The Boston Major 2016 Перейти

Краткий курс несчастной жизни

plan B (пользователь)

Мода на несчастных героев

Лучший герой – несчастный герой. Приторно-правильные вояки, отправляющие на тот свет по батальону пехоты в день, давно покинули зенит популярности. Общественности нужны новые кумиры — со сложной судьбой, разбитой вдребезги личной жизнью, алкоголической/наркотической зависимостью, паронаидальными наклонностями, — и вот уже перекачанные боевики с квадратными физиономиями канули в лету.

Почему дела обстоят так? Наверное, не только из-за избитости штампов и общей беззубости счастливых персонажей. Просто вот в чем проблема: в игре, как и в книге/фильме, обязан присутствовать сюжетный двигатель – кому-то отомстить, выполнить чье-то поручение, спасти мир в конце концов. Но как показывает практика, чаще разработчики делают это из рук вон плохо, ведь собственно мотивация героя – только оправдание всем бесчинствам и насилию, что он творит на экране.

И вот когда мы подходим к обсуждению героев, то здесь и открывается полнейшее безразличие авторов к нашим протагонистам. Но, это, по сути, никого и не волнует – судите сами: наша жизнь полна стрессов, проблем, неотложных дел. Для современного человека пройти очередную игру – все равно, что съесть гамбургер по дороге на работу, поэтому он и выбирает что полегче, быстро употребляется и переваривается – «каловдутие», например, или «баттлу по сетке». Так было, так будет, так есть – ведь сколько не читали людям лекции о вреде фастфуда, они продолжают регулярно гробить себя тоннами калорий и пестицидов.

Комедиант — самый аморальный и темный герой комиксов, и, наряду с тем — один из самых несчастных

Раз уж начали аналогию с реальной жизнью, то продолжим: но все же находятся среди «широких масс» личности, что решаются идти против системы – начинают ходить в спортзал, бегать по утрам, отказываются от калорийной пищи, — так и в стане разработчиков – изредка находятся люди, что решаются на отважный поступок: рассказать настоящую Историю – именно так, с большой буквы — реалистичную, иногда мрачную и пессимистичную, но интересную и живую, без намека на пафос или пошлости.

Все прекрасно и гладко – аж противно и гадко

А где интересный сюжет – там непременно харизматичные герои, причем в большинстве своем — несчастные. Ведь за счастливых персонажей попросту не нужно переживать, им не нужно сочувствовать, в них нет противоречивости. А герои должны быть в чём-то близки к обычным людям, и, поэтому, как бы то парадоксально не звучало, авторы стараются запихать как можно больше несчастий в одного героя, дабы каждый мог увидеть в нем себя. Наркотическая зависимость, одиночество, проблемы в семье — абсолютно счастливых людей не бывает, ровно, так же как и персонажей.

Но есть обязательно и оборотная сторона бремени несчастного героя – все несчастные персонажи — профессионалы в своем деле, обладают довольно циничным взглядом на мир, нередко незаурядными талантами и являются безоговорочными лидерами в том, чем занимаются.

Опять по аналогии – только на этот раз не с жизнью, а, например, с кинематографом. Представьте ситуацию: счастливый муж, жена-красавица, два ребенка (предположительно – сын и дочь). Все жарят барбекю на заднем дворе, большой двухэтажный дом, рядом припаркован новенький минивэн, ходит огромная, с виду злая, но на самом деле добрая собака — воплощение американской мечты, не иначе. Как только изобрели первые камеры, и зародился кинематограф, эта тема – центральная; все просматривается через призму тройного стеклопакета начисто выкрашенного в розовые тона. Это вполне логично – люди счастливы, ведь появилась возможность зафиксировать окружающую реальность. Пусть и слегка приукрашенную.

В годы войны — сплошь и рядом агитация, массовая пропаганда, фильмы, обещающие светлое будущее — «шишки» киноиндустрии действуют по указке правительства, — они обязаны поддерживать дух пушечного мяса военных, «политкорректно» оставляю за кадром размазанные по асфальту внутренности и оторванные конечности.

Но стоит стать фильмам обыденностью, как люди смотрят вокруг, и видят реальность: расизм, терроризм, государственные заговоры, проблемы во взаимоотношениях между людьми, дедовщина в школе/армии, безразличие верхов правительства к простым гражданам, наркомания, война как таковая — все это становится центральными темами кинематографа. И вот уже снимают военные фильмы не с улыбающимся суперменом, укладывающим по сотне фашистов в минуту, и выдерживающим очередь из крупнокалиберного пулемета, а с вполне обычными солдатами: стоит пробежать 50 метров — согнулся пополам, поспорил с командиром — словил по щам, зазевался в горячке боя — сиганул к старухе с косой.

"Спасти рядового Райана" — пожалуй, самый реалистичный фильм о второй мировой войне, пусть и не лишенный излишнего пафоса и вычурности

Но и тема войны со временем отходит на задний план. Вроде и война кончилась, и вроде даже победили, а проблем — вагон и тележка. В моду входит лирический герой, подробно начинает раскрываться его характер: он копается в себе, терзается сомнениями.

Но если совершить небольшой скачок во времени назад, то любовь к несчастным героям можно увидеть и в литературе – Лермонтовский «Герой нашего времени», персонажи Горького на рубеже XIX и XX веков (купец Васька Буслаев и библейский персонаж Иов) — все они бунтари, революционеры, хозяева Земли. Но стоит копнуть глубже, как перед нами открывается несчастный образ – неразделенная любовь, отчаяннее, душевные терзаний («Почему именно я?», «Кто давал мне право решать судьбы этих людей?» и т.п.).

Снова вернемся в наше время – начало двухтысячных ознаменовалось появлением «Доктора Хауса» — эталона несчастного и самого харизматичного героя, что породил множество подражателей. Хаус говорит все, что думает всегда и всем, хамит начальству, он сидел в тюрьме, издевается над подчиненными, наркоман, лечился в психиатрической клинике, мизантроп, социопат и просто несчастен (неразделенная любовь, смерть лучшего друга) — за это мы и любим его. А сейчас представьте на секундочку его счастливым.… хм, что-то не вяжется: Хаусу будет, что ценить и чем дорожить, а значит, он уже не сможет рисковать так безрассудно и безоглядно, как делал это раньше. Счастливому Хаусу придётся идти на уступки и компромиссы, и хотя бы иногда задумываться о том, как его поступки повлияют на остальных людей. Это будет уже совсем не тот Хаус, каким мы его знаем и любим. Поэтому авторы намеренно решают героя счастья (любви, например, или лучшего друга), понимая, что счастливый Хаус будет просто неинтересен – в таком случае, сериал придется попросту закрыть. Вот вам и главный аргумент, доказывающий, что несчастье героя – это неотъемлемая часть его характера, помогающая раскрыть внутренний мир персонажа.

А теперь предлагаю прервать эту затянувшуюся экскурсию в историю литературы и кинематографа (в названии портала все-таки присутствует слово «игры»), привести примеры из игропрома, попытаться представить несчастных героев счастливыми, и понять, что бы из этого вышло.

Верните нуар и волосы!

На одном из уровней можно найти Доктора Хауса, валяющегося в луже неизвестно чего – видимо, таким образом авторы отметили недавнее окончание сериала

Для примера вспомните, что сотворили Rockstar с Максом Пейном — и в прошлом не отличавшийся особо радужным взглядом на жизнь, к третьей части наш лейтенант окончательно деградировал: начал много пить, вести затяжные монологи, и банально за собой не ухаживать – в самом начале он больше напоминает Росомаху.

Вдобавок перенесем похоронный мотив из предыдущей части, заставим жрать главного героя обезболивающие а-ля Хаус (и на этом сходства не заканчиваются – Макс также не прочь сыграть на рояле) и закинем в самую гущу событий, куда-нибудь в Бразилию. По традиции все близкие начнут погибать, а неприятности будут преследовать Макса, прыгающего от укрытия к укрытию в своей алкоголичке, до самых титров.

И абсолютно все нагнетает атмосферу безысходности. Кругом враждебные физиономии, какие-то заговоры — солнечный Сан-Паулу уже с первых секунд далеко не солнечный. Вдобавок ко всему иногда Макс погружается в воспоминания – но там дела обстоят не лучше: то Макс убивает сына влиятельного наркодилера, то итальянская мафия нападает прямо на кладбище…

Из-за чего герой не счастлив?

- Его дочь и жену убили

Что теряем, если герой становится счастливым?

- «… и вот уже Макс примерный семьянин, он счастлив и работает себе спокойно копом, раскрывает преступления. Каждый день жарит барбекю со своей семьей и огромной собакой на заднем дворе большого двухэтажного дома…» А теперь поднимите руки те, кто из вас считает, что в таком виде игра стала бы культовой?

Первая часть игры во многом удалась из-за перенесенной буквально под копирку атмосферы – дикий монтаж и реалистичная озвучка сделали свое дело

Давай сыграем в игру

Или, та же игроизация «Пилы» — для меня вообще было загадкой, чего так долго никто не осмеливался прибрать к рукам данную лицензию – это же идеальная площадка для незамысловатой аркады. Тонны «кетчупа», механизмы, отрывающие/отрезающие/отпиливающие/откручивающие людям конечности и прочие приятные глазу современного геймера действа — что еще нужно фанатам для счастья?

Другое дело вот в чем: из такой обширной вселенной и истории можно было выбрать любого другого персонажа, но нет. Создатели решили акцентироваться на параноике-детективе, смыслом жизни которого стала поимка злосчастного «конструктора смерти».

Главный герой из заботливого семьянина превратился в алкаша, социопата и конченого мизантропа. После смерти напарника паронаидальное желание поймать «конструктора смерти» окончательно завладело им. Он развелся с женой, начал много пить и жить работой. Причем спустя некоторое время маньяк «сыграл в игру» практически со всеми напарниками детектива – но и это его не остановило. Однако сейчас и поимка «пилы», и месть за напарников его волнует меньше всего. Маньяк захотел «сыграть» с детективом Тэппом. Выжить – его основная цель.

Но если даже вы не играли в игру, но при этом смотрели хотя бы одну часть оригинальной киноэпопеи, то о том, какой финал ждет подобную историю, можно догадаться за версту.

Из-за чего герой не счастлив?

- Гибель всех напарников благодаря «пиле», паронаидальное желание поймать маньяка.

Что теряем, если герой становится счастливым?

- Допустим, детектив Тэпп поймает пилу и его напарников. Тогда из этого следует, что история подходит к логическому завершению, но, если учесть, что это 1-ая часть, а фанатам хочется добавки (ну или банально издателю срубить вечно зеленых на самых преданных из них – что итак произошло с продолжением), то это попросту не соответствовало бы идеологии первоисточника.

Вот таким Сэм представал перед нами в самых ранних превью

Деградация Борна Фишера

Какое только продолжение великой франшизы нам не показывали до релиза: то бомж-Фишер, скрывающийся от полицейских по городу с невероятной концентрацией растительности на физиономии, то обещали открытый мир и реальную симуляцию жизни, то чистокровный стелс в духе Chaos Theory, но, в финале нам предстал все тот же Фишер – брутальный, как и раньше в совершенстве владеющий огнестрельным и колюще-режущим оружием, разве что променял знаменитые очки и обзавелся трехдневной щетиной, а заодно превратился в чистокровный шутер с ДНК Маркуса Феникса.

И Фишера несчастием авторы не обделили – дочь Фишера прикончили, коллеги из Третьего Эшелона подставили, теперь он один против всех – воистину, как в многомилионном блокбастере – и сюжет явно не подкачал, жаль, что механика убила стелс начисто, — пожалуй, я даже процитирую товарища Nomad’а, дабы более точно передать ощущения от игры — «…Всё это время за кулисами шла не очередная переделка, а операция по спасению бренда…»

Из-за чего герой не счастлив?

- Убийство дочери, подстава начальства.

Что теряем, если герой становится счастливым?

- Мотивацию.

Третья часть обещает залатать все сюжетные дыры, а их, поверьте, за 2 части накопилось немало

Время кушать

Айзек Кларк – парень не робкого десятка. С виду обычный инженер, решил отправиться на Богом забытую планету, на Богом забытую станцию, дабы устранить технические неполадки на Богом забытом корабле, но все пошло не так из-за некоего артефакта – Обелиска, в результате чего он остался один-на-один с тоннами ожившей биомассы на огромном корабле, дрейфующем в открытом космосе. Не свихнутся в подобных обстоятельствах особого труда не составит, что, собственно Айзек в последствие и сделал.

Из-за чего герой несчастлив?

- Пережил ожившая-биомасса-апокалипсис и смерть любимой девушки

Что теряем, если герой становится счастливым?

- Львиную долю харизмы героя и хоррор, основанный на «глюках», во время визитов девушки Айзека с того света.

Апокалипсис сегодня

Что мы знаем о зомби? Они тупые, они медленные, они любят жрать человечину, — чего только не видели мы на данную тематику, как в кинематографе, так и в игропроме: и киноэпопеи, рассказывающие с серьёзной миной о ужасах сего явления, саркастические и пародийные фильмы, всячески высмеивающие штампы зомби-индустрии, — именно последнее преобладало в последнее время в стане поп-культуры: юмористический Plants vs. Zombies, наивный Dead Rising или пародийный Left 4 Dead. И в тот момент, когда, казалось бы, серьезно рассказывать о зомби-апокалипсисе невозможно, скромно и тихо на цифровых прилавках появилось новое творение Telltale Games.

Ли Эверетт – главный герой нового игрового сериала, гордо именуемого «Walking Dead», основанного на одноименном комиксе, — прикончил местного сенатора после того, как узнал, что его жена спит с ним. Но на этом череда несчастий не окончилась – во времена зомби-апокалипсиса он вынужден убить родного брата, мутировавшего в зомби. И только в этот период он начинает ценить семью и скучать по ней, однако, уже слишком поздно. До этого – примерный семьянин, университетский преподаватель.

Из-за чего герой несчастлив?

- Зомби-апокалипсис, гибель всей семьи, развод с женой, убийство сенатора.

Что теряем, если герой становится счастливым?

- Несколько душераздирающих и трогательных моментов; душевные терзания – ведь только вам решать, узнает ли нынешнее окружение Ли о его темном прошлом.

***

Подобные персонажи созданы для того, что вы смотрели на них. Смотрели и радовались, что вы не какой-нибудь свихнувшийся детектив, инженер-шизофреник или наркоман-калека, а обычный человек, живущий самой обычной жизнью. Задумайтесь об этом, и вы поймете, что все ваши проблемы касаемо долгов по учебе или кредита за холодильник – ничто, сущая мелочь по сравнению с тем, что пережили эти герои.

Ах да, чуть не забыл – мораль проста: цените и берегите то, что у вас есть. Остальное приложится.

Смотрите также
Как виртуальная реальность чуть не покорила мир в прошлом веке
Фичер
Как виртуальная реальность чуть не покорила мир в прошлом веке
Надо ли сейчас покупать шлем виртуальной реальности от Sony?
Фичер
Надо ли сейчас покупать шлем виртуальной реальности от Sony?
Команда Dignitas стала чемпионом EPICENTER: Moscow
Фичер
Команда Dignitas стала чемпионом EPICENTER: Moscow
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться