Краткая история CD Projekt RED

Алексей Евглевский (пользователь)

Небольшая летопись одной из самых успешных восточно-европейских игровых компаний

Проводя за играми десятки часов, не многие задумываются над тем как создавалось то, что они видят на экране, кто за этим стоял и на какие жертвы им приходилось идти. Но тем, кому все-таки это интересно, и посвящена эта статья.

Компания, которая изначально называлась CD Projekt, была создана в 1994 году двумя отцами основателями: Марчином Ивински и Михаелем Качински. Оба были энтузиастами, которые жили, как сами выражаются, во времена «инкубатора предпринимательства», начавшиеся после краха социализма. Люди были предоставлены сами себе и, по словам разработчиков, это была отличная возможность начать свой бизнес. И поскольку оба очень любили игры, они начали с дистрибуции игровой продукции или, проще говоря, стали «загонять» пиратские диски на варшавском рынке. Но вскоре уличную палатку они сменили на небольшие, даже крохотные, магазинчики, где, тем не менее, масштаб их деятельности возрос, и они стали торговать не только на местном уровне, но и работать с перекупщиками по всей Польше. Впрочем, это было только начало.

Марчин Ивински

Понимая, что они хотят не только распространять игры, но и делать их качественными, адаптированными для своей аудитории, они занялись локализацией. Поначалу переводили только текст, но затем перешли и к дубляжу, в чем им очень помог отец М. Ивински, поскольку работал на студии, занимавшейся трудоустройством актеров. Все это очень напоминает историю отечественной издательской группы «Фаргус Мультимедия».

CD Projekt была первая польская компания, сумевшая сотрудничать напрямую, хоть и удаленно, с западными разработчиками. Справедливости ради стоит сказать, что уже тогда существовали Techland и Metropolis, разрабатывавшие маленькие игры, ориентированные на локальную аудиторию, в распространении которых им тоже помогала CDP.

Михаель Качински

Но все изменилось, когда Марчин на одной из конференций встретил Рэя Музику и Грега Зещука (некогда главы BioWare), которые, как оказалось в процессе разговора, были не прочь адаптировать игру их компании Baldur's Gate для польской аудитории. Для того, чтобы это сделать потребовалось шесть месяцев и уйма сил. Тогда (это был 1998 год) для CDP это оказался самый амбициозный проект, который показал, что они хотят большего, они хотят разрабатывать собственную игру. Но впереди маячило продолжительное сотрудничество с BioWare, результатом которого должен был стать порт сиквела Baldur’s Gate: Dark Alliance, ему не суждено было сбыться. Запрет на создание ПК версии и отсутствие финансирования поставили перед CD Project главный вопрос: что делать дальше?

Рэй Музика и Грег Зещук соответственно

А дальше оставалось только одно: работать над собственной игрой, ведь у них сохранился код от несвершившегося порта, и они хотели его использовать. Но над какой? Первым в списке значился «Ведьмак». Права на него они приобрели удивительно быстро, учитывая, что до этого к пану обращалась с той же просьбой Metropolis, которой тот отказал. Проект был сразу определен как мировой, не смотря на то, что изначально над ним трудилось лишь пять человек. Именно для этого было создано отдельное подразделение под названием «CD Projekt RED». Но спустя год разработки проект закрыли, комнаду разогнали и начали все с нуля.

Арт к первой части и один из экранов загрузки

Михаель сам принимал участие в написание сценария к первой части, а Марчин занимался логистикой и управлением. Больше всего их беспокоил поиск издателя. Они хотели найти того, кто бы выпустил их игру в других странах. Но на первой же выставке Games Connection их ждало разочарование. К ним подошел человек и спросил сколько стоит их IP (интеллектуальна собственность), они ответили: «Не продается», на что издатель сказал с улыбкой: «Ну что вы, ребята, в нашей индустрии все продается.». В итоге они выбрали сложный путь и сами заключали договора с местными дистрибьюторами.

После успеха «Ведьмака» они хотели портировать его на консоли, но из-за разнгласия со сторонней студией и финансовых проблем разработка была «заморожена». Двадцать месяцев после кризиса 2008 года компания находилась на грани банкротства, приходилось проводить сокращения, но они держались, даже когда поступали предложения о покупке на сумму в миллион евро. Все это время внутри студии кипела работа над сиквелом. Михаель и Марчин уже не принимали в ней такого активного участия как раньше, но все еще контролировали процесс, первый редактировал черновики сценаристов, а второй вовсю был занят над созданием и развитием известного теперь интернет сервиса GOG.com.

Как Логвинов в Варшаву ездил

«Ведьмак 2: Убийцы королей» разошелся по миру тиражом больше пяти миллионов копий и это только продажи, не считая пиратства, одна из них досталась Бараку Обаме, но об этом всем и вы сами хорошо знаете, поэтому на сем мой рассказ я окончу. Хочется только выразить благодарность этой студии за то, что они не снижают планку качества своих игр и всегда «думают, как геймеры». Я там не был, но если б был, то мед и пиво б пил, но усы лишь б обмочил.

Смотрите также
Игровые серии, которые мы рискуем потерять
Фичер
Игровые серии, которые мы рискуем потерять
Cамый мужественный косплей
Фичер
Cамый мужественный косплей
Лучшие игры января 2017
Фичер
Лучшие игры января 2017
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться