Классическая музыка в играх

Михаил (пользователь)

Моцарт, Пахельбель, Вагнер и Дворжак в наших любимых видеоиграх

Сегодня куда бы ни пошел человек, что бы он ни делал, он может сделать это с музыкой. Практически любое наше действие сопровождается фоновым музыкальным сопровождением. Музыка оживляет наши обыденные дни, разбавляет их новыми красками и не дает нам оставаться с «пустым» временем один на один, помогая с легкостью заполнить и разукрасить собой как кратковременные, так и длительные периоды ожидания. Она служит неким проводником между человеком и окружающей средой…

Вообще, я могу рассуждать о пользе музыки долго и проникновенно. Но сегодня не об этом. Сегодня мы поговорим про любимую многими (в том числе, и мной) классическую музыку… А именно — о появлениях оной в видео- и компьютерных играх. Сразу предупреждаю, будет очень много длиннющих видео, как, собственно, запечатляющих появления композиций в играх, так и дающих возможность послушать данную композицию в исполнении оркестра или какого-нибудь интересного инструмента.

Начнем с самого актуального и известного момента в играх — эпизод с вертолетом в Far Cry 3. Взлет и стрельба из пулемета по вражинам сопровождается эпичной и пафосной композицией «Полет Валькирий» за авторством немецкого композитора Рихарда Вагнера. Эпизод, конечно же, является оммажем полету вертолетов из «Апокалипсис Сегодня», засчет чего и стал популярным в массах.

Смотрим с 0:45

Перейдем к музыке.

Полет валькирий — распространенное название начала третьего действия в опере «Валькирия», а не какое-либо отдельное произведение, как можно было подумать. Опера является 2-ой частью цикла «Кольцо Нибелунга»(всего — 4 части). На создание данного опуса Вагнеру потребовалось около 12 лет. Цикл реконструирует германскую мифологию, повествующую о проклятом богами золотом кольце, из-за которого, в итоге, небесные правители, допустившие столько преступлений, погибают в огне. Слушаем:

Начало третьего действия оперы «Валькирия» в исполнении Берлинского филармонического оркестра, 1998 год

Сколько же часов я провел за Lemmings в былые дни, пытаясь не укокошить этих бедолаг и благополучно довести их до дома… Я был слишком юн, не шибко разбирался в классической музыке и даже не подозревал, что всю игру нас сопровождает самое удивительное произведение немецкого композитора Иогана Пахельбеля — «Канон в ре мажор».

«Канон» написан в конце XVII века, но, к сожалению, опубликован лишь в 1919. Назван так из-за характерного многоголосия в своей структуре, в музыкальной среде называемого каноном. Слушаем:

«Канон в ре мажор» в исполнении струнного квартета «Vetta» из Сингапура, 2012 год

Какую музыку нам привычнее всего слушать в слэшерах? Мне кажется, прорубаясь сквозь врагов и набивая бесчисленные комбо, приятнее всего слышать драйвовую и ритмичную музыку в жанре рок, метал или что-нибудь из современного электронного драм-н-бэйса(Noisia в DmC: Devil May Cry). Играя в Killer is Dead, я сразу же осознал, что это не просто слэшер. Это японский слэшер от Гоити Суды! И ожидать стоит чего угодно. Здесь все, начиная с визуального стиля, и заканчивая геймплеем пропитано ощутимой японщиной. Искомый объект классической музыки встречается нам в битве с финальным боссом. Над горизонтом поднимается Луна, и становится слышен слегка уловимый мотив «Симфонии № 9 ми минор Из «Нового Света» Антонина Дворжака.

Смотрим с 2:25

Данная симфония является наиболее часто исполняемым произведением данного автора. А. Дворжак написал ее во время своего путешествия в США по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра, используя американские национальные мотивы. Она, к сожалению, является последней творческой работой чешского композитора. Слушаем:

«Симфония № 9 ми минор Из «Нового Света»» в исполнении Венского филармонического оркестра под дирижерством несравненного Герберта фон Караяна, 1992 год

Я, конечно, безмерно уважаю Кена Левина и игры, в создании которых он принимал участие. Помнится, не так давно я, одурманенный неким фанатизмом, проходил каждую игру от Irrational Games. Кажется, будто в каждую из них Кен вложил кусочек своей души. В последнем своем труде, BioShock Infinite Кен также потрудился на славу, после выхода отхватив множественные одобряющие восклицания критиков и простых игроков, восхищающихся весьма закрученным сюжетом, недурным сценарием и атмосферой. И вот мы подходим к музыке… Не буду ничего писать просто еще раз пересмотрите этот момент. Он восхитителен!

Здесь на фоне играет небезызвестная «Lacrimosa dies illa» из «Реквием Ре минор, K.626» Вольфганга Амадея Моцарта. Произведение было заказано графом фон Вальзегг для исполнения в память о своей почившей супруге. Весьма интересно, что к этому моменту граф уже заимел дурную славу вора, так как постоянно заимствовал чужие труды и представлял их как свое творчество. Процесс создания был долгим и тернистым, Моцарт постоянно переключался на написание других произведений. К несчастью, Моцарт умер, так и не успев дописать свой труд. Все еще доподлинно неизвестно сколько успел написать сам Моцарт, а сколько дописали его ученики… Слушаем:

«Реквием» Ре минор, K.626» в исполнении необычайно талантливой музыкальной группы «Arsys Bourgogne», 2013 год

Помните ту замечательную сцену из «Заводного Апельсина», в которой Алекс под увертюру из оперы «La gazza ladra» избивает своих коллег и в дальнейшем сбрасывает их в воду? Джокер тоже ее помнит, а оттого и в Batman: Arkham Origins в своем безумном трипе отчаянно колотит своих подопечных под эту же самую композицию. Что Джокер, что Алекс — люди одного разлива: убийцы, социопаты и психопаты… Конечно, они безумны по-разному, но я уверен, что разработчики из WB Games Montreal приметили в них нечто схожее и использовали это для создания потрясающей и незабываемой сцены.

Опера «La gazza ladra» в двух актах была написана итальянским маэстро Джоаккино Россини. Опера основывалась на пьесе Луи Шарля Кенье и Жан Мари Теодора Бодуэна д’Обиньи «Сорока-воровка или Служанка из Палезо». В пьесе описана простая история о любви между вернувшимся в родной дом солдатом и служанкой, несправедливо обвиненной в краже столового серебра (посмотрев на название, легко понять всю ироничность данной ситуации; виновата всего лишь птица). Композитор справился с написанием довольно быстро, а опера не снискала успеха у любителей театра тех времен. Опера известна лишь своей увертюрой, которая сейчас часто используется в фильмах и на ТВ. Слушаем:

Увертюра из оперы «La gazza ladra» в исполнении филармонического оркестра «Маннхэймер», 2012 год

Запустив Hitman: Blood Money, я был сильно поражен, увидев в главном меню лежащее мертвое тело 47-го на фоне, и услышав в качестве погребальной музыки мою любимую композицию Франца Шуберта «Ellens dritter Gesang, Ellens Gesang III» (пер. с нем. «Третья песня Эллен»).

Почему не «Ave Maria» спросите вы? Все просто. «Ave Maria» является древнейшей католической молитвой к Деве Марии. А такая привычная для нас музыка Шуберта была первоначально написана на поэму Вальтера Скотта «Дева озера» в немецком переводе Адама Шторка. Третья песня Эллен — главной героини «Девы озера» — как раз и начиналась со слов «Ave Maria!» (начальные слова молитвы), что в будущем дало основания для наложения на эту музыку полного латинского текста. Слушаем:

«Ellens dritter Gesang, Ellens Gesang III» в исполнении Жана Бобека (на скрипке) и Грэга Лэндовски (на рояле), 2008 год

Первый тизер проекта The Evil Within от создателя серии Resident Evil Синдзи Миками выглядел крайне аппетитно. Странные многорукие существа, мотки колючей проволоки и разнообразные ловушки. Вся эта психоделическая атмосфера в начале тизера была метко (хоть и на пару секунд) приправлена отличной классической «Бергамесской сюитой» Клода Дебюсси. Мне почему-то казалось, что эта музыка не попадет в окончательную версию игры. Но сейчас я рад, что ошибался. Игра вышла, и это прекрасное произведение нашло в ней свое место: оно встречает нас в безопасной комнате, где нам дается возможность сохраниться и прокачать навыки Себастьяна.

В тизере и игре мы можем услышать начало третьего и самого известного действия «Бергамесской сюиты» — «Clair de lune» (пер. с франц. «Лунный свет»). Название действия Дебюсси взял из одноименной поэмы французского писателя Поля Мари Верлена. Слушаем:

«Clair de lune» в исполнении пианистки Мэрни Лэйрд, 2015 год

Elite — любимая многими игроками серия космосимов. Мне довелось познакомиться с ней лишь недавно с выходом Elite: Dangerous. Изучая бэкграунд этой серии, я заметил интересную вещь: в первой игре посадка сопровождается классическим произведением Штраусса-сына «An der schönen blauen Donau» (в пер. с нем. «На прекрасном голубом Дунае»). Сразу видна прекрасно сделанная отсылка на творчество Кубрика. Он использовал данную композицию в сцене полета и посадке космического корабля на орбитальную станцию в своём фильме «2001 год: Космическая Одиссея».

Вальс «На прекрасном голубом Дунае» был написан Иоганном Штраусом-сыном для Венского хорового общества в 1866 году. Первоначально версия с хоровым пением не удостоилась внимания венской публики. В дальнейшем Штраусс исполнял лишь ее инструментальную версию. Слушаем:

«An der schönen blauen Donau» в исполнении Венского филармонического оркестра под дирижерством Герберта фон Караяна, 1987 год

Закончим основную часть статьи Тетрисом. В Tetris на Game Boy была знакомая всем русская народная песня «Коробушка». А вот в Tetris на Nintendo Entertainment System нас ожидает произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского — «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»

Музыкальная часть балета «Щелкунчик» была полностью сочинена П. И. Чайковским на основе сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». «Щелкунчик» является одним из самых известных произведений Петра Ильича наравне с «Лебединым Озером» и «Спящей Красавицей». Слушаем:

«Танец Феи Драже» в интересном и красиво звучащем исполнении на бокалах дуэтом «GlassDuo», 2011 год

И в завершение хотелось бы вкратце рассмотреть следующие игры:

Классические музыкальные произведения, приведенные выше, это конечно не все творения величайших композиторов, которые можно встретить в видеоиграх. Если вам известны другие примеры использования музыкальной классики — пишите в комментариях! Надеюсь разработчики игр не бросят эту тенденцию и в дальнейшем порадуют нас еще неиспользованными ранее произведениями.

Смотрите также
Как стать киберспортсменом
Фичер
Как стать киберспортсменом
«Живые» квесты: зачем они нужны?
Фичер
«Живые» квесты: зачем они нужны?
Лучший косплей Overwatch: Роковая Вдова
Фичер
Лучший косплей Overwatch: Роковая Вдова
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться