The Boston Major 2016 Перейти

Крокус и Крамбамбуля

Георгий Курган (редакция)

Чем была и чем стала крупнейшая российская игровая выставка «Игромир», а также зачем и кому она на самом деле нужна

За последние семь лет «Игромир» очень изменился и, безусловно, к лучшему. Первые несколько лет выставки прошли в ни на что не похожей атмосфере ярмарочного угара, притом — в самом подходящем для этого определения месте, на имперских развалинах московского ВДНХ. Для тех, кто не знает: это место, войдя в которое, человек моментально переносится лет на десять назад, а если идти правильным маршрутом — то и в 90-е, и даже в советские 80-е. Аттракционы «Кинотеатр 5D» и винный магазин «Станем друзьями» соседствуют с павильонами по продаже перги и китайских халатов, на 9 мая здесь выступает Катя Лель, а вокруг колосятся фонтаны Дружбы народов, павильоны кролиководства и скульптура, изображающая душителя песца.

Игромир в середине двухтысячных проходил соответствующе. Российские компании, не стесненные в средствах и приличиях, мерились высотой стендов и децибелами, из-за чего говорить можно было исключительно в режиме крика. Под ногами тысячами подошв смешивались листовки, пакеты, лопнувшие воздушные шары. На одном стенде человек, облаченный в мантию и корону, выкрикивает в толпу какой-то стыдный рэп (строчка «РАЗ-ДВА-ТРИ-Я-КОРОЛЬКОРОЛЬКОРОЛЬ» до сих пор иногда звучит в ушах страшным набатом), с огромного грузовика в зомбиподобную толпу швыряют майки, а прямо напротив входа целый день дерутся друг с другом поролоновые сумоисты. Среди всего этого ходят хмурые милиционеры и почти голые женщины. Последних самые отважные посетители так и норовили ущипнуть. Перед входом — то байк-шоу, то огромный лимузин, который нанявшая его компания (в то время — крупный и уважаемый игровой издатель) использует как гибрид переговорной комнаты и бара, с уклоном в последнее.

Все это было очень похоже на немецкую выставку Gamescom (которая в те времена еще проводилась в Лейпциге), только подернутую типично русским мракобесием. Но никого это не волновало, потому что в Лейпциге тогда толком никто не бывал: мы выживали, как могли. Для журналистов к аду толпы прибавлялся еще и ад кулуарный: пьяный создатель Postal 2 воркует о чем-то с продюсером Assassin's Creed Джейд Реймонд, про одного босса крупной западной компании рассказывают, как он в подсобном помещении спешно прятал «какую-то трубку» в момент, когда в комнату зашли малознакомые люди. Далее — страшного размаха афтерпати: с пивом, водкой, шашлыками, под аккомпанемент Арсена Петросова или в кафе «Крамбабмбуля», воспоминания о котором связаны со стыдом и ностальгией. На следующий день — обязательный обмен впечатлениями о том, кто, где и как проснулся.

Сегодня Игромир выглядит иначе. Вместо ВВЦ с ее медовухой и кислыми бутербродами — «Крокус-Экспо» с чистым полом, фудкортом, удобным проходом от метро и прочими благами цивилизации. На самой выставке — просторные залы, качественный косплей, играбельные версии хитов завтрашнего дня — словом, все как в лучших домах. И все-таки атмосфера той, старой выставки, ее, извините, духовная скрепа, неизменно чувствуется на «Игромире» каждую осень. Она выползает из самых неожиданных мест. Из дверей «Крокуса» — в форме орущего на толпу охранника. На подходах к нему — в форме школьников в очереди, которые кидаются мелочью и выкрикивают стадионные «заряды». В просторных залах — в виде неуместно юных и/или фриковатых персонажей с бейджиком «пресса», в виде торчащей из кармана фляжки с коньяком.

Все показываемые игры уже так или иначе светились — на выставках, западных и японских, а также в интернете. Поиграть в предложенные билды удается далеко не всем, и ветераны выставки это отлично знают. Что остается? Собирать халяву, пытаться тискать стендисток (уже не так активно, как раньше, но дух молодости жив!), участвовать в конкурсах. Для индустриальных работников — предаваться жизнерадостному декадентству за кулисами, пожимать руки знакомых и пожимать плечами – «опять совершенно нечего смотреть».

Но самое главное — в неуловимом ощущении, что именно за этим все сюда и пришли. Как это часто бывает в России, игровая выставка здесь — не то, чем кажется, и значительному числу ее посетителей игры нужны во вторую очередь. Похоже, это вполне устраивает всех причастных, и только к организаторам невольно проникаешься чем-то вроде сочувствия. Есть ощущение, что они оказались в положении Константина Левина из «Карениной»: несмотря на все их, чрезвычайно благородные, шаги по повышению уровня комфорта и цивилизованности «Игромира», большая часть здешней публики душой и сердцем остается где-то на ВВЦ, поближе к «Крамбамбуле».

Смотрите также
Что не так с PC-версией Mafia 3?
Фичер
Что не так с PC-версией Mafia 3?
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Фичер
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Война в Сирии: историческая справка
Фичер
Война в Сирии: историческая справка
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться