Как создатель «Чужого» Ганс Гигер повлиял на игры

Александр Башкиров (редакция)

StarCraft, Dead Space, Duke Nukem Forever, Ecco the Dolphin и другие игры, в которых оставили след идеи покойного швейцарского художника

Ганс Рудольф Гигер родился в 5 февраля 1940 года в городе Кур в швейцарском кантоне Граубюнден. Отец Гигера был аптекарем и однажды принес домой настоящий человеческий череп, который произвел на юного Руди сильнейшее впечатление. В 22 года Гигер поступил в Высшую школу прикладного искусства в Цюрихе, где изучал архитектуру и индустриальный дизайн. Рисовал Гигер с детства: в конце 50-х в школьном журнале появился цикл черно-белых рисунков «Атомные дети», где были изображены странно вытянутые сиамские близнецы на фоне инопланетных ландшафтов. Первый сборник его работ назывался «Пир для психиатра».

Стиль Гигера можно описать как «прикладной сюрреализм», а главным источником вдохновения для швейцарца было творчество американского фантаста Говарда Филлипса Лавкрафта. Постепенно Гигер перешел от рисования к более осязаемым методам самовыражения. Вместо туши и масла он начал использовать аэрограф, потом на смену рисункам пришли скульптурные композиции — гитары, кресла и извивающиеся микрофонные стойки.

Один из первых, отвергнутых вариантов внешности Чужого

Известность пришла к Гигеру после 1977 года, когда он опубликовал сборник литографий «Некрономикон». Альбом состоял из изображений инопланетных женщин-монстров с причудливо вытянутыми черепами — и было трудно сказать, где в извилистых телах заканчивалась биология и начиналась механика. Одно из изображений — «Некром-4» — заинтересовало молодого британского режиссера Ридли Скотта, готовящегося к съемкам фильма «Чужой».

Некоторые называли стиль работ Гигера «эротомеханикой». Возможно, именно эта картина повлияла на облик Керриган из Starcraft

В дизайне монстра-пришельца из фильма элементы картины (вытянутый череп, хвост, шипы на спине) соединились со скульптурными интересами Гигера. Костюм Чужого и декорации к фильму Гигер создал собственными руками, а в дизайне головы монстра использовал настоящий человеческий череп.

Изобразительный ряд «Чужого» до сих прослеживается в кинематографе и видеоиграх, а в создании одной из них он принял участие сам. Это был психологический хоррор-квест Dark Seed 1992 года. Игру выпустила небольшая калифорнийская компания Cyberdreams, Inc. Должность Гигера в титрах указана как «автор арта мира Древних». Пока герой квеста разгуливал по мрачному особняку, игрок любовался развешанными по стенам гигеровскими работами. Потом герой через зеркало попадал в черно-белый мир Древних, где стены сложены из черепов, а в лаборатории стоят резервуары с уродливыми эмбрионами. Помимо арта на стенах Гигер нарисовал для игры лишь два-три задника — но этого хватает, чтобы прохождение Dark Seed и по сей день было интересно и страшно смотреть на YouTube.

В создании Dark Seed 2 Гигер непосредственного участия не принимал, но стиль игры по-прежнему отсылал к его работам

Отношения Гигера с производителями игр сложились не менее скверно, чем с искусствоведами или кинематографистами: в создании Dark Seed 2 он участия уже не принимал. Зато неофициально гигеровский дизайн пересек океан и проявился в оформлении пришельцев с последнего уровня классической японской аркады Contra (1988 г.). Игра вышла на игровых автоматах и была портирована на восьмибитную консоль NES. Уровень называется Alien Lair — рельеф задника, хвостатые инопланетяне с вытянутыми черепами и коконы, из которых вылупляются мелкие пришельцы-пауки тут более чем гигеровские (даром что никаких отчислений с серии Contra Гигер никогда не получал).

В 90-е годы с творчества Гигера срисовали пришельцев из серии Super Metroid (1994 г.) и уровень The Machine из экологической подводной аркады Ecco the Dolphin (1992 г.), вышедших на 16-битных консолях. Из более современных игр вспоминаются оскаленные челюсти и вытянутые затылки пришельцев из Duke Nukem Forever (2011 г.) и дизайн отдельных некроморфов из популярной серии космических хорроров Dead Space, напоминающих о некро-творчестве Гигера даже названием. Да и как бы выглядели гидралиски из StarCraft без влияния «Чужого»? Хотя формально зерги — раса инсектоидная, из воображения Гигера в их дизайн вошло куда больше элементов, чем из мира насекомых.

StarCraft, Dead Space, Duke Nukem Forever: все эти игры без влияния творчества Гигера могли бы выглядеть совсем по-другому

А многочисленные видеоигры по вселенной «Чужих» можно даже не перечислять. Cреди них были как гениальные (Alien versus Predator 2), так и провальные (Aliens: Colonial Marines), но интерес к лицензии не спадает до сих пор — этой осенью выходит хоррор Alien: Isolation, который вдохновлен самым первым фильмом 1979 года.

Популярность «Чужих» позволила Гигеру приобрести старинный замок в швейцарском Грюйере и переоборудовать его в «бар-музей» собственного имени. Всем посетителям бара приходилось сидеть в креслах с высокими, крайне неудобными с виду скелетообразными спинками (есть и виртуальная версия музея). Сам Гигер продолжал жить в замке-музее с 1998 года до самой своей смерти. 12 мая 74-летний Гигер упал с одной из многочисленных лестниц замка и скончался в больнице, несмотря на все усилия врачей.

Смотрите также
Лучший косплей Галактики
Фичер
Лучший косплей Галактики
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Фичер
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться