Как стать киберспортсменом

Борис Мунтян (редакция)

Требования к профессиональным игрокам в компьютерные игры: памятка для желающих зарабатывать игрой в Counter-Strike и Dota 2

Как стать киберспортсменом — вопрос не новый. Еще около десяти лет назад, когда заработки профессиональных игроков в Quake или Counter-Strike были сравнительно скромными, многих интересовало, что поменять в своей жизни, чтобы превратить компьютерные игры из хобби в источник дохода.

Примеры, как всем казалось, прямой дороги к успеху были перед глазами. Вот Джонатан «Fatal1ty» Уэндел после серии побед на турнирах по Quake запускает именную серию материнских карт. А вот на профильных сайтах появляются фотографии Андрея «Androide» Ершова с медалью за второе место на чемпионате мира по StarСraft. Многие хотели быть на месте чемпионов, многие задавались вопросом, почему турниры выигрывают не они.

Как добивались успеха раньше

На заре киберспорта залогом победы — в StarCraft, Quake, CounterStrike 1.6 — всегда был выбор стратегии и личное мастерство игрока. Между собой мастерство называли английским словом skill. В перерывах между турнирными играми от участников можно было услышать фразы: «У нас страта была лучше, но там скиловые ребята, нас просто перестреляли» и «Нет, этот игрок мне не страшен, у меня есть заготовленная страта, он против такого играть не умеет».

С мастерством все довольно просто: механические навыки улучшали многочасовыми тренировками. В случае со cтратегиями существовали специальные карты для тех, кто хотел попрактиковаться в так называемом микро-контроле — быстром эффективном управлении разными игровыми юнитами. А в случае с шутерами упражняться в стрельбе можно было в нетурнирных режимах, в которых, например, исчезали ограничения по скорости воскрешения персонажей. Большинство игроков усердно разминались перед турнирами на flash-играх, тренировавших скорость и точность клика мышью.

Одной из самых популярных flash-игр для тренировок была Pie Bill Gates, предлагающая забрасывать Билла Гейтса пирогами

С тактикой дела обстояли интереснее. Идея с заготовками — наверное, лучшее, что вообще было раньше в соревновательном киберспорте. Суть всегда была в том, чтобы продемонстрировать что-то нестандартное, с чем противник не справится. Удивить его сочетанием юнитов и героев, которое он не привык видеть, или провести атаку через те фланги, откуда он ждет нападения меньше всего. Профессиональные игроки поголовно изучали записи игр с важных чемпионатов: иногда это были ролики с разрешением 360 на 240 пикселей, но чаще всего реплеи — файлы с архивом всех введенных за время боя команд. Они позволяли воспроизвести матч прямо в игре. Игроки буквально охотились за сборниками реплеев чемпионов, потому что после каждого крупного чемпионата появлялись новые стратегии, против которых нужно было по-минимуму уметь играть, а по-максимуму, уметь их реализовывать в нужный момент самому.

Инструкция по карьерному росту для того времени была примерно следующей: смотрите все игры с важных финалов, отрабатывайте все свои стратегии до автоматизма, приходите на турниры, как можно больше разговаривайте с другими игроками, знакомьтесь, читайте нужные турнирные каналы mIRC, старайтесь попасть в сильную команду и всегда пытайтесь выигрывать.

Сложно представить, чтобы десять лет назад киберспортсмены рекламировали собственную линейку летней одежды.

Что изменилось

История любит играть злые шутки с первопроходцами. Большинство известных десять лет назад в киберспортивной тусовке людей оставили киберспорт. Некоторые ушли в покер, большинство в какой-то момент сделало выбор в пользу учебы и более стандартной работы.

Крупных изменений за последние десять лет было только два. Во-первых, в связи с расцветом онлайн-трансляций очень сильно выросла зрительская аудитория матчей: Twitch.tv ставит безумные рекорды на каждом новом турнире The International. Во-вторых, с 2011 года в киберспорте становится все больше и больше денег: издатели постоянно увеличивают суммы денежных призов.

При этом в соревновательные видеоигры приходит все больше и больше новых игроков, появляются большие инвесторы, а киберспортсмены наконец-то становятся теми, кем им и нужно быть: не просто энтузиастами, умеющими играть лучше других энтузиастов, а настоящими селебрити — медийными персонами в одном из самых перспективных сегментов развлекательного интернета.

Залог популярности — высокий skill и обаяние (на фото киберспортсмены Puppey и Dendi)

Что же делать теперь начинающим киберспортсменам, чтобы стать чемпионами? Как это ни банально — все еще тренировать навыки. Проще всего — с друзьями, которые уже играют на турнирном уровне. Иначе превращение из любителя в киберспортсмена может занять и пять, и семь лет. Скилл важен, как и раньше, а вот полезные заготовки получается придумать все реже. Слишком многое уже хорошо изучено: и сами варианты тактик, и контрстратегии против них.

Кроме того, на первый план выходит умение работать в команде и вообще общаться: как с напарниками по ходу игры, так и со своими поклонниками в остальное время. Если раньше нужно было просто прийти на турнир и выиграть, то сейчас, поскольку игроки — еще и медийные персоны, важно также дать интересное интервью перед состязанием.

Поляков из команды Virtus.pro по Counter-Strike: Global Offensive часто приводят в пример как киберспортсменов, максимально не похожих на устаревший образ «задохликов»

Вдобавок все так же необходимо постоянно уметь быстро адаптироваться к изменениям, будь то баланс нового патча в игре, или другой климат, еда и часовой пояс в месте проведения очередного турнира.

Самая интересная метаморфоза произошла с поиском уловок: своеобразных дыр в игровой механике, вроде распрыжки в Quake 3 и прострелов в Counter-Strike. С одной стороны, информация о них стала доступнее. Вам хочется посмотреть, как профессионалы действуют в начале матча? Выберите команду и посмотрите на YouTube записи ее выступлений. Интересно, как определенный игрок управляет определенным персонажем? Подпишитесь на его Twitch аккаунт, чтобы получать уведомления, когда он начинает трансляции. В то же время наряду с полезными сведениями в интернете появилось очень много мусорной информации. И ее нужно уметь фильтровать в поисках того, что именно вам требуется, концентрируясь на одной, вашей дисциплине.

Пример очень полезного видео для игроков в DotA 2. Гайд игрока PDD по игре за героев поддержки с русскими субтитрами

Смартфон с фотокамерой для записи видеоблогов, постоянно обновляющиеся аккаунты в Instagram и Facebook — такой же инструмент для киберспортсменов сейчас, как любимый комплект периферии. Через десять лет к этому перечню наверняка добавится что-то еще, а сегодняшние звезды окажутся перед тем же выбором, что и их предшественники: строить карьеру в какой-то другой сфере или же найти способ и дальше не расставаться с киберспортом. Но все приобретенные в процессе тренировок навыки останутся с ними — а это и умение анализировать и принимать решения, умение общаться, организационные навыки. Нельзя сказать, что, занимаясь теннисом, этому не научишься. Просто киберспорт — хорошая школа для приобретения таких знаний, как и любой другой спорт.

Смотрите также
Новый уровень киберспорта
Фичер
Новый уровень киберспорта
Самые депрессивные игры
Фичер
Самые депрессивные игры
Чем нам гордиться в киберспорте?
Фичер
Чем нам гордиться в киберспорте?
Станет ли Twitch игровой платформой?
Фичер
Станет ли Twitch игровой платформой?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться