвления и аддоны. Даже на PSP и Nintendo DS. И на планшете. Я рычал как раненый зверь на миссии с игрушечными вертолетами в Vice City. Рвал и метал на задании в San Andreas, где надо догнать самолет на одномоторном драндулете. Напивался в хлам с ямайскими бандитами в GTA 4. Дерзко похищал вагон метро в The Ballad of Gay Tony. Но никогда — слышите, никогда! — я не испытывал такого шока и непонимания, как в GTA Online образца 2017 года.

Каскадерские гонки на трассах, висящих в воздухе? Кажется, я слишком стар для этого дерьма

В каком-то смысле, в GTA всегда был мультиплеер: это когда два или более человек собираются за одним устройством и начинают учинять в городе армагеддон и мракобесие до тех пор, пока полиция и армия не размажут их по асфальту. Потом геймпад передается следующему участнику, и все начинается по новой. Но в своей основе GTA, начиная с первого же дополнения первой части, была глубоко сюжетной игрой. Бесноватые и эксцентричные персонажи, последовательный путь из халупы в нищем районе до гламурного особняка с личной подлодкой, злодеи и благородные бандиты — как бы ни эволюционировала игра, все эти элементы гарантированно можно найти в любой части GTA. Но онлайновый режим, дебютировавший в пятой части — это нечто особенное. То есть, номинально, там есть все вышеперечисленное, но все пропорции извращены, а по улицам Лос-Сантоса гоняют арабские школьники, упоротые бельгийцы и тысячи не менее странных типов.

Начавшись с относительно простых миссий и джентльменского набора PVP-режимов, с годами GTA Online мутировала в нечто невообразимое, обретя полный набор характерных признаков любой ММО-игры. Гринд, рост в ранге, чтобы открыть новые задания, а также фирменные рейды — многофазовые и многочасовые ограбления. Естественно, все это сопровождается типичным GTA-безумием: есть каскадерские гонки, где под небесами автомобили, мотоциклы и самолеты крутят мертвые петли, взмывают за облака и трансформируются друг в друга на лету. Есть миссии, в которых группа безоружных игроков в темном ангаре старается не попасться счастливчику с мачете. Через несколько минут выжившие получат дробовики, и охотник превратится в жертву. В GTA Online можно открыть собственный байк-клуб и крышевать лаборатории по производству метамфетамина и фермы по выращиванию анаши. Вдобавок ко всему разработчики с удовольствием стравливают игроков между собой на глобальной карте: назначают награду за головы особо буйных маньяков или предлагают за пригоршню долларов перехватить какого-нибудь лоха, выполняющего одиночную миссию по доставке ценного груза.

За Лос-Сантос и двор стреляю в упор!

Первые несколько сеансов в GTA Online чувствуешь себя человеком, который провел 20 лет в коме: что происходит? Кто все эти люди и почему я слышу их голоса даже на глобальной карте? Что это за миссии, почему мне постоянно названивает Рон из одиночной игры и настойчиво предлагает купить ангар в пустыне? Заходишь на PVP-задание по командному захвату территорий, и внезапно обнаруживаешь себя на высоте километра от земли, где полтора десятка незнакомых друг другу людей перестреливаются и бегают по плиточному полу, стараясь окрасить его в цвета своей команды. Если вы ничего не поняли из предыдущего предложения — это нормально. Потом разберетесь.

После нескольких дней отчаяния я призвал на помощь своего прокачанного приятеля и дело мигом пошло на лад. Как и любая онлайн-игра, GTA лучше всего выглядит, когда под рукой есть надежные товарищи. Только тех, с кем вы пошли бы в разведку, стоит брать на лучшую часть игры — миссии по развитию бизнеса и ограбления, срежессированные на уровне лучших заданий из одиночной игры. Игра со случайными людьми равносильна самобичеванию: можно десятками минут ждать желающих в лобби, потратить еще минуты полторы на загрузку и кастомизацию экипировки, долго и мучительно ехать на дело — только чтобы вылететь из миссии из-за того, что какому-то придурку из неизвестной части Земли приспичило выйти из игры прямо сейчас. Проблем с участниками нет разве что в PVP-миссиях, и то не в любое время суток.

Буквально вчера у Rockstar вышло новое, особо эпическое ограбление, так что про сюжетную часть в онлайне все-таки не забывают

Но что делать, если вы один? Терпеть и мучиться. В предыдущий раз я заходил в GTA Online года два назад. С тех пор у меня остался персонаж, пара сотен тысяч долларов на счету и даже какая-то недвижимость, но быстро выяснилось, что по современным меркам все это — пыль. Недавно в Rockstar признались, что не делают сюжетных дополнений к пятой части, потому что слишком заняты производством контента для сетевой составляющей. При этом они подчеркивали, что все дополнения бесплатны, но на самом деле это не совсем так. Разработчики действительно практически бомбардируют игроков все новыми машинами, самолетами, вертолетами, шмотками и цацками, но все это стоит от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов виртуальных долларов. Их можно заработать старым добрым гриндом, а можно (сюрприз-сюрприз!) купить за реальные деньги.

Никакого сюжетного смысла в GTA Online нет: только прокачка уровней, свэг и лакшери. Зажиточного игрока всегда можно узнать по летающему мотоциклу или спортивной машине с донельзя заниженной подвеской и пошлой неоновой подсветкой. Где-то в городе у него наверняка будет роскошный офис с личной секретаршей и баром. В гараже стоят без дела десятки самых пижонских средств передвижения, включая БТР. Весьма вероятно, что в списке недвижимости такого игрока значится бункер где-нибудь в горах, а сам он — гордый СЕО собственной компании, и вполне может на время взять в телохранители игроков попроще. Примерно в таком облике предстал в игре и мой приятель, который честно признался: заносить в игру деньги и покупать на них ништяки — это круто и приятно.

Чтобы вы понимали: по меркам современной GTA Online это очень, очень скромный автопарк для приличного игрока

При этом крупные инвестиции в бизнес регулярно приносит солидные барыши, быстро начинают окупаться, и богатые игроки становятся еще богаче. Социальное неравенство в виртуальном мире не отличить от реального: состоятельные игроки могут обменять свободные деньги на игровой кэш и быстро обзавестись самыми крутыми пушками, тачками и обвесами. Конечно, придется потратить некоторое время на прокачку (лучшие опции в магазинах открываются по мере роста героя), но очки опыта здесь дают буквально за каждый чих — даже за проигрыш в миссии при условии, что причиной провала не стали лично вы.

У тех, кто не желает вкладываться в донат, есть два варианта. Вариант первый, пацанский: держать нос по ветру и ждать очередного глитча. Не раз и не два в игре появлялись дыры, с помощью которых ушлые игроки срубали миллионы и миллиарды. У багов в GTA даже есть отдельный сабреддит. Rockstar иногда отвечает на случаи незаконного обогащения репрессивными банами, причем под расстрельные статьи попадают и невинные игроки. Но даже с учетом читерской активности, GTA Online принесла своим создателям в десять раз больше, чем стоила разработка самой игры.

Если же попасть под статью не хочется, то остается второй, лоховской, вариант — в буквальном смысле работать, горбатиться на лучшее будущее: гринд миссий, повторы вообще всех заданий, ставки на собственную победу в гонках и непрерывная PVP-рубка. Да, это довольно весело, но если вспомнить, что какой-нибудь мажор может обскакать вас, нажав на пару кнопок, то на душе мигом становится как-то гадко.

В GTA Online есть и свои феномены: так, группа людей во главе со стримером Sheriff Eli разыгрывает ролевой спектакль, в котором Илай играет шерифа полиции и борется с преступниками

Реальная социальная несправедливость, реальные мошенники, почти реальные предметы роскоши. Мир GTA Online максимально похож на настоящий Лос Анджелес, сходство выдуманных моделей техники с прототипами балансирует на грани законности — это иллюзия, в которую так легко и так хочется поверить. Не удивительно, что игру так любят школьники и те, кто сидит дома в измененном состоянии ума посреди четверга: это, пожалуй, самый легкий способ прийти к тому самому “пацанскому” успеху. И хотя игровые излишества нельзя продать за реальные деньги (если только вместе с аккаунтом и остальными играми), состояние игрока можно оценить по реальным ценам в прайс-листе виртуальных денег.

В GTA Online бывает весело и в одиночку, и в компании друзей — занятий хватает. Это действительно хороший способ развлечься, особенно если после трех прохождений одиночной кампании все равно хочется добавки. Это, конечно, если не вспоминать, что раньше такой добавкой служили по-настоящему новые истории, сопоставимые по размеру с оригинальной игрой, причем заплатить за них надо было всего один раз. Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи: фанату офлайн-GTA в мультиплеере пятой части скучно, тоскливо и одиноко. Реалиями рынка и современного мира можно возмущаться, но перебороть их нельзя. Чем может им ответить скромный любитель сюжетных игр? Что ж, недавно я как раз начал заново проходить GTA: San Andreas.

Дата выхода 17 сентября 2013 г.

Grand Theft Auto 5

PlayStation 3, Xbox 360, PC (Windows), PlayStation 4, Xbox One
Альтернативное название: GTA 5, GTA V, Grand Theft Auto V, Grand Theft Auto Online, GTAO, GTA Online
10
Оценка редакции
Читать рецензию
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Rockstar Games
Локализатор
Take-Two Interactive
Режимы игры
Одиночная игра
Кооператив
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Сайт
Дата выхода
17 сентября 2013 (PlayStation 3, Xbox 360)
17 сентября 2013 (PlayStation 3, Xbox 360), 18 ноября 2014 (PlayStation 4, Xbox One), 13 апреля 2015 (PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Intel Core 2 Quad CPU Q6600 2,4 ГГц / AMD Phenom 9850 Quad-Core 2,5ГГц, 4 Гб ОЗУ, NVIDIA 9800 GT
Рекомендуемые
Intel Core i5 3470 3,2ГГц / AMD X8 FX-8350 4ГГц, 8 Гб ОЗУ, NVIDIA GTX 660 / AMD HD7870 2 Гб VRAM
1 из картинок Открыть оригинал