Как создатель «Чужого» Ганс Гигер повлиял на игры

Александр Башкиров (редакция)

StarCraft, Dead Space, Duke Nukem Forever, Ecco the Dolphin и другие игры, в которых оставили след идеи покойного швейцарского художника

Ганс Рудольф Гигер родился в 5 февраля 1940 года в городе Кур в швейцарском кантоне Граубюнден. Отец Гигера был аптекарем и однажды принес домой настоящий человеческий череп, который произвел на юного Руди сильнейшее впечатление. В 22 года Гигер поступил в Высшую школу прикладного искусства в Цюрихе, где изучал архитектуру и индустриальный дизайн. Рисовал Гигер с детства: в конце 50-х в школьном журнале появился цикл черно-белых рисунков «Атомные дети», где были изображены странно вытянутые сиамские близнецы на фоне инопланетных ландшафтов. Первый сборник его работ назывался «Пир для психиатра».

Стиль Гигера можно описать как «прикладной сюрреализм», а главным источником вдохновения для швейцарца было творчество американского фантаста Говарда Филлипса Лавкрафта. Постепенно Гигер перешел от рисования к более осязаемым методам самовыражения. Вместо туши и масла он начал использовать аэрограф, потом на смену рисункам пришли скульптурные композиции — гитары, кресла и извивающиеся микрофонные стойки.

Один из первых, отвергнутых вариантов внешности Чужого

Известность пришла к Гигеру после 1977 года, когда он опубликовал сборник литографий «Некрономикон». Альбом состоял из изображений инопланетных женщин-монстров с причудливо вытянутыми черепами — и было трудно сказать, где в извилистых телах заканчивалась биология и начиналась механика. Одно из изображений — «Некром-4» — заинтересовало молодого британского режиссера Ридли Скотта, готовящегося к съемкам фильма «Чужой».

Некоторые называли стиль работ Гигера «эротомеханикой». Возможно, именно эта картина повлияла на облик Керриган из Starcraft

В дизайне монстра-пришельца из фильма элементы картины (вытянутый череп, хвост, шипы на спине) соединились со скульптурными интересами Гигера. Костюм Чужого и декорации к фильму Гигер создал собственными руками, а в дизайне головы монстра использовал настоящий человеческий череп.

Изобразительный ряд «Чужого» до сих прослеживается в кинематографе и видеоиграх, а в создании одной из них он принял участие сам. Это был психологический хоррор-квест Dark Seed 1992 года. Игру выпустила небольшая калифорнийская компания Cyberdreams, Inc. Должность Гигера в титрах указана как «автор арта мира Древних». Пока герой квеста разгуливал по мрачному особняку, игрок любовался развешанными по стенам гигеровскими работами. Потом герой через зеркало попадал в черно-белый мир Древних, где стены сложены из черепов, а в лаборатории стоят резервуары с уродливыми эмбрионами. Помимо арта на стенах Гигер нарисовал для игры лишь два-три задника — но этого хватает, чтобы прохождение Dark Seed и по сей день было интересно и страшно смотреть на YouTube.

В создании Dark Seed 2 Гигер непосредственного участия не принимал, но стиль игры по-прежнему отсылал к его работам

Отношения Гигера с производителями игр сложились не менее скверно, чем с искусствоведами или кинематографистами: в создании Dark Seed 2 он участия уже не принимал. Зато неофициально гигеровский дизайн пересек океан и проявился в оформлении пришельцев с последнего уровня классической японской аркады Contra (1988 г.). Игра вышла на игровых автоматах и была портирована на восьмибитную консоль NES. Уровень называется Alien Lair — рельеф задника, хвостатые инопланетяне с вытянутыми черепами и коконы, из которых вылупляются мелкие пришельцы-пауки тут более чем гигеровские (даром что никаких отчислений с серии Contra Гигер никогда не получал).

В 90-е годы с творчества Гигера срисовали пришельцев из серии Super Metroid (1994 г.) и уровень The Machine из экологической подводной аркады Ecco the Dolphin (1992 г.), вышедших на 16-битных консолях. Из более современных игр вспоминаются оскаленные челюсти и вытянутые затылки пришельцев из Duke Nukem Forever (2011 г.) и дизайн отдельных некроморфов из популярной серии космических хорроров Dead Space, напоминающих о некро-творчестве Гигера даже названием. Да и как бы выглядели гидралиски из StarCraft без влияния «Чужого»? Хотя формально зерги — раса инсектоидная, из воображения Гигера в их дизайн вошло куда больше элементов, чем из мира насекомых.

StarCraft, Dead Space, Duke Nukem Forever: все эти игры без влияния творчества Гигера могли бы выглядеть совсем по-другому

А многочисленные видеоигры по вселенной «Чужих» можно даже не перечислять. Cреди них были как гениальные (Alien versus Predator 2), так и провальные (Aliens: Colonial Marines), но интерес к лицензии не спадает до сих пор — этой осенью выходит хоррор Alien: Isolation, который вдохновлен самым первым фильмом 1979 года.

Популярность «Чужих» позволила Гигеру приобрести старинный замок в швейцарском Грюйере и переоборудовать его в «бар-музей» собственного имени. Всем посетителям бара приходилось сидеть в креслах с высокими, крайне неудобными с виду скелетообразными спинками (есть и виртуальная версия музея). Сам Гигер продолжал жить в замке-музее с 1998 года до самой своей смерти. 12 мая 74-летний Гигер упал с одной из многочисленных лестниц замка и скончался в больнице, несмотря на все усилия врачей.

Смотрите также
Mass Effect, которую мы потеряли
Фичер
Mass Effect, которую мы потеряли
Один в поле воин
Фичер
Один в поле воин
Игроки Conan Exiles о пенисах и не только (18+)
Фичер
Игроки Conan Exiles о пенисах и не только (18+)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться