The Boston Major 2016 Перейти

Финансовые скандалы в онлайн-мирах

Арсений Крымов (редакция)

Халявные котики, воры-мазохисты, лопнувшие банки и другие финансовые курьезы из онлайн-игр

День за днем мы странствуем по вымышленным вселенным, убивая нарисованных чудовищ нарисованным оружием. Но люди, которых мы встречаем там — настоящие. Они по-настоящему дружат и враждуют, тратят самые настоящие время и деньги. А там, где есть возможность потратить настоящие деньги, время от времени случаются и самые настоящие финансовые скандалы.

Черная субкота

Котики — это серьезно

Наш список открывает событие, которое правильнее назвать курьезом, чем скандалом. В игре Neverwinter Online игроки обнаружили ошибку, позволяющую получать бесконечное количество игровой валюты. Скупив весь ассортимент внутреннего магазина, мошенники заскучали. Но затем им пришла в голову благородная идея: осчастливить других игроков. Они купили в магазине несколько сотен питомцев-котиков и начали раздавать их всем подряд. В историю игры этот день вошел под названием «Субкота» (Caturday).

Разработчики сработали быстро: уже в воскресенье дыру прикрыли, виновных наказали, а сервер откатили на семь часов. А когда последствия «котострофы» были устранены, администрация разослала всем выжившим специальный подарок — «Набор пережившего Субкоту», включающий особый плащ с изображением котика.

Это был пример хорошего решения проблемы — быстрого, справедливого, пошедшего репутации разработчика только на пользу. А теперь пример того, как делать не надо.

Воры-мазохисты

Игроки MapleStory возмущены действиями администрации

В игре MapleStory результаты применения способностей обсчитывал не сервер, а клиент, находящийся на компьютерах игроков. Народные умельцы покопались в коде и обнаружили способ заменить в расчетах плюс на минус. Конечно, атака, наносящая отрицательный урон, не нужна никому. Но если во время атаки ваш персонаж будет не терять здоровье, а получать золото — это совсем другое дело! Хакеры два месяца эксплуатировали баг тихо и безнаказанно. Потом им захотелось славы, и они опубликовали его на фанатском форуме.

Толпы алчных мазохистов ринулись подставлять тела под удары, получая кругленькую сумму за каждый шлепок. Разработчики предпочли не откатывать сервер, а рубить сплеча: они просто-напросто конфисковали большую часть денег у всех персонажей, хоть раз заходивших в игру за последний месяц.

Банк, который лопнул

Терпеть хакеров не станет ни один разработчик. Но как прикажете относиться к комбинаторам, которые не ломают игру и не эксплуатируют баги, чтят пользовательское соглашение и присваивают чужое имущество исключительно разрешенными способами? Одни операторы, дорожа дружелюбной обстановкой в сообществе, за такое наказывают. Другие игнорируют жалобы на аферы, считая их частью игры.

Создатели EVE Online пошли по второму пути: в этой игре шпионаж, обман, интриги и финансовые комбинации составляют неотъемлемую часть геймплея, своего рода интеллектуальное PvP. Истории о космических прохвостах потянули бы на отдельную статью, а то и целую книгу, но всех переплюнул Cally, основатель Межгалактического Банка EVE. В течение нескольких месяцев он принимал вклады, выплачивал дивиденды, выдавал кредиты, а потом смылся, присвоив 790 миллиардов исков.

CCP Games провели по этому поводу специальную пресс-конференцию, на которой популярно объяснили, что в виртуальном мире, который они создали, есть место не только воителям, купцам и дипломатам, но и мошенникам. Люди доверчивы: спустя три года игрок по имени Ricdic повторил трюк, уведя 200 миллиардов исков. Этот ловкач получил-таки бан, но не за саму схему, а за то, что попался на продаже игровой валюты за реальные деньги.

Твердая валюта

Everquest — игра-долгожитель, она вышла в 1999 году

Эта история случилась в те (почти доисторические) времена, когда World of Warcraft существовал разве что в проекте, а на одной карте Азерота собиралось не более восьми игроков. Фанаты онлайна проводили дни и ночи в иных мирах, величайшим из которых был Норрат из EverQuest. Онлайн-аукцион eBay ломился от предложений о продаже игровых денег, экипировки, персонажей из Норрата. Когда эксперты посчитали, сколько денег крутится в этом бизнесе, то оказалось что в рейтинге богатейших стран мира Норрат занимает 77 место (как раз между Болгарией и Россией), а норратская платиновая монета — куда более твердая валюта, чем японская йена.

Удивительно, но Sony Online не были рады такой славе и, грозно размахивая законами о защите интеллектуальной собственности, потребовали от eBay удалить все лоты. Игроки мигрировали на другие площадки, разработчики ответили банами. Прошло больше десяти лет, но противостояние между разработчиком и игроками тянется до сих пор. Правда, сейчас Норрат гораздо менее популярен, так что и проблем у Sony Online куда меньше.

Встретимся в суде

В свое время Dark Age of Camelot была одной из лучших игр для любителей pvp

В 2002 году фирма под названием BlackSnow Interactive, промышлявшая ботоводством, эксплойтами и спекуляцией, подала в суд на Mythic Entertainment. Предметом разбирательства стало пользовательское соглашение игры Dark Age of Camelot, запрещавшее торговлю игровыми предметами за реальные деньги. Несмотря на фантастическую наглость претензий, представитель BlackSnow задавал более чем серьезные вопросы: «Принадлежит ли игроку его время, или оно собственность Mythic? Разве честно, что компания не позволяет людям распоряжаться тем, что они заработали, потратив много часов?»

Если бы BlackSnow выиграли суд, это создало бы прецедент, который навсегда изменил бы мир онлайн-игр, но в итоге жалобщики исчезли без следа, не заплатив адвокатам, а дело развалилось. Виртуальная собственность и по сей день остается спорным вопросом в юриспруденции — возможно, еще настанет черный для разработчиков день, когда игровые ценности законодательно объявят такой же собственностью игроков, как кошельки, из которых они оплачены. Но самое интересное в этой истории то, что спустя три года Mythic решили, что если с явлением нельзя бороться, его следует возглавить, и открыли официальный сервис, продающий игровые деньги.

Онлайн-игры стали серьезным бизнесом уже в конце прошлого тысячелетия, когда в России о них знали единицы. Сегодня это огромная отрасль с миллиардными денежными потоками. Никого уже не удивляет, что сообщения о крупных событиях в онлайн-играх соседствуют с «обычными» новостями на крупнейших сайтах, и чуть ли не каждый знает: отличный способ быстро заработать — найти ошибку в какой-нибудь крупной онлайн-игре и тихонечко ее доить.

Смотрите также
Парад идеального косплея на «ИгроМире 2016»
Фичер
Парад идеального косплея на «ИгроМире 2016»
Лучший косплей Галактики
Фичер
Лучший косплей Галактики
Пять нестандартных способов играть в Civilization
Фичер
Пять нестандартных способов играть в Civilization
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться