Конфликты в игровой среде

Александр Койнов (пользователь)

Противостояния, столкновения и даже войны между различными «винтиками» игровой индустрии.

Не так давно у нас в стране прошёл День народного единства, который навёл меня на мысль о том, насколько же едина наша с вами любимая индустрия. Естественно, ей, как и любой другой системе в мире, свойственны разногласия и противоречия, зачастую выливающиеся в «святые войны», участниками которых становятся игры, производители, потребители, геймеры. В общем, те самые «винтики» индустрии. Насколько же эти конфликты оправданы и какие мотивы руководят каждой из сторон – об этом мы и поговорим.

Конфликт первый, бессмысленный – межплатформенный

Противостояние ПК и консолей началось до смешного просто: одни якобы покусились на якобы чужую территорию. Это поначалу им удавалось вполне мирно уживаться рядом друг с другом. На PC играли в стратегии, квесты и шутеры, в то время как приставки предлагали файтинги, аркады и различные JRPG.

Жареным запахло, когда на консоли ушли жанры их соседа, а позже те обзавелись и соответствующими эксклюзивами (например, Medal of Honor для PS1). Потом последовал выход Xbox и Halo (после которого шутеров на приставках стало, как грибов после дождя). Текущее поколение консолей успех развило – судьбу шутеров повторили стратегии и РПГ. Так называемые «пекари» этого стерпеть не смогли, и грянул, как говорится, гром – началась «священная война».

Надо сказать, что конфликт между консольщиками и пользователями PC характерен в основном только для нашей с вами необъятной родины. На Западе и прочих капстранах консоли и ПК есть практически в каждой семье. Соответственно, ни о каком противостоянии между платформами они и не знают, имея в шаговой доступности и то, и другое (а в случае с консолями — зачастую и не в одном экземпляре). У нас же в стране, с нашей экономикой и зарплатами, далеко не все могут позволить себе такую «роскошь». Отсюда и все вытекающие последствия такого положения. Обладатели консолей и «пекари» сразу же разделились на противоборствующие стороны, оперируя плюсами своей платформы и минусами противника. Сравним достоинства и недостатки обоих лагерей.

Первое, на что стоит обратить внимание, — это, конечно же, цена вопроса. Консольщики упирают на общую высокую стоимость персоналок со всеми возможными апгрейдами железа, а «пекари», в свою очередь, клянут заоблачные цены на приставочные игры. Тут есть один нюанс. На Западе ситуация с расценками совершенно другая, нежели у нас в стране. Там игры для ПК и для консолей стоят примерно одинаково (порядка 40-50 долларов, что на наши деньги – 1200-1600 рублей). У нас же в стране (как, впрочем, и в СНГ) PC-игры оптимизированы под рынок, потому и стоят так дёшево, особенно на фоне российских зарплат. С консольными проектами всё несколько иначе: Microsoft и Sony не так уж и активно занимаются адаптацией своих продуктов под российский рынок, как того хотелось бы. А доставка всех этих удовольствий из-за рубежа – это дополнительная возня с таможенными пошлинами и прочие сопутствующие проблемы. Вот и получается, что зря «пекари» катят бочку на высокие цены приставочных игр. В этом отношении ситуация, сложившаяся у нас в стране, вполне закономерна.

Что же касается ПК, то и тут есть неоднозначности. Например, некоторые «железяки», необходимые для апгрейда, по цене ничем не отличаются от отдельно взятой приставки. А это тоже немаловажный аргумент со стороны консольщиков. Хотя регулярная замена комплектующих на персоналках – несомненный их плюс в техническом плане.

Кстати говоря, «железные» разногласия – следующая статья сравнения двух платформ. Уязвимое место приставок – их покрытые пылью времени «внутренности», достаточно устаревшие для того, чтобы подвергаться насмешкам и гневным высказываниям со стороны противника. Дело в том, что большинство игр, разрабатываемых для мультиплатформы, в первую очередь подгоняются под слабое консольное железо, а потом в таком же виде идут на ПК. Персоналки же, в своём развитии постоянно двигающиеся вперёд, таким положением дел недовольны, ведь пресловутый «графон» — их сильная сторона. Отсюда и известное на просторах сети выражение, что консоли тормозят развитие игр. То есть на персоналках можно делать игры технически сложные, только это разработчикам не выгодно: терять консольную аудиторию вряд ли кто захочет. С другой стороны, у приставок не возникает никаких трудностей с конфигурацией для игр, что, наоборот, широко распространено на PC.

Конечно же, существуют споры и в отношении количества эксклюзивов и возможностей, получаемых владельцами той или иной платформы. К примеру, PS3 имеет приличное количество эксклюзивных тайтлов, называть которые даже не имеет смысла – все они и так хорошо известны. Многие из них «продают консоль» (так было с Heavy Rain и серией Uncharted, так следующей весной будет с Beyond: Two Souls, The Last of Us и GTA 5). «Пекари» в ответ указывают на отсутствие нормальных локализаций для этих самых эксклюзивов. На самом деле, Sony в этом отношении уже продвинулась достаточно далеко, и большинство проектов AAA-класса стараются переводить полностью, включая профессиональный дубляж.

Мечта геймера

Вообще говоря, аргументы противоборствующих сторон поистине бесконечны. Их логическая оправданность зависит от степени фанатизма «аргументатора». Когда противоборствующие стороны начинают сравнивать графику своих и чужих игр, это уже не спор получается, а сеанс мерения причинными местами по «банному методу».

Тут ведь вот ещё что важно: нужно понимать, для чего покупать ту или иную платформу. Если вы не готовы отдавать за игры свои кровные (иногда в приличных объёмах) и уважаете пиратскую продукцию, то ваш выбор – PC. Если же вам нужен просто мультимедийный центр, то берите одну из консолей. Смотреть фильмы, слушать музыку и т.д. можно и на них, и выйдет это намного дешевле, чем с персоналками. Но если вы геймер увлечённый и выступаете против пираток, то лучше ориентироваться на Запад: заиметь и то, и другое. ПК на сегодняшний день есть практически в каждой российской семье, а консоль стоит не так уж и дорого – накопить можно без проблем, без надуманных принципов и околорелигиозного фанатизма. Зато в итоге вы получите все плюсы обеих платформ, ведь минусы видны в основном только противоборствующим лагерям.

Конфликт второй, идеологический – абордажная атака

Пираты… Услышав это слово в наши дни, студент-историк представит себе корабль с неизменным «Чёрным Роджером» на мачте, бороздящий Карибское море; моряк с торгового судна вспомнит чернокожих головорезов, разъезжающих на катере с «калашами» наперевес; ну а геймер… А то, что представит себе геймер, зависит от его отношения к современным медиа-корсарам. И этими словами будут либо «дёшево, торренты, халява, сладкий уксус», либо «воровство, плохое качество, промт». Тут имеет место эдакая идеологическая составляющая, на манер коммунизма-капитализма: лицушники-капиталисты (разработчики и издатели) стремятся получить законную и закономерную прибыль за свой труд, а пираты-коммунисты вещают о всеобщем равенстве и общественной собственности. Надо заметить, что конфликт между этими сторонами делится на две части: а) Высокую. Это противостояние между производителями соответствующих видов продукции (либо лицухи, либо пиратки). Тут и преследование контрафакта по закону, и суды, и прочие серьёзные вещи. б) Низкую. Споры между потребителями, то бишь между геймерами. И вот о второй категории поговорим подробнее.

Пираты о пиратстве

Из-за чего у нас в стране многие покупают (или качают) пиратки? Причина уже освещена выше, в описании первого конфликта. Это, конечно же, экономическая составляющая. Причём определяющим фактором может быть как низкая цена на пиратскую продукцию, так и высокая — на лицензию. Казалось бы, одно и то же? Ан нет, есть всё-таки разница. В первом случае всё предельно ясно: низкая стоимость пиратских игр притягивает халявщиков, как мух, скажем, мёд. И речь тут идёт совсем не о тех, кто попросту не может себе позволить раскошеливаться на каждую интересную новинку, всё-таки в России черта бедности проведена не там, где хотелось бы. Нет, таких людей ещё можно как-то понять. Но ведь есть и те, кто может заплатить, но не хочет. Таким любителям сладкого уксуса абсолютно по барабану, получит какой-то там издатель прибыль или нет. Они не считают, что за игры нужно платить, не считают их продуктом труда (оплачиваемого труда). Ими руководит сиюминутный порыв: играть только сейчас, покупать дёшево (или качать бесплатно). Причём объясняют они это очень просто. Если игру можно взять у друга, и это не будет нарушением, то почему же скачивать с торрентов незаконно, если файлообменник – это тот же друг? Естественно, такое поведение чревато последствиями. Gears of War 2 в своё время не вышла на ПК именно по причине разгула пиратства, да оно и понятно: портирование игры на другую платформу сопряжено с определёнными затратами, и разработчикам с издателями нужна гарантия, что продукт будут покупать. Но такую гарантию дать никто не в состоянии. В общем, правило бумеранга сработало на ура. Кроме того, оттуда же ноги растут и у всех систем защиты, от которых порой страдают и геймеры-лицушники: многие помнят и ужасный StarForce, и ситуацию с Assassin’s Creed 2. Но если периодический геморрой с защитой игр стерпеть можно, то обход разработчиками стороной PC выглядит уже не так радужно, тут поневоле зародятся мысли о смерти персоналок как игровой платформы.

Возвращаясь к вопросам цены… Кто-то покупает пиратки за дешевизну, другие же руководствуются отрицательной мотивацией, то есть дороговизной лицензии. Свежий пример – некоторые лицушники отказались покупать лицензию CoD: Black Ops 2 из-за высокой цены. Надо сказать, с Black Ops 2 получилась особенная ситуация: сначала вышло дополненное издание игры, высокая цена которого вполне объяснима. Релиз же джевела назначен на начало декабря, а это как-никак отсрочка в месяц. Ясное дело, что ждать мало кто захочет, а платить тысячу рэ за специздание ни карман, ни личная жаба не позволяют. Вот и приходится идти на уступки самим себе. Как бы то ни было, такая точка зрения тоже понятна: российские геймеры (правильные геймеры) привыкли к относительной дешевизне игр в сравнении с Западом, поэтому эдакий переход на высокие цены при прежних зарплатах не всех устраивает. Приходится выкручиваться.

Помимо цены в плюсы пираток записывают быстроту выхода. Это, конечно, лукавство. Выходят-то они быстро, но кому нужна полная глюков и багов сырая бета? Спешка, как известно, нужна только при ловле блох, поэтому называть быстроту выхода пиратских версий оперативностью может только самый недалёкий игрок.

Разве может жалкая пиратка предоставить вам такое богатство?

В остальном же пиратки проигрывают по всем статьям. К уже упоминавшейся забагованности следует отнести зачастую довольно посредственный перевод. Хотя в последнее время локализации воруют прямиком у издателей, поэтому разницы по этому пункту по сравнению с лицензией попросту нет, что только на руку нерадивым геймерам. Кроме того, пираткам свойственна «покоцанность», когда из игры вырезаются целые части, от музыки и роликов до мультиплеера. Кому нужен такой огрызок, представить достаточно сложно.

По всему выходит, что лицензионки намного лучше пиратских версий. И качество у них на уровне, и локализации (уж хоть текст достойно перевести – уже праздник), и множество фишек и плюшек, недоступных владельцам ломаных копий игр. Есть даже возможность приобретения коллекционных версий, хотя это скорее частный момент, относящийся к увлечённым фанам. Единственный минус лицензий в глазах части геймеров – высокую цену – можно компромиссно ликвидировать, покупая игры через Steam. Не все из них локализованы, но это уже проблема другого характера. Главное – они доступны, а уж по значительным скидкам (как в Steam частенько бывает) многие игры можно буквально с руками оторвать (причём лицензию). Вот и получается, что обойтись можно малой кровью, не доводя до «смерти» ПК.

Фанаты двух соперничающих друг с другом игр выглядят примерно так

Конфликт третий, абсолютно бессмысленный, но поистине закономерный – воинственный

Война, как известно, никогда не меняется. И третий конфликт, описываемый в этой статье, наиболее близко приблизился к этому понятию. Противостояние консолей и ПК в большинстве случаев можно разрешить покупкой платформы-противника, а между потребителями лицензионных и пиратских версий на самом деле никакой битвы-то и нет (а есть лишь разногласия по моральному признаку). Но вот бескомпромиссное столкновение на интернет-поле брани многочисленных армий фанатов каких-нибудь двух (или более) игр иначе как боестолкновением назвать нельзя.

В общем и целом суть конфликта прекрасно отображается в описании дополнительной номинации «Противостояние» на ноябрьском конкурсе статей. Цитирую: «…необходимо сравнить две конкурирующие между собой игры, обозначить достоинства и недостатки каждой и подвести итог…». То есть обе игры достаточно похожи друг на друга, чтобы их можно было сравнить, но при этом имеют в багаже достаточное количество оригинальных идей, чтобы считаться самостоятельными проектами, а не клонированием чужих наработок. Так-то оно так, но когда за дело берётся человек, питающий слабость к одному из «номинантов» и не обременённый объективной точкой зрения, результат становится достаточно предсказуемым: «достоинства и недостатки каждой» превращаются в «достоинства одной и недостатки другой».

За примерами далеко ходить не надо. Буквально год назад произошло столкновение лбами двух крупнейших и известнейших милитари-серий современности, Battlefield и Call of Duty. Ясное дело, сразу же началось подробное сличение одного с другим, и потекли прогнозы, кто кого уложит на лопатки. В общем-то говоря, сторонний человек, взглянув объективно на обе серии, поймёт, что и у той, и у другой есть свои сильные стороны. У «баттлы» есть прекраснейший мультиплеер и технологии. «Калда» же всегда славилась своей постановкой, а с выходом подсерии Black Ops – ещё и интересным в кои-то веки сюжетом (ну и мультиплеер CoD всегда собирал много поклонников). То есть сравнивать эти игры было бы не совсем верно. Или даже так: совсем неверно по итогам сравнения говорить, что другая игра – полное непотребство. Да, она может быть хуже, как получилось в силу определённых причин с Modern Warfare 3, но крыть побеждённого трёхэтажным и заявлять о полной его неиграбельности – значит перегибать палку.

Джон Ричителло (слева) и Бобби Котик

Примечательно, что порой такие войны происходят и на высшем уровне, издательском. Босс EA Джон Ричителло в своё время повёл себя не совсем корректно, резко выразившись в адрес серии CoD в целом и Activision в частности. В ответ на это исполнительный директор Activision Publishing Эрик Хиршберг сказал следующее: «Конкуренция — это хорошо, она позволяет всем сохранять форму и делает игры более качественными. Но одно дело, если вы хотите, чтобы ваша игра стала успешной, и совсем другое, если вы публично заявляете, что желаете другой игре провала. Недавно наш конкурент заявил, что хотел бы видеть Call of Duty «гниющим изнутри». Меня много раз просили ответить на эти слова, но я все-таки не стану этого делать. Моя задача — помогать нашим невероятно талантливым разработчикам делать их работу, а не бросать оскорбления в адрес конкурентов». Очень правильные слова, надо сказать.

Короче говоря, подходить к оценке чего-либо нужно всегда с холодной головой и непредвзято. Не важно, какие проекты сравнивать друг с другом: GTA со Sleeping Dogs и Mafia, а Battlefield с CoD. Или, скажем, Neverwinter Nights, Gothic 2 и TES 3: Morrowind между собой (было и такое году в 2002-м). Главное, что достоинства одного нисколько не умаляют достоинств другого. А поиграть можно успеть во всё.

Знаменитый американский диванный отдых

Конфликт четвёртый, особенный – между нами и ими

Москва, как известно, не сразу строилась, а общество не сразу принимало новые медиа. Театр, кинематограф, телевидение – всё это вызывало у людей поначалу лишь непонимание. Игровая индустрия – не исключение. Её история насчитывает порядка 30-ти лет, что пока ещё достаточно мало в сравнении с остальными видами медиа-развлечений. Вот и остаётся нам ждать, когда же игры укрепятся в общественном сознании, благо с каждым годом их аудитория растёт и растёт.

Итак, между «нами и ими» происходит пока нечто вроде холодной войны: они (в большинстве) не понимают наших увлечений, мы не принимаем их замечаний. Кто в данной ситуации прав? Чтобы в этом разобраться, важно понимать причинно-следственную связь.

Вместо тысячи слов

Что должны понимать «непосвящённые»? Прежде всего, увлечение играми – это не одно и то же, что игромания (и уж точно никоим образом не связано с казино-игроманией). Частенько многие взрослые мужи в целом и бабушки у подъезда в частности начинают говорить, что любой отдельно взятый геймер оторван от жизни, пребывает в виртуальном пространстве и кладёт с высокой колокольни на окружающие его явления, события, людей и прочее. Это на самом деле не так. Среди геймеров, конечно, попадаются люди без чувства меры, которые готовы ради любимого дела просиживать в виртуале дни напролёт. Но представлять себе среднестатистического игрока, ориентируясь на пропиаренный образ Саши Фокина, — это уже явные признаки социальной стигматизации и торжества стереотипов. В таких случаях говорят: «Сначала думай, потом стреляй».

С другой стороны, в такой точке зрения нет ничего удивительного: проблема непонимания между поколениями (пресловутое «отцы и дети») была и будет всегда. Другое дело, что в нашем случае первый шаг к «перемирию» должно сделать именно старшее поколение. Объясню почему. В своё время наши в основном консервативные бабушки и дедушки не понимали развязность 60-80-х годов прошлого века, всех этих хиппи, дискотек восьмидесятых и прочих радостей молодого поколения. Что не мешало последнему ходить на танцполы, слушать «забугорную» музыку и так далее. Теперь уже наши родители (то самое молодое поколение) не понимают нашего увлечения. Времена меняются постоянно, одни традиции уходят в прошлое, другие – только зарождаются. Эти новые явления нужно сначала попытаться понять и попробовать принять, а потом уже делать выводы. Но такого зачастую не происходит. Так было с уже упоминавшимися кино и телевидением. Но что же с ними теперь? Да ничего, «живут» и здравствуют. Так же будет (и уже происходит) с играми. И именно поэтому сначала обществу нужно понять геймеров и их, скажем так, философию и мотивы.

В России, кстати говоря, ещё достаточно тепличные условия в вопросах цензуры и отношения к игровой индустрии. У нас не запрещали некоторые жестокие в основном проекты, как во многих других странах (если, конечно, не считать возню вокруг Modern Warfare 2). Тем не менее, иногда у СМИ случаются «просветления», в результате чего на синих экранах всплывают русские Брейвики, убивающие людей после игры в Manhunt 2, и прочие «Чёрные топоры» (причём, оба явления произошли буквально в этом месяце). И всё это происходит на фоне того, что, к примеру, в Америке уже полтора года как игры признаны одним из видов искусства. Это о многом говорит, согласитесь. Положительная тенденция намечается, хотя и ясно, что это пока ещё начальные этапы «контакта».

Возвращаясь к замыленной теме жестокости, хочется заметить, что зачастую претензии к подобного рода проектам берут с потолка. Например, есть мнение, что игры пагубно влияют на психику и чуть ли не толкают человека на аморальные поступки, в том числе убийство. Никто при этом не думает о психическом здоровье преступника и о его в разной степени затемнённом прошлом. Стоит «специалисту» проследить связь между именем подсудимого и названием «GTA/Manhunt/Postal», как тут же все грехи одной гребёнкой сметаются на игры, а сам «вопиющий» случай становится архимедовой точкой опоры, призванной перевернуть представление простых людей об игровой индустрии. Хотя всё оказывается совсем наоборот: большинство геймеров попросту выплёскивают накопившуюся «отрицаловку» в виртуальное пространство. И уж лучше пусть будет так, чем всё это выйдет наружу в реале.

Ясное дело, что надо знать меру во всём, при этом иметь голову на плечах и адекватно оценивать окружающую обстановку, что не у всех геймеров получается (вероятно, в силу возраста либо воспитания). Так же как не получается доказать многим людям старшего поколения, что игровая индустрия – это уже огромная система. Это разработчики, издатели, журналисты. Это тысячи, миллионы и миллиарды вложенных средств. И именно это надо принимать в расчёт, а не сашкофокинское «мясо, матюки, убийства и голые сиськи».

Когда наступит окончание этой холодной войны – неизвестно, но каждая из сторон должна хотя бы знать возможные компромиссные пути разрешения разногласий. А тут всё относительно просто. Геймеры должны соблюдать какие-никакие, но всё же правила поведения в обществе и семье, ведь мы, как ни крути, живём в реальном мире, и многие события в жизни зависят именно от нас. «Непосвящённые» же должны преодолеть в кои-то веки барьер из консерватизма и непонимания в отношении молодого поколения. И будет «счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным...».

Вот такие вот в нашей с вами индустрии происходили и продолжают происходить страсти. Война никогда не меняется, но всё же отличие виртуальных конфликтов от реальных есть, причём довольно существенное: они остаются виртуальными. Каким бы жарким ни было противостояние, когда-нибудь оно прекращается. Но ему на смену приходят другие. И это нормально. Ведь в спорах, как известно, рождается истина.

Смотрите также
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Фичер
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Главные онлайн-события ноября 2016
Фичер
Главные онлайн-события ноября 2016
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться